Церковь и политика: 4 (Заключение)

Эта запись является частью серии записей Церковь и политика
Церковь и политика: 4 ( часть 1, часть 2, часть 3)
На примере последних политических событий

Для тех, кто внимательно читал наши очерки, теперь очевидно, что Церковь не может не иметь отношений с государственной властью. Мы живем в государстве и признаем законно избранную власть и ее законы.

Церковь может обращаться к власти со словом вразумления и увещевания.
Может, но не обязана! Да, Церковь может этого и не делать, потому что государство и Церковь – два различных мира; их цели и задачи разные. Я еще раз напомню людям, любящим осуждать Церковь за ее молчание по политическим вопросам: не дело Церкви учить власти, как им поступать, как и не дело власти вмешиваться в дела Церкви. «Как нам не разрешено управлять миром, так и вам не разрешено размахивать кадилом», – еще раз напомню слова, сказанные императору известным богословом святителем Осией Кордубским.

Но Церковь может выразить свое мнение по тому или иному вопросу, проблеме, возникшей в государстве. Так как члены Церкви – граждане страны, то Церковное руководство вправе выступить от лица своих членов, вправе обратиться к властям с какими-либо вопросами.

В советское время, когда Церковь так поступала, ее советские власти в прямом смысле затыкали. Всякий выступивший лишался своих постов, и ему запрещалось служить. Я вспоминаю, как в конце 1940-х архиепископ Лука Войно-Ясенецкий написал письмо Патриарху Алексию I, с такими вопросами: почему Церковь молчит о репрессиях, почему Патриарх не говорит о важности преподавания детям основ Православия?
Представьте, это был конец 40-х…

Патриарх написал деликатно, но твердо примерно следующее (цитирую по памяти): «Владыка Лука, не думайте, что Вы самый умный. Все всё видят (а не только Вы один видите), все всё понимают, но нет у нас такой возможности! Вы что, хотите совершенно испортить отношения Церкви с властью? Хотите массового закрытия и взрывов храмов? Хотите масштабных репрессий, которые в последние годы немного стихли?.. Дает власть жить, служить, молиться – пользуйтесь этим, а на открытый конфликт идти нельзя».

В последние двадцать лет между Церковью и государственной властью в России установились самые благоприятные отношения. Власть понимает, что Церковь это реальная сила, которая служит делу восстановления национальных и гуманистических ценностей, которая служит делу сплочения, делу укрепления патриотизма и проч. Нынешняя власть уважает Церковь, Церковь, со своей стороны, благодарна за это власти. Ведь для Церкви самым важным делом является то, что государство не препятствует Церкви совершать дело приобщения к Богу человеческих душ. Открываются храмы, поддерживаются церковные инициативы, священники могут свободно проповедовать, выступать публично... В этом отношении можно сказать, что еще никогда за последние столетия не было для Русской Православной Церкви более благоприятного времени, чем время нынешнее.

Да, последние события на российском политическом горизонте не дают ощущения, что все прекрасно и благостно в нашей стране, но что в такой ситуации должна делать Церковь? Ответьте на этот вопрос сами, прежде чем читать этот текст дальше...

Святейший Патриарх и руководство Русской Православной Церкви избрали самый верный, царский, как говорили раньше, путь. Это путь политической неангажированности, честности и миролюбия.
А) Церковь публично не поддерживает ни одного из кандидатов, ни одну из партий.
Б) Церковь призывает к честному политическому соперничеству, порицает обман и лукавство на любых выборах, любых уровней.
В) Церковь призывает всех людей находиться в мире, не поддаваться на любые провокации, не дать себя увлечь наиболее горластым политикам.

Все помнят скандальные выборы в Государственную Думу, предвыборную борьбу за президентское кресло.
Мне хотелось бы привести документы и официальные заявления сделанные от имени Русской Православной Церкви касательно этих событий.
Все эти тексты доступны, собственно, они публиковались тотчас после их оглашения на сайтах, на которых публикуются церковные новости. Приведенные материалы есть на сайте «Интерфакс-религия»: http://www.interfax-religion.ru/
И на официальном сайте Русской Православной Церкви: http://www.patriarchia.ru/

Я хочу, чтобы вы отметили мудрость, логичность, взвешенность слов и поступков наших иерархов.
Я приведу большие цитаты из этих сообщений и кратко прокомментирую их.

Итак, начало декабря 2011 года. Приближались выборы. Патриарх призвал всех сделать свой честный выбор в пользу кандидатов от той или иной партии и проголосовал сам.
На следующий день Патриарх выступает с обращением:

05 декабря 2011 года, 10:00
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает минувший день парламентских выборов началом долгого пути, который в конце концов определит судьбу России.

«Сегодняшний день, отмеченный всенародными выборами, в каком-то смысле начало пути, потому что стране нашей предстоит очень многое сделать. И от того, сделаем мы это или не сделаем, будет зависеть само существование России не больше и не меньше», сказал патриарх после литургии в Донском монастыре Москвы.

По его убеждению, «Россия может существовать только как великое многонациональное государство, или она не сможет существовать». Патриарх Кирилл пожелал, чтобы выбор россиян стал началом пути, ведущего к славе – «Божией славе, отображаемой в вере людей, в их жизни и в славе Отечества нашего».

Он считает неслучайным совпадение, что именно в день выборов, 4 декабря, в соответствии с уставом Церкви читалось послание апостола Павла Ефесянам, в котором были такие слова: «Умоляю вас сохранять единство духа в союзе мира».

Обращаясь к россиянам, патриарх Кирилл напомнил слова апостола и евангелиста Марка: «Сохраняйте единство духа в союзе мира, ибо, по слову Божию, не удержится царство, которое разделится само в себе».

«Пусть наши разделения, наши политические пристрастия, наши политические взгляды и убеждения никогда не разрушат единства народной жизни, от которого зависит процветание и каждого из нас, и всех нас вместе как народа, и страны нашей», заключил патриарх.

Далее. Начинают приходить сведения о подтасовках и фальсификациях, сопровождавших выборы.
Патриарх молчит, потому что одно дело
СМИ или частные мнения в Интернет-блогах, где можно кричать что угодно и ничего тебе за это не будет, другое дело проверенные факты и официальная информация.
В эти дни, с 5-го по 9-е, Патриарха обвиняли в молчании. А вы, дорогие, как хотите? Чтобы Патриарх что-то официально заявлял, а потом через пару дней извинялся: «Меня ввели в заблуждение… поддался общей панике…»?


Но, когда ситуация более или менее прояснилась, официальные лица делают заявление.

09 декабря 2011 года, 18:36
В Церкви считают важным установить истину в вопросе об итогах выборов правовыми методами и призывают воздержаться от провокаций.

Церковь должна молиться о мире и спасении людей, а власть –«со вниманием относиться ко всем, довольным и недовольным, не допускать нарушений прав граждан, а также всерьез проявлять уважение к волеизъявлению всех людей», – заявил глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда.

«Участие или неучастие в санкционированных митингах – это вопрос ответственного личного выбора каждого гражданина. При этом, безусловно, нужно воздержаться от акций запрещенных и носящих провокационный характер. Церковь молится о том, чтобы не было насилия ни с одной из сторон. Сохранение гражданского мира – важная задача для нашего общества», – сказал В. Легойда в пятницу корреспонденту «Интерфакс-Религия», комментируя проходящие в ряде городов России акции протеста против объявленных итогов выборов.

По мнению В. Легойды, тем, кто сегодня говорит о фальсификации результатов, следует оперировать фактами и доказательствами, действуя «исключительно в правовом поле».

Собеседник агентства рассказал, что сообщения о предположительных нарушениях на выборах поступают сегодня и в церковные институции. Все они передаются в Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества и будут тщательным образом рассмотрены специалистами Отдела с привлечением экспертов Правозащитного центра Всемирного русского народного собора – авторитетной церковно-общественной организации.

Если эти обращения указывают на реальные факты и содержат доказательства, они будут доведены до сведения священноначалия Русской Православной церкви и переданы в ЦИК, заверил В.Легойда.

По его мнению, «предельно важным сейчас является доказательное установление истины, уважение к людям и к их выбору».

«Церковь всегда выступала и выступает за правду. Ведь любая ложь нравственно недопустима и не должна оставаться без правовых последствий, независимо от того, кто может оказаться источником ее распространения – сторонники или противники озвученных результатов прошедших выборов», – подчеркнул В. Легойда.

Что касается непосредственного участия духовенства в каких-либо политических акциях, представитель Церкви напомнил, что священник всегда и в первую очередь должен помнить о своем служении истине Христовой и о пастырском долге, который велит ему принимать человека любых взглядов.

«В Церкви и только в Церкви могут стоять рядом люди самых разных политических предпочтений, причащаясь Тела и Крови Христовых от единой Чаши, и дело священника – нести мир душам, измученным враждой и ненавистью. Надеюсь, что так будет всегда», – подытожил В. Легойда.

Взвешенная, четкая позиция. Участвовать в протестных акциях – возможно, мы живем в свободной стране и граждане могут выражать свое мнение и таким способом. Власть должна прислушаться! А граждане должны «воздержаться от акций запрещенных и носящих провокационный характер».

Но такие провокации были.... И другой высокопоставленный представитель Церкви делает еще одно заявление, в котором говорит, что граждане должны действовать только мирным и законным путем, а не провокативными мерами, не развязыванием революции.

10 декабря 2011 года, 18:39
В Русской православной церкви призывают не допустить гражданского противостояния в России в связи с несогласием части общества с итогами подсчета голосов на парламентских выборах.

Протоиерей Всеволод Чаплин надеется, что власть «адекватно и честно» ответит на неудобные вопросы, заданные ей.

«Нельзя не выразить удовлетворения в связи с тем, что митинги в российских городах проходят в целом мирно, в рамках закона. Как бы ни расходились политические позиции, главное сегодня – сохранить гражданский мир и государственность, не допустить нового 1905, 1917, 1991 или 1993 года», – заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» в субботу глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Тем, кто хочет новых революций, священник напомнил, что «Бог не простит порожденной ими беды, не простит страданий ближних».

«Сегодня и сотрудники органов правопорядка, и митингующие должны вести себя максимально корректно. Слава Богу, в большинстве случаев так и происходит», – считает отец Всеволод.

Он признал, что в последние дни на митингах звучало немало эмоциональных и даже оскорбительных лозунгов. «Но были заданы и очень серьезные вопросы, пусть и неудобные для власти. Будем надеяться, что власть на них адекватно и честно ответит», – сказал священник.

По его мнению, мирный ход митингов создает условия для общенационального диалога о формате избирательных процессов и о средствах общественного контроля над ними.

«Убежден, что такой диалог нужен во имя сохранения гражданского мира и доверия людей к власти. Участниками диалога могли бы стать все политические партии, представители различных социальных групп, религиозные общины, общественные движения, в том числе либеральные и консервативные оппозиционеры. Площадок для диалога есть немало – в частности, Общественная палата», – считает представитель Церкви.

При этом он подчеркнул, что никакого диалога не может быть с провокаторами и хулиганами, которым следует давать «жесткий силовой ответ – такой, какой дает любое уважающее себя государство в любой части света».

Температура политического противостояния все накалялась. Власть вела себя странно: делала вид, что ничего не происходит. Ну, пошумят и успокоятся… Конечно, это демонстрировало некоторое неуважение к протестующим. Среди самих протестующих были и подкупленные люди, были и честные, которые хотели, чтобы власть их услышала.
В эти дни Патриарх обращается с призывом к людям хранить мир, а к властям – услышать народный голос.

19 декабря 2011 года, 10:00
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молится о гражданском мире в России в период после парламентских выборов.

«Пусть Господь вразумит всех, кто имеет разные точки зрения, в том числе на политическое положение в стране и на минувшие выборы, и поможет вступить в реальный гражданский диалог, чтобы не разрушалась наша национальная жизнь», – сказал он в воскресенье после литургии в Богоявленском соборе подмосковного Ногинска.

По мнению патриарха, «власти должны с большим доверием отнестись к людям и содействовать этому диалогу и общению, преодолению недоумений и разногласий – с тем, чтобы никакие человеческие соблазны, никакие ошибки, никакое неправильно понятое служение благу страны не разделяло людей».

Предстоятель Церкви отметил, что налаживание национальной жизни идет с большим трудом, буквально «по крупицам», и необходимо приложить общие усилия ради преодоления недоумений и восстановления доверия, чтобы сделать общество еще более сплоченным и способным идти в будущее.

«Нам более не дано права на разделение. Кровь, пролитая в XX веке, не дает нам такого права. А чтобы жить вместе, облекитесь во всеоружие правды Божией, как учит нас апостол Павел», – подчеркнул патриарх Кирилл.

«Пусть Господь молитвами святых новомучеников и исповедников Российских благословит землю нашу миром, согласием, взаимообщением, способностью совместно созидать лучшее будущее для самих себя и для следующих поколений», – заключил предстоятель.

В день Рождества Христова Патриарх повторяет свои вопросы к власти и опять призывает людей к мудрости.

07 января 2012 года, 12:31
В связи с дискуссией по поводу итогов выборов в Госдуму патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал к мудрости и диалогу власть и общество России.

«Нужно уметь выражать свое несогласие, не нужно поддаваться на провокации и разрушать страну, мы полностью исчерпали лимит разделения... Власть должна через диалог и слушание общества корректировать курс, и вот тогда у нас все будет хорошо», – заявил патриарх в рождественском интервью телеканалу «Россия-1», показанном в эту субботу.

По мнению патриарха Кирилла, у каждого человека в свободном обществе должно быть право выражать свое мнение, в том числе и несогласие с действиями власти. «Если люди такого права лишаются, то это воспринимается как ограничение свободы, это очень болезненно... Но при этом должна быть мудрость определенная», – считает он.

Проводя историческую параллель, патриарх предположил, что «если бы демонстрации, предшествующие революции семнадцатого года, закончились выражением мирных протестов, и за ними не последовала бы кровавая революция и братоубийственная война, то сегодня Россия имела бы больше 300 миллионов населения и либо была такой, как Соединенные Штаты, по уровню экономического развития, либо даже превысила эта страну».

«Мы не сумели тогда сохранить балансы и сохранить мудрость. Мы разрушили свою страну. А почему это произошло? А потому, что в общем-то справедливые протесты людей очень ловко используются теми политическими силами, которые стремятся к власти», – считает патриарх.

В этой связи он напомнил о призывах демократов в конце советской эпохи к тому, чтобы разрушить номенклатуру, отказаться от всех тех людей, которые ездят на черных «Волгах» и т.п.

«Ведь под этот лозунг тысячи выходили... Что произошло? Взяли власть, из черных "Волг" пересели на черные "Мерседесы", и поставили мигалки, и разделили ресурсы страны», – продолжил патриарх Кирилл, назвав это примером того, «как легко соблазнить человека».

«То же самое ведь было в связи с революцией семнадцатого года, – сказал он. – Грабь награбленное. И ведь что, пошли врываться в квартиры, разрушать эти усадьбы, спалили страну. А где это награбленное? Новая элита кое-что получила, а народ разве стал жить лучше?»

По убеждению патриарха, задача нынешнего дня заключается в том, «чтобы протесты, правильным образом выраженные, приводили к коррекции политического курса».

«Вот это самое главное. Если власть остается нечувствительной к выражению протестов, это очень плохой признак», – считает патриарх Кирилл.

Набирает ход борьба за президентство. Ряд политиков высказывают опасения, что власть может использовать и фальсификационные технологии. Ряд священнослужителей предлагают себя в помощь для наблюдения за выборами. В Патриархии поддерживают эту инициативу.

18 января 2012 года, 16:53
Ассоциация православных экспертов в целом поддерживает идею привлечь духовенство к наблюдению за ходом выборов.

«Что касается участия священников, не замеченных в "оранжевой" пропаганде, в качестве наблюдателей по благословению священноначалия, то такие честные и патриотичные пастыри, коих в Русской церкви большинство, могли бы стать одними из гарантов честности предстоящих выборов», – говорится в заявлении ассоциации, переданном в среду в «Интерфакс-Религия».

Кроме того, как считают авторы документа, такое участие могло бы быть и «здоровой альтернативой разным "ассоциациям избирателей", грантоедским конторам, нацеленным на срыв выборов 4 марта и реализацию "оранжевого" сценария в России».

Развивая далее мысль о планах совершить «оранжевую революцию» в России, эксперты заявили, что «моментом истины» является «провокационное обращение беглого олигарха Березовского к Святейшему патриарху Кириллу, в котором утверждается, что те, кто с Березовским, не признают результаты президентских выборов 4 марта, вне зависимости от их результата».

Такая «презумпция виновности» государства – это ключевой элемент «цветных революций» и антиконституционных переворотов. Поэтому в АПЭ заявляют о доверии власти, в том числе премьер-министру Владимиру Путину, который в первую очередь заинтересован в честных и прозрачных выборах. Именно Путин заявил о необходимости установления видеокамер на избирательных участках и других мер, обеспечивающих прозрачность избирательного процесса», – сказано в заявлении.

Ассоциация выступила с предложением о создании Комитета патриотических избирателей, который бы противодействовал «оранжевой» практике «фальсификаций фальсификаций», любым попыткам признания выборов 4 марта «нелегитимными» и «грантоедским» организациям, работающим на «оранжевый» сценарий.

Авторы документа также выразили возмущение как фактом «похода на поклон» к послу США в РФ, «так и тоном и содержанием беседы с ним лидеров "акций протеста" на Болотной площади: они требовали введения антироссийских санкций и обсуждали создание объединенной ПРО США и РФ, которое в контексте развертывания США ПРО, явно направленной против России, выглядит как торговля безопасностью нашей страны».

В это же время в Церкви проводятся встречи с альтернативными кандидатами на пост президента.

18 января 2012 года, 18:27
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в среду провел переговоры с известным блогером и оппозиционером Алексеем Навальным.

Встреча состоялась в храме Святителя Николая на Трех горах, настоятелем которого является отец Всеволод.

«Был очень интересный и доброжелательный разговор. Мы беседовали около часа, потом господин Навальный принял участие в приходской постной трапезе в сочельник», – рассказал священник корреспонденту «Интерфакс-Религия».

Во встрече также участвовал руководитель Русского общественного движения Владимир Тор.

«Мы обсудили прошедшие митинги, господин Навальный рассказал о планах дальнейших действий тех сил, которые высказывают опасение насчет корректности проведения выборов. Обменялись мнениями и относительно того, как вместе помочь развитию диалога различных политических и общественных сил, диалога власти и общества», – добавил собеседник агентства.

При этом он не стал комментировать, как именно стороны будут содействовать развитию такого диалога.

Позже А. Навальный в интервью «Интерфаксу» оценил состоявшийся разговор как «познавательный и продуктивный».

«Мы четче обозначили позицию митингующих на то, каким образом должна развиваться страна. Обменялись взглядами и оценками перспектив развития», – рассказал он.

Тем не менее называть прошедшую встречу переговорами нельзя, считает А. Навальный.
«Не было никаких переговоров. Ничего конкретного не обсуждалось. Вся возня по поводу переговоров преждевременна», – считает блогер.

По его мнению, Церковь как институт, «который обладает определенным иммунитетом», должна высказываться по поводу процессов, происходящих в современном российском обществе.
«Ранее по вопросам взаимоотношения власти и граждан высказывался патриарх. Озвученная им тема должна получить дальнейшее развитие. Церковь может занимать ту или иную позицию по текущим вопросам», – полагает А. Навальный.

В публикациях вновь и вновь появляются недоумения: почему Церковь не высказывается конкретно ни за какого из кандидатов? Да потому, что Церковь – над политическими разногласиями, она не от мира сего и не вступает ни в какую политическую борьбу.
В свете наших предыдущих публикаций, когда мы рассматривали вопросы взаимоотношений власти и святых отцов, где мы видели, чтобы святые отцы поддерживали ту или иную политическую партию?
Для тех, кто этого не знает, это объяснил прот. Всеволод Чаплин:

24 января 2012 года, 17:41
В Московском патриархате заявили, что попытки сделать так, чтобы она заняла сторону какой-то одной политической силы, не принесут результата.

«Нам нужно тысячу раз поразмыслить, прежде чем ответить – спонтанно или эмоционально, горячо – на любой призыв такого рода: будьте только с нами, а не с ними, будьте с нами против них, не встречайтесь с Чуровым, не встречайтесь с Навальным, встречайтесь только с теми, кого вам порекомендуют», – заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин во вторник на одной из секций проходящих в Москве XX Рождественских чтений.

По его мнению, «такое давление в будущем уже никогда не будет результативным, но противостоять ему нужно, говоря, что Церковь открыта для всех, но не готова встать на сторону одних против других в гражданском противостоянии».
«Она за то, чтобы все люди могли высказаться, участвовали в политическом процессе, влияли на государственные решения. Но в то же время она никогда не будет с теми, кто пытается разрушить гражданский мир или государственность как таковую», – подчеркнул священник.

В другом своем заявлении отец Всеволод Чаплин призвал всех людей участвовать в дебатах по вопросам государственного устройства.

24 января 2012 года, 14:38
В Московском патриархате призывают привлечь к диалогу общества и власти все слои населения России, не замыкая этот диалог в рамках Садового кольца.

«Очень важно, чтобы диалог между властью и обществом был правильно структурирован, чтобы в нем участвовали не только самые крикливые, самые информационно активные или просто самые богатые, но и те огромные слои народа, составляющие его большинство, которые до сих пор, к сожалению, почему-то на арене диалога между властью и обществом были не видны», – заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин во вторник на круглом столе в Москве.

Он констатировал, что в этом диалоге представлен бизнес, информационно-экспертная тусовка, но «народ не виден на арене общенационального дебата».
«Где в этом диалоге наше офицерство, воинское сословие? Где казачество, крестьянство, малый и средний бизнес, который присутствует, но недостаточно? Где малые народы, которые сегодня нуждаются в особой поддержке? Где интеллигенция, в конце концов? Не те сто представителей интеллигенции, которых мы постоянно видим на телеэкранах, а люди, которые выражали бы интересы огромной армии учителей, врачей, библиотекарей, социальных работников?»– спросил священник.

Он убежден, что диалог власти и общества не должен замыкаться «только в рамках Садового кольца», нужно, чтобы в нем адекватно участвовали «яркие представители, которые могут выражать интересы этих сообществ».

Как напомнил выступавший, властью заявлено большое количество реформ: создание общественного телевидения, усиление местного самоуправления, выборности на местном и региональном уровне, активизация политической жизни через снижение барьеров для регистрации политических партий.

«Во всех этих областях должно присутствовать православное гражданское действие, сильный голос верующих, так же как и голос всех других частей нашего населения», – подчеркнул отец Всеволод.

Христиане призываются к активной позиции, к внятному свидетельству о подлинных ценностях.

25 января 2012 года, 16:31
В Церкви призывают верующих активно внедрять христианские ценности в политику, экономику и другие сферы

«Священноначалие и церковная полнота заинтересованы в том, чтобы православная общественность в духе верности учению Церкви максимально активно развивала свои труды в самых разных областях и проявляла свою активную позицию», – заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в среду на одной из секций проходящих в Москве XX Рождественских чтений.

По его мнению, общество ожидает «нового слова» от православных мирян.

«Люди устали от разговоров о том, что политика – это грязное, темное, скучное, сомнительное дело. Люди готовы к тому, чтобы веками спасавшие и строившие Россию христианские нравственные ценности опять вернулись, и мощно, в государственное управление, политические процессы, экономику, местное самоуправление. И сегодня от православных мирян зависит ответ на вопрос: готовы ли мы быть достойными этих ожиданий», – сказал священник.

Как считает он, успех зависит от умения мирян воплощать в жизни «не теплохладное, приспособленческое, обывательское христианство, а христианство подлинное, евангельское, апостольское». Многое зависит и от того, смогут ли православные объединять усилия.

Отец Всеволод сообщил, что сегодня существуют пять групп, которые намерены создать политические партии на православной основе (одна из них – на православно-протестантской).

«С тем же мы сталкивались и в 90-е годы: было немало организаций, которые объединяли не такое уж большое количество людей и в то же время имели напряженные отношения друг с другом... Как будет сейчас, зависит прежде всего от вас, дорогие православные миряне», – сказал он, обращаясь к собравшимся.

Священник также напомнил, что ранее Синод Русской церкви принял документ, который касается церковного одобрения деятельности православных общественных объединений. В будущем будет создан реестр таких организаций, имеющих церковное одобрение.

«Есть организации, которые именуют себя православными, но очень далеко отстоят от наших совместных усилий, иногда просто совершают поступки, не совместимые с каноническим строем Церкви, с христианской нравственностью, с верностью церковному учению, с принятием во внимание официальной позиции Русской православной церкви по общественно значимым вопросам», – констатировал представитель Церкви.

В то же время, по его словам, есть организации «очень живые, деятельные, занятые как большим набором тем и проектов, так и отдельными темами и проектами».

Вновь и вновь церковный лидер, имеющий на то соответствующие полномочия и компетенцию, повторяет, что быть христианином значит не склонять голову перед проблемами и вызовами времени (в том числе и политической жизни), а дать свой ответ этим вопросам и вызовам:

По словам отца Всеволода, те средства массовой информации и иные внешние силы, которые пытаются заставить Церковь занять ту или иную сторону в политической борьбе, никогда не смогут добиться своего. «Церковь открыта для всех, но не готова встать на сторону одних против других в гражданском противостоянии. Она за то, чтобы все люди могли высказаться, участвовали в политическом процессе, влияли на государственные решения, но в то же время она никогда не будет вместе с теми, кто пытается разрушить гражданский мир или государственность как таковую», – подчеркнул глава ОВЦО.

Отец Всеволод указал на характерную для многих журналистов тенденцию отождествлять Церковь и духовенство. «Нам нужно постепенно, но очень настойчиво объяснять средствам массовой информации, особенно в такие моменты, как политические кризисы и периоды предвыборной борьбы, что Церковь – это не только люди в рясах, но и миряне, которые высказываются по-разному. Так и духовенство может иметь разные политические позиции – это тоже часть Церкви», – добавил священник.

«При этом у нас есть учение Церкви по общественно значимым вопросам, и как сообщество людей, составляемое, в том числе, десятками миллионов православных мирян, Церковь будет присутствовать и в политике, и в экономике, и в государственном управлении – при том, что миряне будут, очевидно, иметь какие-то разнонаправленные позиции, – убежден протоиерей Всеволод Чаплин. – Все это, при условии отсутствия между нами разделений и вражды, будет составлять сложную, разноцветную, но достаточно крепкую ткань православного гражданского действия, которое, как я верю, будет в XXI веке в России гораздо более значимым и серьезным, чем сейчас», — подытожил протоиерей Всеволод Чаплин.

Протесты продолжаются. Не в последнюю очередь благодаря усилиям Церкви, настойчиво обращающейся к властям и народу проводить их мирно, они действительно проходят миролюбиво и спокойно.

06 февраля 2012 года, 10:00
В Русской церкви рады, что митинги в Москве прошли мирно

«Прежде всего, хорошо, что все акции прошли мирно, что никто не попытался поставить под вопрос правопорядок. Соблюдение законности – это главное условие достойного хода политического процесса даже на фоне тех эмоциональных лозунгов, которые сегодня звучат на митингах», – заявил «Интерфакс-Религия» глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

Он выразил надежду на то, что любые дискуссии в обществе «всегда будут проходить в рамках закона и будут становиться все более цивилизованными, исключающими оскорбительные лозунги и ложные обвинения».

«Люди высказывали разные мнения. Очевидно, что они по-разному видят будущее страны, но все это не должно приводить к разрушению гражданского мира и государственности», – подчеркнул священник.

Он указал на то, что в акциях участвовали в том числе и верующие граждане. Так, среди активных участников митинга на Поклонной горе было несколько православных общественных организаций – Союз православных граждан, «Георгиевцы» и другие.

«Очевидно, что христиане России все чаще выражают свою гражданскую позицию. Хотелось бы надеяться, что эта активность всегда будет устремлена к созиданию мира и благополучия страны, всегда будет отражать глубинные чувства и чаяния нашего народа», – сказал собеседник агентства.

По его словам, очень важно, чтобы в обществе был слышен голос не только тех, кто выходит на митинги, но и тех слоев общества, в том числе тех верующих людей, «которые, как сказал недавно Святейший патриарх, не умеют ходить на митинги, но имеют свои ясные представления о том, как должна жить и куда должна двигаться страна».

Через несколько дней появилась еще одна значимая публикация и заявления на эту тему:

09 февраля 2012 года, 14:24
В Московском патриархате против сращивания с государством, но считают, что не стоит сдерживать влияние религиозного мировоззрения на общественно значимые процессы.

«Нам не нужно становиться органами власти, но нужно всерьез подумать о том, как на правовом и политическом уровне, наконец, пересмотреть примитивное понимание светскости, нужно ставить вопросы о том, как сделать более возможным и естественным влияние религии на общественные процессы», – сказал протоиерей Всеволод Чаплин в четверг на слушаниях в Общественной палате РФ.

Указав на то, что у людей есть разные мировоззрения, в том числе «религиозное, социалистическое, либеральное», он выразил недоумение относительно того, «почему одни из этих мировоззрений могут быть представлены в общественной жизни, в том числе в политике, а другие нет».

Как подчеркнул отец Всеволод, духовенство не будет вступать в партии, вести предвыборных агитаций, делать предпочтений тем или иным партиям, но в то же время «неправильно было бы думать, что роль духовенства – это молчать и представлять из себя корпорацию священных коров, которые только мычат что-то очень непонятное, и в силу этого имеющее некое очарование, связанное с градом Китежем, с какими-то действительными или мнимыми историческими реминисценциями».

«Конечно, духовенство, в том числе церковная иерархия, патриарх, должны давать нравственную оценку разным событиям, в том числе действиям власти, политическим событиям», – считает он.

Священник не понимает, когда некоторые люди, в том числе внутри Церкви, предлагают вернуться «к тому молчанию, священному безмолвию, которое было в советский период и имело поэтому некоторое очарование для диссидентствующих интеллигентов».

«Оно было вынужденным, сейчас Церковь возвращается в свое нормальное состояние, которое предполагает некое свое слово обо всем, что волнует людей», – подчеркнул отец Всеволод.

На этом наш обзор публикаций на тему мнения Церкви о происходящих в России общественно-политических процессах можно закончить, потому что мы дошли практически до сегодняшнего дня. Но история на этом не заканчивается.

Если вы внимательно прочитали все эти сообщения, вы легко можете сделать следующие выводы:
А) Церковь не занимает никакую сторону в политической борьбе и не поддерживает ни одну из партий.
Б) Церковь не запрещает людям проявлять политическую активность, напротив, призывает их к активному волеизъявлению, к активной гражданской позиции.
В) Однако участие христианина в политических процессах должно строиться на принципах мира, взаимоуважения, честности, здорового патриотизма.
Г) Церковь напоминает, что политика – политикой, но люди не должны забывать, что главное – это духовное созидание, стремление к спасению.

Еще о многом можно было бы сказать, но закончим. А теперь я хочу обратиться к вам, дорогие читатели, с таким необычным вопросом:
Согласны ли вы с такой позицией Русской Православной Церкви? Если не совсем согласны, то чего здесь не хватает? Что упущено?

Давайте подискутируем…
Перейти к предыдущей записи Церковь и политика: 3

Комментарии

Дорогой отец Константин,
Сама по себе позиция Церкви, думаю, взвешенная и мудрая. Мне только кажется, что она исходит как бы из ситуации НАЛИЧИЯ гражданского общества (как в европейских странах), то есть общественных структур, которые находятся между государственным и чиновничьим аппаратом и "народом" и могут влиять на государство, доносить до него требования, соображения людей. У нас же в стране этого нет! Я, например, не очень понимаю, как я, как верующая могу выразить свою позицию несогласия с какими-либо действиями, законами, событиями и пр. Поговорить об этом с друзьями на кухне? Пойти на митинг? Ведь НИКАКИХ механизмов воздействия на власть у нас, обычных людей, нет. Нам не оставлено никаких возможностей корректировать действия власти, кроме как выйти с протестом (надеюсь, мирным). Я, например, не вижу в СМИ никого, кто выражал бы именно мою позицию. Пожалуй, опубликованная Вами позиция Церкви мне ближе всего. В общем, весь вопрос в том, как конкретно, в связи с конкретными вещами и событиями будет и сможет выражаться эта самая позиция, и иерархов, и простых верующих.
Спасибо за материал!
Юля К.
 
Безусловно, позиция правильная и конструктивная.

Однако есть смущающий момент. Не так давно состоялась встреча В. В. Путина со Святейшим Патриархом и руководителями традиционных религиозных общин России, которую активно обсуждают в СМИ; текст выступлений опубликовали на официальном сайте Московского Патриархата (http://www.patriarchia.ru/db/text/2005767.html).
Смущает то, что в своём приветственном слове Святейший Патриарх явно назвал В. В. Путина "кандидатом на пост Президента нашей страны, .... который имеет, конечно, наибольшие шансы реализовать это кандидатство в реальную должность".
Многими это было воспринято как явное высказывание политических пристрастий Патриарха и Русской Православной Церкви.
Я, конечно, далёк от мысли, что Владыка Кирилл таким образом кого-то за что-то агитирует - он не раз подтверждал описанное здесь отношение Русской Православной Церкви к политике. С другой стороны, у талантливого проповедника с колоссальным опытом, каким является Владыка, случайных фраз вроде не должно быть. В общем, в контексте текущей ситуации эта фраза всё же смущает.
Отец Константин, можно Вас попросить как-то это прокомментировать?
 
В Церкви призывают верующих активно внедрять христианские ценности в политику, экономику и другие сферы…
…успех зависит от умения мирян воплощать в жизни [FONT=&amp]«[/FONT]не теплохладное, приспособленческое, обывательское христианство, а христианство подлинное, евангельское, апостольское[FONT=&quot]»[/FONT]
СПАСИ БОГ, о. Константин!
«Кто имеет уши слышать, да слышит!»

Из стенограммы встречи председателя Правительства РФ В.В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами традиционных религиозных общин России (http://www.patriarchia.ru/db/text/2005767.html)«…как общество относится к деятельности религиозных организаций в различных сферах нашей жизни. Согласно опросам, 77% граждан России выступает за присутствие священников в Вооруженных силах. 77%! 84% — за участие религиозных организаций в сборе средств для нуждающихся. 73% — за создание церковных детских домов, более 80% — больниц и домов престарелых. 63% — за участие Церкви в создании молодёжных клубов. 66% — за создание церковных общеобразовательных школ. 82% выступают за присутствие священников в местах лишения свободы, и 71% выступает за создание православного телеканала. Это сухие цифры статистики, но они являются весьма точными». Это слова В.В. Путина.
Думаю, в этих сферах возможно и необходимо соработничество Церкви и государства.
Церковь и общество готовы.
Созидание гражданского общества возможно, на мой взгляд, в том числе через «Возрождение церковно-приходской жизни». См. статьи о. Александра:
[FONT=&quot]http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=921,http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=933.[/FONT]
 
Присоединяюсь к вопросу Илии, вот ниже цитата из того же выступления от 8 февраля 2012, которая меня привела то ли в смущение, то ли недоумение (источник тот же, поэтому ссылку не даю)
"Я совершенно открыто должен сказать как Патриарх, который призван говорить правду, не обращая внимания ни на политическую конъюнктуру, ни на пропагандистские акценты, о том, что огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично Вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы Вас поблагодарить. Вы когда-то сказали, что Вы трудитесь, как раб на галерах, — с той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у Вас очень высокая отдача."
В начале данной статьи есть такие слова:
"Церковь может обращаться к власти со словом вразумления и увещевания.
Может, но не обязана!"
Согласна! Но ведь и со словами хвалы тоже не обязана обращаться, хотя, конечно, может.
Не хочу никого критиковать, понять бы хотелось...
 
Да, вопрос Илии очень интересный. Кажется, многие смутились этой цитатой...

Пусть батюшка ответит, если сочтёт возможным. А я хочу поделиться своим наблюдением. Я перечитала сейчас статью по ссылке, которую прислал Илия, и конкретно ту самую цитату, которую многие интерпретируют как агитацию Православной церкви за Путина, и обратила внимание вот на что: похоже, многие не дочитали до конца фразы, которую произнёс Патриарх Кирилл. Он ведь не говорил про В.В., что тот "имеет наибольшие шансы реализовать это кандидатство", а сказал "имеет наибольшие шансы реализовать кандидатство в реальную должность". Это означает, что Патриарх выражает большую веру, что с реальной должностью президента больше шансов имеет справиться только Путин! Но вовсе не то, что у Путина больше шансов стать президентом. "Стать президентом" и "справиться с должностью" - есть ведь разница?

А признание заслуг, благодарности в адрес Путина, который, если перечитать всю стенограмму беседы, сделал очевидно очень много для страны и развития религии в ней - разве это не право любого человека, в том числе и Патриарха? Вот, например, как объясняет причину своей благодарности главный раввин России Б.Лазар: "Я сразу хочу короткое предисловие: одна из главных основ Торы, главных основ нашей веры, — признание благодарностей. Если человек когда-то что-то сделал тебе хорошее, ты должен всегда помнить и быть благодарным. Поэтому я хотел прежде всего поблагодарить Вас, Владимир Владимирович". А мы, христиане, можем задуматься над этими словами и вспомнить, что и Евангелие призывает нас быть благодарными.

А вот, в другом месте этой беседы, обратите внимание с какой осторожностью на самом деле звучат благодарственные слова Патриарха Кирилла:
"Я совершенно открыто должен сказать как Патриарх, который призван говорить правду, не обращая внимания ни на политическую конъюнктуру, ни на пропагандистские акценты, о том, что огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично Вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы Вас поблагодарить. Вы когда-то сказали, что Вы трудитесь, как раб на галерах, — с той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у Вас очень высокая отдача. Это совсем не означает, что все мы согласны с каждым Вашим действием, со всем тем, что происходит в стране. У нас есть критические точки зрения, и я публично об этом говорю, никогда не стесняясь. И сегодня о чем-то скажу, что меня очень беспокоит".

И еще нашла очень интересными для нас слова муфтия И. Бердиева, который резюмировал в конце этой встречи с президентом:
"Со всем тем, что говорил Его Святейшество, я согласен. Почему? Потому что вот это крикливое меньшинство… Наверное, они завтра скажут: «Вот, собрались религиозные деятели, и все как один поддерживают Путина Владимира Владимировича». От того, что кто-то где-то гавкает, караван не должен стоять: он идёт. Мне кажется, правильно отметил Его Святейшество: у нас слишком много внимания начали уделять вот этим личностям. Не надо этого делать! Со своей стороны я бы хотел попросить: надо строго пресекать все те проявления, которые будут… На выборах, мне кажется, очень будет смутное у нас это… Почему? Потому что очень многие люди заинтересованы, чтобы Вы не пришли к власти."
По-моему, это еще одно объяснение, почему представители разных религиозных конфессий так заботятся о том, чтобы публично выражать свою благодарность Путину.
 
Да, много храмов построили за последние 20 лет. Но верующих больше не стало.Количество не переросло в качество. ("Пчелы не улетели,всадник не ускакал"). Если власть останется прежней, не повернет вектор своего развития к духовно-нравственным ценностям, не откажется от существующей нынче либеральной идеологической установки ( а сегодняшняя национальная идея - деньги), то скоро эти храмы опустеют - это мы наблюдаем на примере Запада. Да, гонений власти на Церковь не будет. Просто граждане предпочтут жизни в православии более комфортную для них жизнь в язычестве...
 
простите, Виктория,
И Вы согласны с муфтием по поводу "крикливых личностей" (которых, конечно, тоже хватает)? Значит, всякий, кто задастся вопросом, который задали Илья или Джулия, - крикливая личность? Опять клеймим несогласных? Разве это по-христиански? Действительно, что такое лояльность к власти? Она же означает признание ее и исполнение ее законов, но не хвалы в ее адрес! Имея то, что мы сейчас имеем в стране (беззаконие, развал образования, культуры, науки, медицины и пр. - сфер, которые Церковь признала как имеющие отношение к ее деятельности), как можно выступать с похвалами власти? Кто же будет говорить ей обо всех этих бедах? Кто будет заступником людей, а не коррумпированной власти? Ведь речь об этом - о заступничестве, а не о революции...
В конечном итоге, все же последней инстанцией является наша христианская совесть. Я не могу приспособить ее считать верным все, что исходит даже от церковной власти. И любой ценой видеть правоту во всех ее словах. Никого не сужу, ничего не определяю, но вопросов много, и жгучих. Пилат тоже больше всего не хотел конфликта, когда умыл руки...Дай Бог нам так не поступать.
Юля К.
 
Предлагаю, простите за бестактность, поставить себя на место Святейшего Патриарха. Он прекрасно понимает, что у Путина реально нет конкурентов (их просто не пускают в политику). Кроме того, людям через государственную пропаганду заморочили голову про то, что только Премьер может гарантировать стабильность и про то, что все его противники продажные наймиты запада (хотя Путин проводит абсолютно прозападную политику, основанную на культе удовольствий и денег). Также всем ясно, кто руководит избирательной системой и компьютерной системой подсчёта голосов на выборах.
Естественно, что Путин о благе России только на словах говорит, а фактически страна достаточно резко деградирует и сдаёт позиции во всех областях. Но очевидно, что до предела общество ещё не дошло, революции до выборов не случится. Реальная оппозиция только формируется и у неё пока не хватит сил на свержение олигархического режима.
Что даст сейчас открытое противостояние власти со стороны Патриарха? Если сейчас Кремль только не даёт Церкви «слишком высунуться», то, в случае явного противодействия, вся пропагандистская мощь государства обрушится на христиан. И это в условиях посткоммунистического общества, когда большая часть людей – номинальные православные. Зачем Патриарху выступать инициатором гонений на Церковь?
 
Незарегистрированный написал(а):
Значит, всякий, кто задастся вопросом, который задали Илья или Джулия, - крикливая личность? Опять клеймим несогласных? Разве это по-христиански?

Дорогая Юля, о том, кого муфтий (а перед этим Патриарх) назвал "крикливыми личностями" нужно искать в тексте стенограммы беседы, а не отрывать опять-таки от контекста:

Слова Патриарха о "криках":
"Вот сегодня речь идет о создании общественного телевидения. Мы вначале с энтузиазмом восприняли эту идею, а потом призадумались. А призадумались вот почему: у нас чаще всего самые пронзительные голоса и самый большой крик раздаются со стороны тех, кто не представляет большинства. И на них власть реагирует с некоторым испугом — есть такая реакция. Но ведь это не большинство. А большинство, я вас уверяю, это те, которые сегодня соглашаются с тем, что я говорю. И вы знаете, это не просто самонадеянное заявление: оно основано на тщательнейшем изучении общественных настроений, которые Церковь проводит своими средствами и способами. Ну, кстати, не только Церковь. Вот я хотел бы привести цифры фонда «Общественное мнение»..."

Как видите, никто никого не клеймит. А не обращать внимание на несогласных нужно именно потому, что их меньшинство, и потому что "караван должен идти" - это его главная задача и цель.
 
И еще важный момент, если кто-то не понял - о том, почему важно игнорировать, а то и пресекать "крикунов" (в данном случае тех, кто кричит о несправедливости выборов):

Из слов муфтия:
"Потому что очень многие люди заинтересованы, чтобы Вы не пришли к власти. Почему они заинтересованы? Особенно за границей, они же не любят Вас. Вы — единственный человек, который Америке сказал и показал своё место. Не надо из себя строить Господа Бога, Вы им сказали. Мы очень обрадовались, Владимир Владимирович. Особенно на Кавказе, наверно, из-за нас сейчас вот эти все крики: «Выборы неправильные». Кавказ показал почти 90%. Этих всех наблюдателей отправьте к нам: мы покажем 100%, потому что там все знают, какую роль Вы сыграли именно в России, в сохранении России, это ж каждый человек знает."
 
Еще раз спасибо отец Константин.Заданные вопросы свидетельствуют,что православные христиане тоже думают о дальнейшей судьбе нашей Родины.А как повлиять на те или иные процессы возможность представлена-это активное участие в предстоящих выборах президента РФ.Думаю,что нам не безразлична позиция сегодняшних кандидатов в президенты по отношению к религиозным конфессиям,а у каждого из них есть возможность хотя бы высказаться на эту тему публично (кроме Путина В.В. пока не высказался никто).Многих смущает,что Путин В.В. пользуется своим служебным положением как действующий премьер министр РФ при проведении своей предвыборной агитации.Но ,я думаю,что он сделал не мало для свободного развития и восстановления православной культуры в нашей стране.
 
Вы — единственный человек, который Америке сказал и показал своё место.
Да, да, место мирового лидера! Он настолько успешно руководит бывшей сверхдержавой СССР, что Россию уже предлагают исключить из списка быстроразвивающихся стран. Брежнев возвращается вместе с эпохой стагнации! Путин перед выборами всем всё обещает, странно, что он ещё с педофилами не встретился и не поддержал их в борьбе за "права человека". Сегодня он встречается с Патриархом и одновременно назначает своим представителем на выборах Невзорова. Ему надо быстро всех "окучить" и верующих и агрессивных безбожников, всем чего-то пообещать.

Кавказ показал почти 90%.
Ещё бы не показал, мы же данники у Кадырова, платим ему откуп, он царь в Чечне. Немалые, скажу Вам, деньги. По данным Росстата, Чечня – самый финансируемый из федерального бюджета регион России.
 
Я бы хотела, чтобы вы прочли выступление старца Илии, духовника Патриарха. Оно опубликовано сегодня в газете Взгляд.ру:

У меня, уже преклонного в годах, стоящего на пороге 80-десятилетия, встают перед взором весьма нелегкие прошедшие годы, испытания – как военных, так и послевоенных лет.
«Ничего иного, кроме хаоса, крови, голода и погибели. Вы хотите поставить на край пропасти нашу страну»
Отечественная война, унесшая жизни многих миллионов русских людей, а также многие тысячи орловских граждан, имела печальные последствия. В число погибших защитников Отечества вошли мой родной отец и двоюродный брат. В число защитников, вернувшихся с полей сражений после ранения и контузии, вошел и мой родной дядя. Хотя я и был еще подростком, с самого начала войны ее события глубоко запечатлелись в душе и памяти. Переживая все трудности голода, холода, страх бомбежек, я находил единственную отраду и утешение в молитве. Каким-то чудным образом с самого начала войны мне запомнилась молитва «Отче наш». Я молился, чтобы была наша победа, чтобы не было голода, чтобы не было взрывов бомб и снарядов, чтобы освободилась Россия от немецких солдат. Взвешивая и осмысливая все то, что было пережито в эти годы, я прихожу к глубокому убеждению, что война стала наказанием за богоотступничество, разорение храмов, поругание над святынями, богохульство, нравственное опустошение, духовное падение...
Читать далее.
 
Дорогая Виктория,
мне кажется, меньшинство - не причина, чтобы не обращать внимания. Это неуважение и как раз именно знак отсутствия гражданского общества... К сожалению, я хорошо помню, что именно так рассуждали в СССР, и теперь вижу сползание к тому же: большинство право. И кто угодно берет на себя ответственность говорить от его лица. Но ведь оно безгласно, откуда такая уверенность, с кем оно? даже если его не представляют "крикуны", то их оппоненты от власти тоже едва ли (доведя его до отчаянного положения). И куда должен идти караван - разве все равно, лишь бы шел? Может быть, нам всем надо прямо и ясно задать себе - именно себе - вопрос: куда мы хотим идти? и как, поскольку цель не оправдывает средства?
И еще: если решиться назвать людей (пусть неправых) довольно обидным именем крикунов, то почему ни слова не сказать о тех, против чьих действий они кричат? Эти заслуживают таких определений, а те неприкосновенны, получается? То, что провоцировать гонения на Церковь нельзя ни в коем случае, это несомненно. И все же Церкви надо быть, прежде всего, на стороне слабых, беззащитных...
Юля К.
 
Дорогая Елена, когда духоносные старцы говорят о духовной жизни, в которой они преуспели, то это бесценное сокровище для нас, но когда они берутся говорить о том, от чего они далеки, то не нужно считать это безусловной истиной. Прочитайте эту тему.
 
Прочла и неудержалась. Юля очень хорошо и правильно говорит о защите слабых и беззащитных. Но в нашем конкретном сегодняшнем случае, Вы думаете, что слабые на Болотной? И от их имени говорят слабые Немцов, Навальный, Рыжков, Чирикова? Это их нужно защищать Патриарху?
Мне кажется, Патриарх сказал то, что хотел и должен был сказать. А то у нас получается, как у блогеров, которые обсуждали ролик с Чулпан Хаматовой, очень начали ее жалеть, говорить, что ей, практически, физически выкручивали руки... Нашли и слезы в ее глазах. Так и мы, что-ли , будем искать слезы в глазах Патриарха? Наверное, такой человек, не только обладающий саном, но и потрясающим умом, отдает себе и Богу отчет о том, что он говорит, кому, где и зачем. Давайте будем ему верить. Он наш пастырь.
 
Незарегистрированный написал(а):
Дорогая Виктория,
мне кажется, меньшинство - не причина, чтобы не обращать внимания. Это неуважение и как раз именно знак отсутствия гражданского общества...

И еще: если решиться назвать людей (пусть неправых) довольно обидным именем крикунов, то почему ни слова не сказать о тех, против чьих действий они кричат? Юля К.

Юленька, но ведь отец Константин как раз здесь, в 4-той части обсуждаемой темы, привёл конкретные примеры того, как Патриарх от имени Церкви обращался к властям и просил их прислушаться к голосам несогласных, перепроверить итоги выборов. Мне кажется, Вы чересчур эмоционально восприняли слово "крикуны", принимая его на счёт всех тех, кто ратует за честность выборов и власти (а это большинство из всех нас). И, по сути, мы ушли от темы, цепляясь к словам муфтия России (а именно ему принадлежат слова о караване и крикунах, даже не Патриарху Кириллу - последний о немного других криках говорил).

Давайте вернёмся к вопросу, который задал нам отец Константин. Чего, по-Вашему, не хватает в Позиции Русской Православной Церкви?

Вот лично мне было бы чрезвычайно интересно почитать комментарии с ясными и разумными ответами на этот вопрос. :)
 
Дорогая Елена!
под слабыми я имела в виду то самое "большинство", страдающее если не от, то при этой власти, стариков, выкинутых за борт, работников образования и культуры, ставших очевидцами их агонии, жертв "бесплатной медицины" и пр. и пр. и пр. ни к чему перечислять. Разве для того, чтобы что-то исправить, не надо честно признаться, в каком мы состоянии? У нас сейчас страшные цифры самоубийств среди молодежи. Ведь Церковь высказывает свое мнение, например, об абортах и однополых браках - и слава Богу! Может быть, и тут надо - сказать, озвучить? Не власть разносить, а боль доносить? От представителей Церкви это прозвучало бы иначе, чем от Навального и Немцова, и власть приняла бы иначе, и крикунами бы не обозвала. Я очень уважаю пастырей Церкви, но верить безоговорочно, некритически могу только Богу.
Юля К.
 
Сверху