Беседа на 12 Страстных Евангелий

9e2444629e72ff2ea6e58a6e3ene--kartiny-panno-ikona-plaschanitsa-po-motivam-v.jpg

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Никого не оставляет равнодушным описание страданий и смерти нашего Бога.

Каждый из нас переживает их по-своему. Более того, каждый год мы переживаем это событие заново, и каждый раз по-разному. Это само по себе достойно обсуждения и выводов. Мы меняемся, и вместе с нами меняется наше, уникальное восприятие жизни Церкви, событий, в ней воспоминаемых.

Священное Писание многогранно и глубоко. Уверен, что до конца существования мира так и не будет описана и понята вся полнота глубины и широты заключённых в ней истин, мыслей, образов.
Каждый раз, читая Св.Писание, мы меняемся, открываем для себя что-то новое, порой лежащее на поверхности.

Страстные Евангелия этого года показали мне ещё одну грань, на которую я доселе не обращал внимания, но которая поразила меня своей простотой и искренностью.

Я вдруг обратил внимание, как на фоне этой разворачивающейся на наших глазах трагичной и драматичной симфонии страданий и слёз тихой и смиренной темой звучит тема трогательной заботы одних любящих сердец о других.

Вспомните, когда вы слушаете первую часть 5 симфонии Людвига Ван Бетховена, Allegro con brio, и в её конце - в репризе, вдруг весь этот грохот и ад затихает, и неожиданно звучит чистая, жалобная и скорбная мелодия одинокого гобоя.

Примерно так, на фоне страданий вселенского масштаба, я увидел звучащую тему заботы.
Заботы кого, и о ком?

Прежде всего, все мы видим заботу Господа о человечестве, Его любовь и страдающее сострадание. “Господи, прости им, ибо не ведают, что творят”.

Кто ещё так мог поступить? Никто,кроме Бога!

А Его Пречистая Матерь, стоявшая у Креста и видевшая своими глазами, как прямо перед ней умирает в плевках и смехе Её любимое Чадо, которое, впрочем, она для этого и родила.
Вспомните икону Богородицы с Богомладенцем на руках, которую можно увидеть на иконостасе у Царских врат. Для кого Она родила и взрастила Христа? Кому она отдаёт Его?
Нам! Это, поистине самозабвенная и страшная жертва.

Но обращаем ли мы внимание на заботу Бога Отца о Своём Единородном Сыне?

А она очевидна.
И здесь нужно проговорить несколько аспектов.

Лучшие умы человечества задавались вопросом: почему в мире существует зло, почему сильный обижает слабого, почему существует насилие...
К сожалению, многие люди либо находят неверный ответ, либо по прежнему его ищут.
Злу есть место в нашем земном мире только по одной причине - человек свободен. И эта свобода, являясь обоюдоострым оружием, может быть повёрнута той стороной к нам, какой мы сами её к себе повернём.
Свобода выбора всегда граничит с ответственностью. Если не будет этой свободы, не будет добра, не будет святости.
Святость, вера, надежда, любовь возможны только в свободном выборе.

В детстве я задавал себе вопрос: почему Бог не может так сделать, чтобы люди могли делать только добро и не могли делать зла?
Сегодня я знаю ответ: добро, творимое по принуждению, без свободного желания творить добро, превращается в зло, в насилие одной личностью над другой.

Именно поэтому, события Страстных дней, предшествующих Воскресению, развиваются по траектории, задаваемой людьми. Люди решили убить Сына Божия, и Отец, оставаясь всегда верным мудрости и нежеланию насиловать волю людей, позволил им совершить
это.

Часто ли мы задумываемся о том, что для Отца значило отдать Своего Сына на поругание?
Порой я слышу такие мысли: если Сын принёс Себя в жертву, то почему мы должны за это благодарить Отца?
Что я могу сказать этим вопрошателям? Наверное, что дай Бог им родить своих детей, научиться их любить. И дай Бог никогда не испытать ситуации, когда им пришлось бы, подобно Богу Отцу, отдать своего ребёнка на поругание и смерть.

Теперь обратимся к теме страданий Самого Сына Божьего.

Вы никогда не задумывались, насколько крестная смерть мучительней любой другой казни?
За всю историю существования мира человечество придумало множество мучительных способов прервать жизнь человека. Но нигде в этом не знали такой толк, как на Востоке.
Казни были разные, изощрённые, изобретательные и, разумеется, крайне жестокие.
Однако медики в один голос твердят - именно смерть на кресте является самой мучительной. Я не буду сейчас углубляться в этот вопрос. Кто желает, может для себя найти и почитать.
В данном контексте я хочу поговорить о температуре в Святой Земле. Почему это важно?
Потому что именно высокая температура в этой местности являлась одним из существенных факторов, делающих эту казнь намного тяжелее.

Летнее солнце уже само по себе опасно для человека в тех широтах. Не случайно существовали казни, суть которых заключалась лишь в том, чтобы оставить обездвиженного приговорённого без воды на солнце. Этого было достаточно для долгой и мучительной смерти несчастных.
А теперь вспомним, насколько Тело Господа было истерзано крестными муками и физически измотано темницей и несением этого самого Креста,и прибавим к этим страданиям палящее солнце. Вспомните, как Господь, незадолго до Смерти попросил пить, страдая от жажды. И это даже после трёх часов относительной прохлады! Можете себе представить, какую муку испытывало человеческое тело под прямыми лучами светила?

И вот здесь самое время вспомнить о трогательной заботе Отца о Сыне, проявившейся даже в этих непростых обстоятельствах. Бог Отец мог лишь наблюдать за действиями Своего озлобленного создания, посмевшего поднять руку на Создателя, не желая нарушить свободу человеческой воли.

Но стихии природы человеку не подвластны. И Отец делает то возможное, что позволяют обстоятельства - насколько это возможно, уменьшить силу страданий Своего любимого Сына. За три часа до смерти Создателя, вплоть до самого момента смерти, на Святую Землю опускается ночь посреди дня. Учёные уже подтвердили, что это было уникальнейшее в своём роде затмение Солнца, аналогов которому не было в человеческой истории.

[Лк.23:44] Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:

И на Святой Крест нисходит прохлада, которую так безусловно жаждала измученная плоть Христа. Конечно, эта тьма отражала скорбь по мукам Сына Божия. Сама природа отразила в течении своих процессов, как в зеркале, это событие. Но совершенно объективно нельзя отрицать и тот факт, что это событие может быть несомненной поддержкой страдающему от обезвоживания и солнечного зноя человеческому телу.

Вспомните самые жаркие летние дни в вашей жизни, когда всё живое прячется до вечера в убежище. Попробуйте постоять с непокрытой головой несколько часов под палящими солнечными лучами. Даже такая малая толика дискомфорта спустя уже 30 минут может принести телу человека тяжёлые последствия, не говоря уже об измученном Христе.

Постояв сколько сможете, зайдите в прохладное помещение. Чувствуете, насколько большая разница между одним состоянием и другим?

Кстати, говоря о самом затмении, нельзя не упомянуть о движении тел в космическом пространстве. Учёные знают, что любое движение тела в пространстве космоса можно математически просчитать, имея данные о массе объекта, скорости и ряде сопутствующих факторов(например, данные о влиянии окружающих тел с большей массой на данное тело).
Объекты во вселенной просто так, сами по себе не меняют свою траекторию.
Что это значит?

Это значит, что мы можем предположить, что задолго до этого события (возможно, давая пророчество Адаму о "семени жены", которое "сотрёт главу змия", а возможно, только создавая космическое пространство), Господь заранее так расположил объекты во вселенной, что спустя тысячелетия ровно в 6 часов наступит затмение, которое хоть немного облегчит муки Божественного Страдальца.

Перед самой святой кончиной Господь возгласил: “Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?”

Но мы знаем, что Сын Божий не был ни на одно мгновение оставлен Своим Отцом, о чём Он Сам и говорит в одном из страстных евангельских отрывков:

[Ин.16:32] Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою [сторону] и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною.

Также мы знаем, что Господь Иисус Христос - совершенный Бог и совершенный человек, воспринявший на себя всё человеческое естество, кроме греха. А раз человеческое естество, значит, и человеческую волю, которая, как мы знаем, свободна.

Этот возглас - свидетельство сильнейшей муки человеческой воли Христа, Его душевных переживаний. Накопленная веками человеческая мудрость знает, что душевные переживания и муки подчас могут затмить даже телесные, или по крайне мере быть не менее болезненными.
Господь испытал на Кресте, как человек, по человеческому естеству, всю глубину пропасти, которую воздвигло человечество между собой и Богом, всю бездну одиночества, которое ощущало адамово потомство в Ветхом Завете.

Отец не только не оставлял ни на мгновение Своего Сына, но и делал всё возможное для Него.
Не оставляла Его и Пресвятая Богородица.
Не оставляли его и Мария Клеопова и Мария Магдалина.
Не оставлял Его и любимый ученик, который скромно не упомянул своего имени в Евангелии.
И даже здесь, незадолго до смертельной агонии, Господь находит силы проявить любовь к Своей Маме.
[Ин.19:26-27] Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Понимая, каково придётся Богородице после Его смерти, а затем и Вознесения, в мире женского бесправия, Господь препоручает заботу о любимой Маме любимому ученику.

И только после этого евангельские строки неминуемо приводят нас к моменту, когда сердце Христа остановилось...

Но и после этого история о любви и верности не заканчивается.

[Ин.19:38-40] После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.

Обратите внимание: Иосиф, который раннее скрывал своё ученичество у Христа, боясь преследования, приходит и прилюдно просит Тела Господа для погребения.

Старшее поколение, замиравшее по ночам от звука чёрной "Чайки", увозящей соседа, может сравнить поступок праведного Иосифа Аримафейсского и Никодима с попыткой прийти к высшему государственному советскому руководству и назваться близким другом "врага народа".

А Никодим? Никодим также был тайным учеником Господа, по тем же причинам. Он не просил Тела Иисусова, но участвовал в Его погребении и помогал в оном посильно.
А ведь он был членом синедриона. Того самого синедриона, который осудил на смерть Христа! Каково ему было в этой ситуации?
Но для него людская молва и даже притеснения были не важны, потому что перед своими очами они видели мёртвое Тело своего Учителя и Господа, и не могли остаться равнодушными к этому горю.

Как часто мы воспринимаем скупые строки Евангелия, не задумываясь, какие трудности, чувства и жертвы стоят за ними.

И, несмотря ни на что, двое этих мужественных мужчин приняли участие в погребении своего Бога.
И по сей день в Церкви помощь при погребении странника, нищего, убогого считается одним из самых высоких добродетельных поступков.
Любовь и забота Иосифа и Никодима деятельны и не требует доказательств.

Замечу ещё, что Никодим принёс для погребения около ста литров благовонных масел.

Кто помнит школьный курс истории, в числе прочих восточных товаров прежде всего славились на весь мир драгоценные ткани, специи и благовония.
Да и сегодня маленький флакончик такого масла будет стоить откровенно дорого.
А тут представьте - сто литров! Пусть это скорее всего не наши меры объёма жидкости, всё же это много по тем временам. Невозможно представить, что Никодим мог принести для погребения Своего Господа мизерное количество жидкости. Да и не случайно евангелист уточняет количество благовоний. Очевидно, он желал воздать потрудившемуся члену синедриона заслуженную похвалу за его труды.
Чтобы приобрести эти сто ветхозаветных "литр", нужно потратить очень большую сумму денег.

Таким образом, погребение Христа, пусть и в сильно сокращённом виде, всё же состоялось, благодаря любви и заботе тех, кого любит их Учитель.
Говорю "любит", потому что слово "любовь" невозможно произносить в прошедшем времени,так как она не имеет конца.

Если человек говорит "я любил такого-то человека", он лжёт или нам, или сам себе. Апостол Павел недвусмысленно сказал: "любовь никогда не перестаёт".

Эта любовь, словно тончайшее покрывало из лучиков света, согревала и объединяла сердца, страдающие в этот страшный день, потому что любовь и есть жертва.

Дай Бог, чтобы и наши сердца бились в унисон скорбящим и любящим сердцам, являющимся свидетелями страшных дней,во время которых Бог на глазах Своего любимого создания спасает его от греха, проклятия и смерти, уготовляя ему жизнь вечную. Аминь.
29 апреля.2016
  • Like
Реакции: 7 человек

Комментарии

Наше прикосновение к Страданиям Христа отстоит более чем в 2 тысячи лет, но это мысленное и сердечно прочувствованное состояние приводит к исправлению повреждений души. Эти дни Великого поста во мне открыли новый вопрос - если я, знаю о происходящем 2000 лет назад из книг Нового Завета, где описание не изобилует эмоциональном содержании, как то переживаю, то мне становится невообразимым то, что происходило с апостолами которые на протяжении трех лет были с Ним рядом?
Чтобы оставить свою деятельность и примкнуть к человеку, да так что не иметь где голову преклонить, на это нужны великие душевные связи. А они примкнули самому лучшему Человеку. И вот они оставили своего Учителя. Происходящее с ними трудно представить, это было перерождение...
Какую бы глубокую, на мой взгляд, мысль не приведу, она даже лапку синички не замочит...
Но страшнее всего становится когда подступает мысль, - а как бы я поступил окажись там - рядом со СПАСИТЕЛЕМ ГРЯДУЩИМ НА ВОЛЬНУЮ СТРАСТЬ????
 
Извините, может не в тему...но как относиться к фильму Мэла Гибсона "Страсти Христовы"?
 
Про фильм "Ной" на курсах православия ответили так: "Кто не смотрел, не смотрите, а кто смотрел - забудьте"
 
Мы всё равно не можем ничего изменить в истории кинематографии.
Фильм создан. Не важно, согласны мы на это, или нет.
Можно пойти путём отвержения всех наработок человечества, которые по факту не являются благочестивыми или каноничными.
но мне кажется, что гораздо мудрее постараться взять максимум пользы из уже сотворённого произведения.

Лично я к этому фильму отношусь положительно. Никогда не забуду его премьеру в кинотеатре в те, уже далёкие годы. Я был юношей в небогатой семье,и не мог позволить себе посетить кинотеатр с новейшей акустической и визуальной системой,в котором транслировался фильм.
И тогда один батюшка за свои деньги повёл меня на сеанс.
Фильм шёл без аудио-перевода,в собственном звучании,давая возможность услышать речь времён Христа, погрузится в то время.
Внизу экрана появлялись субтитры. Мне до сих пор это кажется лучшим решением,чем перевод вслух.
Над субтитрами явно поработали православные люди. Все акценты были расставлены точно на свои места.
Меня очень впечатлила сцена,где Господь, взирая с Креста на Богородицу, просто так сказал поразительные слова "Мама, Я творю всё новое". Впечатлила именно глубиной церковной мысли.

Фильм произвёл на меня очень сильное впечатление.
Мы так часто произносим заученные слова молитвы,носим на себе крестик, но от этого первое яркое впечатление порой затирается в нашем восприятии,теряется его уникальность и подлинная глубина и сила.
Фильм заставил посмотреть на привычные, сотни раз произнесённые слова того же Символа Веры по новому, заново, с нулевой точки.
Сильное кино в всех отношениях,и ряд привнесённых Гибсоном образов и нюансов не испортили его.

Фильм закончился. Пошли титры. Это первый и единственный случай в моей жизни, когда после окончания фильма все присутствующие не издали ни единого звука. В полном, ватном молчании люди вереницей пошли ко входу.
Единственное, что меня огорчило - стоящие на выходе представители протестантской деноминации с листовками и приглашением посетить их собрание.

Мы ещё только учимся использовать в миссионерских целях такие произведения.
Со всеми недостатками "Страсти Христовы" сильное кино, и в нём ощущается не желание позёрства авторов, а совестливое приношение Богу своих трудов.

Этот фильм - мощное, очень яркое и сильное оружие на диавола,в умелых руках.

После его просмотра те, кому я его включал, или советовал к просмотру, много пересматривали в своём отношении к Богу.

Как сказал иеромонах Роман, если произведение помогает человеку задуматься о вечном, о своих грехах, стать лучше, значит, это хорошее произведение.
 
Последнее редактирование модератором:
Не первый раз останавливаю себя на мысли, что жизнь делится на ДО и ПОСЛЕ. И по каким то жизненным проявлениям граница между ДО и ПОСЛЕ очень отчетливая, а по некоторым едва различимая. Очень трудно понять, что является причиной размытой границы, и совсем иначе когда граница явная. Однако выбрав направление движения не всегда понятно что ждет на следующем шагу, как не сбиться с верного направления, что поможет удержаться. Еще вчера рассказ вел вперед, а сегодня он камень на шею. Прямо сейчас пишу по окончанию просмотра фильма, хорошо, что я чуть раньше узнал это повествование из первоисточника, с богословскими толкованиями. Не буду говорить ничего, не плохого не хорошего. Одно только могу высказать, что повествование на христианскую тему нужно узнать не по букве, а по духу.
 
Александр, фильм Ной нельзя ставить в один ряд с фильмом Мэла Гибсона...фильм Ной-это фантастика. Я бы сказал что Страсти Христовы единственный по настоящему христианский фильм на сегодняшний момент. Полностью согласен с написанным иереем Рустиком Вязовским.
 
Когда упомянул фильм "НОЙ", к этому моменту ничего не мог сказать по "Страсти Христовы". Сейчас могу что то сказать и про этот фильм, но не стану.
 
Г
А разве Христос до этого не обладал жизнью вечной? Про фильм сказать ничего не могу, так как очень давно его видел. Знаю только что ещё не снят фильм, который бы полностью открывал суть Христового учения вместе с устройством мира и человека. И подчёркивал бы главное. Для чего и почему надо исполнять Христово учение и исполнять его полностью.
 
Сверху