Зло и Добро

Тема в разделе "О Боге", создана пользователем Сергей133, 19 июл 2019.

  1. Сергей133

    Сергей133

    Православный христианин
    Что такое добро, об этом сказано много и правильно. Но, что такое зло?
    Можем ли мы сказать это - то, что постигло Иова, или это- то что привело его к новым вершинам?
    Можем ли говорить о том, что благодаря "черной" полосе, человек укрепляется духом, становится сильней и задумывается о Боге? И наоборот, почему подарки судьбы , сваливаясь на голову,приводят к закономерной деградации и падению. Имеет ли "зло" отношение к Божественным законам бытия, к одному общему корню, или это сила прямо противоположна Божественной и не подконтрольна Творцу?
    Многие знают по своему опыту, что та или иная очень плохая ситуация в жизни, по прошествии лет, если оценивать ее ретроспективно, в итоге приносит только добрые плоды, только с одним "но", с осознанным пониманием , что все происходит по воли Божьей. Если такого понимания нет, и человек разделяет плохое и хорошее, что- это от Бога, а - это от лукавого, то жизнь подминает его приводя в состояние ни чем не отличающееся от животного ( например пьянство, или глухая злоба на всех), деградацию и бесславную смерть.
    В итоге главный вопрос: Как человеку прийти к Богу в течении жизни, если разделение мира, его восприятие на добро и зло (не имею ввиду грехи), просто по определению, не приведут к желаемому результату?
     
    Последнее редактирование модератором: 20 июл 2019
  2. Елена85*

    Елена85*

    Екатеринбург
    Православный христианин
    Человек свободен, если он выбирает зло, то он грешит, а грех - это отпадение от Бога, независимо от того, что спустя время эти поступки Божьей милостью приведут к благу.
     
  3. Ирина Сатури

    Ирина Сатури

    Казахстан
    Православный христианин
    Если считать каждый грех отпадением от Бога, то верующие постоянно то приближаются к Богу, то "отпадают". Это противоречит всему Новому завету. Есть грех к смерти, а есть просто согрешения, в которых нужно просто покаяться. "Отпадение от Бога" - это слишком сильно сказано. Для иудеев - да, так и было. Но не для христиан. Прочитайте апостола Павла, он хорошо объяснил в послании к евреям.
     
  4. Жанна2525

    Жанна2525

    ХМАО-Югра
    Православный христианин
    В одно время я озадачилась понятием добра в Библии. Постоянно же такое: слово знакомое, всем вроде понятное. Читаем Писание исходя из этого представления. И... Не бьется. Те же понятия: смирение, праведность, грех...

    Узнать об значении слово, с которым оно употребляется в Писании, можно именно из Писания ( и толкований к нему).

    Стала я искать, как и где слово "добро" упоминается, читать толкование к этим отрывкам. В результате логически ничего её поняла. А на подкорке что-то сдвинулось. Однозначно можно утверждать, что выполнять заповеди Божии - это творить добро.

    А посмотрите на молитву к Троице перед чтением Псалтири: "Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими.

    Что в переводе на русский:
    Господи, направь ум мой и утверди серд-
    це моё заботиться не о словах уст, но о смысле произносимого веселиться и готовиться к исполнению добрых дел
    – того, чему учусь я и что произношу, – чтобы, добрыми делами просвещённый, на Суде Твоём я удостоился стать
    справа от Тебя со всеми избранниками Твоими.

    Вот как это: добрыми делами просвещен?

    Понятие зла, которое рассматривается в стартовом посте, оно же о зле по отношению к нам. Вот мне плохо, значит для меня это зло. Дом разрушился, я заболел - это зло.

    Но, насколько я поняла Писание, важно именно то, что мы со своей стороны делаем. Это может быть или злом или добром. Причем среднего не существует.

    А Бог благ, и нет в нем никакого зла. И то, что происходит по Его попущению - добро. Хоть бы и скорби.

    Мне кажется, это важная точка разделения: я делаю, или мне делают.
     
    Елена85* и Елена Анатольевна нравится это.
  5. Рус_лан

    Рус_лан

    Крещён в Православии
    В первую очередь для себя самого важно разделять человека и то зло которое у него есть и воспринимать это как болезнь, немощь души. Это уберегает от заражения этим злом, например тогда, когда подмывает ответить хамством на хамство. В идеале нужно любить плохого человека и ненавидеть его грехи.

    Приписывание каких либо заслуг злу как у Булгакова в диалоге Воланда и Левия Матвея не верно , контр продуктивно и ведет к опасной симпатии и заигрыванию.
    У Гоголя в его очаровательной повести "Ночь перед Рождеством" кузнецу Вакуле в достижение его целей ( хотя и вынужденно)) помогало зло в лице черта, но это не привело ни к какой симпатии со стороны Вакулы, а только к прославлению Господа.
     
    Последнее редактирование: 20 июл 2019
    Елена85* нравится это.
  6. Николай Крюковский

    Николай Крюковский

    Православный христианин
    Хочу высказать свою точку зрения о добре и зле. Думаю всё заключается в ответственности, ведь мы все в какой-то мере ответственны и перед обществом и конкретно перед кем то. И если человек действительно несет ответственость за свое поведение,поступки и слова, ответственность власти над другими людьми (родители к детям или государство над народом например),беря эту ношу на себя исключительно по ЛЮБВИ к людям, то это и есть добро
    И наоборот безответственный человек, да если ещё и упивающийся властью над кем то или над многими, переворачивая всё в свою пользу, тем самым в гордыне унижая, обделяя и угрожая расправой зависящим от него, то это и есть самое что ни на есть зло.
    Думаю сама Любовь к Богу и людям
    именно в ответственности и выражается.
    Спасибо
    Всем всех Божиих благ!
     
    Последнее редактирование: 20 июл 2019
  7. Семен1987

    Семен1987

    Крещён в Православии
    Движимые благими намерениями, мы тоже можем творить зло, а после удивляться тому, что конечный результат прямо противоположен нашим ожиданиям. Не знаете, как правильно, спросите совета у мудрых людей, пусть они вам подскажут, что действительно является делом добрым и что является делом злым. Только, попросите их, объяснить вам, почему они что-то считают добром, а что-то злом. Я понимаю, что мудрых людей нынче днем с огнем не сыщешь, и все же они есть, и вы всегда можете их найти, и посоветоваться с ними.
     
    Жанна2525 нравится это.
  8. Сергей133

    Сергей133

    Православный христианин
    Мф.34.35. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить
    человека с отцом его,
    и дочь с матерью ее,
    и невестку со свекровью ее.
    "А Я говорю вам: не противься злому" (Мф. 5, 39)

    Когда восприятие Мира имеет целое - объемное понимание , злое начало поглощается Божественным, потому, что оно является частью целого. Если человек противится злу, он живет разделенной жизнью и фактически является составляющим этого зла, какую бы праведную жизнь бы он не вел. Потому, что зло- это не что иное как часть, утверждающая, что она целое.
    Часть утверждающая себя целым - это и есть дьявольщина. Если мы с этим не согласимся, призывая Господа избавить нас от личностного "лукавого" оно ( зло) не сможет поглотится целым и просто напросто не исчезнет, а будет находить для себя все новые и новые источники жизни. Если мы будем бороться с этим, мы будем самим собой и всегда будем разделенными. Зло существует в разделённости. Оно не может существовать тогда, когда мы есть целое и всеобъемлющее, осознавая , что все исходит от Бога. Когда мы разделены, зло существует в трещинах, укореняется между двумя частями. Когда мы принимаем всю жизнь как она есть, не отвергая и не отказываясь, не называя ее именами, (это- хорошее, а это- плохое),когда мы принимаем жизнь во всей своей всеобщности, тогда зло исчезает. Оно поглощается Божественным, поглощается Богом.
    Зло имеет божественные корни, или другими словами подчиняется законам Всевышнего. Его нужно вернуть обратно.Но насильно , мы его не вернем. В процессе борьбы, оно будет уходить от нас все дальше и дальше, не обращая внимание на монастырские стены и на количество часов проведенных в Церкви. Нам всегда будет не доставать какой- то части. И эта недостающая часть не даст покоя. Его нужно вернуть «домой». Оно должно быть поглощёно Целым.
    Если мы все принимаем, - ненависть исчезает. И неожиданно расцветает Любовь. Целостность обрезает корни зла. Мы никогда не будем злобны, разбиты и разделены снова, если примем все от Творца. Если не примем, мы останемся разделенными и нашей любви будет чего- то не доставать. В этом нужно основательно разобраться, потому, что это даже не религиозная и метафизическая проблема, а экзистенциальная. Эта проблема, которую каждый несет в себе.
     
  9. Елена85*

    Елена85*

    Екатеринбург
    Православный христианин
    Второй абзац в статье в точности повторяет мои слова - https://azbyka.ru/grex. "Отпадение" я употребила в широком смысле, но грехи, конечно, разные, нельзя одинаково относиться к абортам и выпитому в среду кефиру. Нужна рассудительность.
     
  10. геннадий 678

    геннадий 678

    Крещён в Православии
    А разве не может живой человек не делать ни добра ни зла?
     
  11. Олег Лесняк

    Олег Лесняк

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Мир Вам, Ирина.
    Это не противоречит тому, что говорил Господь. Он сказал: "В чем вас застану, в том и судить буду". Как Он будет судить, как оценит тяжесть греха - Его дело, мы не знаем этого. Но Он знает, что мы постоянно то приближаемся к Нему, то отдаляемся. И Он знает, что мы - злы (если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим... (Мф. 7:11)), поскольку зло стало нашей сущностью в результате первородного греха. Он ждет от нас не безгрешности, но покаяния. И священники учат: упал - вставай, снова упал - снова вставай, и так - до конца.

    Мне так кажется, что любой грех, в котором не каешься - отдаляет от Господа, хоть стакан кефира в среду, хоть грубое слово в адрес ближнего.
    А искреннее раскаяние, исповедание гораздо более тяжких грехов должно привести к их отпущению и оставлению. Никакой грех не может превзойти милосердия Божьего. Все может быть стерто Им. Но только при условии искреннего покаяния. Оплаканный блуд и убийство прощались, отречение от Господа прощалось... куда уж тяжелее!

    Есть опасность за мелкими грешками не видеть гораздо более тяжелых согрешений. Можно переживать по поводу того же пресловутого стакана кефира, выпитого в среду, каяться и пенять себе за этот кефир, но считать в порядке вещей осуждение соседа, который в среду котлеты жарит.
    Если осуждаешь - Господь тебе и стаканчик кефира в вину вменит, а не осуждаешь - и не вспомнит о нем... я так думаю.
     
    Ирина Сатури и Елена85* нравится это.
  12. Мария

    Мария другиня Команда форума

    Православный христианин
    Геннадий, можете привести пример?
     
    Жанна2525 нравится это.
  13. Олег Лесняк

    Олег Лесняк

    Санкт-Петербург
    Православный христианин
    Дело в том, что зла не существует. То, что мы называем злом, есть отсутствие добра. Так же, как тьмы не существует (это лишь отсутствие света) и холода не существует (холодом мы называем отсутствие или недостаток тепла, то есть энергии движения молекул).

    Итак, зло - недостаток или отсутствие добра. А что есть добро? Это следование Воле Божьей. Следовательно, зло - это отказ от следования Воле Бога. А Воля Бога есть спасение людей, их обожение. То есть зло есть то, что препятствует нашему спасению. Это грех.

    Поэтому в Вашем вопросе содержатся изначально неправильные посылы ("зло - сила", "зло - вне связи со грехом"). Зло - грех, и грех - зло. И это - не сила, это состояние или действие, в котором мы пребываем по своей воле.
     
  14. Анатолий Митрофанов

    Анатолий Митрофанов

    Православный христианин
    да...зло не бытийно, не сущее...
    это не столько отсутствия добра, сколько его порча
     
  15. Елена85*

    Елена85*

    Екатеринбург
    Православный христианин
  16. геннадий 678

    геннадий 678

    Крещён в Православии
    Здоровья Вам и Вашей семье, Мария.
    Ну, например, когда человек спит, ест, читает книгу, справляет естественные живой плоти надобности и не находится в общении с другими людьми.
     
  17. Мария

    Мария другиня Команда форума

    Православный христианин
    Мне кажется, что нельзя отдельные действия человека вот так вырывать из общей картины. Ведь важна совокупность обстоятельств, окружающих человека.
    Например, я читаю (вроде однозначно, чтение - добро), сплю (будто нейтральное), но в этот момент у меня могут быть не сделаны домашние дела: борщ с кашей не сварены (что будут кушать др.члены семьи?), или при этом в соседней комнате может быть лежачий больной, которому надо пролежни обработать или лекарство подать, или ребёнок малой играет без присмотра.
    Главное делать это в специально предусмотренном месте и прибрать за собой:)
     
  18. геннадий 678

    геннадий 678

    Крещён в Православии
    ***удалено***
    Добро и зло, на мой взгляд, проявляется в человеке в тайных намерениях и в отношениях между людьми.
    А сон это сон. И относить его к категории добра и зла не следует. Так же как и оценивать материальные вещи с позиции добра и зла. Этот стол добро, а этот зло.
    Моё мнение, что человек может находиться в состоянии, когда он не делает ни добра, ни зла. Новорожденный младенец, например, не делает ни добра, ни зла. Он живёт, спит, ест и т. д. Вы не согласны со мной?
     
    Последнее редактирование модератором: 8 авг 2019
  19. Анатолий Митрофанов

    Анатолий Митрофанов

    Православный христианин
    а помыслы?
     
  20. геннадий 678

    геннадий 678

    Крещён в Православии
    Какие помыслы во сне? Человек при справлении естественной надобности может об этом и помышлять. Может, конечно, и о духовном и о земном... Но при чём здесь добро и зло?
     
    Зия нравится это.

Поделиться этой страницей