Богословская беседа...

Евангелие от Марка 8, 27

Дорогие братья и сестры! Каждую субботу в 16.00 в нашем соборе я провожу богословскую беседу для желающих.
В этом году и в следующем это толкование на Евангелие.

Одна очаровательная моя слушательница, Лидия, взяла на себя труд записывать на диктофон и расшифровывать (переводить в текст) мои беседы. Может быть, когда-нибудь из них создадим книгу.


Посмотреть вложение 4901

…И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал у учеников Своих: за кого почитают Меня люди? (Мк 8. 27)

Название Кесария Филиппова (сейчас поселок Кесария) состоит из двух слов. Филиппова называлась так, потому что ее построил сын Ирода Великого – Филипп. А назвал он этот городок в честь императора – кесаря (искаженное от цезарь), отсюда – Кесария.

Филипп строит городок, и строит его не на пустом месте, а на месте известного языческого святилища, посвященного богу Пану. Прежде существовавший поселок назывался Панеас (от имени бога Пана).
Прекрасная природа, головокружительные виды… Здесь берет исток Иордан –стремительная, могучая река. Иордан появляется из земли, то есть вдруг из земли появляется вода, много маленьких таких ключиков. Сначала пленка воды, бурлящая в некоторых местах, потом постепенно это все сужается и превращается в русло огромной реки.

И вот практически у истока Иордана – скалы, в которых находятся пещеры – святилища языческих божеств, тут же языческие храмы, статуи божеств.
Я специально так подробно об этом говорю, чтобы стало понятно, почему Евангелист конкретно указал место, в котором произошла эта беседа. Спаситель не просто так именно в Кесарии поднял вопрос: за кого почитают Меня люди? Христу было горько видеть, как люди запутались в верованиях, как обожествляют разные силы природы, стихии, а то и бесов. Именно поэтому Ему важно понять: сами Апостолы осознают ли, Кто Он такой? Это место – Кесария Филиппова, можно сказать, самое подходящее из всех мест, где следовало бы задать такой вопрос. Исповедание того, Кто такой Христос, должно прозвучать именно здесь, в противовес всем заблуждениям и идолопоклонствам.

Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков… (Мк 8, 28)
Иоанн Креститель был к тому времени убит Иродом, но так как тогда не было ни радио, ни газет, то есть относительно достоверных источников информации, люди доверяли слухам. И вот про Иоанна Крестителя ходили разные слухи. Одни говорили, что его убили (причем были разные версии его смерти, с одной из таких версий мы знакомимся в Евангелии, историк Иосиф Флавий приводит другую версию), другие – что он жив.
И вот про Иисуса некоторые думали, что Он и есть Иоанн Креститель. Только скрывается под другим именем.

Другие считали, что Иисус Христос это пророк Илия. По ветхозаветным представлениям, Илия должен был перед концом света явиться, потому что он был на небо взят живым. Евреи считали, что Господь перед концом нашей истории, перед наступлением Суда опять пошлет Илию на землю. То есть, некоторые люди думали, что Христос предваряет приход настоящего Мессии.
Иные почитают за одного из пророков, то есть не за предтечу Мессии, а просто за одного из великих пророков, наставников (пророков было много в истории)…

Очень сложно было понять людям, что Христос и есть Мессия, уж слишком Он был другой, не такой, какого они ждали, – бедный, доступный, обычный человек. Никакой не могущественный. И хотя Христос, конечно, творил невероятные чудеса, но Он старался избегать творить чудеса. Спаситель не хотел, чтобы за Ним ходили только из-за того, что Он помогает людям их земные проблемы решать: кого-то исцелил, кому-то помог.

Сложно было понять и ученикам, и уж тем более простым людям, что Он и есть тот самый долгожданный Спаситель.

Итак, Христос спрашивает: А вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос (Мк 8, 29) В другом Евангелии, Евангелии от Матфея, стоит: «Ты Христос, Сын Бога Живаго», то есть Ты – Мессия.

И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем (Мк 8, 30)
А почему Христос не хотел, чтобы о Нем говорили? Все на самом деле понятно: Христос хотел подготовить людей к тому, чтобы они Его приняли, узнали в Нем Мессию. Вот все эти действия – чудеса, дивная проповедь, все это подогревало людей, постепенно повышало градус мессианских ожиданий в народе. Народ все больше говорил о Иисусе, о Нем говорили и в убогих лачугах, и в домах высокопоставленных особ. Постепенно народ все с большим интересом, все пристальнее вглядывался в Личность Христа.
И в конце, когда все наполнится слухом о Нем, когда исполнится некая полнота этих напряженных ожиданий, Христос хотел совершить действие, которое будет кульминацией Его проповеди.
И Он ведь это делает, вспомните: приближение Пасхи, Христос спускается с Масличной горы на ослике, и Его приветствуют толпы. Ему машут ветвями, Ему кричат Осанна, то есть Спаси! Христос въезжает в город воротами, в которые было запрещено въезжать человеку, это были мессианские ворота. Они называются «Золотые врата». Сейчас они замурованы, потому что, по еврейским представлениям, только когда придет Мессия, можно раскрыть эти врата. Ученые до сих пор не понимают, как эти врата открыли. Но, видимо, настолько сильно было возбуждение народа, что народ побежал и открыл эти ворота. Христос въезжает на ослике в Иерусалим, во исполнение известнейшего пророчества: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9). Он входит в храм, изгоняет торгующих – сказано у пророков, что, когда придет Мессия, Он очистит храм, потому что Хозяин пришел, теперь это будет дом Божий.

Можно только представить, какое было воодушевление у иудеев. То есть люди поняли, что ожидания их сбылись. И, конечно, у фарисеев и иудейских лидеров было очень мало времени, чтобы народ настроить против Христа. Они этим временем, конечно, воспользовались на 100%. Они сразу свою работу начали по разложению, людей, по подкупу учеников (Иуду подкупили, чтобы тот предал Христа). И, если бы народ им не поверил, то мог бы принять Христа, и поклониться, и воцарить Его. И тогда история, может быть, пошла по иному сценарию. Но Христос знал, что история пойдет не совсем так… Что не воцарят, не поклонятся…

Но мы отвлеклись. Апостол Петр исповедал: Ты Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон…, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. Выражение не плоть и кровь открыли тебе это означает, что не по человечеству своему ты догадался о Том, Кто Я такой, ты внял голосу Божию, который в твоей душе звучит.

В Кесарии Филипповой сегодня есть площадка из песка и лежит такой большой конус, с металлической ручкой. Если за эту ручку взяться, упереться, и толкать конус перед собой, то он начинает на песочной площадке вращаться и оставляет выдавленные на песке слова: «Ты еси Христос, Сын Бога Живого». Очень трогательно видеть, как современные паломники, предпринимая некоторое усилие (а толкать конус не просто, он тяжелый), тоже участвуют в этом исповедании Петра: Ты – Христос!

Итак, еще не время всем рассказывать, что Он – Мессия (слово «Христос» переводится как «Помазанный», «Посланник Божий»). Если люди рано об этом узнают, у них запустится иной сценарий в восприятии Иисуса, а Спаситель этого не хотел.

И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему (Мк 8, 31-32)
Христос начал говорить о предстоящих Ему страданиях. Он хотел до сознания учеников донести ту идею, что, хотя Он истинный посланник Божий, но путь Его - отнюдь не легкий путь, путь этот сопряжен со скорбями, с тяготами, чтобы, когда они увидят эти тяготы и скорби, Апостолы не соблазнились, не разбежались. На самом деле, они все равно соблазнились, испугались и не знали, что делать и как жить дальше после этого, пока Христос не воскрес и опять не стал им являться и убеждать их, что все, Им сказанное, – это действительно истина.

Итак: Спаситель говорит о страданиях, о том, что да, Он – Мессия, Христос, но им нужно несколько иначе это понимать, не ждать от Него эффектных действий, воцарения и проч., быть готовыми к тому, что все может пойти иначе… А Петр начал отговаривать Христа от этого. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мк 8, 33)

В фильме «Страсти Христовы» Мэла Гибсона очень хорошо показано, как все время, во время служения Христа, невидимо появляется сатана: либо тенью проходит, либо где-то из толпы выглядывает. Все время сатана невидимо Христа сопровождал. Следил, где бы поставить подножку, как бы Христа свернуть с Его пути. И Христос понимает, что не сам Петр эти слова говорит, отговаривая Его от крестных страданий, а сатана вдохновляет Петра. И те же слова, которые Христос сказал диаволу когда-то на горе: отойди от меня сатана, Он повторяет Петру, понимая, что Петр совсем не Божьими идеями вдохновляется.

Видя, что народ не может вместить Его учение о Страстях – сколько ни говори, не понимают, не воспринимают, подозвав народ с учениками, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною. (Мк 8, 34). Это достаточно жесткие слова, даже страшные… Это слова, которые произносил палач, когда приходил к осужденному на смерть. Палач говорил: «Оставь все, что у тебя есть, оставь свои пожитки, свой хлеб, все это тебе уже не понадобится. Возьми крест свой (то есть орудие казни) и следуй за мною».

И Христос говорит вот эти страшные слова. Он повторяет каждому христианину, Своим ученикам, всем, кто хочет следовать за Ним: будь готов к тому, что эта жизнь будет очень тяжелая, крестная. Тебе не нужно ни к чему прилепляться, тебе нужно понимать, что мир будет против тебя, тебе нужно просто идти за Мною! И дальше Христос немножко успокаивает людей, потому что от этих страшных слов ученики Его остолбенели: ничего себе… Они думали, что спасут жизнь свою, что они для прекрасной и блаженной вечности себя спасут, а Христос обещает им какие-то совершенно несусветные вещи – кто хочет следовать за Мной, пойдем на смерть за Мной.
Но Христос ободряет: Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк 8, 35)

Слово «душа» – это неверный перевод. В оригинале стоит слово «жизнь». То есть, кто хочет как-то себя сберечь, кто боится конфликтов, проблем: а ну, ее, эту веру, лишь бы спокойно жилось… – тот на самом деле, для вечности, жизнь свою потеряет. В вечности едва ли останется этот человек. А кто будет идти за Христом, тот, даже если и жизнь свою земную потеряет, обретет ее для вечности. Вот парадокс христианства: мученики Христовы… Казалось бы, кто в лучшей ситуации: какой-нибудь чекист, который расстреливает мученика, или мученик? С точки зрения земной – конечно, чекист в более выигрышном положении, а с точки зрения вечности – мученик. Чекист душу свою погубил, для вечности он себя не сохранил, а тот человек рождается для вечности, и потом, когда мир преобразится, мы не знаем, где будет этот чекист, но знаем, где будут святые. Они будут возглавлять число людей, живущих в Царствии Небесном вместе с Господом.

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк 8, 36-37) То есть, если ты думаешь, что ты устроился, весь мир себе приобрел, какая тебе польза что ты приобрел земной мир, а для вечности жизнь не сохранил.

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк 8, 38) Христос говорит жесткие слова, и ученики должны эти жесткие слова говорить людям. Я испытываю неловкость, когда нужно говорить правду людям, у которых и так все плохо и которые приходят в церковь и хотят, чтобы Господь наладил их жизнь. Мне хотелось бы сказать: исповедуйтесь и причаститесь и все наладится, все будет лучше, чем сейчас. Но я не могу так сказать, потому что не знаю планов Божьих. Может быть, все как раз будет еще хуже, может быть, Бог поведет их путем еще больших испытаний, крестным путем. Тяжело говорить слова о том, что христианство сопряжено со скорбями, с какими-то испытаниями, а не с сиюминутной радостью. И вот Христос, понимая, что тяжело такие слова говорить, а потом Его Апостолам, пастырям, да и всем христианам придется это говорить, предупреждает: кто постыдится Меня перед людьми, кто для людей грешных и глупых побоится говорить всю правду о Евангелии, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Так что мы с вами, зная какие-то церковные учения, не должны стесняться четко, конкретно свидетельствовать об этом, ничего не боясь. И если мы не постыдимся честно об этом говорить, то, конечно, и Господь нас помилует и не отвернется от нас.


Посмотреть вложение 4902
  • Like
Реакции: 1 человек

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху