Зачем нужно совершать добрые поступки

Рязань
Крещён в Православии
Добрый день!
Часто мы слышим от далёких от веры людей, что христиане совершают добрые поступки и воздерживаются от совершения зла лишь потому, что боятся наказания в аду либо желают получить награду в раю. А атеист, мол, точно знает (правда, откуда ??), что ему не будет воздаяния за его поступки, ибо Бога нет, и потому его поведение априори более нравственное и безкорыстное, чем не только у христиан, но и у исповедующих вообще любую религию.
А есть и другая опасная философия - чтобы прослыть хорошим человеком, совершенно не обязательно утруждаться совершением добрых поступков. Достаточно ограничиться простым неделанием зла, и всё.. То есть, вообще никто ни в чём ни перед кем не обязан, с точки зрения совершения добрых поступков - не обязательно врачу лечить больных, или повару варить еду, или сапожнику тачать обувь, - пусть не будет в этом мире НИКАКИХ людских поступков. Но ведь это же путь в никуда!..
Я думаю над вопросом, какой можно дать достойный ответ на вопрос необходимости совершения благодетелей.. На ум приходит такое, вкратце изложу. Каждый совершённый человеком поступок добродетели, если он совершается по мотиву искренней любви к ближнему и безо всякого помышления о воздаянии за него - это своего рода "проводник", по которому во тьму греха нашего несовершенного мира пробивается пусть и маленький, но яркий луч исцеляющей Божественной Благодати.. И в этот момент дьявол, пусть и совсем ненамного, отступает и "сдаёт позиции", потому что в этот момент с нами Бог !! То есть, каждый совершённый нами искренний добрый поступок делает этот мир хоть чуточку совершеннее, добрее и светлее!!
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Совершая даже принудительно добрый поступок, мы приобретаем навык к нему. То есть, свершения в дальнейшем добрых дел на "автомате", неосознанно. Позже даже и замечать его не будем, делаете потому что делаете и поступить по другому вы уже не можете.В этом основная ценность. Как ежедневное вычитывания правила молитвенного.
 
Латвия
Православный христианин
Необходимость совершения добрых дел возникает у человека по мере очищения сердца от страстей, умножения в нем любви к Богу и людям. Т.е. добрые дела - это следствие очищения сердца, приближения к Богу, а не самоцель. Хотя слышала и такое мнение, или у Святых отцов читала, не помню уже, что если даже и не чувствуешь пока в душе любви к людям, все равно нужно делать дела любви. Этим мы привлекаем к себе благодать Духа Святого, очищающего наше сердце и умножающего в нас любовь.


То есть, каждый совершённый нами искренний добрый поступок делает этот мир хоть чуточку совершеннее, добрее и светлее!!
Вообще наша цель – не изменить мир, а изменить себя, свою душу с Божьей помощью, чтобы спасти ее, ну и, по возможности, по мере просветления собственной души, собственным примером «светить» ближним своим….

А мир этот все равно обречен на сожжение, конец его известен – он сгорит вместе со всем его злом и беззакониями, которые перед вторым пришествием Христа переполнят его. Христос сказал: "Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?".

Другое дело, что чем больше святых праведников будут светить на земле, тем дольше Господь будет терпеть наш погрязший во грехах мир, как терпел Содом и Гоморру… Не было бы праведников на земле, этот мир давно уже сгорел бы…
 
г.Иваново
Православный христианин
А атеист, мол, точно знает (правда, откуда ??), что ему не будет воздаяния за его поступки, ибо Бога нет, и потому его поведение априори более нравственное и безкорыстное, чем не только у христиан, но и у исповедующих вообще любую религию.
У атеистов более нравственное и бескорыстное? а разве атеист вообще способен сотворить доброе дело в его чистом виде, не соединив его со своими страстями: тчеславием, гордостью, эгоизмом, высокомерием и т.п.? Настоящие добрые дела творят праведные христиане, очистившись от страстей и соединив свои силы с благодатю Божией: «без Меня не можете творить ничесоже» (Иоан.15:5)
 
Рязань
Крещён в Православии
Когда у христианина оппонент спрашивает, с какой целью христианин совершает добрые поступки или воздерживается от совершения злых, в этом вопросе скрыта подковырка - а с целью извлечения какой корысти он это совершает?
Единственный (на мой взгляд) достойный ответ на этот вопрос - если под "корыстной выгодой" понимается обретение Царствия Небесного и Обожения, то достичь мы можем этого лишь соединившись с Богом в Таинствах Церкви. Сердце, очищенное от грехов и страстей, не нуждается в поиске выгоды в обмен на свои поступки. И человек совершает поступки добродетели, просто потому что они нужны окружающим, а не ему самому.
 
г.Иваново
Православный христианин
если под "корыстной выгодой" понимается обретение Царствия Небесного и Обожения, то достичь мы можем этого лишь соединившись с Богом в Таинствах Церкви.
т.е. добрые дела для этого не нужны? достаточно Таинств?

а насчёт корысти, давайте обратимся к Евангелию, там всё что касается добрых дел так или иначе, связано с корыстью. Только корыстью особенной, ради того чтоб быть с Богом в Его царствии. Думаю что такая корысть ни в коем разе, уже не должна восприниматься отрицательно. Ведь к такой "корысти" призывает сам Господь!

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапываются и не крадут(Матф.6:19-20).



Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? ... Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах;(Матф.19,16-24)

Самое ценное сокровище, уже здесь на земле - это дар Святого Духа.
 
Рязань
Крещён в Православии
Тогда выходит, наши оппоненты (например атеисты) всегда могут упрекнуть нас в поиске корыстной выгоды. А сами о себе сказать - я за свои поступки ничего не получу, потому что Бога нет, значит я более нравственный и честный чем верующие
 
Калининград
Православный христианин
Тогда выходит, наши оппоненты (например атеисты) всегда могут упрекнуть нас в поиске корыстной выгоды. А сами о себе сказать - я за свои поступки ничего не получу, потому что Бога нет, значит я более нравственный и честный чем верующие

А какая корысть может быть при совершении доброго поступка? Помогая кому-нибудь - в чистом виде теряешь время и деньги, а в ответ ничего не получаешь. В чем корысть? Надежда получить Царствие Небесное за совершенные добрые дела - это похоже на сделку с Богом. Мотивацию христианина хорошо написала Марина23. Добрые дела - это естественное стремление человеческой души, не отягощенной грехами.
 
г.Иваново
Православный христианин
Тогда выходит, наши оппоненты (например атеисты) всегда могут упрекнуть нас в поиске корыстной выгоды.
Если наш Справедливый и Любящий Бог желает что бы праведники за свои дела получили воздаяние(награду),разве это безнравственно, несправедливо и бесчестно?
 
г.Иваново
Православный христианин
В чем корысть? Надежда получить Царствие Небесное за совершенные добрые дела - это похоже на сделку с Богом.
никаких добрых дел не хватит что бы получить Царствие Небесное, это чистый подарок Бога, дарованный через Иисуса Христа. Но степень награды в Царстве Небесном зависит уже от человека, от его дел.

"Посеянное же на доброй земле означает слышащего Слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, которые слушают Слово и принимают, которые услышав Слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат, сказав это, Он возгласил: «Кто имеет уши слышать, да слышит»."
 
У атеистов более нравственное и бескорыстное? а разве атеист вообще способен сотворить доброе дело в его чистом виде, не соединив его со своими страстями: тчеславием, гордостью, эгоизмом, высокомерием и т.п.? Настоящие добрые дела творят праведные христиане, очистившись от страстей и соединив свои силы с благодатю Божией: «без Меня не можете творить ничесоже» (Иоан.15:5)

и даже у таких остается примесь помыслов, которые отнимают достоинство у добр дел. Поэтому все праведники и "омывали свои добродетели потоком слез", чтобы они были чисты воистину.
А иначе - "Какие бы подвиги и труды мы бы не подъяли на себя, если мы при сем не стяжем болезнующего сердца, то все они напрасны и суетны" - (Лествица) .
 
Когда у христианина оппонент спрашивает, с какой целью христианин совершает добрые поступки или воздерживается от совершения злых, в этом вопросе скрыта подковырка - а с целью извлечения какой корысти он это совершает?
Единственный (на мой взгляд) достойный ответ на этот вопрос - если под "корыстной выгодой" понимается обретение Царствия Небесного и Обожения, то достичь мы можем этого лишь соединившись с Богом в Таинствах Церкви. Сердце, очищенное от грехов и страстей, не нуждается в поиске выгоды в обмен на свои поступки. И человек совершает поступки добродетели, просто потому что они нужны окружающим, а не ему самому.

Ему самому они тоже нужны, по подобию того, как пьянице нужна водка, чтобы напиться. Хоть это и пример "от противного", но святые нашли, что нет ничего дурного, чтобы объяснить так "механизм действия" утвердившегося навыка доброделания: "Бесстрастные это те, кто имеет такой же навык в добродетели, как страстные в страстях" - (Леств.)
 
г.Иваново
Православный христианин
Я думаю над вопросом, какой можно дать достойный ответ на вопрос необходимости совершения благодетелей..
ещё вспомнилась притча о прощении долга
Мф. 18:23-35
нам Господь простил так много грехов, что мы теперь просто обязаны прощать наших должников. Делать добрые дела - это наш долг! Сделал доброе дело и сказал "про себя" :
"Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк.17:10).
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Часто мы слышим от далёких от веры людей, что христиане совершают добрые поступки и воздерживаются от совершения зла лишь потому, что боятся наказания в аду либо желают получить награду в раю. А атеист, мол, точно знает (правда, откуда ??), что ему не будет воздаяния за его поступки, ибо Бога нет, и потому его поведение априори более нравственное и безкорыстное, чем не только у христиан, но и у исповедующих вообще любую религию.
Мы вовсе не стремимся попасть в рай или избежать ада. Это примитивное, искаженное и бессодержательное понимание христианской жизни. Цель христианина есть спасение, исцеление души, возвращение к Богу и соединение с Ним. Исцеление мы можем достичь только исполняя евангельские заповеди, одна из которых есть любовь к ближним. Никакой корысти в этом нет, а наоборот есть отдание себя другим и жертвенность.
«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:38-40). «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Эта заповедь есть призыв к деятельной любви, к добрым делам.
А есть и другая опасная философия - чтобы прослыть хорошим человеком, совершенно не обязательно утруждаться совершением добрых поступков. Достаточно ограничиться простым неделанием зла, и всё..
Во-первых, в задачи христианина не входит "прослыть хорошим человеком". Во-вторых, чтобы ограничиться простым неделанием зла, надо опять таки любить ближнего и делать добрые дела: - «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:8-10). В заповеди о любви к ближнему Христос не сказал «не делать другим того, чего себе не хотите», а сказал «возлюби ближнего твоего, как самого себя». То есть, Он не сказал – не делай зла ближнему, а сказал - делай добро ближнему. А ближний, как следует из притчи о ближнем, это любой человек, нуждающийся в твоей помощи в данный момент. А по некоторым толкованиям богословов, например, блаженного Августина, зло - это отсутствие добра, также как тишина - это отсутствие звука.
 
Физика духовная

Поступок добрый тогда, когда от него получаешь радость, т.е. состояние такое, будто зарядился особой энергией. Такая же она и у Бога - благодать Духа Святого. Подобие тянется к подобию. Как быть одного поля с Богом?
Батюшка преп.Серафим Саровский сказывал: "Всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого. Многие не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: Первая - Божия, всесовершенная и всеспасительная. В том состоит, чтобы делать добро единственно лишь для Духа Святого... Вторая - собственная своя, человеческая. Научает нас в услаждении нашим похотям, а то и творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Третья - бесовская - вполне пагубная. Эта научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их для одного добра, а не ради Христа".
(все просто, если понять, что поле и воля как бы одно и то же; вот такая физика духовная)
 
Сверху