Апокалипсис: когда состоится последняя всемирная война, кто её начнёт, кто завершит, где будут происходить самые страшные битвы?

Опубликовал Леонов Алексей Михайлович в блоге «Леонов Алексей Михайлович». Просмотры: 1703

Апокалипсис: когда состоится последняя всемирная война, кто её начнёт, кто завершит, где будут происходить самые страшные битвы?

Какие общие обстоятельства будут способствовать началу всемирной войны?

Незадолго до кончины нашего мира сатана, сдерживаемый ныне Божественной десницей, будет освобождён от вековых уз (из состояния уязвленности, скованности в силе и могуществе), выйдет обольщать все народы («находящиеся на четырех углах земли» (Откр.20:7)).

Пламенея хищнической злобой, ненавистью к Богу и человеку (а в особенности — к Божьим святым), он разошлёт во все стороны своих лукавых духов, всюду посеет соблазны, разбросает сети искушений, будет неистовствовать и лютовать в великой ярости.

Несмотря на то, что Евангельская проповедь обойдёт к тому времени весь белый свет (Мф.24:14), а Церковь исполнится язычниками (Рим.11:25) — произойдёт чрезвычайное оскудение веры (Лк.18:8). Многие чада Церкви, утратив ревность о Господе, расточат духовное содержание; и хотя по букве продолжат именоваться христианами, в действительности отпадут от Христа. Этому будет способствовать приумножение малых антихристов, лжеучителей. Коррозия греха пожрёт даже монашество и духовенство: «Сын Божий, придя, найдёт ли веру на земле?» (Лк.18:8).

Когда люди, нравственно разложившись и совершенно увязнув во зле, исполнят меру беззаконий, от них отступит Божья благодать. Заблудившись в греховных пороках, нечестивцы утратят Бога, а утратив, возненавидят Его ещё больше за все те несчастья — кары небесные, — что последуют за богоотступничеством: космические катастрофы, природные катаклизмы, экологические бедствия, голод, мор, болезни, поветрия, разрушения, войны.

«Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий» (Лк.21:26), но не трагичность их положения, ни тщетность попыток что-либо самостоятельно изменить не побудят их к покаянию. Как во дни Иова нечестивцы хулили Бога, бросая Ему вызов: «отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих!» (Иов.21:14), так будет и в последние дни, но уже повсеместно. Бессильная ненависть к Вседержителю будет жечь их и мучить, а они станут выплескивать её друг на друга и на святых.

Братоненавидение, косность, подлость, коварство, жестокость, ложь, нелюбовь прочно укоренятся среди людей, а для любви почти не останется места; не найдётся его и для правды (3Ездр.5:11).

Человечество погрузится в тьму неслыханного каинитства. Избавившись от оков, диавол найдёт благоприятную почву для взращивания плевел зла. Очень скоро он приумножит нечестие во врагах Божьих и втянет их в брань против Небесного Царя. Святые подвергнутся тяжким духовным искушениям и тогда даже твёрдая вера, высокая нравственность избранных окажутся под угрозой (Мф.24:9).


Где заполыхает главный очаг всемирной войны?


Началу глобальной войны будут предшествовать многочисленные междоусобные конфликты, локальные межэтнические и межгосударственные войны (Мф.24:7). Это будет происходить повсеместно. Одним из наиболее значимых центров последней глобальной войны станет Ближний Восток, соседствующие с ним регионы Северной и Восточной Африки.

Ещё во времена Ветхого Завета пророк Захария видел таинственную ефу, уносимую в землю Сеннаар. В ефе была женщина, олицетворявшая собою нечестие (Зах.5:11). Так Бог открыл рабу Своему, что земля Сеннаар (Шумер, местность, расположенная в районе бассейнов рек Тигр и Евфрат) станет пространством, где будет вершиться нечестие, беззаконие.

Остаётся ещё и ещё раз удивляться действию Божественного Провидения: как по очищении мира водами всемирного потопа эта земля стала местом первого организованного бунта народов против Бога (Быт.11:2-9), так и перед очищением мира огнём она сделается местом осуществления последних, ужасных во всех отношениях богоборческих замыслов.

Из общего анализа библейских и святоотеческих свидетельств выходит убедительно, что ареной будущих крупных походов и столкновений станут такие географические регионы как окрестность реки Евфрат (территория современного Ирака), Египет, Ливия, Эфиопия, Аравия, Сирия, Палестина, Иерусалим.

Согласно Откровению Евангелиста Иоанна Богослова, с рекой Евфрат будет связано то беспримерное по масштабу сражение, которое, волею Промысла, произойдёт перед посланием в мир двух небожителей, Еноха и Илии. Эта беспрецедентная битва начнётся после гласа шестой ангельской трубы, по освобождении четырех ангелов, связанных при великой реке. Результатом сражения (оторопь берёт!) станет гибель одной трети людей.

Вот это пророчество: «И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его. Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта, умерла третья часть людей» (Откр.9:13-18).

Сражение представлено в форме апокалиптического символизма, и в этом иносказании не всё представляется ясным. Но не много нужно труда, чтобы понять: оно ознаменуется чрезвычайно безжалостным, бесчеловечным проявлением. Дышащие серой, дымом и огнём чудовищные пасти, лязганье тонн гиацинтовых, огненных, серных броней, небывалая численность бойцов (обращаем внимание: количество одних только воинов, отмеченных символикой всадников, достигнет 200000000 человек (тьма равняется 10000-м; соответственно: 2 тьмы тем — 10000-м, взятым дважды по 10000 раз)) — эти и другие леденящие душу подробности не оставляют повода для сомнений: брань будет ориентирована на массовое истребление людей.

Некоторые исследователи желают отождествлять эту битву с Армагеддонским сражением, представленным в 16-й главе Апокалипсиса, имеющим развернуться после того, как шестой ангел выльет чашу в воды Евфрата: «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя... И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Откр.16:12-16).

Такое сопоставление слишком поспешно. Здесь есть на что возразить. Как явствует из контекста повествования Апокалипсиса, первая из упомянутых битв осуществится перед последней седмицей лет (три с половиною года проповеди Еноха и Илии плюс три с половиною года мирового господства антихриста), то есть до воцарения сына погибели, вторая же — после: в этом (втором) пророчестве дракон символизирует диавола, зверь — антихриста, лжепророк — его предтечу, соратника, оруженосца.

(Местность Армагеддон принято идентифицировать как область, расположенную на территории Обетованной земли, в районе горы Мегиддо (во времена Ветхого Завета эта земля не раз орошалась кровью участников боевых столкновений: в период судей «у вод Мегиддонских» сыны Израиля одолели войско Сисары (Суд.5:19-20); в период царей в долине Мегиддонской царь евреев Иосия потерпел поражение от войск фараона Нехао (4Цар.23:29)).

Комментируя этот (второй) фрагмент Апокалипсиса (Откр.16:12-16), святой Андрей Кесарийский нашёлся сказать: «По Божественному попущению река Евфрат может оскудеть водами, чтобы дать проход языческим царям для истребления друг друга и прочих людей, которые, думаем, двинутся из скифских пределов — места Гога и Магога, как об этом говорится далее в Откровении. А может и антихрист, происходящий от корня еврейского, из восточных стран персидской земли, где колено Даново, вместе с другими царями и вельможами, наследовавшими царское имя, перейдёт Евфрат и наведёт на людей телесную и душевную смерть: на одних за веру и терпение, а на других — за недостаток мужества и слабость» [1, с. 144-145].

Примечательно, что даже и гибель третьей части людей не образумит оставшихся в живых, не заставит остановиться, погасить безрассудную, братоубийственную вражду, не подвигнет раскаяться в делах рук своих. Подавляющее большинство людей того времени продолжат утопать в грехах и пороках, вязнуть в мерзости, поклоняться бесам и идолам, «которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить» (Откр.9:20-21).

Очевидно, Андрей Кесарийский допускал считать Армагеддонскую битву за одну с той, что произойдёт при участии полчищ Гога и Магога. Сам Тайнозритель даёт основание полагать, что это сражение станет последним в истории войн: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20:7-10).

(Заметим, что толкование Андрея Кесарийского на Апокалипсис признаётся одним из наиболее авторитетных экзегетических произведений этой направленности).

Помимо Книги Откровения о нашествии Гога в последние времена сообщает Книга пророка Иезекииля. Вглядываясь сквозь толщу грядущих веков, он воззвал к этому завоевателю от имени Бога и очертил обстоятельства шествия его полчищ: «Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем. После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы... И поднимешься, как буря, пойдёшь как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою» (Иез.38:7-9).

При внешней схожести двух предсказаний о Гоге... между ними есть значительная разница. К сожалению, многие современные исследователи, проводя параллель между сими пророчествами, или проходят по разнице скорым транзитом (обозначив её, но тут же списав на особенности поэтического, символического, метафорического языка), или вовсе обходят её стороной. А зря. Сходство не так очевидно, как кажется. Чтобы не оставить вопрос неразрешенным, укажем по крайней мере на два обстоятельства.

Пророчество апостола Иоанна Богослова располагает к мнению (и в русле этого мнения следует ряд отцов Церкви), что битва с участием Гога и Магога произойдёт в период господства антихриста над вселенной.

Согласно Иезекиилю, нашествие Гога (из земли Магог) случится за несколько лет до восшествия сына погибели на трон мирового диктатора — как минимум за три с половиною года (не позднее, чем за семь лет до скончания мира). Ведь один только срок утилизации оружия войны после разгрома Гога составит семь лет: «Тогда жители городов Израилевых выйдут, и разведут огонь, и будут сожигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы и копья; семь лет будут жечь их» (Иез.39:9).

В пророчестве Иезекииля Гога призывает Сам Господь. Стало быть, Гогу и его ордам отводится роль бича Божьего, орудия Праведного гнева и воздаяния. Бог привлечёт его в землю сынов Израиля за их согрешения, а потом поразит самого Гога за его злодейства. Так Он явит на нём святость Свою, чтобы узнали народы, что Он — Господь (Иез.38:16).

Не такой же, но другой строй причинно-следственных связей усматривается в Апокалипсисе, где сообщается, что Гог и Магог будут призваны освобожденным из темницы сатаной: призваны для борьбы с Сыном Божьим и Его святыми. Во время этого ошеломительного нашествия поток враждебных Церкви легионов хлынет не на Иерусалим — «духовный» Содом (Откр.11:8), а на возлюбленный Господом Иерусалим (Откр. 20:8): на Церковь верных. Для чего? Для того, чтобы утопить её в слезах её исповедников, в крови её мучеников.

«Гог и Магог, — удостоверяет Андрей Кесарийский, имея в виду свидетельство Иоанна Богослова, — придут при кончине века сего... Как дикие звери из ущелий, так... и предводительствуемые диаволом и его бесами разойдутся из своих мест по всей земле, чтобы пленить и разрушить стан святых, то есть Христову Церковь... При этом захотят покорить и овладеть Новым Иерусалимом, городом возлюбленным, из которого через апостолов Божественный закон распространился по всей земле (См.: Лк.24:27). Здесь, сказано, антихрист сядет во храме Божием или иудейском, ...как ожидают богоборные иудеи, имеющим быть восстановленным антихристом, или присваивая себе чуждое.., на самом деле сядет в Божественном храме — Церкви Вселенской. Но... не надолго! Ибо пожрёт их и указанные народы огонь, сошедший с неба, будет ли то видимый, как при Илии, двух пятидесятников (См.: 4Цар.1:10), или славное пришествие Христово поразит их духом уст Его, и вождя их диавола вместе с антихристом ввергнет в озеро огненное» [1, с.190-191].

Стало быть, в последние времена мир содрогнётся по крайней мере от двух военных кампаний, отмеченных именем Гога. Последняя ознаменуется особым безумством и святотатством, ибо будет предпринята против Единородного Сына Божьего.

Об этой последней кампании Кронштадтский пастырь пишет: «То восстание на Господа и Христа Его, о котором так заботливо старался сатана и которое так тщательно подготовил, наконец приходит к свершению. Род человеческий, имея во главе странное и ужасное потомство Магога, второго сына Иафетова, наступает вместе с полчищем сатаны, с антихристом и лжепророком, на смертный бой с самим Царем Славы и несметным воинством Его. Тайна беззакония совершается. Древний замысел древнего змия низложить Сына Божия (после неудачной попытки победить Его с одними только ангелами) повторяется в союзе с родом человеческим, охотно предавшемся сатане, чтобы идти против Единородного от Отца и в угоду сатане окончательно развенчать Его» [2, с. 264]

Возвращаясь к тому же вопросу в другой раз и рассматривая его под иным углом зрения, отец Иоанн смыкает контекст об Армагеддонском сражении воедино с контекстом о захвате Спасителем зверя (антихриста) и лжепророка, где, в частности, говорится: «И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» (Откр.19:19-20).

Вот дословный повтор его наставления: «Оно (обозначенное выше событие — А. Л.) изображает воинственное пришествие Сына Божия для поражения народов, собравшихся на месте, называемом по-еврейски Армагеддон, причем созываются все птицы, летающие по средине неба, чтобы пожрать трупы царей и воинства их, собранные под предводительством зверя. Конец этого сражения тот, что зверь и лжепророк, оба живые, брошены в озеро огненное, прочие же убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» [2, с.283-284].

Что касается отношения Иоанна Кронштадтского к описанному Иезекиилем походу Гоговых полчищ на Палестину, здесь важно подчеркнуть, что хотя он и держался той богословской позиции, что нашествие осуществится в последние времена, однако решительно утверждал, что его нужно отличать от вторжения антихриста в Иерусалим, равно как и от нашествия лжепророка, имеющего случиться прежде вторжения антихриста. По рассуждению Кронштадтского праведника, нашествие Гоговой рати осуществится не без активного подстрекательства евреев из колена Дана, единокровных антихристу.

«Когда Иерусалимский Патриархат, — свидетельствовал он, — преисполнится возвратившимися из рассеяния, раскаявшимися истинными Израильтянами и они поселятся и будут жить в безопасности на горах Израилевых, в это время, как вихрь, поднимутся народы для истребления новых христиан земли обетованной. У пророка Иезекииля, в главах XXXVIII и XXXIX, подробно описано нашествие и плачевный конец оного для полчищ Гога (нечто вроде Атиллы или Тамерлана). Нельзя не быть уверену, что это нашествие произойдёт по наущению и при содействии евреев колена Данова, рассеянного в тех самых местах, откуда вихрь нашествия на Палестину поднимется. Что погибель полчищ Гоговых на горах Израилевых произойдёт в последние времена, это неоднократно подтверждается в пророчествах Иезекииля. Тем не менее будут нашествия на Св. Землю самого сына погибели и ещё ранее лжепророка с берегов Нила или Тиссы. Старанием последнего совершится постановка на кровле Иерусалимского храма мерзости запустения. Его же старанием произойдёт восшествие на Престол Иерусалима сына погибели и воздаяние ему в храме Иерусалимском божеского поклонения от евреев, магометан и прочих отступнических народов» [2, с.202]

Нападение на Иерусалим лжепророка, по мнению Иоанна Кронштадтского, проиллюстрировано в пророчестве Даниила о семидесяти седминах. Результатом этого вторжения станет разрушение города и святилища, отмена богослужения и установка на кровле святилища идола антихриста [2, с. 213].

Вот как об этом свидетельствовал Даниил: «город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан.9:26-27).

Нельзя пройти тихой тенью и мимо пророчества о будущем завоевании Египта, Ливии, Эфиопии, зафиксированном в 11-й главе Книги пророка Даниила. Заметим, что поражение царей этих стран прочно связывается древним преданием с завоеванием власти антихристом над Римской империей (подробнее этот вопрос будет исследован ниже). Диапазон предполагаемых толкований названного провозвестия довольно широк. Из всех известных нам толкований уместно выделить два доминирующих смысла.

В упомянутом пророчестве речь идёт о презренном, неслыханно наглом, превозносящемся царе, нарушающем не только Божественные, но и человеческие уставы, совершающем то, чего не совершали ни его отцы, ни его деды и прадеды, отвергающем не только Единого Бога (что свойственно всем грубым язычникам), но и всякое божество. В ближайшем хронологическом измерении, о чём свидетельствовали некоторые отцы, это пророчество сбылось (но только отчасти) на личности Антиоха Епифана, злостном богохульнике, ненавидевшем иудейскую веру лютою ненавистью, надругавшемся над святилищем, запятнавшем свой трон кровью Израильских мучеников. Однако, к этому грозному властелину совершенно не приложимо речение об отвержении всякого божества. Наоборот, Антиох Епифан был язычником и по крайней мере внешне, формально чтил своих богов (2Мак.6:2). Кроме того, о презренном царе Даниил сообщает, что он «не уважит» желания жен. Это также противоречит образу Антиоха. Как известно, на женщин он смотрел с чувством необузданного сладострастия, как и другие женонеистовые цари, обладавшие всеми необходимыми возможностями для организации сексуальных утех. Одной из своих наложниц он даже отдал в дар Тарсян и Маллотов (2Мак.4:30).

Мы не без намерения остановились на личности Антиоха Епифана. Преданием Церкви он признаётся не только предшественником, но и ярчайшим прообразом антихриста. Стало быть, пророчество Даниила относится к нему ровно в той мере, в какой сам он относится к своему первообразу — сыну погибели.

Даниил повествует об этом презренном царе и о той брани, которую он учинит со своим воинством, так: «И восстанет... презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придёт без шума и лестью овладеет царством. И всепотопляющие полчища будут потоплены им и сокрушены им, даже и сам вождь завета. Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом. Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его... И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо что предопределено, то исполнится. И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех... Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, наводнит их, и пройдет через них. И войдет он в прекраснейшую из земель (считается, что здесь говорится об Обетованной земле — А. Л.), и многие области пострадают и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых. И прострет руку свою на разные страны; не спасется и земля Египетская. И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним. Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих» (Дан.11:40-44).

В исследовании Иоанна Кронштадтского, в примечании к рассматриваемому библейскому фрагменту, подчёркивается, что под захватчиком, обеспокоенном слухами с севера и востока, следует понимать лжепророка. Под лидером с востока — Гога, а под вождём с севера — антихриста. Само пророчество, по содержанию комментария, нужно относить ко времени признания власти антихриста над Римским царством.

Прилагаемый комментарий выглядит так: «Какие слухи с востока и севера встревожат лжепророка? Появление с востока Гога и с севера лжемессии и признание его властителем Римской державы. Лжепророк вступает с ними в союз и помогает утвердиться в Иерусалиме» [2, 2005, с. 210].

Святой Ипполит Римский захватчиком, имеющим погубить царей Египта, Ливии, Эфиопии, называет антихриста. При этом, в согласии с Даниилом, он декларирует, что Антихрист объединит свои усилия с родственными ему народами: Едомом, Моавом, сынами Аммоновыми (напомним: Едом, он же Исав, был сыном Исаака, братом Иакова — родоначальника двенадцати Израильских колен; Моав и Аммон были сынами Лота, племянника Авраама). Таким образом, Едомляне, Моавитяне и Аммонитяне признают антихриста царём; он же получит в них дополнительную точку опоры. Этот пророческий контекст святой Ипполит обогащает подробностью, указывая, что на начальных этапах пути к авторитарному лидерству антихрист завоюет крупнейшие Финикийские города: Тир и Сидон.

Вчитаемся в его слова: «Так Даниил говорит: “сии же спасутся от руки его: Едом и Моав и начало сынов Аммоних”. Ведь эти и суть те, которые соединяются с ним по причине родства и выставляют его царем своим... Итак, явившись от них в те определённые сроки, овладевши на поле брани тремя рогами из числа десяти, искоренивши вконец эти (три рога), т. е. Египет, Ливию и Эфиопию, захвативши (от них) плен и добычу, подчинивши себе и прочие остающиеся семь рогов, этот (антихрист) и начнёт надмеваться в сердце и гордиться пред Богом, как бы обладающий уже всем живущим. Первое его нападение будет на Тир и Сидон и окрестную страну. Взявши прежде всего эти города, он породит страх и в других... Он призовёт к себе весь народ (иудейский) из всех стран, в которых он разсеян; он присвоит их себе, как своих собственных детей; возвестит им, что он возстановит страну и возставит их царство и храм, — и все это с тою целию, чтобы они поклонились ему как богу по слову пророка» [3, 2008, с.243-245].

К этим событиям Ипполит Римский относит и пророчество Исаии, дополняя общую картину похода впечатляющей деталью: «И полетят в кораблех иноплеменничих: море купно пленят и сущих от восток солнца» [3, с.243].

В какой-то степени сблизить толкования святых Ипполита и Иоанна Кронштадтского можно при условии допущения, что антихрист, как главный лидер и политический стратег, в ряде баталий не будет участвовать лично; несмотря на то, что их ходом будут руководить его полководцы или союзники, победа, так или иначе, достанется лично ему.

Подводя итог сказанному, отметим. В последние времена Ближний Восток и примыкающие к нему регионы станут ареной крупных военных походов и батальных сцен. Сражение, имеющее произойти после сигнала шестой ангельской трубы и сражение, связанное с нашествием Гога, отмеченное в проповеди Иезекииля, произойдут не позднее, чем за семь лет до конца мира. Военная кампания по захвату Египта, Ливии, Эфиопии политически и хронологически будет связана с захватом власти антихристом над раздробившейся Римской империей. Вторжение в Иерусалим, результатом которого станет его разрушение, осуществится после признания антихриста Римским властителем. Наконец, Армагеддонская битва состоится во время царствования антихриста над всем миром, в период, тесно примыкающий к сроку Второго Пришествия Христа. Это сражение будет связано с нашествием полчищ Гога и Магога, отмеченным Евангелистом Иоанном Богословом.

Довольно выразительное пророчество о нашествии аравитян (аравийских драконов) зафиксировано в Третьей Книге Ездры. Данное пророчество трудно привязать к какому-либо из перечисленных боев и походов: «Вот, видение грозное, и лице его от востока. Выступят порождения драконов Аравийских на многих колесницах и с быстротою ветра понесутся по земле, так что наведут страх и трепет на всех, которые услышат о них... Вот, облака от востока и от севера до юга, и вид их весьма грозен, исполнен свирепости и бури. Они столкнутся между собою, и свергнут много звезд на землю и звезду их; и будет кровь от меча до чрева, и помет человеческий — до седла верблюда; страх и трепет великий будет на земле» (3Ездр.15:28-36). Когда именно оно состоится, сказать сложно.

Несмотря на то, что многие военные события будут связаны с Ближневосточным и Африканскими регионами, понимаем, что общий театр военных действий охватит огромные площади в разных частях света.

Имея в соображении описание таких обстоятельств войны как вздымающиеся к небу «полные свирепости» облака (3Ездр.15:40), пролитие с неба «страшной звезды» (3Ездр.15:40), смертоносные «летающие мечи» (3Едр.15:41), трудно удержаться от догадки, что в ней будут задействованы военно-воздушные и ракетно-космические силы.

Характерной особенностью последней войны явится катастрофическое поражение царства природы: «И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю» (Иез.38:20).

Указывая на высокую степень трагичности апокалиптических происшествий, пророк Божий Исаия не жалел мрачных красок: «Ужас и яма и петля для тебя, житель земли! ...Окна с небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся. Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена; шатается земля, как пьяный, и качается как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет и уже не встанет» (Ис.24:17-20).

Сложно прийти к безошибочному выводу, к какому именно из нашествий последних времен относится пророчество Иоиля о победоносном воинстве, позади которого будет оставаться выжженная степь и от которого никому не будет спасения: «...Наступает день Господень, ибо он близок — день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов. Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя: перед ним земля как сад Едемский, а позади будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него... При виде затрепещут народы, у всех лица побледнеют» (Иоил.2:1-6).


Общие сведения о начале и ходе всемирной войны

Относительно сдержанной, приближенной оценки времени начала всемирной войны святые отцы выказывали единодушие: она произойдёт при кончине веков, незадолго до Второго Пришествия Мессии. В Священном Писании время, предшествующее этому событию, обозначается различно, и в общем — довольно размыто: последнее время (Дан.11:4); последние времена (1Тим.4:1), последние дни (2Пет.3:3).

Сколько времени будет тянуться эта лихая година, неизвестно. По всей вероятности, она будет надвигаться на человечество постепенно, по мере нарастания зла, и её начало нельзя выделить четкой разделительной межой, точкой отсчёта. В каком-то смысле можно сказать, что она уже наползает на нас, ведь тайна беззакония уже в действии (2Сол.2:7), и время начала конца — близко (Откр.22:10); в наши дни это временное расстояние стремительно сокращается.

В контексте более обстоятельной хронологии, требующей точных датировок, мнения толкователей Апокалипсиса не отличаются единообразием. Многие и вовсе предпочитают обходить вопрос стороной. Действуя осторожно, они довольствуются более или менее общими замечаниями.

Попытки строго определить дату начала последних времен или дату кончины мира на основании тех или иных вычислений (библейских, логических, математических, астрономических, мистических, астрологических) предпринимались неоднократно. Среди датировок, связанных с приближением конца света или самим концом в разное время обозначались: 992-й, 1186-й, 1198-й, 1492-й, 1524-й, 1588-й, 1666-й, 1840-й, 1900-й, 1999-й, 2012-й годы. И этот перечень охватывает только те вычисления, которые сильно напугали общественность. Все они обнаружили безрассудство их авторов, все изначально были обречены на провал.

Более или менее приблизительное определение сроков событий последних времен на сегодняшний день возможно лишь в рамках обратного отсчёта от точки конца. Строго обозначены два заключительных этапа последней годины, длиною по три с половиною года каждый.

Разгару всемирной войны, как мы отметили выше, будут предшествовать локальные войны (междоусобного, межэтнического, межгосударственного характера). При наступлении последней годины такие конфликты будут тлеть или пылать по всему свету (Мф.24:7).

Со временем повсеместность и непрестанность конфликтов размоет порог сдерживающего страха перед всемирной войной, усилит поводы и причины для вовлечения в неё всех ключевых игроков. Эта война будет последней международной глобальной войной (самая последняя битва, Армагеддонская, будет организована против Святой Церкви).

Свидетельства Писания и Предания Церкви дают основания утверждать, что период одной из наиболее жарких фаз этой войны будет соответствовать времени выхода антихриста на поприще мирового господства.

Исходя из содержания 11-й главы Третьей Книги Ездры полагают, что перед началом апокалиптической войны в мире будут соперничать три супердержавы. Это суждение строится на толковании образа вылетающего из морского пространства орла. Согласно содержанию образа, орёл будет иметь три головы и двенадцать крыльев, осеняющих в размахе поверхность планеты: «и вот, поднялся с моря орел, у которого было двенадцать крыльев и три головы... он распростирал крылья свои над всею землею» (3Ездр.11:2). На три сверхдержавы, три полюса силы, три центра влияния указывают три головы парящего орла; на то, что эти полюса будут доминировать в мире, указывает охват площадью крыл всей территории земли.

Между тем как ранние, так и поздние церковные писатели выражали единство во взглядах, удостоверяя, что перед началом конца нынешнего мира ведущая геополитическая роль будет принадлежать Римской империи (к тому времени она возродится в духе и величии Древне-Римской державы).

(о восстановлении Римской имеприи см. подробнее: Будет ли возрождена Римская империя и станет ли она престолом сатаны?)

Одним из важнейших свидетельств, в этой связи, признаётся пророчество Даниила о четырёх выходящих из моря зверях. Четыре зверя этого провозвестия олицетворяют четыре могущественных царства: Вавилоноское, Мидо-Персидское, Греческое и Римское. Даниил созерцал их выступающими в той последовательности, в какой они являлись и исчезали в веках (за исключением последнего царства, Римского, которое хотя уже и утратило былую имперскую стать, однако восстановится, чтобы вновь обнаружить свой хищнический рык и оскал).

Под восстановленным Римским царством понимаются объединенные европейские государства, а также Восточные территории, имеющие подпасть под их боевую пяту.

Звероподобное Римское царство было показано Даниилу как имеющее просуществовать до последних времен. Символизирующий его зверь — четвёртый (он же последний) — чрезвычайно коварен и кровожаден, ненасытен, жаден, силён и свиреп: «и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними ещё небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним» (Дан.7:7-8).

Сокрушение, пожирание и попрание Римским страшилищем всего, чего бы оно ни пожелало, означает, что в последние времена Римское царство будет всюду чинить беззакония и произвол: бесцеремонно вмешиваться в дела «независимых» стран, навязывать им свои правила жизни, принуждать к исполнению своей воли, попирать государственные суверенитеты, низвергать (уничтожать) неугодных правителей. Вероятно, в это время политическая (и даже физическая) карта мира претерпит существенные изменения.

Противоречить логике этого довода — дело неблагодарное. Справедливость требует сказать: убеждённость, что в последние времена Римская империя будет вести себя нагло и агрессивно, провоцировать и развязывать войны, зиждется не на оценке внешней политики современных Западных стран, не под влиянием идеологических натяжек, пропагандистских идей, а на основе исчерпывающих объяснений образа Римского чудища (четвертого зверя), принятых Божьим пророком прямо из ангельских уст: «четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать её» (Дан.7:23).

Ближе ко времени выхода антихриста на поприще международного политического деятеля Римское государство окажется в полном расстройстве: утратит твёрдую единодержавную власть и раздробится на части. С этим событием будет связан захват политической власти десятью «римскими» царями (Дан.7:24). На данном этапе истории будут проявляться предзнаменования конца: приумножение зла, появление множества лжеучителей, увеличение количества стихийных бедствий и катастроф. Но «это ещё не конец» (Мф.24:6).

Десять царей, которые примут господство над жителями одряхлевшего Римского царства (после краха единодержавия), в видении Даниила представлены под образом десяти рогов (Дан.7:7). Антихрист же обозначен символикой малого рога (Дан.7:8). Он очень надменен; вскоре ему удастся возвеличиться над вселенной. Как явствует из видения, он будет взращен и вскормлен на почве Римской империи.

Владычество десятерых «римских» царей продлится недолго. На этом этапе антихрист, употребив расчётливость, хитрость, недюжинную стратегическую проницательность, воспользуется сложностью международной обстановки как политическим трамплином и вторгнется в их владения со своей ратью. Все десять венценосных особ окажутся неготовыми к длительному сопротивлению. Семь из них — отчасти из-за страха, отчасти из-за единомыслия с сатаной, отчасти из расчёта иметь хотя бы вассальную власть — встанут под его боевые хоругви, а трое не покорившихся (отмеченные эмблемой трёх выкорчеванных с корнем рогов) будут истреблены, уничтожены на корню (Дан.7:8).

К аналогичному выводу подталкивает содержание видения Евангелиста Иоанна Богослова: «...и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр.13:2).

Здесь зверь, выходящий из моря, — антихрист. Выход из моря — явление из бурлящих масс человечества на стезю авторитарного господства над миром. Его образ объединяет в себе атрибутику всех четырех животных (образов древних звероподобных империй), перечисленных в Книге пророка Даниила: «Первый — как лев... И вот еще зверь, второй, похожий на медведя... Вот ещё зверь, как барс... И вот зверь четвертый, страшный и ужасный...» (Дан.7:4-7)) Повторим, «лев» олицетворяет Вавилонское царство; «медведь» — Мидо-Персидское; «барс» — Греческое; самый коварный, не опознаваемый хищник, — Римское.

Помимо того, что зверь из видения Евангелиста Иоанна Богослова представляет антихриста, он же представляет его слуг и его царство. Сходство этого зверя с четырьмя животными из видения Даниила объясняется тем, что во-первых, после реализации замыслов антихрист будет властвовать над всею землею, то есть и над всеми территориями, которые ранее принадлежали четырем древним царствам (вся земля будет отдана ему сатаною в обмен на почести, какие он незамедлительно воздаст сатане вместе с поклонившимися ему, как богу, людьми); а во-вторых, тем, что его монархия впитает в себя наихудшее, что было свойственно населению четырёх государств.

Десять коронованных рогов и семь голов зверя, описанного апостолом Иоанном (Откр.13:1-2), имеют сходство с десятью рогами и семью (по выкорчевывании трех) четвертого зверя, описанного Даниилом (Дан.7:7-8).

Комментируя вышеназванный фрагмент Апокалипсиса святой Андрей Кесарийский свидетельствовал: «Рысью (в Синодальном переводе — барсом — А. Л.) означается царство греческое, — медведем — персидское, а львом — вавилонское, над ними будет владычествовать антихрист, который, придя как римский царь, разрушит их владычество, когда увидит глиняные персты их, которыми знаменуется слабое и удоборазрушаемое деление одного царства на десять частей» [1, с. 113].

Итак, последнюю мировую войну следует соотносить с периодом покорения антихристом семи и истреблением трех не покорившихся "римских" царей.

Раскрывая подробнее обстоятельства тех событий, церковный писатель Лактанций свидетельствовал, что после краха монолитной, централизованной власти Римское государство подвергнется междоусобным раздорам. Когда владычество сосредоточится в руках десяти царей, гражданский хаос не только не прекратится, но и усилится. Для удержания власти новые деспоты займутся увеличением численности своих войск. Однако все их старания сохранить за собой кормило господства не увенчаются успехом. Безответственное отношение к внутригосударственным нуждам обернётся кризисом хозяйственно-экономической деятельности. Когда земля, оставшись без землепашцев, сеятелей и жнецов, покроется саваном из сорняков — приумножится голод; жизнь людей станет совершенно невыносимой. Тогда-то в пределы владений этих правителей вторгнется могущественный и коварный враг с Севера. Верховным лидером этого войска (по Лактанцию) будет антихрист.

Вот, что об этом пишет сам Лактанций: «Сначала умножатся царства, и высшая власть, разрушенная и сокрушенная, разделится среди многих. Потом начнутся постоянные гражданские раздоры, и не будет покоя от гибельных войн до тех пор, пока не придут десять царей, которые разделят круг земель, однако не для управления, а для растерзания. Когда умножатся войска и когда будут заброшены земли, что является началом гибели и разрушения, они все сокрушат, разорят и уничтожат. Тогда неожиданно придёт к ним от крайних пределов севера могущественный враг, который, уничтожив из их числа троих, которые тогда будут обладать Азией, будет включен остальными в союз и поставлен над всеми. Нестерпимым владычеством он истощит круг земель, смешает Божественное и человеческое, подчинит все невыразимому и достойному проклятия слову, поселит в душе своей новые замыслы, чтобы создать себе собственную Империю» [4, с. 469].

Как явствует из представленного поучения, к тому времени антихрист не будет обладать планетарной гегемонией. Благодаря военной экспансии он подомнёт под себя семь царей, а после продолжит реализацию замысла по созданию всемирной монархии.

Мысль о том, что некий могущественный завоеватель выступит в будущем со стороны Севера, проходит сквозь апокалиптическую литературу сплошной магистральной чертой.

Отчасти эта идея перекликается с пророчеством Иезекииля о Гоге из земли Магог, имеющего выйти на брань «от краев севера» (Иез.39:2), отчасти — с пророчеством Даниила о презренном царе, опустошителе, которого, вдруг, встревожат слухи с севера (Дан.11:40-44). Ещё яснее и выразительнее раскроем эту мысль, если поставим её в параллель со словами пророка Исаии о северном крае, где в порыве надменности мечтал утвердить свой престол сатана, говоря: «сяду на горе в сонме богов, на краю севера» (Ис.14:13).

В том, что антихрист заявит о своих сатанинских амбициях не ранее чем по ослаблении Римского царства, святитель Иоанн Златоуст удостоверяет с опорой на высказывание апостола Павла: «...тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих» (2Сол.2:7-8).

Под удерживающим беззаконника Златоуст разумеет сильную римскую власть. Пока эта власть будет твёрдой, как железо, и пока на подконтрольной ей территории будут действовать силы закона и правопорядка, антихристу придётся с нею мириться: в тех условиях ему не хватит ни злодейских талантов, ни народной поддержки, чтобы успешно вести борьбу за престол. Кризис верховного правления явится для антихриста и лакомой приманкой, и предпосылкой начать, наконец, воплощать свою безумную мечту.

«...Когда прекратится существование римского государства, — пишет Константинопольский первосвятитель, — тогда он (антихрист) придёт. И справедливо, — потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится (антихристу); но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю — и человеческую, и Божескую власть» [5, с. 598].

О том, что антихрист будет обладать мощной боеспособной армией, в пророчестве Даниила прямо не утверждается. Такого рода свидетельство встречаем в Книге пророка Иеремии: «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и всё, что на ней, город и живущих в нем» (Иер.8:16). Имя Дан прилагается к сыну погибели на том основании, что он будет Дановым потомком.

Помимо сухопутной армии к услугам сына погибели окажется мощный военно-морской флот. Об этом факте мы узнаём из пророчества, процитированного святым Ипполитом Римским: «Соберет всю силу свою от востока солнца до запада; как те, которых звал он, так и те, которых не звал, (одинаково) пойдут вместе с ним; он сделает белым море от (множества) парусов его кораблей и сделает черным поле от (множества) огромных щитов и панцирей; и всякий, кто только встретится с ним на брани, падет мечем» [3, с. 218-219].

Из всего вышесказанного ясно, что на начальных этапах войны роль первой скрипки будет принадлежать не антихристу. Не он спровоцирует воспламенение той первой искры, от которой раздуется пожар глобальной войны. Повторим, в продолжении длительного времени по всему миру, то здесь, то там, будут вспыхивать региональные войны. Они подготовят необходимую политическую почву, психологический фон для разжигания крупномасштабных международных конфликтов. Узел глобального военного противостояния на шее человечества будет затянут при участии высшего руководства Римской империи. Угли пожара последней апокалиптической войны раскалятся в период правления десяти "римских" царей. Затем в учиненную ими кровавую свару ввяжется антихрист. Это станет одним из кульминационных этапов войны. Таким образом, общий ход войны растянется на несколько лет.

Казалось бы, после того как антихрист оседлает конька своей окаянной мечты — соберёт все народы земли под свой скипетр — повод для новых захватнических войн должен исчезнуть. Ведь с одной стороны сам антихрист всецело достигнет желаемого — получит не только венец земного монарха, но и воссядет в храме, как бог. Какая у него будет нужда на кого-то нападать? С другой стороны, после всеобщего поклонения ему как богу у него не останется политической оппозиции: часть противников он сокрушит, другую усмирит. Цепенея кто от фанатичного восторга, а кто и от ужаса, его подданные сами себе дадут «нужную» психологическую установку: «кто может сразиться с ним?» (Откр.13:4). При таком положении вещей об открытом военном противодействии антихристу, и даже об учинении против него партизанской войны не может быть речи.

Очевидно, что христианские праведники (не по численности, но по твёрдости духа, самоотверженности, вере и преданности Христу) будут представлять для антихриста немалую идеологическую опасность, станут преградой для торжества его культа. Он не рискнёт бросить свой авторитет против их доводов — на них он набросит весь ужас своей репрессивной машины.

Излишне напоминать, что альтернатив у христианских святых будет не много: 1) публично отречься от Христа, воздав поклонение Его жалкой пародии — ложному мессии, и принять печать зверя; 2) обречь себя на добровольное изгнание: бежать в недоступные горы, выжженные жаром пустыни, непроходимые дебри, степи и топи болот; 3) принять мученический венец.

Безжалостные повсеместные гонения на христиан развернутся вскоре после того, как антихрист совершит то кощунство, которое нельзя оправдать, — воссядет в храме как бог.

В конце концов, окончательно озверев и осатанев, он решится собрать все народы земли на последнюю и решительную брань против просеянной, словно чрез сито пшеницы, Святой Божьей Церкви. Этим он переполнит чашу долготерпения Божия. Тогда Господь, придя, убьёт его духом Своих уст (2Сол.2:8).


Некоторые детальные обстоятельства последней апокалиптической битвы


Явив себя крупным деятелем в период всемирной войны, антихрист, конечно, не без насилия и нагнетания жути, но главным образом хитростью, ложью и волшебством, убедит отчаявшихся, изможденных бесконечными страданиями людей, что сможет взять ситуацию под контроль, консолидировать общество, оздоровить социальный климат, вывести мир из безнадежного тупика, лишь бы все вверились ему как мессии.

Не отступая от общей святоотеческой лини толкования, можно предположить, что между войной, связанной с экспроприацией власти у десяти "римских" царей, и временем получения им неограниченной власти пройдёт непродолжительный период.

Такая хронологическая схема ложится в канву общего представления о том, что какое-то время на пути к мировому господству сын погибели будет скрывать звериное нутро под шкурой невинной овечки, выказывая «благочестие». Разумеется, речь идёт лишь об эфемерном (внешнем, формальном и лицемерном) подражании праведникам. В действительности этот презренный ставленник адовых сил придёт «со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2Сол.2:10) (детальнее об этом см. здесь: Что «общего» и различного между Христом и антихристом?).

«Придёт же всескверный как тать в таком образе — поясняет святой Ефрем Сирин, — чтобы прельстить всех: придёт смиренный, кроткий, ненавистник... неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый; уважающий особенно народ иудейский» [6, т. 1, с.489].

Такую модель поведения антихрист изберет для того, чтобы продемонстрировать всем народам земли, и в первую очередь иудеям, что именно он — долгожданный, обетованный мессия. Истинного же Христа (Единородного Сына Отца, Сына Девы Марии) он объявит обманщиком, богохульником, самозванцем, подобно тому, как это сделали иудеи, предав Искупителя на позорнейшее распятие, лютую смерть.

По той же причине антихрист будет силиться подогнать обстоятельства своей жизни, черты своего нравственно-психологического облика под соответствующий его задаче шаблон — ветхозаветные пророчества о Христе. Приняв в себя дьявола, он так крепко сживётся с ним, так проникнется его силой, так с ним сроднится, что по степени воздействия на людей через лесть и обман будет мало чем уступать самому отцу лжи. Даже не каждое зоркое и проницательное око разглядит в нём лжеца, обольстителя, злодейски злодействующего злодея (Ис.24:16)

Анонсированный им проект по утверждению единообразного порядка во всём мире многим покажется удачным (возможно, определенную лепту в подготовку людей к единообразию в религиозном отношении внесёт экуменическое движение, ориентированное на слияние всех форм «христианства» и даже вообще всех религий под эгидой одной Суперцеркви (чит. обстоятельнее: Нужен ли православному экуменизм?)).

Скорому очарованию людей персоной антихриста будут способствовать: малодушие, безрассудство, духовная слепота, погруженность в скотоподобное состояние. За злонравие нечестивцев, коих будет тогда подавляющее большинство, Бог попустит, чтобы мир был испытан и искушен сатанинскою силой, духом коварства и лести.

По-видимому, без всякого неправдоподобия допустимо считать, что антихрист будет востребован обществом, как это не раз случалось в истории, в эпохи тяжких политических потрясений, когда доведённые до отчаяния люди, истосковавшись по сильной руке, возносили к вершине власти самых жестоких и кровожадных тиранов. А если кто, угадав в нём орудие диавола, начнёт выражать подозрения, говоря «ты же человек еси, а не Бог» (Иез.28:9), то их голоса быстро утонут и растворятся в общем шуме голосов.

Поначалу презренный царь, сын погибели будет действовать не без видимого успеха; станет оправдывать ожидания и надежды своего «электората». Можно думать, его первые шаги вызовут всеобщее одобрение, ликование. В частности, это вытекает из описания той атмосферы торжественной радости, что сложится, без принуждения, стихийно, в результате убийства двух Божьих свидетелей, проповедников святости: Еноха и Илии (Откр.11:10). Заметим, что по накалу богоотступнических настроений, по уровню религиозно-нравственной распущенности Иерусалим того времени будет называться духовно Содомом и Египтом (Откр.11:8).

Вероятно, с этим периодом можно связать слова апостола Павла о том, что перед Пришествием Небесного Царя люди будут погружены в какое-то невозмутимое спокойствие, уверяя себя, что вокруг: «мир и безопасность» (1Сол.5:3). Возможно, с этим временем следует связывать и предостережение Христа: «как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:38-39).

Ближайшей целью антихриста станет Иерусалим. Здесь после военно-политического триумфа он будет принимать божеские почести и поклонение. Сделавшись распорядителем мира, он осквернит священное пространство, воссев в Иерусалиме, на Храмовой горе, в воссозданном (отстроенном заново) храме.

Согласно общему взгляду отцов, главной опорой антихриста в формировании и распространении нового религиозного культа (культа почитания антихриста) станет иудейство.

В самом деле, тогда как христиане давно ожидают Второго Пришествия Мессии, иудеи — ещё только первого. «Христом» для них станет антихрист. Иудеи, современники Истинного Христа, желали видеть в Нём Царя от мира сего, а не увидев — предали язычникам: на распятие и смерть. Такого рода царя их потомки встретят в лице антихриста. Главным доводом в пользу этого утверждения служат слова Спасителя, Который, обратившись к атаковавшим его иудеям, свидетельствовал: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя свое, его примите» (Ин.5:43).

Святой Ипполит Римский пишет об этом так: «Он призовёт к себе весь народ (иудейский) из всех стран, в которых он разсеян; он присвоит их себе, как своих собственных детей; возвестит им, что он возстановит страну и возставит их царство и храм, — и все это с тою целию, чтобы они поклонились ему как богу по слову пророка» [3, с.243-245].

Есть основание полагать, что период, в границах которого антихрист будет маскироваться под праведника, начнётся по окончании войны, воздвигнутой против десяти «римских» царей, но до того, как он станет единовластным распорядителем мира.

Трудно представить даже и при наличии очень богатой фантазии, как антихрист мог бы выказывать добродетельность агнца в условиях распространяемого им пожара глобальной войны. Не менее трудно вообразить, как он являл бы себя кротким, незлобивым агнцем после того, как занял бы трон мирового диктатора (в этот последний период существования нашего мира антихрист будет олицетворением самого мерзкого злодейства, отступничества от Добра: «тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф.24:21)).

Театральное притворство будет употребляться сыном погибели единовременно с проповедью Еноха и Илии. Иоанн Богослов повествует о нём как о звере о десяти рогах и семи головах, выходящим из моря, после сообщения об убийстве этих посланцев с Небес.

Тогда как антихрист, прорываясь к неограниченной власти, будет ложно выказывать добродетели, чародействовать, творить чудеса, Илия и Енох, облачившись во вретища, будут изобличать беззакония жителей земли, предостерегать их от заблуждений. В конце концов, по окончании проповеди, их убьёт зверь, выходящий из бездны: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней... И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их» (Откр.11:3-7).

На следующем этапе, после убийства зверем из бездны Еноха и Илии, антихрист изменит своё поведение с демонстративно благочестивого на тираническое и злодейское. Тогда многие из прежде поклонившихся ему жертв испытают ужас полнейшего разочарования, но, увы, будет поздно: страх перед возможной расправой заставит их слушаться, кланяться и молчать. Вероятно, в этот период ко Христу обратятся многие из иудеев, осознав, что антихрист — всё же не тот, за кого себя выдаёт.

Аналогичный последовательный ряд (сперва война с участием антихриста, затем его возвеличение, убийство двух Божьих посланцев, потом господство над миром) встречаем у Ипполита Римского (мы уже приводили это свидетельство, в разделе о сражениях на Ближнем Востоке и в Африканских регионах, но ввиду его важности и для текущего контекста приведём его ещё раз). Чтобы лучше понять силу этого довода, разобьём его на три части, соответствующие, по нашему разумению, трем этапам деятельности антихриста.

Первый этап: «Он разрушит и опустошит город Тирский, завоюет и уничтожит землю Египетскую, разрушит до основания всю страну Ливийскую, а царя Эфиопского со всем его войском истребит мечем» [3, с. 190].

Второй этап: «Возвысившись над всеми царями и над всяким богом, он построит город Иерусалим и возстановит разрушенный храм, всю страну и пределы ее возвратит иудеям. Затем, освободивши их от рабства народам, он объявит себя царем их — и тогда неверующие будут преклонять пред ним колена свои и поклоняться ему как Богу; не разумевая сказанного пророком, что он именно обманщик и лжец, они ошибочно будут думать, что Он — Христос... Он убьёт двух свидетелей Христа, которые будут возвещать Его славное пришествие с небес... В продолжении трех с половиною лет будут проповедовать эти два свидетеля» [3, с. 190].

Третий этап: «а в остальную часть седмины будет враждовать со святыми и опустошит весь мир антихрист» [3, с. 191].

Пророчество Даниила о последней седмине делит её, в хронологическом отношении, на две равные части: по три с половиною года каждая: «И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан.9:27).

Как следует из контекста пророчества, в продолжении первой половины семилетия осуществится утверждение завета, под которым традиционно понимается союз антихриста с иудеями и вообще со всеми его поклонниками и фанатиками. Начало этой части седмицы ознаменуется началом проповеди Еноха и Илии, а конец — их убиением.

Вторая половина седмицы ославится пребыванием на крыле святилища мерзости запустения (идола антихриста). Этот самый последний период истории нашего мира будет периодом мирового авторитарного правления антихриста.

В том, что свидетельство о мерзости запустения относится к последним временам, сомневаться не приходится. Ведь на это указывал Сам Господь: «...И тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы... Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» (Мф.24:14-22).

Как в пророчестве Даниила, так и в Откровении Евангелиста Иоанна Богослова продолжительность проповеди Еноха и Илии и продолжительность царствования антихриста определяется тремя с половиною годами (тысячей двумястами шестьюдесятью днями (Откр.11:3) и сорока двумя месяцами (Откр.13:5) соответственно).

По-видимому, соображение святителя Кирилла Иерусалимского встраивается в эту логику: «А придет предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена Римского царства и приблизится окончание мира. Восстанут десять вместе римских царей и в различных, может быть, местах, но в одно и то же время царствовать будут. После них одиннадцатый восстанет антихрист и восхитит власть над Римским царством посредством злого волшебного искусства. Трёх из них, которые воцарятся прежде его, он извергнет, семь остальных имея в своей власти. Сначала он будет показывать приличное человеку славному и разумному здравомыслие и человеколюбие, и, обольстивши иудеев, как ожидаемый Христос, знамениями и чудесами, обманчивым и льстивым волхвованием, после ознаменует себя и всеми злыми делами бесчеловечия и беззакония, так что превзойдёт всех бывших до него неправедных и нечестивых человеков; против всех, и особенно против нас, христиан, будет он питать мысли убийственные, жестокие, немилосердные и в различных видах открывающиеся. В продолжении трех лет и шести месяцев он будет так поступать» [7, с. 239].

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия Санкт-Петербургской Академии Теологии и Искусств.

1.Святой Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. Мн.: Издательсво Свято-Елисаветинского монастыря, 2005.
2.Протоиерей отец Иоанн Ильичев Сергиев (Кронштадтский). Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса, СПб.: Изд. Общества памяти игумении Таисии, 2005.
3.Святой Ипполит, епископ Римский. О Христе и антихристе. СПб.: Изд. Библиополис, 2008.
4.Лактанций. Божественные установления. Книги I — VII. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2007.
5.Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в двенадцати томах. М.: Изд. «Радонеж» (православное братство), 2004.
6.Святой преподобный Ефрем Сирин. Творения. Изд. Московский Патриархат, Молдавская митрополия, Единецко-Бричанская Епархия, 2002.
7.Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Изд. Благовест, 2010.
  • Роман123
  • Леонов Алексей Михайлович
  • Ольга Иволга
  • Георг2
  • Георг2
  • Георг2
  • Георг2
  • Георг2
  • Георг2
  • Леонов Алексей Михайлович
  • Леонов Алексей Михайлович
  • Леонов Алексей Михайлович
  • Леонов Алексей Михайлович
  • Леонов Алексей Михайлович
  • Георг2
  • Леонов Алексей Михайлович
  • Георг2
  • Георг2
  • Георг2
  • Леонов Алексей Михайлович
  • Георг2
  • Георг2
  • Леонов Алексей Михайлович
  • Георг2
  • Леонов Алексей Михайлович
  • Георг2
  • Леонов Алексей Михайлович
  • Георг2
  • Леонов Алексей Михайлович
  • Георг2
  • Леонов Алексей Михайлович
  • Георг2
  • Леонов Алексей Михайлович
  • Теофилус
  • Леонов Алексей Михайлович
  • Теофилус
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии