Андрей-семинарист

Частички бытия...
Андрей-семинарист
«И самым в этой новой жизни поразительным, писала я когда-то, в свои «раннехристианские времена», было то, что вдруг наполнились абсолютно новым содержанием кровные узы. Прадеды, прабабушки и бабушки, мать и отец, тетки и дядья, братья и сестры, отшедшие из мира сего, заполнили вдруг мои мысли...»


Помню, с каким радостным чувством села я писать первые в своей жизни поминальные записки... Но, дойдя до бабушки с маминой стороны, с ужасом поняла, что не знаю, как ее зовут... Мамину маму. По мужской линии обоих родов естественным порядком, благодаря отчествам моих родителей, имена дедов были известны. Знала я и имя бабушки по отцу. А вот как звали бабушку по матери – узнать было уже не у кого...

Мама-мама, знала бы ты, как теперь, оказавшись, через Святое Крещение, лицом к лицу с тем фактом, что «у Бога все живы», как же теперь я жалела о том, что пропускала мимо ушей, досадливо говоря про себя: «Опять…», твои рассказы… Об отце-столяре (деде Алексее), о братьях и сестрах, коих, вместе с мамой, было семеро, о том, как жилось «при царе-косаре», о замечательной учительнице, с которой она, вместе с другими детьми из бедных семей, провела одно лето в Озерках (в тех самых Озерках, где я живу сейчас…). Так и стоит перед глазами ее лицо, озаренное каким-то далеким теплым отсветом. Только теперь, «зрячими» глазами, я вижу его, этот отсвет… А тогда – просто терпеливо слушала. Но вот что странно – о ее маме, моей неведомой бабушке, память не сохранила ничего. Ни слова… Ну ладно, что тут поделаешь! – но хотя бы уж как ее звали? Как же мне ее поминать-то, как просить о ней Бога?..

Я вспомнила о папке с письмами родителей, которые перепечатала когда-то на машинке, еще сама не зная, зачем, и пересмотрела их все, в надежде, что найду хоть какое-то упоминание о бабушке. Но нет, нигде ни слова. По всей видимости, умерла она рано и в маминой взрослой жизни ее уже не было…

Оставалась единственная надежда на Софию, дочку самой старшей из маминых сестер, которую все уважительно звали «Мария» – и никак иначе (о ней см. Три Марии, главка «Чекистка»). Софию военным ветром из блокадного Ленинграда занесло сначала в Ташкент, а оттуда в Харьков, где она и осела. Вдруг она помнит? Ведь она на 14 лет меня старше, и я очень надеялась на то, что она еще застала бабушку в живых и помнит ее живой памятью.

Я перерыла все свои залежи в поисках старенькой записной книжки, где, я отчетливо это помнила, значился телефон сестры. И нашла ее. И сразу стала звонить, без всякой, впрочем, надежды на успех: столько лет прошло с тех пор, как мы виделись и общались в последний раз, и, чтобы, когда радикальнейшим образом изменилась вся наша жизнь и даже Украина за это время стала «нэзалэжной», не изменился какой-то телефон?!.. И вдруг – услышала голос сестры: «Кто это?» А после объяснений: «Людка, это ты?!!» (Так у нашей родни когда-то повелось: Людка, Софка, а у старших – Дуська, Лизка, Зотька.) «Слушай, Софка, – сходу спросила я, – ты не помнишь, как звали нашу бабушку?» – «Не помню… Знаешь, не помню…».
«Тогда, – сказала я, – давай я к тебе приеду, и мы вместе постараемся вспомнить».


И я к ней поехала. Было это поздней осенью 1999-го, года «Великого перелома» – года, когда я приняла Святое Крещение и вошла в обновленную жизнь. (Я была тогда еще легка на подъем: всего-то шел 62-й год! С высоты нынешних моих лет – «всего».) Сказано – сделано. Сын мой эту поездку всячески одобрял (в нем явно пропал архивист). Взяла билет, какой был: плацкарта, место боковое, правда, нижнее. «Место последнее, около туалета. Будете брать?» – сказала кассир. «Да ничего, девятнадцать часов как-нибудь перетерплю, – сказала я, – давайте!»

Проведя меня сквозь длинный полутемный вагон, сын помог мне разместить вещи, мы попрощались, потом поделали друг другу уже через вагонное стекло ритуальные прощальные жесты – и поезд тронулся.

В вагоне было тихо, народ неспешно разбирался в полутьме с поклажей, и уже где-то звенели о стекло чайные ложечки…
Напротив меня сидел молодой, лет двадцати пяти, лысоватый худощавый человек. Какое-то время мы ехали молча, глядя на сиротские пейзажи, уже еле проступавшие сквозь угрюмую мглу за окном, и вдруг мой спутник сказал: «Вот, ждали снега на Покров, а его так и не было. Теперь, может, на Николу будет…» «Ну надо же!..» – подумала я и, помолчав, спросила: «Скажите, пожалуйста, а вы случайно не духовное лицо?» «Пока еще нет, – сказал он. – Я еще только учусь».


И пошел разговор. Он рассказал, что учится в Курской Духовной семинарии, на иконописном отделении. В Петербург приезжал за красками – у них таких нет, а у нас, в одной мастерской во дворе Лавры, есть какие-то особые краски, не помню уж, чем они особы, кажется, тем, что на меду и на яичных желтках. Потом он, как классический «человек с поезда», рассказал мне свою жизнь. Потом мы говорили о вере. О Спасении. Сошлись на том, что, «пока есть хоть один праведник…». В вагоне было тихо, только время от времени люди проходили в туалет, возле которого были наши места, и мы говорили тихо-тихо, но, хотя не слышать наши голоса все-таки было невозможно, никто не проронил ни слова, не сказал: «Может, хватит? Люди спят!»

Уже почти светало, когда мы разошлись по своим местам. Сколько-то я поспала, а когда встала и украдкой взглянула наверх, где спал мой ночной знакомец, поразилась – он лежал навытяжку, и я тогда подумала, что, наверное, он будет монахом…

Потом он легко, по-военному, спрыгнул со своей полки, умылся, принес два стакана чаю, и мы еще немного поговорили. Немного, потому что скоро был Курск. Но он успел показать мне свой требник, и я впервые увидела вблизи эту священную книжицу, с характерными красными буквами в конце страницы, упреждающими начальные слова следующей (мне потом мой батюшка объяснил, что эти буквы выделяются для облегчения чтения – чтобы чтецу не надо было делать пауз при переходе на новую страницу).

На подъезде к Курску он стал доставать с третьей полки свой багаж – какие-то неподъемные ящики, очевидно, с красками. «Как же вы всё это потащите?» – спросила я. «А, ничего, не привыкать!» И вдруг, уже развернувшись к выходу, сказал: «Кто бы обо мне молился!..» «А как вас зовут?» – спросила я. «Андрей…» – «Ну вот, Андрей, считайте, что одна молитвенница у вас уже есть!»

И он ушел, со своими ящиками. Человек с поезда… Которого Господь, с известными только Ему целями, посадил напротив немолодой уже неофитки… Ушел, оставив по себе в моем синодике одну строку: «Андрей-семинарист». Так я о нем и молюсь. Он, конечно, давно уже никакой не семинарист, а, вполне возможно, даже и не Андрей, а, может, о. Варфоломей или о. Мефодий, потому что я почти уверена, что он идет по монашеской стезе. Но я об этом ничего не узнаю, и у меня он так и пребудет Андреем-семинаристом.

…А когда я приехала к сестре, мы тоже говорили, говорили и говорили... И она плакала по своему родному городу, который вряд ли теперь уже, по немощи своей, увидит: «Я ведь готова без конца смотреть про улицы разбитых фонарей и про бандитский Петербург, только чтобы хоть мельком увидеть Неву, набережные, мосты!..» И мы вспомнили очень, очень многое… но только не то, зачем я ехала так далеко. Долгое эхо пионерского детства…

Уже летом я разыскала по просьбе Софии могилку ее мамы, а моей тети Марии, на коммунистической площадке, что напротив Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры, убрала ее, посадила цветы, стала и за эту свою тетю, как за всех сродников, подавать прошения Богу, а они ей как бывшей чекистке особенно нужны… А, поминая нашу бабушку, келейно и в храме, говорю: «Имя ее, Господи, Ты веси…», но записочку за нее подать не могу. Вечный мне укор…

Правда, я извлекла из этого урок и успела расспросить и записать то, что рассказала мне о корнях с отцовской стороны наша тетя Клава (Дед Никифор)...
  • Like
Реакции: 1 человек

Комментарии

Не могу не откликнуться на эту частичку бытия. Удивительно, как Господь перед каждым из нас вдруг приоткрывает другого человека, иногда на миг, его улыбку, слово, частичку души. Когда Юля была маленькая, она как-то так внимательно на меня посмотрела и сказала с детской точностью: "Интересно, как это быть тобой?" Мне тоже всегда интересно (не любопытно, а именно уважительно-интересно).
И еще, как я Вас понимаю, милая Людмила Александровна, в Вашем сожалении о недостаточном интересе к своим предкам в молодые годы. Я тоже теперь так жалею, что не слушала бабушкины рассказы "во все уши", не задавала вопросов. Я, например, хоть и знаю имена, часто не знаю, крещен ли был человек, да и вообще, сколько всего я теперь бы спросила, но увы... Как часто юности свойственно увлечение собой, своей жизнью, погружение в мир, сиюминутное.
 
Дорогая Татьяна, благодарю Вас за вдумчивое чтение! Вы очень точно вычленили два пласта моего рассказа: встречи, которые посылает нам Господь, уважительный интерес к другому - и непоправимые подчас последствия "увлечения собой, своей жизнью, погружения в мир, сиюминутное"... Быть может, хотя бы несколько человек вовремя, а не запоздало, как мы с Вами, "вспомнят о своих родных, с которыми мы связаны на все времена" (цитата из полученного мною утром личного письма).
Что же касается моей встречи, тут было немного другое: мне в то первое мое время в Церкви было практически не с кем разделить свои чувства и мысли о вере, а тут вдруг посылается мне пусть и молодой, но уже "свой" в Церкви человек, и я ему тоже для чего-то ведь посылаюсь, и, сидя "визави" в неосвещенном вагоне, мы с ним оказываемся в ситуации неминуемого и, как оказалось, взаимополезного общения! Такая, не побоюсь сказать, промыслительная встреча стоила строки в синодике...
 
Частички бытия. Сосредоточение. Жизнь несется, как скорый поезд. Мелькают окна, лица, вскинутые руки... Как у Михаила Козакова в его гениальном фильме "Безымянная звезда". Сосредоточиться невозможно, задержать взглядом мчащихся мимо людей. А уж остановить, поговорить, задуматься...И Господь дает такую возможность. Зачем, почему - неясно. Возможно, только лишь за тем, чтобы у этого начинающего иконописца и семинариста появилась здесь на земле своя молитвенница. Возможно, у него на целом свете не было близкой души и молиться в миру о нем было некому. И случилось чудо встречи.
И хочу согласиться с удивительно тонкими и точными ощущениями от прочитанного Татьяны Чернышовой. Тут абсолютно нечего добавить. Она все сказала. "Интересно, как это быть тобой?" Гениально!
 
"Возможно, у него на целом свете не было близкой души и молиться в миру о нем было некому". Да, дорогая Елена, пожалуй, что так и было. Смутно вспоминается что-то о деревенском детстве, о далекой от веры матери и неблагополучном брате. Так или не так это было, но в любом случае это было "чудом встречи", притом в режиме "стоп-кадра"... Спасибо Вам!
 
Сверху