Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Сегодняшнее апостольское чтение посвящено теме явления антихриста и Второго пришествия Иисуса Христа (2Фес.2:1-12)
1. Среди христиан Фессалоник в середине I века стали распространяться эсхатологические настроения, ожидания скорого конца мира. Апостол призывает их «не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов». То есть, вероятно, стали распространяться пророчества, проповеди и поддельные послания от имени апостола о наступлении великого дня Господня. Апостол говорит: не верьте. Для современных христиан это напоминание о трезвом отношении к любым пророчествам и проповедям каких угодно авторитетных лиц, которые должны всегда проверяться на соответствие библейским признакам конца.
2. Почему нельзя им верить? Потому что Второму пришествию должно предшествовать отступление и явление человека греха, то есть антихриста. Отступление здесь не предшествует явлению антихриста, а связано с ним, то есть антихрист и произведет общее отступление от истинной веры и благочестия.
3. Антихрист характеризуется как «человек греха» (беззаконник) и «сын погибели» (тот, кто погубит других и погибнет сам), «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». То есть этот человек будет превозносить себя выше πάντα λεγόμενον θεὸν ἢ σέβασμα, то есть того, что почитается как Бог и является объектом поклонения. То есть антихрист противопоставит себя не только Богу христиан, а любой религии, которая признает Бога или богов, имеет свои святыни. Он объявит самого себя богом и никакая иная религия не будет терпимой.
4. Сказано, что антихрист воссядет «в храме Божием». Бытует мнение, что антихрист восстановит Иерусалимский храм и буквально сядет в нем, как политический и религиозный лидер. Но у этого мнения нет достаточных оснований, поскольку апостол говорит о храме Божием. «Ибо храма какого-нибудь идола или демона апостол не назвал бы храмом Божиим» (св. Августин). По мнению св. Иоанна Златоуста Иерусалимский храм, который Бог уничтожил руками римлян, никогда не будет восстановлен. Поэтому здесь, по всей видимости, все страшнее. Антихрист проникнет в христианские церкви и займет в них свое место. Возможно, речь идет о некоем образе зверя, упоминаемом в Откровении (13:14-15).
5. Явлению антихриста препятствует «удерживающий» (κατέχων). Апостол не объясняет что это, что привело к появлению различных толкований (государственный строй Рима, Святой Дух, проповедь Евангелия и др.). Наиболее правдоподобно выглядит первое толкование, которое может означать Рим не в буквально-историческом смысле, а государственный строй, которому противоположно безначалие. Св. Феофилакт Болгарский поясняет: «Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу. Когда же оно будет разрушено, тогда водворится безначалие и он будет стремиться похитить человеческую и божескую власть». Пока существуют сильные государства с мировым влиянием, антихрист не сможет прийти к власти над миром.
6. Антихрист будет в итоге убит явлением Господа Иисуса Христа. Тот, кого будут боготворить миллионы людей, сам будет уничтожен в мгновение «духом уст» настоящего Христа, то есть крайне быстро и легко.
7. Явление антихриста, «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения». То есть он будет действовать при помощи сатаны и его чудеса будут «поддельными или вводящими в обман тех, кто обращает на него внимание» (св. Феофилакт Болгарский). Но на кого будет действовать это сатанинское обольщение? Только на тех, кто не приняли «любви истины для своего спасения», то есть отвергли Иисуса Христа. Именно эта категория людей будет обманута этим обманщиком. Поэтому абсолютно бредовыми являются лжепророчества о том, что якобы любой, кто увидит антихриста, мгновенно в него уверует и духовно погибнет.
8. Возможность быть обманутым антихристом – это действие гнева Божия на отвергнувших Истину: «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». За свое отвержение настоящего Христа эти люди сделаются слепыми и беспомощными перед христом ложным. Они прежде возлюбили неправду, поэтому погибают в обольщении. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не бойся, возлюбленный, но послушай, что говорит [апостол]: [антихрист] возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы [в Господа]».
1. Среди христиан Фессалоник в середине I века стали распространяться эсхатологические настроения, ожидания скорого конца мира. Апостол призывает их «не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов». То есть, вероятно, стали распространяться пророчества, проповеди и поддельные послания от имени апостола о наступлении великого дня Господня. Апостол говорит: не верьте. Для современных христиан это напоминание о трезвом отношении к любым пророчествам и проповедям каких угодно авторитетных лиц, которые должны всегда проверяться на соответствие библейским признакам конца.
2. Почему нельзя им верить? Потому что Второму пришествию должно предшествовать отступление и явление человека греха, то есть антихриста. Отступление здесь не предшествует явлению антихриста, а связано с ним, то есть антихрист и произведет общее отступление от истинной веры и благочестия.
3. Антихрист характеризуется как «человек греха» (беззаконник) и «сын погибели» (тот, кто погубит других и погибнет сам), «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». То есть этот человек будет превозносить себя выше πάντα λεγόμενον θεὸν ἢ σέβασμα, то есть того, что почитается как Бог и является объектом поклонения. То есть антихрист противопоставит себя не только Богу христиан, а любой религии, которая признает Бога или богов, имеет свои святыни. Он объявит самого себя богом и никакая иная религия не будет терпимой.
4. Сказано, что антихрист воссядет «в храме Божием». Бытует мнение, что антихрист восстановит Иерусалимский храм и буквально сядет в нем, как политический и религиозный лидер. Но у этого мнения нет достаточных оснований, поскольку апостол говорит о храме Божием. «Ибо храма какого-нибудь идола или демона апостол не назвал бы храмом Божиим» (св. Августин). По мнению св. Иоанна Златоуста Иерусалимский храм, который Бог уничтожил руками римлян, никогда не будет восстановлен. Поэтому здесь, по всей видимости, все страшнее. Антихрист проникнет в христианские церкви и займет в них свое место. Возможно, речь идет о некоем образе зверя, упоминаемом в Откровении (13:14-15).
5. Явлению антихриста препятствует «удерживающий» (κατέχων). Апостол не объясняет что это, что привело к появлению различных толкований (государственный строй Рима, Святой Дух, проповедь Евангелия и др.). Наиболее правдоподобно выглядит первое толкование, которое может означать Рим не в буквально-историческом смысле, а государственный строй, которому противоположно безначалие. Св. Феофилакт Болгарский поясняет: «Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу. Когда же оно будет разрушено, тогда водворится безначалие и он будет стремиться похитить человеческую и божескую власть». Пока существуют сильные государства с мировым влиянием, антихрист не сможет прийти к власти над миром.
6. Антихрист будет в итоге убит явлением Господа Иисуса Христа. Тот, кого будут боготворить миллионы людей, сам будет уничтожен в мгновение «духом уст» настоящего Христа, то есть крайне быстро и легко.
7. Явление антихриста, «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения». То есть он будет действовать при помощи сатаны и его чудеса будут «поддельными или вводящими в обман тех, кто обращает на него внимание» (св. Феофилакт Болгарский). Но на кого будет действовать это сатанинское обольщение? Только на тех, кто не приняли «любви истины для своего спасения», то есть отвергли Иисуса Христа. Именно эта категория людей будет обманута этим обманщиком. Поэтому абсолютно бредовыми являются лжепророчества о том, что якобы любой, кто увидит антихриста, мгновенно в него уверует и духовно погибнет.
8. Возможность быть обманутым антихристом – это действие гнева Божия на отвергнувших Истину: «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». За свое отвержение настоящего Христа эти люди сделаются слепыми и беспомощными перед христом ложным. Они прежде возлюбили неправду, поэтому погибают в обольщении. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не бойся, возлюбленный, но послушай, что говорит [апостол]: [антихрист] возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы [в Господа]».