Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.
"Большое видится на расстояньи" (Беседа на Евангелие в Неделю 24-ю по Пятидесятнице)
Открываем сегодняшнее воскресное евангельское зачало, и читаем:
И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: чтó Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него.
И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
возвратись в дом твой и расскажи, чтó сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Этот случай из земной жизни Спасителя весьма поучителен, ярок и известен обществу христиан.
Дважды я касался здесь темы встречи Господом бесноватого (или,как пишет другой евангелист, - двух бесноватых).
Речь шла об ответе на вопрос, почему Божия любовь и милость допускает существования ада и адских мучений.
Действительно, эта яркая иллюстрация даёт недвусмысленное понимание того, что люди сами доводят себя греховной жизнью до такой степени, которая несовместима с безболезненным прикосновением к ним Божьей благодати.
Ведь, испытывая муки от приближения Господа, человек способен существовать только в максимальном отдалении от Него.
Однако Св.Писание весьма многогранно и премудро. В нём можно искать и находить всё новые и новые вразумления, делать очередные выводы и продолжать извлекать уроки.
Не случайно Церковь требует, чтобы одно и то же Евангелие прочитывалось нами вновь и вновь, в течение всей нашей жизни.
И не случайно священник, прежде чтения зачала из Евангелия, осеняет людей крестом, ниспосылая на них Божие благословение, для получения ими от Господа вразумления на "пользу изрядну".
Чтение Слова Божия - не рутинная ежедневная обязанность, а возможность реализовать то, что было преподано первым людям в Эдемском саду - общение с Господом. Сам Господь говорит с нами, когда мы внимаем словам Св.Писания, научает нас, вразумляет, предостерегает и утешает.
Сегодня я хочу коснуться другой грани данного отрывка.
Вспомним, какую удручающую картину нарисовал нам евангелист, описывая несчастного бесноватого.
Он тяжко страдал долгие годы от бесовских мучений и был, как бы сегодня сказали, буйным. Невозможно было его никакой силой усмирить или сделать безопасным для окружающих. Он разрывал верёвки и цепи и был гоним бесом в пустыню.
Результатом этого стало то, что он существовал не в городе,но был отщепенцем общества, и проживал в пещерах - склепах, в которых иудеи во времена Христа хоронили умерших.
И до сих пор в мире существуют кладбища, в склепах которых живут нищие, бродяги. Словом, те, кто оказался за бортом общественной, так сказать, "приличной, цивилизованной" жизни. В этом смысле за две тысячи лет ничего не изменилось.
Это трагедия для этого человека? Вне сомнения. Общество отторгло его, потому что он был для него опасен. Нужно ещё помнить, что прикосновение к мёртвым считалось у иудеев нечистотой. Таким образом, можно представить, сколь несчастной и незавидной была участь этого человека на первый взгляд.
Почему только "на первый"? Да потому, что это взгляд обычного человека - нас с вами.
Все мы хотим комфорта, спокойной стабильной жизни, да, наконец, простого человеческого счастья.
И если наша жизнь, по зависящим от нас или не зависящим причинам, вдруг развивается не по тому пути, которого мы себе желали, мы приходим в уныние, расстройство, а иногда и хулу на ближнего или Бога, обвиняя их в своих проблемах.
Неудивительно, что ныне так модно стало ходить с красными ниточками на запястье. Ведущие, актёры, просто публичные люди, не стесняются появляться с красной полоской на руке - языческим суеверным символом "оберега от сглаза".
Причина, как всегда проста - мы боимся трудностей, но если они случаются, склонны винить кого угодно (соседку, кума, жену, мужа, родителей, тёщу, свекровь, невестку... список бесконечный, и ... даже Бога).
Винить себя в последствиях своих поступков, своей греховности мы не собираемся. Такое даже в голову не приходит.
А ещё, мы надеемся во всём только на себяи желаем только исполнения своих желаний.
Даже воцерковлённые люди часто ли произносят "да будет воля Твоя" не автоматически, побыстрее крестясь, чтобы сесть за обеденный стол или прочесть домашнее молитвенное правило, а осознанно предавая себя, свою жизнь в руки Божии?
Не лукавим ли мы перед Богом, произнося эти трогательные слова,а сами в себе, случись что, думаем: "пусть будет воля Твоя, но если что, сделай, Господи, так, как я хочу, вот так и вот так"?
От надеяния только на себя,и исполнения только своей воли мы потеряли чувство реальности и переселились в зазеркалье, находясь в плену собственных эгоистичных иллюзий и относительно себя, и относительно случающихся с нами неприятностей и скорбей.
А ведь святые неоднократно предупреждали, что "большое видится на расстоянии".
Эти слова в полной мере исполнились на воспоминаемом нами бесноватом.
Давайте пофантазируем и представим, что было бы, не будь он бесноватым.
Вспомним, чем отличались жители гадаринской стороны. Они давно продали свою совесть и следование закону Божию за возможность обогатиться нечистым способом.
Человек Нового Завета, читая Св.Писание, порой не замечает "мелочей", заметных взгляду человека ветхозаветного.
Например, недавно мы читали евангельскую притчу о богаче и Лазаре. Самое начало притчи уже поражало ветхозаветного человека, как бы сейчас сказали, разрывом шаблона. Обратите внимание, Господь, неоднократно называя по имени Лазаря, не называет ни разу по имени богатого человека, у ворот имения которого тот доживал свой век. Ну и что, скажете вы. Ну мало ли, не назвал так не назвал.
А для слушателя времён Христа это было неслыханно. Имена простолюдинов, а тем более нищих в историю не вошли. Как ныне говорят, "фараоны строили себе пирамиды", "Пётр основал Санкт-Петербург", будто бы это лично фараоны занимались в каменоломнях, обтёсывали или возили огромные валуны на вершину пирамиды.
В древности "маленькие люди" не имели даже фамилии,а уж их имена мало кому были интересны в обществе. Зато имена вельмож были хорошо известны и остались в анналах истории.
Господь же намеренно игнорирует эту традицию, называя последнего нищего по имени, а его богача не удостаивая такой чести. Почему?
Чтобы показать, что Господь, в отличие от людской славы и "мудрости", ценит человека не за его кошелёк и наличие амбаров в имении, а за нравственные качества.
Для ветхозаветного слушателя это было потрясающе.
Не менее потрясающе, наверняка, на него оказывали влияние евангелиста о том, что на карую за селением паслось "большое"(!) стадо свиней, поскольку свиньи были нечистым, запрещённым ветхозаветным законодательством животным.
Другими словами, это было ничем не прикрытое хамство в адрес Господа и Его Закона. Причём хамством, коим позволяло себе "болеть" всё население гадаринского городка.
Не случайно Господь в это стадо разрешил бесам войти - чтобы контрабандный товар утонул, дав людям возможность, пусть и без собственного желания, начать зарабатывать законным трудом.
И как отреагировали люди? Вышли всем селением и выгнали Господа! По этой причине, это селение было одним из немногих, где Господь не совершил ни одного чуда.
Однако Он совершил чудо, ещё не войдя в селение. Почему?
Потому, что бесноватый не мог жить в селении, в силу беснования, и был изгоняем бесом из него.
Вот, что сделало возможным чудо исцеления и тела, и души сего человека.
Будь он, как все, - "нормальным", прожил бы себе всю жизнь без Бога, "как все", зарабатывая "на жизнь" нарушением закона Божьего.
Но именно это самое несчастное, трагическое беснование, за которое его наверняка все жалели, вывело его за пределы гибельного для его души общения с горожанами и дало возможность встретить Господа, навсегда преобразить свою жизнь.
Превосходный британский писатель и профессор Толкин указывал на эту характерную для Промысла Божия черту, которую он называл "F-катастрофой".
F-катастрофа - это когда вся цепочка событий явно катится ко злу, к ухудшению, и в последний момент оборачивается поражением зла и торжеством добра.
Эту идею писатель иносказательно, по сути, притчами, воплотил в своих произведениях.
Между прочим, такой F-катастрофой было и Воскресение Господа. Ведь даже апостолы уже смирились с тем, что ничего не получилось и "всё кончено". Но вдруг они услышали пасхальную радость - "Он Воскрес!". Нет ничего радостнее для человека, чем пасхальная радость!
То, что ныне кажется нам проблемой, отсутствием выхода из положения, а порой и отсутствием смысла жить, в очах Господа - лекарство, приняв "курс" которого, мы сможем встретить избавление.
Если без ропота, со смирением, упованием на Промысел Божий и искренним отданием себя в руки Божии, перенесём свою персональную скорбную голгофу, встретим и свою радостную "пасху".
Поздравляю Вас с малой Пасхой - Воскресным днём. Воскресения день, просветимся, людие!
иерей Рустик Вязовский Орфографическая ошибка в названии: "на расстояньи" -это случайно вышло, или может так задумано? Хотела спросить в личном сообщении, но не получилось.
Спасибо, очень познавательно и по-новому осветили этот эпизод. Когда девочки были маленькие, они часто спрашивали, почему же Господь позволил бесам войти в свиней (ну тут конечно, была замешана детская жалость к зверюшкам), но мне тоже, сколько бы проповедей на эту тему не читала и не слушала, как-то не удавалось найти ответ на этот вопрос. Так он и повис, и девочки подросли... Действительно, как часто бывает, делает человек что-то, приносящее выгоду или просто приятное, и изо всех сил уговаривает себя, что это в принципе нормально, да и все так делают, и не хочется кардинально что-то поменять. Спасибо еще раз, очень важно для всех.
Уважаемая Ирина,это не ошибка,а намеренная цитата Есенина. Именно так это слово написано у автора,которого я цитировал. Именно так правильно.
В других изданиях написано вообще "на расстоянье".
Это просто здорово! Умное, точное, размыслительное толкование на Евангелие. Кстати, мы часто все делаем второпях, и читаем тоже, даже Евангелие. И смысл некоторый ускользает. К вопросу о свиньях, я даже не думала, что это какое-то контрабандное стадо... А ведь стоило и подумать! И как Господь избавил жителей города от соблазна, через изгнание беса. Другое дело, что им это было не нужно. И они отказались от Христа. Как это страшно! Вот не уподобиться бы никогда! А несчастный бесноватый вдруг становится единственно счастливым человеком! Он видел Христа и принял Его! Ну, не чудо ли?
Спасибо за толкование! Неторопливо пройтись по строчкам и подумать, что может быть радостнее Пасхи? У каждого своя Голгофа, своя Малая Пасха, свое Воскресение. И выбор: принять Христа , или попросить Его уйти из пределов своего селения...
Спаси Господи, отец Рустик! Как Вы просто и понятно все объясняете. Евангелие - это ведь как формула, только с уже подставленными числовыми значениями - значениями, понятными людям того времени. А после Вашего объяснения сразу становится ясно, как будет выглядеть "формула", если подставить в нее наши, современные значения. Достаточно представить, что есть некий населенный пункт, где все жители промышляют, допустим, торговлей наркотиками. Тогда это было бы не стадо свиней, бросившееся в пропасть, а самопроизвольно сгоревший склад с наркотиками. И тоже понятно, как бы отреагировали хозяева склада, если бы не покаялись. А если бы покаялись - это было бы им облегчением в начинании новой жизни. Ведь часто бывает, что трудность отказа от греха не только в том, что он укоренился в собственной душе, но и в том, что грешник "повязан" обстоятельствами. Вся его жизнь уже подчинена греху, все устроено с поправкой на грех. И у лукавого, кроме самой страсти, множество других рычагов для управления человеком, для его шантажа - благополучие семьи, одобрение родственников, множество социальных и психологических связей, некая "накатанная колея", выскочить из которой самому и страшно, и непонятно, с чего начать. Потому что как только человек начинает пытаться вырваться из этих пут, он сталкивается с тем, что все в его жизни начинает рушиться, и он чувствует себя не просто некомфортно, а еще и виноватым перед многими людьми, чью размеренную жизнь он тоже нарушает своими действиями - кого-то лишает материального благосостояния, кого-то - стабильного заработка, кого-то - чувства защищенности. И человек отступает, не в силах справиться со всем этим сразу и не уверенный в том, что поступает правильно. А Господь иногда с помощью такой "катастрофы" дает человеку возможность разделаться разом со всем, что его держит привязанным к греховному промыслу, и "начать с чистого листа". Жителям селения, описанного в Евангелие, был дан такой шанс. Правда, они его не использовали.
Г
Гость
Очень хорошо раскрыто. Большое спасибо. Есть в нашем мире одержимые бесами. Но Бог всем может помочь, главное захотеть.