Апостолы Христовы: Иоанн Богослов

Эта запись является частью серии записей Апостолы Христовы
Апостолы Христовы: Иоанн Богослов

Иконы и картины рисуют нам Иоанна в виде ветхого старца. Таким он и был, прожив чуть ли не сто лет. Но ко времени знакомства с Иисусом это был юноша, молодой телом и светлый душою. Порывистый, стремительный, вместе с тем полный лиричной любви к Учителю и верности делу Божию. А какая жизнь! Сколько в нее почти за сто лет вместилось... Какой огромный масштаб сделанного…
Но, по порядку.


Юноша Иоанн (как и его брат Иаков, о котором мы говорили выше), сын Зеведея, происходил из семьи рыбаков. Отец был не беден (как рассказывается в Евангелиях, у него на рыболовном судне были наемные работники), но не позволял сыновьям проводить время в праздности. Они с юности трудились наравне со всеми.
Вместе с тем, семья никогда не ставила материальные вопросы на первое место.
Когда на Иордане появляется пророк Иоанн, который крестит людей, возвещая начало Судных времен, отец отпускает младшего сына посмотреть своими глазами, что это за учитель, и послушать его проповедь. Впоследствии, когда Иоанн и Иаков станут учениками Иисуса, мать их, Саломия, периодически будет тоже сопровождать Иисуса в Его странствиях и помогать общине Апостолов материально.


Мы впервые встречаемся с Иоанном, когда тот был у Крестителя, на Иордане. В это же время туда пришел креститься и Иисус. О Крещении галилейского Странника, о Котором Креститель говорил, что недостоин развязать ремень Его сандалия, только все и говорили. Что это за человек? И если Он больше Иоанна, то кто Он?.. «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа (Ин. 1, 35-39).
Один из идущих был Иоанн, о котором мы сейчас говорим, второй – его друг Андрей, известный нам как Первозванный.


37.JPG
Иорданская долина. Здесь проповедовал Иоанн Креститель


38.JPG
За прошедшие две тысячи лет здесь практически ничего не изменилось


39.JPG
Иордан. В этом месте состоялось Крещение Иисуса Христа


Так молодые люди и познакомились со Христом, Который, вероятно, повелел им пока возвращаться домой и заниматься своими делами. Возвращаться и ждать того момента, когда Он позовет их за Собой.
И момент этот наступил. Христос после сорокадневного искуса в пустыне возвращается на родину, и начинает Свою проповедь на берегах Галилейского озера. Здесь Он встречает Своих недавних знакомых – Андрея с Петром, а потом и двух братьев – Иакова и Иоанна. «И призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» (Мф. 4:21-22).


Иисус в них не ошибся. Едва ли они предполагали, что призыв будет столь радикальным, что им придется тотчас идти, оставив сети. Дома их уже ждет обед, наверняка есть какие-то планы на этот вечер, на следующий, на другие дни... Но на призыв нужно реагировать молниеносно.
И сразу вспоминаются другие эпизоды призыва Апостолов: «А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:59-62).


В следующие три года братья Иоанн и Иаков – верные ученики и сподвижники Иисуса. Как я уже говорил, за их горячность Спаситель дает им шутливое прозвище: Воанергес – Сыны грома.
В моменты Преображения, воскрешения дочери Иаира, ночного моления Иисуса в Гефсиманском саду – эти братья да еще Апостол Петр – единственные из Апостолов, кого берет с Собой Иисус, чтобы приобщить их к Тайне происходящего.
Если справедливо, что эти трое были особенным образом приближены к Иисусу, то несомненно, что из них троих особые чувства, отцовские, питал Иисус к юному Иоанну.
Про него в Евангелии говорится, что он возлежал у груди Иисуса.
Надо пояснить, что в то время иудеи трапезничали, сидя на циновках или подушках перед невысоким столом. Трапезы, особенно ужины, продолжались долго, сопровождались беседами, отдыхом, во время которого можно было откинуться на подушки. Иисус возглавлял это застолье, а по правую и по левую руку от Него возлежали ученики. Юный Иоанн был рядом, «возлежал у груди» Иисуса.
Ему как младшему позволялось то, на что не осмелились бы другие, старшие, Апостолы, например, задать нетактичный вопрос. Очень хорошо это передано в рассказе о Тайной Вечери. «Иисус… сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (Ин. 13:21-26).


В Гефсимании Спаситель просит Иоанна с братом и Петром побыть с Ним: «И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей» (Мк. 14:33-35).

Но вот Христос схвачен. Из уст в уста Апостолы передают: предатель – наш Иуда...
Иоанн бежит за Иисусом, он думает, что может как-то повлиять на происходящее и спасти Иисуса. Его порыв имеет под собой некоторое основание: дом, принадлежащий его родителям, находится в Иерусалиме, в соседстве от дома первосвященника. В доме первосвященника его и его семью знают, неужели не откликнутся и не помогут?.. В своем Евангелии, написанном десятилетия спустя, Ап. Иоанн так восстановит в памяти эти события: «За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком. первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра» (Ин. 18:15-16).
Ученик, который «был знаком первосвященнику», – сам Ап. Иоанн. Это, кстати, и объясняет недоумение многих: почему Иоанн присутствовал при казни Иисуса. При казни осужденного могли присутствовать рядом только близкие родственники или очень, очень авторитетные люди. Никто из Апостолов под это определение не подпадал. Мать Иисуса – да, некоторые состоятельные женщины, которые подкупили охрану, – да. Среди них был и Ап. Иоанн. Он был с детства знаком с первосвященником, и это, возможно позволило обойти запрет.


Здесь, на Голгофе, произошло важное событие: Христос усыновляет Ап. Иоанна Своей Матери, а Иоанну повелевает заботиться о Богородице, как о собственной матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26-27). Эпизод этот перерастает рамки частной истории и становится важным богословским пунктом христианской истории вообще. Дело в том, что после смерти старшего из детей забота о матери всегда ложилась на плечи других детей. Оставить без заботы мать было и является страшным позором на Востоке. То, что Иисус оставляет Свою Мать на попечение Своего ученика, показывает, что у Иисуса не было братьев и сестер. Он, действительно, единственный Сын у Богородицы, как об этом и учит Православное Предание. В среде протестантов как-то сама собой принята та идея, что Богородица жила жизнью обычной еврейской женщины и, кроме Иисуса, имела еще других детей.
Далее: Усыновление ученика Матери говорит об очень важной вещи: все мы, ученики Христовы, усыновлены Ей, Пречистой и Преблагословенной, Матери нашей Небесной. И опять оказывается, что православные люди, почитающие Божию Матерь, ищущие Ее помощи и заступничества, правы.


40.JPG
Храм, построенный на месте дома Апостола Иоанна Богослова.
Здесь стоял дом, в котором он жил, вместе с Божией Матерью, после Смерти Христа.


Апостол Иоанн – первый из Апостолов, который убедился собственными глазами в том, что Христа во Гробе нет, Он Воскрес. Вот как об этом рассказывает сам Иоанн: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие» (Ин.20:1-6).
Можно представить себе немолодого Петра и обгоняющего его стремительного и пылкого Иоанна…


А потом – встречи с Воскресшим, пир радости и благодати, прогоняющий всякие сомнения, страхи. В Евангелии от Иоанна (гл. 21) мы читаем об одном потрясающем разговоре, который состоялся между Воскресшим Иисусом и Апостолом Петром. Петр спрашивает Господа, что будет с Иоанном? Христос отвечает, что судьба Иоанна находится в Его власти, может быть, даже Иисус оставит его в живых до Своего Второго Пришествия. Этот разговор привел к тому, что в Предании Церкви появилось мнение, что Ап. Иоанн не умер, а был взят живым на Небеса, откуда и придет перед Судным Днем.

Мы знаем, что опыт общения с Воскресшим Христом, а потом и благодать Божия, наполнившая учеников в День Схождения Святого Духа, сделала их другими людьми. В дальнейшем Ап. Иоанн проповедовал вместе с Петром, не раз был заключаем под стражу, побиваем… Апостол Павел называет его «столпом» (Гал. 2:9) и рассказывает о своем знакомстве и общении с ним. Апостольство св. Иоанна протекало в Палестине, а потом в Эфесе, одной из культурных и религиозных столиц античного мира.
Цельный и всецело преданный делу Божию, Ап. Иоанн так и не создал семьи – дело энергичного Апостольского служения, полного лишений и невзгод, не подразумевало обременение себя супружескими обязанностями. С тех пор Ап. Иоанн является в Церкви примером девства ради Господа, ради дела служения Богу.
Согласно преданию, заслуживающему доверия, за свое Апостольство св. Иоанн был арестован и направлен в ссылку на остров Патмос. Там он сподобился удивительных откровений и написал книгу Откровения (Апокалипсис).
В последние годы своей жизни Ап. Иоанн возвратился в Эфес, где и было им написано Евангелие, знаменитое четвертое Евангелие, Евангелие от Иоанна.
Там, в Эфесе, Апостол Иоанн Богослов и скончался, в очень преклонном возрасте.


Могила Апостола Иоанна стала местом паломничества местных христиан. Когда гонения стихли, здесь был построен храм, перестроенный в 6-м веке в большой собор. Сюда, на гору, где возвышался белокаменный собор длиной в130 метров, карабкались калеки, к могиле Апостола матери приносили больных детей, девы молились о замужестве... В это время начинает совершаться ежегодное чудо, которое продолжалось вплоть до времени разрушения храма турками.

Чудо это – совершенно невероятного свойства, нечто такое, чего никогда не было в истории Церкви...
Как известно, мы празднуем память св. Апостола Иоанна Богослова несколько раз в году. И вот день его памяти 21 мая (по новому стилю) установлен в честь того, что в этот день из могилы поднималась на воздух и оседала на могиле тонкая пыль («прах»), которую можно было собирать в коробочки для паломников и даже положить на язык. Для паломников изготавливали специальные небольшие ложечки, иногда с надписью «яждь манну», которой можно было принять в пищу эту удивительную манну «во здравие души и тела».
В эти дни здесь бывало особенно большое скопление паломников. Они приходили, чтобы прикоснуться к святой гробнице и вкусить священного праха. Об этом пишут многие очевидцы тех времен. Встречаем упоминание об этом и у нашего русского паломника, игумна Даниила. Он посетил Святую Землю и Ефес в 1104–1107 годах. Игумен Даниил пишет: «...Тут находится гроб Иоанна Богослова, и исходит в день его памяти земная пыль святая, ее берут люди на исцеление всех болезней...»


После захвата Эфеса турками город и все святыни были разрушены. Базилика Апостола Иоанна была превращена в руины, прекратилось появление чудесной манны, сходящей в наш мир как благословение из мира Иного, Горнего. Но не прекратилась помощь Ап. Иоанна всем просящим о ней.

…Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий Радонежский читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил из келлии в сени, чтобы встретить Небесную Гостью, но его остановил яркий свет, который был сильнее солнечного. Ученик упал ниц, а преподобный Сергий увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью. Богоматерь сказала подвижнику: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, – спросил келейник, – что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую он переживал.
Отметим нюанс этого посещения: вместе с Божией Матерью преподобного Сергия посетили Апостолы Петр и Иоанн. Петр – как первенствующий из Апостолов, Иоанн – как первый монах, девственник ради Господа. Всякий монах несет крест безбрачия. Явление Апостола Иоанна – это ободрение иноку в его воздержании и подвигах.
И еще не раз, когда мы услышим о посещении подвижников Божией Матерью или святыми, среди Небесных Гостей будет Ап. Иоанн.


«Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: “Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес – Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери...”, и желал, чтобы его причастили Святых Тайн. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: “Сей – от рода нашего”. Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился» (Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского).

41.JPG
Эфес. Мы поднимаемся на гору, туда, где был погребен Апостол Иоанн Богослов


42.JPG
На этом месте, когда здесь, в древности, был храм, стоял престол. Под престолом и погребен Апостол Иоанн.


43.JPG
Вид с холма, на котором стоит храм-усыпальница Ап. Иоанна. Пространство впереди –
бывшее место храма Артемиды Эфесской.


44.JPG
От храма Артемиды осталось всего несколько камней. Из них и сложили эту колонну…
Так проходит мирская слава. Так исчезло в забвенье одно из семи чудес света.


Всякий раз, когда возьмете в руки томик Нового Завета и откроете Евангелие от Иоанна, или когда приметите в сумраке храма икону задумавшегося старца, которому на ухо что-то шепчет Ангел, или, на курортном отдыхе в Турции, услышите рекламные призывы поехать в Эфес, к могиле Апостола Иоанна Богослова… вспомните этого Апостола. Человека, который, все оставив, последовал за Христом и всю свою жизнь безраздельно посвятил служению Богу и людям. Который и сейчас на Небесах бодрствует, и молится за нас, и готов помочь, если мы его призовем.

Комментарии

Когда мы спрашиваем себя, каким должен быть христианин, полезно вспомнить о ближайших учениках Христовых, Его апостолах, какими были они, и ответ будет дан. Спасибо большое, отец Константин, за прекрасную серию статей об апостолах.
 
Да, спасибо, действительно интересные статьи (заметки).
Лично меня (извините за откровенность) смущает лишь некий элемент недопонимания, который остаётся (у меня, разумеется) по прочтении. Вот, к примеру: пророк Иоанн КРЕСТИТ людей, да? ( ещё до того, как "окрестил" Иисуса). Это слово - "крестит" - что в данном случае означает? Можно ли это слово заменить каким-то другим?
 
Этот очерк - один из самых интересных, на мой взгляд, в цикле "Апостолы Христовы". Совершенно новыми глазами взглянула на Апостола Иоанна. Спасибо большое!

С нетерпением жду главы об Апостоле Петре (этот герой Евангельских событий представляется мне самым жизненным и ярким - таким, какого точно не выдумаешь). :)
 
[FONT=&quot]Не потому ли рассказ об Ап. Иоанне «один из самых интересных», что за этим Апостолом, как ни за каким другим, стоит тайна? Самим же Иоанном, в гл. 21 его Евангелия, сказаны, может быть, самые загадочные и всегда бесконечно волнующие слова: «… глагола ему: иди по Мне. Обращься же Петр виде ученика егоже любляше Иисус, во след идуща, иже и возлеже на вечери на перси Его, и рече: Господи, кто есть предаяй Тя? Сего видев Петр, глагола Иисусови: Господи, сей же что? Глагола ему Иисус: аще хощу, да той пребывает дондеже прииду, что к тебе? ты по Мне гряди. Изыде же слово се в братию, яко ученик той не умрет: и не рече ему Иисус, яко не умрет: но аще хощу тому пребывати дондеже прииду, что к тебе? Сей есть ученик свидетельствуяй о сих, иже и написа сия: и вем, яко истинно есть свидетельство его». [/FONT]
[FONT=&quot]А сами обстоятельства его преставления? А каждогодное (в прошлом) исхождение "тонкого праха" от его могилы?
И кто еще из Апостолов назван Апостолом Любви?
А текст и фотографии отца Константина каким-то образом впитали в себя, если так можно выразиться, эту "ауру"... Спасибо ему!
[/FONT]
 
А.С. Лаврентьев написал(а):
Да, спасибо, действительно интересные статьи (заметки).
Лично меня (извините за откровенность) смущает лишь некий элемент недопонимания, который остаётся (у меня, разумеется) по прочтении. Вот, к примеру: пророк Иоанн КРЕСТИТ людей, да? ( ещё до того, как "окрестил" Иисуса). Это слово - "крестит" - что в данном случае означает? Можно ли это слово заменить каким-то другим?

Об этом читайте: http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=113
 
Батюшка, спасибо за интересную и познавательную статью. Меня волнует вопрос, почему Иоанн и Петр, узнав от Христа на Тайной Вечери, что Его предаст Иуда никак не отреагировали на эту информацию? По крайней мере Иоанн не говорит об этом.
 
Замечательно!
Очень умный, тонкий и содержательный очерк. Апостол Любви- первый монах...Вот и высшее понимание любви. И как живо, зримо, выпукло возникает перед нами Иоанн-человек. Становятся понятными все внутренние связи, нити, приязни между окружающими Господа. Читаешь Ваши очерки- как-будто пьешь большими глотками прохладную родниковую воду в жаркий день. Спасибо!
 
Меня восхищает и, даже, шокирует эта самоотверженность учеников Христовых, откликнувшихся на призыв, оставить все и следовать за Ним. Нам же, современным людям, порой так трудно и страшно что-то изменить в своей жизни: сменить работу, переехать в другой город, имея видимые на то причины и не теряя многого...
 
Здравствуйте! Я была в июне прошлого года в Эфесе. Была организована экскурсия и посещение "Домика Пресвятой Богородицы" Меня тогда очень смутило, что гид (турецкий) сообщает людям о том, " что Пресвятая Богородица Жила в этом доме 18 лет и тут же почила". Домик-часовню посещает очень большое количество людей из разных стран. Жаль, что гиды выдают неверную информацию. Базилику Святого Апостола Иоанна мы видели издалека, с места храма Артемиды. Спасибо за фото, батюшка, и за подробный рассказ. С уважением, Алла.
 
Батюшка, а как вести себя на месте где раньше был престол? Например, там где погребен апостол Иоанн? К чему там можно приложиться и можно ли вообще мирянину прикладываться?
 
Вячеслав Князев написал(а):
Батюшка, а как вести себя на месте где раньше был престол? Например, там где погребен апостол Иоанн? К чему там можно приложиться и можно ли вообще мирянину прикладываться?

Если храм превратился в развалины, то миряне могут заходить в алтарь. Но благоговейно. Недопустима ситуация, которую я постоянно наблюдаю: на руинах храмов туристы залезают на седалища Горнего места и фотографируются там. Действительно - это место, где можно присесть, но отнюдь не всем, и тем более не туристкам в маечках.

Я, зайдя на место , где раньше был алтарь, всегда мысленно молюсь о упокоении братии и прихожан храма сего. То есть, продолжаю молитву, которая столетия назад здесь возносилась - из века 21-го протягиваю ниточку молитвенного преемства в век 6-й или 12-й.

Престолы откопанных храмов практически всегда неподлинные. Просто древние престолы были из благородных камней и отличной работы и их утаскивали осквернители и разрушители храмов. Или престолы были деревянные, и они тем более не сохранились.
Вот и на месте захоронения Ап. Иоанна Богослова декоративный современный престол.
Целовать его не имеет смысла.
А вот если встретился подлинный древний престол или какая-то подлинная древняя святыня, конечно, можно приложиться.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
14.987
Комментарии
12
Последнее обновление

Поделиться записью

Сверху