Зачем молитвы читаются монотонно?

Вячеслав Линник

Заблокирован
Харьков
Интересующийся
Помогите разобраться, уважаемые форумчане. Вот сколько раз слышу молитвы священника в храме, или даже скачав на сайте "Азбука веры" чтение утреннего и вечернего правила, столько и задаюсь вопросом - почему молитвы читаются таким монотонным голосом, на одной ноте, без выражения, и как можно быстрее? Такое впечатление, что священник не молится, а "отбывает очередь", лишь бы быстрей отчитать положенное и вернуться к своим каждодневным делам.

Пробовал так молиться дома. Скажу честно, после прочтения двух молитв, ко Пресвятой Троице и Псалом 50, в такой же монотонной манере, кроме угрызений совести за такое вот небрежное отношение к общению с Богом не испытал. Молитва, это ведь общение с Самим Господом, и оно должно быть искренним и живым.
 
Асино
Православный христианин
Вы так молиться не должны. Это делается в храме для того, чтобы не мешать молиться Вам, не отвлекать на красивый и выразительный голос читающего. Чтобы под чтение молитвы в храме - молился и каждый, не отвлекаясь, в эти моменты службы.
То же и по аудиозаписи правила. Чтобы молитва все же оставалась у Вас своя. Специально монотонно - не нужно, специально как дети делают "читать с выражением" тоже не нужно
 
оренбург
Православный христианин
Такое впечатление, что священник не молится, а "отбывает очередь", лишь бы быстрей отчитать положенное и вернуться к своим каждодневным делам....Пробовал так молиться дома. ...
В храме быстро читают чтобы вычитать то что должно и при этом не утомить народ длительностью службы.
Дома так молиться не нужно. Вот что о молитве говорит Серафим Саровский:
В молитвах внимай себе, т. е. ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя..." Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.
 

Вячеслав Линник

Заблокирован
Харьков
Интересующийся
Вы так молиться не должны. Это делается в храме для того, чтобы не мешать молиться Вам, не отвлекать на красивый и выразительный голос читающего.

Странно как-то... Находиться в храме и не слушать священника? Мне бы совершенно не помешал "красивый и выразительный" голос читающего, чтобы духовно объедениться с ним (читающим) в единой молитве. Скорее, мне бы это даже помогло настроиться на молитвенный лад и отрешиться, хотя бы на малое время от всего мирского. А так... Слушаешь и ничего не поймёшь, ничего не трогает, впечатление "обязухи", а не искреннего служения Богу.
 
Асино
Православный христианин
Вячеслав Вы не правы
Специально есть возвышенные и красивые моменты. Есть проповедь. Когда надо и можно и восхититься и подумать. А этот момент как раз для того, чтобы каждый молился сам и все вместе. Это проверено веками. Были случаи, когда не в меру старательный служитель-новичок полностью отвлекал прихожан, вплоть увы до смеха. Это продумано тщательно и проверено. Вам кажется что так было бы Вам же легче. Нет - Вы бы заслушивались. Молитва служителя стала бы более возвышена, и Ваши ЧУВСТВА тоже, но Ваша молитва потеряла бы.

Слушать то слушать. Но именно слушая самому молиться а не погружаться только в слушание.
 
Чернигов
Православный христианин
Вы так молиться не должны. Это делается в храме для того, чтобы не мешать молиться Вам, не отвлекать на красивый и выразительный голос читающего. Чтобы под чтение молитвы в храме - молился и каждый, не отвлекаясь, в эти моменты службы.
Что? А кому ж тогда чтец читает в Церкви молитвы?
 
Асино
Православный христианин
Что? А кому ж тогда чтец читает в Церкви молитвы?

Вопрос не понял. Тема о причинах монотонного, убыстренного чтения, чтения без выражения, а не о том - кому.

Собственно больше не буду заниматься плагиатом)))


Диакон Андрей КУРАЕВ

На протяжении Великого поста православный христианин проводит в храме намного больше времени, чем обычно. Длительными богослужениями Церковь настраивает нас на покаянный лад, и именно в пост легче познать силу и мощь соборной церковной молитвы.
У многих вновь пришедших в храм вызывает недоумение, почему священники и чтецы читают молитвы бесстрастно, без эмоций – на одной ноте. Всем известна присказка: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой». Однако пономари так читают не потому, что им надоело сотый раз читать одни и те же молитвы, а потому, что их специально учат читать именно так – нараспев (то есть без «расстановки»), бесстрастно (то есть без «чувства») и без подчеркнутой назидательности (то есть без «толка»).
Дело в том, что в храм приходят разные люди, с разными нуждами и чувствами. Церковные молитвы (прежде всего – библейские Псалмы) содержат в себе всю палитру человеческих чувств – от гнева до умиления, от славословия до покаяния. Каждое богослужение несет в себе и радостные, и скорбные слова. Одновременно и равно глубоко прочувствовать всех их практически невозможно. Поэтому человек, пришедший в храм с радостью, – будет соразмерять движения своего молящегося сердца с радостными и благодарственными словами службы. Тот же, в чьем сердце в этот час слышнее звучит покаянный вздох, – будет в сердце своем слагать те слова покаяния, которые также рассыпаны по всей службе.Так вот, если пономарь будет читать «с выражением» – он будет подчеркивать в молитвах именно те места, которые лучше соответствуют его сиюминутному состоянию, а оно может отнюдь не совпадать с молитвенным настроем всех остальных прихожан. Ему сегодня грустно – и он будет наскоро проглатывать радостные восклицания и акцентировать покаянные. Ему стало веселее – и вот уже покаянная боль не доносится им до прихожан. Выделение любой из тем в симфонии богослужения неизбежно приведет к тому, что кто-то из пришедших окажется лишним в этот день. Он пришел с покаянным сокрушением – а ему навязывают только «Аллилуйю».
Представьте, что было бы, если бы Шестопсалмие псаломщик начал читать «с выражением»! Остальным молиться было бы уже нельзя – настроения и предпочтения чтеца были бы навязаны всем. Монотонное чтение пономаря, вошедшее в поговорку, защищает свободу молитвенного труда слушающих. Именно «чужие слова» оставляют гораздо больше свободы для собственного построения своей молитвы человеком, чем «импровизация». Вообще же, цель православного богослужения не в том, чтобы возбуждать какие-то чувства, а в том чтобы преображать их.
 
Православный христианин
Что? А кому ж тогда чтец читает в Церкви молитвы?

Когда чтец начинает не читать молитвы, а молиться - то во-первых -это бывает волнительно и чтение от этого ухудшается, кому охота слушать, как чтец там на клиросе рыдает в покаянном приливе? правильно?
во-вторых - у каждого свои молитвенные переживания, и чужие - в основном сбивают с толку

то есть,как правильно сказал Администратор - отвлекает выразительность

А о скорости и невнятности - это уже не есть хорошо, конечно, это можно отнести к недостаткам, рождённым немощью чтеца. В монастырях, слышала, читают очень хорошо на службе....хотя и монотонно))
 
Москва
Православный христианин
лишь бы быстрей отчитать положенное и вернуться к своим каждодневным делам.
Очень верно подмечено. Для многих батюшек служение - это работа, причем Богослужение рутинная ее часть. Надо относиться к этому спокойно. Как говорится слушать слушайте а по делам не поступайте.
Лично я псалмы и молитвы пою. Начинаешь и прям за душу берет. Но к сожалению пропеть всю псалтырь или канон не могу, хочу чтобы ктонить научил. Так делали древние Отцы - пели псалмы.
Вы когда-нибудь слышали греческие Богослужения - Византийский распев, диаконы и батюшки поют и все так красиво и строго и боголепно. Есть чему поучиться.
Аминь.
 
Н

Незарегистрированный

Guest
Псалмы и молитвы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев - бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.
 
Белгород
Православный христианин
Мне как раз нравится монотонно читать, тогда не отвлекаешься на интонацию в голосе. легче сосредоточиться.
 
г. Ижевск
Православный христианин
Псалмы и молитвы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев - бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.

Таких примеров масса в католицизме. Ярчайший из них Мать Тереза.... Стигматики..... Которые довели себя сам Господь знает до чего.
Молитва в моем понимании должна быть сердечная, т.е человек думает когда он читает(вникая в суть читаемого), вникая в каждое слово в молитве, при этом стараясь отогнать чужеродные(вражьи) мысли лезущие постоянно в голову. И не в коем случае не представляя перед своим мысленным взором: Господа Бога и т.п. иначе предупреждали святые можно впасть в прелесть.....
Читала, что на службе необходимо мыслями тянуться за чтецом и т.п как бы сам читаешь, но не всегда получается. Мысли трудно сосредоточить, т.к враг воюет.

Простите меня грешную, если чем обидела или оскорбила вас
 
г. Ижевск
Православный христианин
Очень верно подмечено. Для многих батюшек служение - это работа, причем Богослужение рутинная ее часть.

Православным следует избегать осуждения и обсуждения разного рода духовенства - это большой грех. Как писал Серафим Саровский: Спасись сам и тысячи спасутся вокруг тебя. Говоря иначе у себя нужно смотреть недостатки и их с Божьей помощью исправлять.

Если у Господа Григорий испросите - чтение на распев, и это будет полезно для души вашей, то непременно получите просимое. Только просить нужно будет долго. Знаю человека, который с помощью Божьей научился читать по церковно славянски, причем его никто не учил. А потом, когда спросил: правильно, ли он читает Псалтирь, то монахи пришли в изумление и Спросили его, Кто его учил? Потому что так как он читал учат. Вот так Милосердный Господь все устрояет для нашего спасения и пользы. Слава Богу за ВСЕ!!!!

Простите меня если чем обидела, оскорбила, ради Христа Георгий.
 
Уральск
Православный христианин
Храм - не театр, а богослужение - не сценическое представление. Чтение молитв и должно быть монотонным (чуть нараспев) - так легче сосредоточиться молящимся на молитве, а не на эмоциях чтеца. Почему всё так и организованно.
Но есть в православном богослужении и великолепное пение (мне нравится, когда поют на греческом известные молитвы). Ну и, конечно - проповедь может (и должна) быть наполнена глубоким, искренним чувством.
 
Купянск
Православный христианин
Довольно интересно прочесть свои же вопросы полуторагодовалой давности. :) "Как молоды мы были... Как молоды мы были..." Простите меня, уважаемые модераторы, за мой былой пыл и неуёмную любознательность. Два заблокированных профиля, ярко свидетельствуют о том, сколько кровушкия вам попортил в своё время.:rolleyes:
Всё течёт, всё меняется, пути Господни неисповедимы. Милостью Божьей, в данный момент времени я сам являюсь чтецом в небольшом храме. Самоучкой осилил церковнославянский, слава Богу. Батюшка благословил читать часы и паремии. Если Господу будет угодно, буду и далее возрастать в избранном служении.
Как оказалось, это весьма нелёгкий труд, служить чтецом. И трудности НЕ в самом чтении, не в церковнославянском языке, и даже не в длительности служб, когда приходиться читать и два, и три часа подряд. Самая большая трудность, и самое большое искушение, в невоспитанности прихожан. :(
Боже упаси, не сужу никого. Но может быть хоть кому то будет полезно то что я напишу. Дорогие мои, возлюбленные... Уважайте труд читающего. Очень тяжело читать, когда в храме стоит гул и шум от празднословия и суетных разговоров. Да и не только чтецу приходится туго. Певчим и священнику тоже тяжело сосредоточиться, когда храм превращается в "место встреч", и "канал новостей". А ведь все трудящиеся в храме предстоят перед Господом, участвуя в богослужении, вознося молитвы и славословия Отцу Небесному за всех православных христиан.
 
Уральск
Православный христианин
Дорогие мои, возлюбленные... Уважайте труд читающего... А ведь все трудящиеся в храме предстоят перед Господом, участвуя в богослужении, вознося молитвы и славословия Отцу Небесному за всех православных христиан.
Хочу выделить подчеркнутое слово, уважаемый Вячеслав. На мой взгляд священники, диаконы и даже чтецы в храме не трудятся, а - служат. Это - несколько разные роды деятельности (не сочтите за придирку к словам). :)
 
Купянск
Православный христианин
Я Вам цитату небольшую приведу, Евгения... "Упорный и постоянный труд в меру отпущенных сил и полученных талантов требуется от священника. Там, где этот труд увенчивается засвидетельствованным от Бога и несомненным успехом, там на обратной стороне медали мы находим труды, труды и еще раз – труды..." Это из статьи о служении Иоанна Кронштадского. Любое служение в храме, это труд, и оно требует усилий, времени, и жертвенности. И я, как причастник(слава Господу) этого труда, не могу с Вами согласиться.
 
Московская область
Православный христианин
Хочу выделить подчеркнутое слово, уважаемый Вячеслав. На мой взгляд священники, диаконы и даже чтецы в храме не трудятся, а - служат. Это - несколько разные роды деятельности (не сочтите за придирку к словам). :)

Трудятся, все трудятся, Евгения. Вспомните ектению во время литургии:

"Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатая милости."
 
Московская область
Православный христианин
Довольно интересно прочесть свои же вопросы полуторагодовалой давности. :) "Как молоды мы были... Как молоды мы были..." Простите меня, уважаемые модераторы, за мой былой пыл и неуёмную любознательность. Два заблокированных профиля, ярко свидетельствуют о том, сколько кровушкия вам попортил в своё время.:rolleyes:
Всё течёт, всё меняется, пути Господни неисповедимы. Милостью Божьей, в данный момент времени я сам являюсь чтецом в небольшом храме. Самоучкой осилил церковнославянский, слава Богу. Батюшка благословил читать часы и паремии. Если Господу будет угодно, буду и далее возрастать в избранном служении.
Как оказалось, это весьма нелёгкий труд, служить чтецом. И трудности НЕ в самом чтении, не в церковнославянском языке, и даже не в длительности служб, когда приходиться читать и два, и три часа подряд. Самая большая трудность, и самое большое искушение, в невоспитанности прихожан. :(
Боже упаси, не сужу никого. Но может быть хоть кому то будет полезно то что я напишу. Дорогие мои, возлюбленные... Уважайте труд читающего. Очень тяжело читать, когда в храме стоит гул и шум от празднословия и суетных разговоров. Да и не только чтецу приходится туго. Певчим и священнику тоже тяжело сосредоточиться, когда храм превращается в "место встреч", и "канал новостей". А ведь все трудящиеся в храме предстоят перед Господом, участвуя в богослужении, вознося молитвы и славословия Отцу Небесному за всех православных христиан.

Согласна с Вами, Вячеслав. Вам тяжело читать при разговорах, а самим прихожанам тяжело от этих разговоров и хождения по храму во время литургии. Простите нас за это.
 
Сверху