«Мир глазами христианина» продолжает начатый некоторое время назад разговор о детской литературе. Сегодня знакомый читателям автор Ксения Кислицина расскажет о книжке для самых маленьких, которая, однако, может заставить задуматься даже взрослых.
Ксения Кислицина
Блудный заяц. Лекарство от бегства для детей от 3 лет и выше
Кто из нас не мечтал сбежать куда-нибудь? Будучи ребенком, тяготишься запретами, которые, в совокупности с неприятностями в школе, вызывают тревогу и отчаяние. Страх наказания, уверенность, что в жизни уже ничего не будет хорошего и черная полоса никогда не сменится белой, рождают в голове мысли, подобные стону отчаяния юного Корнея Чуковского, когда того исключили из гимназии: «Какое горе! Какое ужасное горе! Мне кажется, что нет на всей земле человека несчастнее меня, что никогда в жизни я уже не буду смеяться, что я с охотою сейчас лег бы в гроб, лишь бы не испытывать такого мучения!» (из повести «Серебряный герб» К.И. Чуковского).
Мысленная смерть, как бегство от проблем, причем мгновенно их решающая, возникает довольно часто как у детей, так и у взрослых.
Помышлять о бегстве можно и от «любви», о которой так говорил митрополит Сурожский Антоний: «Люби меня меньше, но дай мне дышать! Я в плену, твоя любовь разрушительна!»
Чрезмерная забота, невозможность принять самостоятельные решения, выражать мысли и чувства, – все это встречается довольно часто и порождает множество конфликтов между людьми.
Бегство может стать «лекарством» от бренности бытия. Живёт человек. Всё необходимое у него есть, может, и более того. Но вот мучение – жизнь кажется серой, лишенной приключений, захватывающих мгновений, сопряженных с риском. Нет взлетов, нет падений. Как сказал классик: «Тоска…». Взял бы и всё бросил, умчался в неведомые дали, в свободные земли, где ничего не напоминало бы о настоящем…
Бегать можно и от себя самого, от совести, от жизненного креста, от Бога… Причины и формы бегства многообразны. Можно бегать в пределах своей головы, фантазируя раз за разом, как это будет выглядеть, можно воплотить в жизнь задуманное, но результат непредсказуем.
Если в один прекрасный день вы решите убежать или ваш ребенок объявит о подобном решении, для себя можно прочитать главу 15 Евангелия от Луки. А ребенку, начиная с периода самоидентификации, то есть, лет с трех, отлично подойдет книга «Как зайчонок убегал». Так с простой истории можно дойти до серьезного богословского вопроса – любви Бога к человеку.
«Я пытался уйти от любви…»
Книга американской писательницы Маргарет Уайз Браун (Margaret Wise Brown) «Как зайчонок убегал» («The Runaway Bunny»), герои которой – маленький зайчонок и его мама, появилась на свет в 1942 году. Иллюстрировал книгу Клемент Хёрд (Clement Hurd).
В этом произведении описывается типичная ситуация. Однажды маленький зайчик решил убежать от мамы. Причина, из-за которой у него возникло такое желание, нам неведома. Может быть, капризный малыш желал просто испытать чувства своей родительницы или, наоборот, чрезмерная ее опека угнетала его настолько, что мысль о побеге была как бальзам на душу. Об этом мы можем только догадываться. Однако свои намерения он спешит огласить матери, и между ними начинается очень любопытная беседа, в которой фантазия зайчихи по своей стремительности не уступает воображению ее «блудного сына».
– Я стану форелью в ручье и уплыву от тебя!
– А я стану рыболовом и тебя поймаю.
И так от странички к страничке маленький заяц перевоплощается, как ему кажется, в безопасный образ: цветок, горную вершину, корабль под парусами и т. д.
– Я стану птицей и улечу от тебя!
– А я стану твоим деревом. Ты будешь прилетать ко мне.
Но, как бы ни изворачивался малыш, всякий раз его неминуемо ждет встреча с той, от кого он бежит, и она раз за разом становится гармоничной частью придуманного им мира.
Мама-зайчиха не одергивает сына, не пресекает пусть и жестокие по отношению к ней фантазии, не сыпет угроз, не говорит о «непочитании», хамстве, наказании. Она искусно вплетается в полотно его фантазий неотделимым образом до тех пор, пока ее выдохшийся малыш не осознаёт, что невозможно «уйти от любви» и лучше остаться с ней: «Убегай, не убегай – всё одно и то же. Останусь я с тобой. Мне и тут хорошо». Так фантазии угасают, и малыш смиряется перед непреодолимой силой материнской любви.
Цветные сны и черно-белая реальность
Кажется, в сюжете нет ничего особо увлекательного. Нет злодея, приключений, обретения новых друзей. Да, традиционных сказочных элементов здесь нет. Однако эта книга заканчивается победой любви, которая долго терпит и не сдается. Другая ее особенность – искусно воплощенные в иллюстрациях фантазии героев, выполненные Клементом Хёрдом, отчего эту книгу можно смело назвать шедевром детской иллюстрации. Художник предложил нам посмотреть на эту историю как бы с двух сторон. Беседы-противоборства выполнены монохромно, а там, где фантазии матери и сына сливаются, рождается причудливый цветной сон, где каждый герой воплощается в задуманный им образ. Например, маленький беглец воображает себя цветком в саду и взбирается на большой лепесток. А в ответ его находчивая мама уже держит в руках лейку. Одна фантазия соединяется с другой, и мы видим, как мама-зайчиха уже в костюме садовника, с тяпкой в руках, направляется к ряду садовых цветов, в одном из которых вместо соцветия выглядывает голова белого зайца. И так все угрозы разрешаются в яркую фантазию, «цветной сон», разглядывая который, не перестаешь удивляться изобретательности и таланту иллюстратора.
Эту книгу можно рассматривать с малышом, который будет восторженно показывать на уши-паруса или зайчиху-дерево и сможет придумать много-много своих вариантов перевоплощений, в которых вы всегда сможете быть неразлучны. Так можно начать разговор о Евангелии, о блудном сыне, которого не переставал любить и ждать оставленный отец, о том, что Кто-то всегда нас ждет и неотступно следует даже, если «сниду во ад». И, возможно, мысль о бегстве не будет уже такой привлекательной.
***
Предыдущие статьи автора:
- Рыжий и Солнышко, или Ещё раз о любви
- Книги VS Ничего*
Ксения Кислицина
Блудный заяц. Лекарство от бегства для детей от 3 лет и выше
Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу?
Аще взыду на небо – Ты тамо eси, аще сниду во ад – тамо eси.
Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря –
и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя.
Псалом 138
Аще взыду на небо – Ты тамо eси, аще сниду во ад – тамо eси.
Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря –
и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя.
Псалом 138
Кто из нас не мечтал сбежать куда-нибудь? Будучи ребенком, тяготишься запретами, которые, в совокупности с неприятностями в школе, вызывают тревогу и отчаяние. Страх наказания, уверенность, что в жизни уже ничего не будет хорошего и черная полоса никогда не сменится белой, рождают в голове мысли, подобные стону отчаяния юного Корнея Чуковского, когда того исключили из гимназии: «Какое горе! Какое ужасное горе! Мне кажется, что нет на всей земле человека несчастнее меня, что никогда в жизни я уже не буду смеяться, что я с охотою сейчас лег бы в гроб, лишь бы не испытывать такого мучения!» (из повести «Серебряный герб» К.И. Чуковского).
Мысленная смерть, как бегство от проблем, причем мгновенно их решающая, возникает довольно часто как у детей, так и у взрослых.
Помышлять о бегстве можно и от «любви», о которой так говорил митрополит Сурожский Антоний: «Люби меня меньше, но дай мне дышать! Я в плену, твоя любовь разрушительна!»
Чрезмерная забота, невозможность принять самостоятельные решения, выражать мысли и чувства, – все это встречается довольно часто и порождает множество конфликтов между людьми.
Бегство может стать «лекарством» от бренности бытия. Живёт человек. Всё необходимое у него есть, может, и более того. Но вот мучение – жизнь кажется серой, лишенной приключений, захватывающих мгновений, сопряженных с риском. Нет взлетов, нет падений. Как сказал классик: «Тоска…». Взял бы и всё бросил, умчался в неведомые дали, в свободные земли, где ничего не напоминало бы о настоящем…
Бегать можно и от себя самого, от совести, от жизненного креста, от Бога… Причины и формы бегства многообразны. Можно бегать в пределах своей головы, фантазируя раз за разом, как это будет выглядеть, можно воплотить в жизнь задуманное, но результат непредсказуем.
Если в один прекрасный день вы решите убежать или ваш ребенок объявит о подобном решении, для себя можно прочитать главу 15 Евангелия от Луки. А ребенку, начиная с периода самоидентификации, то есть, лет с трех, отлично подойдет книга «Как зайчонок убегал». Так с простой истории можно дойти до серьезного богословского вопроса – любви Бога к человеку.
«Я пытался уйти от любви…»
Книга американской писательницы Маргарет Уайз Браун (Margaret Wise Brown) «Как зайчонок убегал» («The Runaway Bunny»), герои которой – маленький зайчонок и его мама, появилась на свет в 1942 году. Иллюстрировал книгу Клемент Хёрд (Clement Hurd).
В этом произведении описывается типичная ситуация. Однажды маленький зайчик решил убежать от мамы. Причина, из-за которой у него возникло такое желание, нам неведома. Может быть, капризный малыш желал просто испытать чувства своей родительницы или, наоборот, чрезмерная ее опека угнетала его настолько, что мысль о побеге была как бальзам на душу. Об этом мы можем только догадываться. Однако свои намерения он спешит огласить матери, и между ними начинается очень любопытная беседа, в которой фантазия зайчихи по своей стремительности не уступает воображению ее «блудного сына».
– Я стану форелью в ручье и уплыву от тебя!
– А я стану рыболовом и тебя поймаю.
И так от странички к страничке маленький заяц перевоплощается, как ему кажется, в безопасный образ: цветок, горную вершину, корабль под парусами и т. д.
– Я стану птицей и улечу от тебя!
– А я стану твоим деревом. Ты будешь прилетать ко мне.
Но, как бы ни изворачивался малыш, всякий раз его неминуемо ждет встреча с той, от кого он бежит, и она раз за разом становится гармоничной частью придуманного им мира.
Мама-зайчиха не одергивает сына, не пресекает пусть и жестокие по отношению к ней фантазии, не сыпет угроз, не говорит о «непочитании», хамстве, наказании. Она искусно вплетается в полотно его фантазий неотделимым образом до тех пор, пока ее выдохшийся малыш не осознаёт, что невозможно «уйти от любви» и лучше остаться с ней: «Убегай, не убегай – всё одно и то же. Останусь я с тобой. Мне и тут хорошо». Так фантазии угасают, и малыш смиряется перед непреодолимой силой материнской любви.
Цветные сны и черно-белая реальность
Кажется, в сюжете нет ничего особо увлекательного. Нет злодея, приключений, обретения новых друзей. Да, традиционных сказочных элементов здесь нет. Однако эта книга заканчивается победой любви, которая долго терпит и не сдается. Другая ее особенность – искусно воплощенные в иллюстрациях фантазии героев, выполненные Клементом Хёрдом, отчего эту книгу можно смело назвать шедевром детской иллюстрации. Художник предложил нам посмотреть на эту историю как бы с двух сторон. Беседы-противоборства выполнены монохромно, а там, где фантазии матери и сына сливаются, рождается причудливый цветной сон, где каждый герой воплощается в задуманный им образ. Например, маленький беглец воображает себя цветком в саду и взбирается на большой лепесток. А в ответ его находчивая мама уже держит в руках лейку. Одна фантазия соединяется с другой, и мы видим, как мама-зайчиха уже в костюме садовника, с тяпкой в руках, направляется к ряду садовых цветов, в одном из которых вместо соцветия выглядывает голова белого зайца. И так все угрозы разрешаются в яркую фантазию, «цветной сон», разглядывая который, не перестаешь удивляться изобретательности и таланту иллюстратора.
Эту книгу можно рассматривать с малышом, который будет восторженно показывать на уши-паруса или зайчиху-дерево и сможет придумать много-много своих вариантов перевоплощений, в которых вы всегда сможете быть неразлучны. Так можно начать разговор о Евангелии, о блудном сыне, которого не переставал любить и ждать оставленный отец, о том, что Кто-то всегда нас ждет и неотступно следует даже, если «сниду во ад». И, возможно, мысль о бегстве не будет уже такой привлекательной.
***
Предыдущие статьи автора:
- Рыжий и Солнышко, или Ещё раз о любви
- Книги VS Ничего*