Магистр богословия, катехизатор, религиовед
В сегодняшнем апостольском чтении св. Павел затрагивает вопрос о попечении Церкви о вдовах (1Тим.5:11-16)
В Древней Церкви существовал особый чин вдовиц, которые приносили пожизненный обет безбрачия и всецело посвящали остаток жизни Богу. Это церковное служение стояло в одном ряду с диаконисами и пресвитеридами, не принадлежа к числу клириков. Вдовицы занимали подчиненное положение не только к пресвитерам и диаконам, но также и к диаконисам. Они поставлялись на служение епископами, носили мирские одежды, состояли на содержании церковных общин. Апостол Павел перечисляет условия принятия в чин вдовицы с правом материальной поддержки со стороны церковной общины: «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак» (1Тим.5:9-11). Те же пожилые вдовы, у которых есть дети и внуки, должны получать материальную поддержку от них: «Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу… Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:4,8). То же самое относится и к попечению о молодых вдовах: «Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц» (1Тим.5:16). Таким образом решался вопрос о социальной поддержке всех категорий вдов.
Почему апостол осуждал молодых вдов за вступление в брак? Это связано с тем, что некоторые вдовы «отвергли прежнюю веру» (1Тим.5:12). По толкованию свт. Иоанна Златоуста, верой здесь назван обет безбрачия ради Христа, который они преступили. Можно сказать, что это прототип обетов, которые в будущем будут давать вступающие в монашество. Таким образом, подобные обеты имеют библейское основание. Чтобы не происходило подобных нарушений, апостол запретил епископу Тимофею принимать в чин вдовиц лиц, младше 60-ти лет. Впоследствии, свт. Василий Великий в своем 24-м каноне напишет, что вина за вступление в такой брак падает целиком на епископа, если он, в нарушение апостольского принципа, включит молодую женщину в чин вдовиц.
Апостол не считал правильным включать молодых в этот чин с правом церковной поддержки еще и потому, что они начинали пользоваться этим и вести себя неподобающе: «Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и [бывают] не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно» (1Тим.5:13). Здесь можно обратить внимание на то, что апостол в принципе не находит богоугодным такой образ жизни, который не посвящен ни служению Богу, ни заботе о семье. Это наносит ущерб, как самому человеку, так и репутации Церкви. По этой причине, апостол выражает пожелание, чтобы «молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1Тим.5:14). То есть все должны быть при полезном деле, праздная жизнь порицается.
Служение церковных вдовиц по-видимому исчезает уже в раннем Средневековье, однако принципы, изложенные здесь апостолом Павлом, остаются актуальными всегда. Прежде всего, это обязанность детей заботиться о престарелых родителях и выбор жизненного пути, посвященного служению Богу и ближним.
В Древней Церкви существовал особый чин вдовиц, которые приносили пожизненный обет безбрачия и всецело посвящали остаток жизни Богу. Это церковное служение стояло в одном ряду с диаконисами и пресвитеридами, не принадлежа к числу клириков. Вдовицы занимали подчиненное положение не только к пресвитерам и диаконам, но также и к диаконисам. Они поставлялись на служение епископами, носили мирские одежды, состояли на содержании церковных общин. Апостол Павел перечисляет условия принятия в чин вдовицы с правом материальной поддержки со стороны церковной общины: «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак» (1Тим.5:9-11). Те же пожилые вдовы, у которых есть дети и внуки, должны получать материальную поддержку от них: «Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу… Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:4,8). То же самое относится и к попечению о молодых вдовах: «Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц» (1Тим.5:16). Таким образом решался вопрос о социальной поддержке всех категорий вдов.
Почему апостол осуждал молодых вдов за вступление в брак? Это связано с тем, что некоторые вдовы «отвергли прежнюю веру» (1Тим.5:12). По толкованию свт. Иоанна Златоуста, верой здесь назван обет безбрачия ради Христа, который они преступили. Можно сказать, что это прототип обетов, которые в будущем будут давать вступающие в монашество. Таким образом, подобные обеты имеют библейское основание. Чтобы не происходило подобных нарушений, апостол запретил епископу Тимофею принимать в чин вдовиц лиц, младше 60-ти лет. Впоследствии, свт. Василий Великий в своем 24-м каноне напишет, что вина за вступление в такой брак падает целиком на епископа, если он, в нарушение апостольского принципа, включит молодую женщину в чин вдовиц.
Апостол не считал правильным включать молодых в этот чин с правом церковной поддержки еще и потому, что они начинали пользоваться этим и вести себя неподобающе: «Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и [бывают] не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно» (1Тим.5:13). Здесь можно обратить внимание на то, что апостол в принципе не находит богоугодным такой образ жизни, который не посвящен ни служению Богу, ни заботе о семье. Это наносит ущерб, как самому человеку, так и репутации Церкви. По этой причине, апостол выражает пожелание, чтобы «молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1Тим.5:14). То есть все должны быть при полезном деле, праздная жизнь порицается.
Служение церковных вдовиц по-видимому исчезает уже в раннем Средневековье, однако принципы, изложенные здесь апостолом Павлом, остаются актуальными всегда. Прежде всего, это обязанность детей заботиться о престарелых родителях и выбор жизненного пути, посвященного служению Богу и ближним.