"здоровый гнев"

город Минск
Православный христианин
да нет никакого современного знания о психике, глубже святых отцов никто не копнул, имхо. Современная наука - она больше мозг изучает
Мне психолог помогла актуализировать одно важное чувство. Сама бы я не справилась, читая книги в одиночку. В храме этим тоже никто не стал бы заниматься. Есть определенный формат общения со священником. Врачи нам даны от Бога, поэтому по Его благословению грамотный специалист может помочь.

Соглашусь.Я просто не стал подробно расписывать.Защита Родины.Защита близких.Защита веры-какие то очевидные понятия.
Себя тоже надо уметь защитить.

Юлия, добрый день.

И ?
И этим занялась современная психология. Есть авторы, которые описывают невротические личности, их особенности и то, как они строят отношения с окружающими. У святых отцов Вы не найдете таких исследований. Разве эти знания, если они собраны на научной основе, бесполезны?

Как взаимодействовать в какой то конкретной ситуации-чаще человек уже знает.По крайней мере у него есть какой то набор вариантов.Какой из них верный-тоже есть подсказки в виде совести,Писания.
И то,что человек например начинает утаивать какую то часть информации-значит он уже знает,что именно в этой части ответ очевиден-как он должен был поступить.
Просто так устроен мир,что подсказки дает не только Бог,но и сатана.Человек в этом случае-своеобразное поле битвы между светлыми и темными силами-силами добра и зла-какую сторону он изберет-те и победили.
Так иногда случается,что человек восновном выбирает подсказки темной сторны-начинает мыслить,действовать так же,как и они.Живет,что называется душа в душу с ними.
Вот такого человека очень трудно бывает освободить от такого...влияния.Не помогут никакие монастыри и старцы-потому что он это делает в полном согласии и непротивлении.Он,грубо говоря не возражает.Не протестует против этого.Бог не действует против воли человека.И даже если теоретически предположить,что можно избавить его от этого..влияния-человек найдет другого такого "товарища"-а может и злейшего....
Семеныч, а Вы кого слушаетесь? Уже разобрались? Если думаете, что Господь Бог, то учтите, что Он открывает нам в других людях Свой образ, а вот всякие гадости о ближних нам нашептывает враг, особенно, когда они кажутся очевидными!
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Семеныч, а Вы кого слушаетесь? Уже разобрались? Если думаете, что Господь Бог, то учтите, что Он открывает нам в других людях Свой образ, а вот всякие гадости о ближних нам нашептывает враг, особенно, когда они кажутся очевидными!
Ну,тоесть человеку нужно говорить только о его достоинствах?Тогда это по божески?))
Конечно же в человеке есть образ Божий.И то,что он идет на православный сайт,ищет ответы,в конце концов-плохо,хорошо,но несет свой крест(и наказание)-это говорит о том,что этот образ есть.
Я просто хотел сказать ему,что его жизнь-это его выбор. И другой выбор за него никто делать не будет.
И этот выбор можно менять.Можно долго ждать своего часа-каких то "тех" людей и "тех" обстоятельств,когда "звезды" совпадут особым образом и все "понравится"-и вот тогда то и "рвануть"-но это все иллюзия и самообман-так это и будет-"потом как нибудь".
А можно уже сейчас маленькими шажочками,потихоньку корректировать свой выбор в пользу образа Божьего.
И если даже этот человек прочитает эту тему-уже есть повод для каких то "микро"-выборов,в которых можно уже сейчас получать необходимвй опыт иинавык.А жизнь,она и есть череда таких вот маленьких выборов-возможностей уйма.
Выбор за вами...
 

Вячеслав1959

"непоминающий" Патриарха Кирилла
Православный христианин
И этим занялась современная психология. Есть авторы, которые описывают невротические личности, их особенности и то, как они строят отношения с окружающими. У святых отцов Вы не найдете таких исследований. Разве эти знания, если они собраны на научной основе, бесполезны?
Юлия, дайте, пожалуйста, определение современной психологии.
 
город Минск
Православный христианин
Ну,тоесть человеку нужно говорить только о его достоинствах?Тогда это по божески?))
Конечно же в человеке есть образ Божий.И то,что он идет на православный сайт,ищет ответы,в конце концов-плохо,хорошо,но несет свой крест(и наказание)-это говорит о том,что этот образ есть.
Я просто хотел сказать ему,что его жизнь-это его выбор. И другой выбор за него никто делать не будет.
И этот выбор можно менять.Можно долго ждать своего часа-каких то "тех" людей и "тех" обстоятельств,когда "звезды" совпадут особым образом и все "понравится"-и вот тогда то и "рвануть"-но это все иллюзия и самообман-так это и будет-"потом как нибудь".
А можно уже сейчас маленькими шажочками,потихоньку корректировать свой выбор в пользу образа Божьего.
И если даже этот человек прочитает эту тему-уже есть повод для каких то "микро"-выборов,в которых можно уже сейчас получать необходимвй опыт иинавык.А жизнь,она и есть череда таких вот маленьких выборов-возможностей уйма.
Выбор за вами...
Это очевидно и не вызывает сомнения. Вы хотите сообщить мне то, что я уже знаю, но знаю про себя?
 

Вячеслав1959

"непоминающий" Патриарха Кирилла
Православный христианин
Спасибо!

Понял, что писихика как наука изучает эмоциональные состояния отдельных людей и их социальных групп.

Святые отцы Церкви этой ерундой не занимались, понимая, что эмоции есть плоды страстей, которые укоренены в разумной душе, отличной по природе от чувственного тела, в котором проявляются эмоции.

По теме.

Глава XVI
О гневе

Гнев есть кипение крови вокруг сердца, происходящее от испарения или возмущения желчи, поэтому по-гречески гнев называется также χολη и χολος, что значит желчь. Иногда гнев соединяется с желанием мщения; ибо, будучи обижены или считая себя обиженными, мы гневаемся, так что в этом случае образуется чувство, смешанное из влечения и гнева89.

Существует три вида гнева: раздражение – называемое также χολη и χολος – злоба и мстительность. Раздражением называется гнев, начинающийся и возбуждающийся. Злобою – гнев длительный, или злопамятство; по-гречески такой гнев называется μηνις – от μενειν – оставаться, пребывать и μνησικακια – от μνημη παραδιδοσθαι – держаться в памяти. Мстительность есть гнев, выжидающий случай для мщения. По-гречески такой гнев называется κοτος, от κεισθαι – лежать.

Гнев служит разуму и является защитником желания. Так, когда мы желаем исполнить какое-либо дело и кто-нибудь нам в этом препятствует, – мы гневаемся на него, как подвергающиеся несправедливости, ибо для разума людей, охраняющих свое естественное право, такое препятствие, очевидно, должно быть признано достойным негодования.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_16#sel=164:1,168:43

Видите, что гнев проявляется как раздражение, злоба и мстительность.
Если гнев направлен на людей - это грех.
Если на свои греховные действия - это покаяние.

Также гнев дан человеку как защитная реакция воли на припятствия, ограничивающие ее природные проявления.
 
Православный христианин
Это очевидно и не вызывает сомнения. Вы хотите сообщить мне то, что я уже знаю, но знаю про себя?
Ну вобщем то да.Я хочу вам сообщить о том,что вы знаете и не хотите делать.Механизм,так сказать зарождения ваших проблем.
Даже если взять вот этот короткий промежуток-эту тему.
Достаточно изначально поставить вопрос,ответ на который вам известен-что лучше-правда или неправда?Что человека приближает к образу божьему,а что отдаляет?
Вы что думаете мир рухнет или люди скажут-"фууу-она пишет правду!Какой позор".Мы с вами уйдем с этого форума и уже через месяц о нас никто не вспомнит.Вопрос-с чем пришли и с чем ушли?
Мы делаем неправду-и уже сами себя ставим в эти рамки.Шарахаемся от своих "флажков".Блуждаем в собственном лабиринте ии играем роль,на которую сами себя и определили.И уже даже не можем просто сказать спасибо кому то.Отреагировать по человечески.
Одна пролема цепляет другую-и вот уже целый ком проблем.
И так-по жизни.Изначально сделали малюсенький неправильный выбор-и ушли с правильного пути.
 

Мария

другиня
Команда форума
Православный христианин
И этим занялась современная психология. Есть авторы, которые описывают невротические личности, их особенности и то, как они строят отношения с окружающими. У святых отцов Вы не найдете таких исследований. Разве эти знания, если они собраны на научной основе, бесполезны?

Доброго времени суток, Юлия!
Хочу начать своё сообщение словами Святого:
"Тело, будучи сложено из многих частей, когда занеможет, имеет нужду в разных врачевствах…
Душа же, напротив, будучи невещественна, проста и несложна,
когда занеможет, только одно врачевство может помочь ей –
это благодать Господа нашего Иисуса Христа
"
(Симеон Новый Богослов)

Надеюсь, что предыдущие мои сообщения не ввели Вас в заблуждение, что я отрицаю психологию или психиатрию. Не отрицаю, но их качественная помощь возможна только в крепкой связке с верой православной.
И я, разумеется, не придерживаюсь мнения, что труды святы отцов - для древних людей, а для нас, современных, они устарели.
Хочу поделиться с Вами несколькими прекрасными авторами, чьи труды можно и нужно читать:

Митрополит Иерофей (Влахос) Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души
Андрей Лоргус русский православный священник, писатель, психолог, ректор и преподаватель Института христианской психологии:
https://azbyka.ru/pravoslavnaya-antropologiya
https://azbyka.ru/kniga-o-schaste
http://lorgus.net/
Зенько Ю.М. https://azbyka.ru/m-dushevnye-sostoyaniya-v-xristianskoj-psixologii
Авдеев Д.А. Православный психотерапевт, директор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям. C 1991 года Д. А. Авдеев работает в направлении формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, разработки модели православной психотерапии. Его работы можно найти на Азбуке в разделах Азбука здоровья: психиатрия\психология:
https://azbyka.ru/zdorovie/nervnost-ee-duxovnye-prichiny-i-proyavleniya
https://azbyka.ru/zdorovie/pravoslavnaya-psixiatriya
https://azbyka.ru/zdorovie/v-pomoshh-strazhduyushhej-dushe-opyt-vrachebnogo-dushepopecheniya-avdeev

Рекомендую к прочтению так же книгу известного православного богослова Жан-Клода Ларше.
https://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psixicheskix-boleznej-opyt-xristianskogo-vostoka-pervyx-vekov
Интересная статья православного психиатра В.К. Невярович
https://azbyka.ru/zdorovie/psihiatr-v-k-nevyarovich-psihosomaticheskie-zabolevaniya

Также рекомендую прочесть работы или посмотреть видео-лекции Красниковой О.М.
Она психолог-консультант, преподаватель психологии, помощник ректора Института Христианской Психологии по учебной работе, член ЕМСАРР (Европейского Движения Христианской Антропологии, Психологии и Психотерапии), руководитель психологического центра «Собеседник».
http://fapsyrou.ru/teachers/krasnikova_olga_mihaylovna_148/
Инина Н.В. Сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, преподаватель Московского православного института святого Иоанна Богослова Российского Православного Университета. Руководитель Центра практической христиаснкой психологии и душепопечения при факультете психологии МПИ св. Иоанна Богослова РПУ. Её можно поискать в интернете или купить книги в интернет-магазине.

Бог помочь.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый день. Наверное, уже весь форум надо мной смеется. Юлия, "Вики" - это мой пунктик. На "Вики" статьи не имеют авторов. Это, по большому счету, анонимки. Поэтому ссылки на "Вики" лучше не делать. Информация не проверена. Почему бы не сослаться на словарь? На энциклопедию? На учебник психологии? Словом, на тот источник, у которого есть компетентный автор?
Извините, что влезла не по теме.
 
А

Алексей189

Guest
Соглашусь.Я просто не стал подробно расписывать.Защита Родины.Защита близких.Защита веры-какие то очевидные понятия.
Также очевидно, что нередко в момент внешней опасности важно навести порядок в тылу. Правда при этом лучше обойтись без гнева, но при сопротивлении придётся действовать решительно, иначе сомнут с обеих сторон.
Юле могу посоветовать просто не общаться с людьми, которые нарушают её личные границы. Если речь идёт не о близком родственнике, то какой грех в том, чтобы просто держаться от человека на расстоянии? И какой смысл подставлять другую щеку в этой ситуации? Человек лезет туда, куда попросили не лезть. Не надо путать смирение с мазохизмом.
Впрочем, прошу меня извинить, Вы наверняка искренно стараетесь помочь, а я тут влез со своими примитивными советами и суждениями.
 
Последнее редактирование модератором:
город Минск
Православный христианин
Спасибо!

Понял, что писихика как наука изучает эмоциональные состояния отдельных людей и их социальных групп.

Святые отцы Церкви этой ерундой не занимались, понимая, что эмоции есть плоды страстей, которые укоренены в разумной душе, отличной по природе от чувственного тела, в котором проявляются эмоции.

По теме.

Глава XVI
О гневе

Гнев есть кипение крови вокруг сердца, происходящее от испарения или возмущения желчи, поэтому по-гречески гнев называется также χολη и χολος, что значит желчь. Иногда гнев соединяется с желанием мщения; ибо, будучи обижены или считая себя обиженными, мы гневаемся, так что в этом случае образуется чувство, смешанное из влечения и гнева89.

Существует три вида гнева: раздражение – называемое также χολη и χολος – злоба и мстительность. Раздражением называется гнев, начинающийся и возбуждающийся. Злобою – гнев длительный, или злопамятство; по-гречески такой гнев называется μηνις – от μενειν – оставаться, пребывать и μνησικακια – от μνημη παραδιδοσθαι – держаться в памяти. Мстительность есть гнев, выжидающий случай для мщения. По-гречески такой гнев называется κοτος, от κεισθαι – лежать.

Гнев служит разуму и является защитником желания. Так, когда мы желаем исполнить какое-либо дело и кто-нибудь нам в этом препятствует, – мы гневаемся на него, как подвергающиеся несправедливости, ибо для разума людей, охраняющих свое естественное право, такое препятствие, очевидно, должно быть признано достойным негодования.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_16#sel=164:1,168:43

Видите, что гнев проявляется как раздражение, злоба и мстительность.
Если гнев направлен на людей - это грех.
Если на свои греховные действия - это покаяние.

Также гнев дан человеку как защитная реакция воли на припятствия, ограничивающие ее природные проявления.
Не знаю, Вячеслав, как психику человека можно назвать "ерундой". Наверное, Вам не помешало бы посетить какой-нибудь психо-неврологический диспансер и попробовать пообщаться с теми, у кого эта "штучка" вышла из строя...
В этом файле информация о том, как психологи советуют обращаться с чувством злости. Что в этой информации, на Ваш взгляд, не соответствует свято-отеческому учению?

Также очевидно, что нередко в момент внешней опасности важно навести порядок в тылу. Правда при этом лучше обойтись без гнева, но при сопротивлении придётся действовать решительно, иначе сомнут с обеих сторон.
Юле могу посоветовать просто не общаться с людьми, которые нарушают её личные границы. Если речь идёт не о близком родственнике, то какой грех в том, чтобы просто держаться от человека на расстоянии? И какой смысл подставлять другую щеку в этой ситуации? Человек лезет туда, куда попросили не лезть. Не надо путать смирение с мазохизмом.
Впрочем, прошу меня извинить, Вы наверняка искренно стараетесь помочь, а я тут влез со своими примитивными советами и суждениями.
Точно, Алексей! Я все ждала этого слова: "мазохизм". Вот именно этим я и не хочу заниматься. По возможности.

Доброго времени суток, Юлия!
Хочу начать своё сообщение словами Святого:
"Тело, будучи сложено из многих частей, когда занеможет, имеет нужду в разных врачевствах…
Душа же, напротив, будучи невещественна, проста и несложна,
когда занеможет, только одно врачевство может помочь ей –
это благодать Господа нашего Иисуса Христа
"
(Симеон Новый Богослов)

Надеюсь, что предыдущие мои сообщения не ввели Вас в заблуждение, что я отрицаю психологию или психиатрию. Не отрицаю, но их качественная помощь возможна только в крепкой связке с верой православной.
И я, разумеется, не придерживаюсь мнения, что труды святы отцов - для древних людей, а для нас, современных, они устарели.
Хочу поделиться с Вами несколькими прекрасными авторами, чьи труды можно и нужно читать:

Митрополит Иерофей (Влахос) Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души
Андрей Лоргус русский православный священник, писатель, психолог, ректор и преподаватель Института христианской психологии:
https://azbyka.ru/pravoslavnaya-antropologiya
https://azbyka.ru/kniga-o-schaste
http://lorgus.net/
Зенько Ю.М. https://azbyka.ru/m-dushevnye-sostoyaniya-v-xristianskoj-psixologii
Авдеев Д.А. Православный психотерапевт, директор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям. C 1991 года Д. А. Авдеев работает в направлении формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, разработки модели православной психотерапии. Его работы можно найти на Азбуке в разделах Азбука здоровья: психиатрия\психология:
https://azbyka.ru/zdorovie/nervnost-ee-duxovnye-prichiny-i-proyavleniya
https://azbyka.ru/zdorovie/pravoslavnaya-psixiatriya
https://azbyka.ru/zdorovie/v-pomoshh-strazhduyushhej-dushe-opyt-vrachebnogo-dushepopecheniya-avdeev

Рекомендую к прочтению так же книгу известного православного богослова Жан-Клода Ларше.
https://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psixicheskix-boleznej-opyt-xristianskogo-vostoka-pervyx-vekov
Интересная статья православного психиатра В.К. Невярович
https://azbyka.ru/zdorovie/psihiatr-v-k-nevyarovich-psihosomaticheskie-zabolevaniya

Также рекомендую прочесть работы или посмотреть видео-лекции Красниковой О.М.
Она психолог-консультант, преподаватель психологии, помощник ректора Института Христианской Психологии по учебной работе, член ЕМСАРР (Европейского Движения Христианской Антропологии, Психологии и Психотерапии), руководитель психологического центра «Собеседник».
http://fapsyrou.ru/teachers/krasnikova_olga_mihaylovna_148/
Инина Н.В. Сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, преподаватель Московского православного института святого Иоанна Богослова Российского Православного Университета. Руководитель Центра практической христиаснкой психологии и душепопечения при факультете психологии МПИ св. Иоанна Богослова РПУ. Её можно поискать в интернете или купить книги в интернет-магазине.

Бог помочь.
Мария, спасибо за информацию! Этого мне хватит до конца моих дней... Учитывая, что я устраиваюсь на работу научным сотрудником в лабораторию экономического анализа, без интересного чтения я не останусь даже во сне. :)
 

Вложения

  • ШИПЫ (чувство злости).docx
    236,9 KB · Просмотры: 99
Последнее редактирование модератором:
Интересующийся
Соглашусь.Я просто не стал подробно расписывать.Защита Родины.Защита близких.Защита веры-какие то очевидные понятия.

Православный грузин, православный американей, православный украинец, православный китаец - чью Родину должны защищать и за чье воинство молиться?...

Защита близких.... Не знаю. Если близкие живут по языческим понятиям - какой смысл защищать их от наказания Божьего?

Защита веры... Своей? Или Вы отвечаете за то - как все люди верят? Ну или говорите - защита учения. Но тогда не меч надо брать, а книги и читать - что же там написали. А то много у нас таких - рубаху на груди рвут - за веру, а по факту - и Евангелие не прочитали. Защищать надо то, что понял и принял, а не то, что где-то, около исторически сложилось.
 
город Минск
Православный христианин
Добрый день. Наверное, уже весь форум надо мной смеется. Юлия, "Вики" - это мой пунктик. На "Вики" статьи не имеют авторов. Это, по большому счету, анонимки. Поэтому ссылки на "Вики" лучше не делать. Информация не проверена. Почему бы не сослаться на словарь? На энциклопедию? На учебник психологии? Словом, на тот источник, у которого есть компетентный автор?
Извините, что влезла не по теме.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/724/ПСИХОЛОГИЯ
По-моему, от Википедии особо не отличается.
 
город Минск
Православный христианин
Ну вобщем то да.Я хочу вам сообщить о том,что вы знаете и не хотите делать.Механизм,так сказать зарождения ваших проблем.
Даже если взять вот этот короткий промежуток-эту тему.
Достаточно изначально поставить вопрос,ответ на который вам известен-что лучше-правда или неправда?Что человека приближает к образу божьему,а что отдаляет?
Вы что думаете мир рухнет или люди скажут-"фууу-она пишет правду!Какой позор".Мы с вами уйдем с этого форума и уже через месяц о нас никто не вспомнит.Вопрос-с чем пришли и с чем ушли?
Мы делаем неправду-и уже сами себя ставим в эти рамки.Шарахаемся от своих "флажков".Блуждаем в собственном лабиринте ии играем роль,на которую сами себя и определили.И уже даже не можем просто сказать спасибо кому то.Отреагировать по человечески.
Одна пролема цепляет другую-и вот уже целый ком проблем.
И так-по жизни.Изначально сделали малюсенький неправильный выбор-и ушли с правильного пути.
Говорите за себя. В отличие от Вас, я не мню о себе, что я "православный гуру", который: читает между строк, видит всех насквозь заочно и заранее знает все ответы. Я об этом Вам пишу уже не первое и даже не второе сообщение. Я создала тему не потому, что жду конкретной помощи от собеседников. Я поделилась существующей проблемой, и меня интересует, как к ней относятся другие люди. И только.
 
Православный христианин
Говорите за себя. В отличие от Вас, я не мню о себе, что я "православный гуру", который: читает между строк, видит всех насквозь заочно и заранее знает все ответы. Я об этом Вам пишу уже не первое и даже не второе сообщение. Я создала тему не потому, что жду конкретной помощи от собеседников. Я поделилась существующей проблемой, и меня интересует, как к ней относятся другие люди. И только.
Воля ваша.За сим,разрешите откланяться...)))
 
город Минск
Православный христианин
Друзья! В моей теме кое-что прояснилось.
Скорее всего, речь идет о ловушке человекоугодия (это - обратная сторона любоначалия), а также еще одной такой подобной страсти - плотоугодия. В целях сохранения внутреннего и внешнего комфорта какая-то часть меня согласилась пожертвовать своей свободой быть самой собой. Чувство злости удалилось из сознания в тех ситуациях, когда оно было уже не нужно, потому что его уже никто применять не собирался. Буду учиться: доверять Богу, терпеть неприятности, преодолевать страх и боль - то есть быть живым человеком, а не куклой в чьих-то чужих руках.
Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении, за Ваше неравнодушие, за которым я склонна видеть любовь к ближнему!
 
Последнее редактирование:
Сверху