Жестокость Ветхого Завета и доброта Нового противоречивы.

Крещён в Православии
Опять создаю скользкую и неудобную тему. Почти уверен, что внятного ответа не получу. Ну а вдруг...
Вот три цитаты, противоречие которых, мой ум разрешить не в силах:

1. да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.] (Втор.19:21)

2. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. (Матф.5:38-42)

3. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф.5:17)


В "Законе", который представлен в п.1 указан явный запрет на милость: "да не пощадит [его] глаз твой". Иисус же в п.2 Своими словами этот запрет отменяет. И все бы ничего, Бог дал заповедь - Бог забрал заповедь, на то Он и Бог. Но в п.3 Он отрицает очевидное нарушение ветхозаветного закона. Но Бог не может врать. Так как же это все стыкуется?
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Я для каждого возраста своя пища...
В языческом мире, где господствовали принципы - ты мне зуб, а я те всю челюсть в хлам, Ветхозаветное "зуб за зуб" это уже некое достижение...
 
Православный христианин
Бог такой закон дал по любви, что бы не было конкретного беспредела, в те времена за украденную овцу могли убить или покалечить, со всем остальным примерно так же, жили бы по человечески и законов бы не было...
 
Москва
Православный христианин
Вы прочли толкования наших св. Учителей на этот стих из 5 главы?Согласно 19 правилу 6 Вселенского Собора мы обязаны понимать св. Евангелие и др. книги Библии так, как понимает их св. Церковь,мнение которой выражено св.Учителями.Советую Вам,начните с толкования свят. Иоанна Златоуста,он очень подробно и четко рассказывает об этом стихе.
https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_...olov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/170

"Но каким образом, спросишь ты, Он не нарушил закона? И как исполнил закон, или пророков?Пророков — тем, что подтвердил делами Своими все, что они говорили о Нем, почему и евангелист постоянно говорит: “Да сбудется реченное через пророков” (Мф. 2:23); например, когда Он родился, когда отроки воспели Ему чудную песнь, когда воссел на жребя. Да и во многих других случаях Он исполнял пророчества, которые все остались бы без исполнения, если бы Он не пришел в мир. А закон исполнил не в одном отношении, но в трояком."

"Так как цель закона состояла в том, чтобы сделать человека праведным, чего, однако же, он не мог сделать, то этому назначению закона удовлетворил сам Господь, нисшед на землю и установив образ оправдания чрез веру. И чего закон не мог сделать посредством букв, то сам Христос совершил через веру, — почему и говорит: “Не нарушить пришел Я” закон."

"Если же кто тщательно будет исследовать, то найдет еще и третий образ исполнения закона. В чем же состоял он? В учреждении того закона, который Христос имел дать. В самом деле, Его учение не уничтожало прежнего закона, но возвышало и восполняло его."
(Свят. Иоанн Златоуст)

"Итак, если Он говорит, что пришел отнюдь не с тем, чтобы разрушить закон, а скорее, чтобы довершить его; то не подумай, что совершено полное уничтожение узаконенного в древности, но скорее как бы некое преобразование и, я сказал бы, переделка существующего в образах в истинное."

"Те, которые выучились искусству писать картины и рисунки, начиная рисовать, не тотчас рисуют не имеющее недостатков и вполне отделанное изображение, но оттеняют сначала одною, менее красивою краскою и предварительно делают видимыми еще не ясные очертания того, что они намерены изобразить; потом, раскрашивая эти тени, каждую приличною и соответственною ей краскою, превращают очертания в изображения явственные и несравненно лучшие, нежели те какие были вначале. Разве не так бывает?А занимающиеся медных дел мастерством, если, например, захотят сделать статую, сначала из воска приготовляют ее в непрочном виде, потом, расплавивши на огне медь, выливают ее и таким образом весьма хорошо сообщают своему изделию совершенный вид и красоту. Итак, как на тени наложено разнообразие красок, а также и медь расплавила фигуру, сделанную из воска, то может показаться, что отвергнуты и почти уничтожены первые и начальные фигуры. Но на самом деле не то. Медник и живописец, не греша против истины, могли бы сказать: мы не уничтожили тени и не отвергли, как совершенно негодные, фигуры, а скорее довершили их. Ибо что в этих тенях и фигурах было видимо еще как неясное и некрасивое, то перешло в лучшее и более явственное".

О поклонении и служении в Духе и Истине.

(Свят. Кирилл Александрийский)

"Каким образом исполнил его? – Закон был печатью и обозначением и символическим учением обрезания в сердце злых помыслов, о чем иудеи не имели тщания и за это самое были упрекаемы Пророками, как не обрезанные сердцем, и возненавидены от Взирающего в сердце, и окончательно стали отвергнуты. «Яко человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце» (1Цар.16:7). Для не проявивших же тщания приобрести оное (духовное обрезание), плотское их обрезание стало, как говорит Павел, необрезанием, и они отчуждили себя от невзирающего на лицо Бога, т.е. взирающего не на явное плотское оправдание, но на сердце, т.е. на невидимые и сущие внутри нас движения мыслей."
(Свят. Григорий Палама)

"Христос не разорил, а исполнил древний Закон. Этот последний не был противоположен св.Евангелию, а скорее был путем к нему, провозвестником его, тенью и образом. С пришествием св.Евангелия, он исполнился и прекратился, как прекращается ночь при появлении дня, как тень, при набрасывании красок. Воспитатель должен был уступить место учителю. И еще иначе: Христос исполнил Закон, так как сохранил его предписания, и прекратил, так как покрыл несовершенное совершенным. Отсюда евангельские заповеди не противоречат предписаниям Закона, но согласуются с ними. Закон есть начало, а св.Евангелие – исполнение."
Евфимий Зигабен

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
 

Вложения

  • Святитель Иоанн Златоуст.jpg
    Святитель Иоанн Златоуст.jpg
    58,4 KB · Просмотры: 79
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Прочитал все ответы и т.к. они однотипны и сводятся к проповеди, которую я слышал много раз в храмах о том, что закон Ветхого Завета - это облегченная версия Нового, то не буду делать кучу личных цитат, а отвечу всем сразу.
Это объяснение было бы весьма гладким, если бы не эта злосчастная фраза: "да не пощадит [его] глаз твой", на которой я отдельно съакцентировал внимание, но вы почему то предпочли этого не заметить. А она говорит о том, что ветхим людям была совсем не чужда милость, а их отношение к противоправным действиям не сильно отличалось от отношения к ним современного человека. И сейчас могут за косой взгляд убить, и тогда могли выбитый зуб простить. Но закон, а конкретно фраза "да не пощадит [его] глаз твой", на которой я в 3-ий раз акцентирую ваше внимание, категорично запрещал не только излишнюю месть, но и прощение.
Однако Иисус разрушил запрет на милость и более того, сделал ее рекомендуемым ответом на противоправные действия.
И это идет вразрез с Его словами: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф.5:18), т.к. буква все-таки существенно прешла.
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
да не пощадит [его] глаз твой",
А почему оторвано из контекста, где говориться о духовном совращении.

"Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои"
(т.есть идёт речь о родственниках и друзьях.)
"богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, – то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его"
(Далее еще круче)
"но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа,побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства"
(с дьяволом дружбы быть не может)
"весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла"
Очевиден главный мотив, спасти Израиль как основу для жизни вечной.
 
Москва
Православный христианин
Прочитал все ответы и т.к. они однотипны и сводятся к проповеди, которую я слышал много раз в храмах о том, что закон Ветхого Завета - это облегченная версия Нового, то не буду делать кучу личных цитат, а отвечу всем сразу.
Это объяснение было бы весьма гладким, если бы не эта злосчастная фраза: "да не пощадит [его] глаз твой", на которой я отдельно съакцентировал внимание, но вы почему то предпочли этого не заметить. А она говорит о том, что ветхим людям была совсем не чужда милость, а их отношение к противоправным действиям не сильно отличалось от отношения к ним современного человека. И сейчас могут за косой взгляд убить, и тогда могли выбитый зуб простить. Но закон, а конкретно фраза "да не пощадит [его] глаз твой", на которой я в 3-ий раз акцентирую ваше внимание, категорично запрещал не только излишнюю месть, но и прощение.
Однако Иисус разрушил запрет на милость и более того, сделал ее рекомендуемым ответом на противоправные действия.
И это идет вразрез с Его словами: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф.5:18), т.к. буква все-таки существенно прешла.

Вы прочли толкование?Вы понимаете о каком законе идет речь?

"Слово Господа так твердо и неизменно, что им держится весь мир видимый и невидимый, мир Ангельский и человеческий. Потому и слово Евангелия так твердо, что удобее небу и земле прейти, нежели йоте единой или черте единой погибнути от закона (Лк. 16:17). Всё, что сказал Господь в Евангелии, так истинно и так твердо, что небо и земля скорее могут прейти и исчезнуть, чем слова Господни, сказанные в Евангелии!"

"Ни йоты не уступай врагу из Божьего и церковного слова, ни йоты не уступай ему из заповедей Божиих, то есть старайся не согрешать ни одним помыслом, движением сердца (йота, черта — символ простоты)."
св.Прав. Иоанн Кронштадский


"В духе и существе, а не по букве. Весь Закон был сенью будущего (Евр. 10:1; Кол. 2:17); когда явилось самое тело, сень утратила свое значение, но вместе с тем осуществилось то, на что указывала сень. Отменен изветшавший древний Завет, но заменен совершеннейшим, которого он был только тенью. Исполняющий НОВЫЙ ЗАКОН исполняет вместе с тем и Ветхий, только не по мертвой букве, а в высшем совершенстве, в духе."
Еп. Михаил (Лузин)

"Закон десяти заповедей Божиих дан для всех народов и на все времена, и кто исполняет заповеди Христовы, тот исполняет тем самым и ветхозаветные заповеди Божии. Поэтому Господь и говорит: Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, доколе стоит этот мир, до конца веков, ни одна йота (самая малая буква) или ни одна черта (что еще меньше), т.е. самое, по-видимому, малое предписание Закона Божия не прейдет из закона (не будет отменено), пока не исполнится все, как непреложное слово Божие."


Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
А почему оторвано из контекста, где говориться о духовном совращении.
Контекст в шапке темы. И там не про духовное совращение. Прошу Вас быть внимательней. Не хочу, чтобы тема заспамилась излишними пояснениями.
"В духе и существе, а не по букве. Весь Закон был сенью будущего (Евр. 10:1; Кол. 2:17); когда явилось самое тело, сень утратила свое значение, но вместе с тем осуществилось то, на что указывала сень. Отменен изветшавший древний Завет, но заменен совершеннейшим, которого он был только тенью. Исполняющий НОВЫЙ ЗАКОН исполняет вместе с тем и Ветхий, только не по мертвой букве, а в высшем совершенстве, в духе."
В Ветхом Завете прощать нельзя, в Новом можно... как то не очень дух соблюдается.
 
Москва
Православный христианин
Контекст в шапке темы. И там не про духовное совращение.

В Ветхом Завете прощать нельзя, в Новом можно... как то не очень дух соблюдается.

Денис,еще раз,о каком именно Законе,ветхозаветном или новозаветном, идет речь в тех словах,которые Вас смутили?

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
 
Москва
Православный христианин
Контекст в шапке темы. И там не про духовное совращение. Прошу Вас быть внимательней. Не хочу, чтобы тема заспамилась излишними пояснениями.

В Ветхом Завете прощать нельзя, в Новом можно... как то не очень дух соблюдается.

Не можно,а нужно,обязательно нужно простить.

И это не рекомендательный характер,а обязательный.
 
Крещён в Православии
Денис,еще раз,о каком именно Законе,ветхозаветном или новозаветном, идет речь в тех словах,которые Вас смутили?
Ну читайте первое сообщение темы, неужели сложно вникнуть и не задавать лишних вопросов?
1. да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.] (Втор.19:21)
Разве этот закон не запрещает прощать обидчиков? Разве не идет он вразрез с п.2 моего первого сообщения?
2. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. (Матф.5:38-42)
 
Москва
Православный христианин
Ну читайте первое сообщение темы, неужели сложно вникнуть и не задавать лишних вопросов?

Так Вы же уже во 2 сообщении и новые пункты привели,Вы же сами написали о противоречии в словах:Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
Поэтому я и написал Вам о том, как правильно понимать эти слова.

Я не вижу никаких противоречий,все нормально и ясно.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Разве этот закон не запрещает прощать обидчиков? Разве не идет он вразрез с п.2 моего первого сообщения?

Этот ветхий несовершенный Закон заменен,преобразован Новым совершенным Законом.В чем проблема?

Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.


  1. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
  2. Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
  3. Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
  4. но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
  5. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
  6. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
  7. по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
 
Москва
Православный христианин
Но в п.3 Он отрицает очевидное нарушение ветхозаветного закона.

Не было никакого нарушения.Было новое Раскрытие буквы закона,превосходное изменение его несовершенств на совершенный новозаветный Закон.Тень исчезает и появляется истинное лицо Закона.

Святитель Иоанн Златоуст и др. Святые Отцы очень подробно и четко это поясняют,не вижу ни проблем,ни противоречий.
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Православный христианин
На то он и Новый Завет, что много там новых заповедей.

И Иисус Христос при жизни ни один закон ненарушил, но всегда обосновывал все Свои поступки так, что фарисеи, знающие законы до последней буквы, не находили в деяниях Господа ничего противозаконного и отходили от Него со злобою и с позором.
 
Православный христианин
Текст из Второзакония не запрещает милости, но требует проявить её к страдающим от клеветы. Грешному человеку хочется, чтобы все, в том числе и он, грешили безнаказанно, никакой милости в этом нет.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
1. да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.] (Втор.19:21)
Здесь нет призыва к мщению. Речь идет о справедливом суде и необходимости выполнения закона. Воздаяние за преступление не должно превышать зло, которое сделано самим преступлением.
2. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. (Матф.5:38-42)
3. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф.5:17)
В "Законе", который представлен в п.1 указан явный запрет на милость: "да не пощадит [его] глаз твой". Иисус же в п.2 Своими словами этот запрет отменяет. И все бы ничего, Бог дал заповедь - Бог забрал заповедь, на то Он и Бог. Но в п.3 Он отрицает очевидное нарушение ветхозаветного закона. Но Бог не может врать. Так как же это все стыкуется?
Это не запрет на милость, а указание на неизбежность тяжких последствий из-за нарушения закона. Когда нарушаем закон, то есть грешим, то это бесследно не проходит. Перешли на красный свет – получи ДТП с последствиями. Если гаишники не будут наказывать за нарушение правил, то будем наказаны страданиями последствий ДТП.

Всему свое время. Ветхий Завет это детоводитель к Христу. До пришествия Христа оправдывались законами Моисея. А закон предполагает неизбежность наказания за совершенное преступление. Но с воплощением Христа, который наполнил законы любовью Своей и милостью, мы оправдываемся не делами закона, а верой в Христа и любовью к Богу и ближним. Бог неизменен, но в зависимости от нашего состояния действует по-разному - в одних случаях проявляет строгость, а в других - милость. Христос не отменяет законы, а наполняет их любовью. Наказания в Ветхом Завете даны по любви к нам, как вразумления. Законы и в Новом Завете продолжают действовать как путь к обретению любви.

«А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:23-27). «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим.3:19-31).
 
Странное противоречие обнаружил автор темы. Мне тоже непонятно. И очень не нравится мимословие всех до единого отвечающих. Не знаете ответа, зачем лезете?
Ну Вы и лицемер.
Вы не правы. Денис в первом комментарии указал на определённую цитату, а Вы в комментарии №7 указываете почему-то на другую.
 
Сверху