Церковное пение

Секреты церковного пения
Немного об истории русского церковного пения

Сегодня мы хотим познакомить вас с интересным материалом по истории богослужебного пения. Авторы этого материала: Виктория Голубкова и Наталья Никольская.
Совместными усилиями эти милые молодые женщины готовят интересную книгу о богослужебном пении и любезно согласились делиться отрывками из своей работы. (Рабочее название книги: «Богослужебное пение. Вопросы и ответы».) Так что настоящая публикация – первая, но далеко не последняя на эту тему.

Несколько слов об авторах:

Виктория Голубкова, программист по профессии, – человек, во всём стремящийся дойти до самой сути, в обширный круг интересов которого входит и музыка. Осознав, что пение в храме есть достойнейшее занятие для человека, любящего петь, но вместе с тем столкнувшись с множеством вопросов в этой области, Виктория озадачилась целью создать универсальное пособие, которое послужило бы неким вводным курсом в сложную и запутанную теорию церковного пения. Чтобы читатели этого пособия, находясь за богослужением в храме (а, может быть, и на клиросе), чувствовали себя не как гости на концерте, но как соучастники службы. Принять участие в создании такого пособия согласилась Наталья Никольская, эксперт по церковному пению.

Наталья Никольская – регент, певчая одного из петербургских храмов и выпускница Петербургской консерватории по отделению древнерусского певческого искусства.

Но для начала между ними состоялась беседа, с тем чтобы уточнить предмет и цели будущей книги...

Знакомство с новым предметом часто начинается с изучения истории его формирования. В книгах о русском богослужебном пении я тоже встречала такой подход. Как думаете, Наташа, справедливо ли будет и нам начать разговор о церковном певческом искусстве с рассмотрения его в исторической ретроспективе?
– Не будем изобретать велосипед, и так же начнём по порядку – от истоков до современности. К тому же, что касается именно русского богослужебного пения, то понять его специфику вне его исторического развития невозможно, так много оно претерпело реформ и революций.


Да, по порядку… Но всё же не сильно углубляясь в историю – ведь ей посвящены огромные тома… А нашим читателям было бы интересно уловить и запомнить самую суть. Но почему Вы сказали об исключительности истории русского церковного пения? Разве в других странах революций не было?
Всё объясняется ментальной особенностью самой нашей России, которая не имеет цельного исторического облика: то она святая страна монахов и преподобных; то она вся в дворцах, церемониях, балах и говорят в ней преимущественно по-французски; то она опережает весь мир в интеллектуальном развитии, в живописи, музыке, литературе, науках; то она отказывается от Бога и Церкви, уничтожает священнослужителей и всякое проявление религиозности; то в ней под лозунгами толерантности всё позволено...

Церковное пение аккумулирует в себе все эти исторические перемены. При переходе из эпохи в эпоху оно претерпевало такие кардинальные перемены, что если выложить в один ряд песнопения допетровской Руси, эпохи властвования Священного Синода и песнопения, практикующиеся в нашей Церкви сегодня, – то можно подумать, будто перед нами музыкальные явления совершенно разных стран… Вот только посмотрите: сначала мы поём примерно в том же стиле, что и Византия до её падения, потом у нас рождается свой уникальный вид пения – знаменный распев, потом мы от него отказываемся и начинаем петь в духе итальянских концертов, сочиняем церковные хоры на 456… 12 и более голосов! Потом приходит кондовый военизированный «бахметьевский» обиход, потом в церковном пении начинают царствовать композиторские гении, а сегодня всё это смешалось – древность, современность, разные школы и традиции уживаются на одном клиросе. Действительно, в истории православного церковного пения Греции, Сербии, Болгарии ничего подобного мы не увидим.

Погодите, погодите… Так много незнакомых событий сразу – читатель испугается:) Давайте попытаемся выделить сперва какие-то основные этапы в истории русского богослужебного пения.
– Разделение на этапы – это дело учёных. У каждого исследователя церковного пения свой метод периодизации. Например, такие учёные, как Василий Металлов и Дмитрий Разумовский, основывают своё разделение на этапы по способу произнесения текста и выделяют три периода: 1) 11-й – 14-й века – период истинноречия (то есть, когда текст в песнопениях пелся так, как и писался); 2) 15-й – 17-й века – раздельноречный период (это было время, когда в текстах песнопений стали использоваться слоговые вставки, облегчающие исполнение витиеватых распевов, но искажающие сами тексты); и 3) с 17-го века – период нового истинноречия (когда пришёл реформатор – патриарх Никон – и все искажения из текстов были удалены, все церковно-певческие книги заново переписаны).
Знаменитые исследователи русского церковного пения Николай Успенский, Владимир Мартынов избирают общеисторический принцип и выделяют такие этапы: 1) пение Киевской Руси; 2) пение на Руси в эпоху древней Москвы; 3) пение в эпоху Московской Руси.


1a - Мартынов - История богослужебного пения.jpg

1b - Мартынов Владимир Иванович.jpg
Мартынов Владимир Иванович (род. 1946) – композитор, историк,

теоретик музыки, философ

Иван Гарднер, выдающийся историк церковного пения, выделяет две больших эпохи: первая – когда пение записывалось при помощи специальных знаков («крюков»), и вторая – когда пение стало записываться обычными нотами на пяти линейках.

В таком случае, можно ли чей-то метод деления на исторические периоды считать «классическим»? На чьё историческое видение будем опираться мы в нашей книге?

– Считается, что классическую, наиболее полную и объективную периодизацию сформулировал Иван Алексеевич Гарднер в своём двухтомном труде «Богослужебное пение Русской Православной Церкви». Он подошёл к истории церковного пения комплексно, включив все аспекты: и источниковедческий, и палеографический, и филологический, и исторический, и философский, и музыковедческий, и литургический. И мы последуем его примеру.

2a - Гарднер - Богослужебное пение.jpg

2b - Гарднер Иван Алексеевич.jpg
Гарднер Иван Алексеевич (1898–1984) – историк, исследователь русского церковного пения,

православный регент

А на какой исторический этап пришёлся самый расцвет русского церковного пения? И можно ли назвать этот период главным?

– Наверное, в истории чего бы то ни было не может быть главных и второстепенных деталей, и мы не имеем права какой-то период истории церковного пения возвеличивать, а какой-то обделять вниманием. Но сделаем оговорку, что у истории церковного пения в России есть своя колыбель: это эпоха знаменного распева. Это было время расцвета духовной жизни на Руси, очагами которой были рождающиеся многочисленные монастыри. К этому времени, например, относится появление Троице-Сергиевой Лавры, деятельность преподобного Сергия Радонежского. Наибольшее количество русских святых, главным образом преподобных, как раз относится к этому времени. Всё это отразилось и в церковном искусстве – красота мыслилась в одной линии с богословием. И пение этого периода ещё называют ангелогласным.

3 - Фреска Дионисия.jpg
«О Тебе радуется». Фреска Дионисия. Ферапонтов монастырь, XV–XVI век.
Представляет иллюстрацию песнопения, приписываемого Иоанну Дамаскину (VIII век):

«О Тебе радуется, Обрадованная, вся тварь, архангельский собор и человеческий род, освященная церковь,
раю словесный, девственная похвало…»

Вообще Русь этого времени жила интенсивнейшей художественной жизнью! Это был расцвет не только знаменного пения, но и церковного зодчества и иконописи – творчество Андрея Рублёва относится к этому периоду, именно тогда появляется уникальный русский пятиярусный иконостас. В это время создаются русские церковные хоровые коллективы – хор Государевых певчих дьяков (доживший до сего дня в виде Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга – вот как!) и хор Патриарших певчих дьяков (впоследствии – синодальный хор: в конце 19-го века это была лаборатория творчества московских композиторов). После падения Константинополя (1453 год) ведущая роль в области церковного искусства переходит к Руси, она становится духовным авторитетом в мире, чего нельзя сказать о России сегодня…

И это богатство Русская Церковь утратила добровольно? Странное дело… Ведь Православие всегда отличалось верностью древним традициям. Можно еще понять капитальные реформы в период правления патриарха Никона, смуты… Но разве после раскола XVII века не существовало строгих канонов для пения в храме?

– Вопрос о канонах – самый сложный. Наверное, в истории был только один период, когда действительно существовал канон и строго соблюдался, – это эпоха знаменного пения, которая продлилась примерно до середины 16-го столетия. Потом канон начал расшатываться. Реформа Никона как раз и возникла на гребне этой волны – волны расшатавшегося канона. Патриарх преследовал благую цель – привести всё к единообразию, выкристаллизовать тот самый канон, но, поскольку он строил всё наново, отвергая веками наработанное старое, его строительство рухнуло, и – начался головокружительный исторический вихрь… Канон окончательно был утерян. Во время властвования Священного Синода на некоторое время, в начале 19-го века, удалось-таки слепить подобие канона: в церковном пении ввели строгую цензуру, узаконили один-единственный синодальный стиль пения. Но поскольку всё это делалось тоже в отрыве от древних русских традиций, делалось грубо, принудительно и не самыми талантливыми в этой области людьми, то и эту плотину к началу 20-го века прорвало. Хлынул поток композиторского творчества, которому жестко перекрывали кислород в предшествующий период. И так до сего дня в русском церковном пении нет канона! Как потеряли его в 17-м веке, так до сих пор и не обрели.

Да уж, самое время разочароваться… Кстати, я обращала внимание, как по-разному трактуют историю русского церковного пения её исследователи: кто-то ругает последние исторические преобразования, а кто-то видит за ними «перст Божий» и основу развития отечественной культуры. Мы-то с Вами будем «за здравие» или «за упокой»?:)

– Не будет полемики среди учёных – не будет и науки! Спор действительно есть. Одних учёных можно условно назвать прогрессистами, поскольку они утверждают, что наша музыкально-певческая культура эволюционировала от периода одноголосия к рождению собственной музыкальной школы (Разумовский, Келдыш, Финдейзен). А другую группу учёных тогда можно назвать регрессистами: например, Мартынов считает, что знаменный распев как проявление высокой духовности умер в 17-м веке, с приходом партесного пения, и далее из века в век наблюдается стремительная деградация духа и, как следствие, церковного искусства. Гарднер высказывается менее резко – он пишет, что с 17-го века началось обмирщение церковного пения, при этом он не употребляет уничижительных оценок.
С одной стороны, те, кто описывает исторический процесс как постепенный упадок, правы. Мир из века в век не становится лучше – такова программа, о ней ещё в Евангелии сказано – найдёт ли Спаситель при Втором Своём Пришествии веру на земле? А что касается тех, кто видит в истории искусства эволюцию в сторону прогресса – так это учёные, рассматривающие церковное пение просто как вид музыкального искусства. И они по-своему правы: пока царил знаменный распев, не было ни симфонии, ни оперы на Руси – и они видят в этом начальный этап развития отечественного музыкального искусства. А нам что сейчас делать? Мы плачем от симфоний Чайковского
и в то же время ругаем партесное пение в храмах и хотим возрождения знаменного распева. Вот такое у нас сложное время – мы на вершине исторической горы!

И чтобы проследить за развитием русского церковного пения, нам, очевидно, придётся на время спуститься с этой, как Вы говорите, «исторической горы»?:)

– Прежде чем спуститься с горы, мы с высоты птичьего полёта рассмотрим все исторические виды русского церковного пения, потом спустимся на землю и будем постепенно взбираться от подножия к вершине: познакомимся с творцами музыки для Церкви, потом поговорим о самих богослужебных текстах – ведь музыка менялась, а тексты оставались неизменными. Затем обратимся к сегодняшнему дню и обсудим вопросы церковного пения как за богослужением, так и за пределами храма, на концертных площадках и тому подобное. И всё это с оглядкой назад: «а как там делали наши святые предки».

4 - Гора.JPG
Мир с высоты птичьего полёта (Крым, гора Кара-Даг). На фото Виктория Голубкова

Ниже представлены несколько вариантов духовной музыки на текст Херувимской песни. Сравнение этих примеров на слух позволяет почувствовать эволюцию музыкальной составляющей церковного пения с 17-го по 20-й век.




Комментарии

Спасибо за статью и музыкальное сопровождение, теперь ясно, чем отличаются разные варианты церковной музыки. Но знаменного в наших храмах я не слышала...
 
Про знаменный распев, и почему он не звучит в наших храмах (а точнее, редко в каких звучит ;)), пойдёт речь в отдельной статье.

Друзья! Хотелось бы также получить от вас какую-нибудь конструктивную критику нашей работы. Может быть, кому-нибудь что-нибудь не понятно? Или, может быть, местами скучно читать? Насколько интересна вообще лично вам данная тема (церковное пение)? Поделитесь с нами, пожалуйста, своими мыслями и замечаниями. Это здорово помогло бы нам в дальнейшем выбрать правильную интонацию! Спасибо.
 
Виктория! Прошу прощения за критику:). Мне кажется, любому человеку, стремящемуся в Церковь, эта тема интересна. Лично для меня, человека, не имеющего музыкального образования, непонятным может оказаться наличие профессиональных музыкальных терминов, а если без них никак не обойтись, просьба их «разжевать». А на счет «неинтересно или скучно»… Вам не надо рассуждать на этот счет. Сколько людей столько и мнений. Всем не угодишь. Успехов Вам!
 
Наталья Скоробогатова написал(а):
Лично для меня, человека, не имеющего музыкального образования, непонятным может оказаться наличие профессиональных музыкальных терминов, а если без них никак не обойтись, просьба их «разжевать».
Спасибо, дорогая Наташа, за Ваш конструктивный отклик. Я, так же как и Вы, не имею полного музыкального образования, поэтому лично слежу за тем, чтобы профессиональные муз. термины использовались по-минимуму и с расшифровкой. Но если мы что-то упустили (а такое очень даже возможно, потому что глаз "замыливается"), будем искренне благодарны всем тем людям, кто нам подскажет, какой конкретно термин непонятен или какой оборот кажется "заумным"! :) Это было бы истинной помощью авторам будущей книги от читателей блога отца Константина! :)
 
Несколько бы советов как придержать вожжи нашему регенту, она же по совместительству и матушка, постоянно торопит и не существует для неё не пианисимо ни пиано, хотя училась на регента.
 
Незарегистрированный написал(а):
Несколько бы советов как придержать вожжи нашему регенту, она же по совместительству и матушка, постоянно торопит и не существует для неё не пианисимо ни пиано, хотя училась на регента.

Этот вопрос решается тем, что Вы, вместе с группой согласных с Вами прихожан подойдете после службы к матушке и попросите поговорить. И там все ей спокойно и честно скажете. Но не исключаю вероятности, что неправы именно Вы.

И само собой разумеется, что речь не может идти о репертуаре. "Вкусовщина" здесь неуместна. Мало ли, что Вам нравится Рахманинов, а матушка поет Чеснокова. Ей так нравится, Вам так... На каждого не угодишь.
Претензии законны, если касаются не репертуара, а манеры исполнения и поведения хора.
 
Благословите батюшка.Партитура её ещё с семинарии. К примеру: Херувимскую от слов Всякое ныне отложим попечение ... до м.Входа по 3 - 4 раза повторяем.
 
Незарегистрированный написал(а):
Благословите батюшка.Партитура её ещё с семинарии. К примеру: Херувимскую от слов Всякое ныне отложим попечение ... до м.Входа по 3 - 4 раза повторяем.

Не могу оценить не слышав. Запишите на цифровой диктофон и пришлите файл мне на почту: kp@azbyka.ru Послушаю и выскажу свое мнение. Храни Бог!
 
Простите, но если батюшку регент устраивает, то вопрос не стоит и поднимать. Если лично вам регент не нравится - зачем петь с ним? идите в другой храм. Я пою достаточно размеренно, однако батюшки, бывает, не успевают прочесть все молитвы, провести все диалоги, в конце концов, записки поздно подали - стремятся помянуть всех и приходится повторять 3-4 раза...
 
По поводу конструктивных замечаний по проекту - то, что выложено здесь, не вызывает никаких замечаний, в общем. Ну, а что там дальше, трудно сказать. Надо отметить, что на моей памяти за последние 10 лет вышло несколько книг, претендующих на популярное издание о церковном пении, но в большинстве своем они, мне кажется, не стоят внимания... Надо чётко понимать, выходя к народу, как говорил Станиславский: кто я, зачем вышел и как отношусь к окружающим... Объективным быть достаточно сложно и каждый все равно несёт то, что для него верно и правильно...
 
Дорогая Татьяна, Вы, как регент с большим стажем, писатель, композитор, большой знаток церковно-певческого искусства, напишите пожалуйста, согласны ли Вы с этим моим высказыванием: "Наверное, в истории был только один период, когда действительно существовал канон и строго соблюдался, – это эпоха знаменного пения, которая продлилась примерно до середины 16-го столетия". И вот это высказывание: "так до сего дня в русском церковном пении нет канона! Как потеряли его в 17-м веке, так до сих пор и не обрели".
...Ведь я смотрю на проблему канона сквозь призму древности и моего личного опыта пения знаменным распевом... И в целом, согласны ли Вы с тем, что написано в моём ответе на Вопрос Виктории о канонах?
 
Цитата из сообщения Татьяны Разанецкой: "кто я, зачем вышел и как отношусь к окружающим" - да, вот уж действительно есть о чём подумать...
 
Ой, ну уж... Просто не я, а профессор какой-то... Да кто я такая? я уже давно просто практик, все мои знания потеряли ясность, стёрлись, потому что всё забывается (около 15ти лет назад я закончила учёбу), если не используется - остались только, скажем так, выводы, на которых и основывается моя нынешняя деятельность.
По поводу канонов - так нас не было в 15-16вв, мы можем только предполагать, как оно всё происходило. Так же как и о самом распеве знаменном мы не можем иметь полное представление - помню, г-н Никишов нам говорил, что не надо забывать, что все расшифровки - лишь версия (конечно, это всё не на пустом месте возникло) и мы не можем знать, как это звучало (не только точность мелодии, но и всякие вокальные тонкости, т.к. от этого многое зависит). То, что в наше время нет единообразия в пении - это абсолютно точно. В общем, это нормальный исторический процесс, но должна оставаться некая общность традиции местности, что, к сожалению, у нас тоже не все уважают...
Пожалуй, говорить о каноне в церковной музыке, на самом деле сложно. действительно, с появлением демественного пения уже можно говорить о новых музыкальных течениях в русской духовной музыке, далее - о появлении стилей... Всё-таки для меня критериями хорошего церковного хора является кроме чистоты звучания, молитвенность (т.е. духовность, которую часто путают с душевностью), исполнительская культура (общемузыкальная и вокальная), музыкальность (как осмысленное исполнение фразы). в общем, хор должен помогать молиться, а не мешать... а стиль - вопрос второй, можно и на одной ноте спеть так, что "на седьмом небе все окажутся", а в другом случае захочешь от одного звука из храма выбежать...
наверное, всё-таки надо слово "канон" как-то пояснить - что мы в наших рассуждениях будем понимать под этим термином, потому что его можно трактовать по-разному.
Вот наболтала всего в кучу... Простите.
 
Вот здесь интересная статья http://www.canto.ru/index.php?menu=public&id=medieval.trisagion3
Я с Татьяной Раз солидарен: "Всё-таки для меня критериями хорошего церковного хора является кроме чистоты звучания, молитвенность (т.е. духовность, которую часто путают с душевностью), исполнительская культура (общемузыкальная и вокальная), музыкальность (как осмысленное исполнение фразы). в общем, хор должен помогать молиться, а не мешать... а стиль - вопрос второй, можно и на одной ноте спеть так, что "на седьмом небе все окажутся"
 
На тему молитвенного пения у нас обязательно будет отдельная глава книги. Это вопрос важный и в то же время тонкий, требующий деликатного отношения и к собственному храму, и ко вкусам настоятеля с регентом, и - как это ни странно - к настрою прихожан... Ведь, к сожалению, бывает и так, что клирос пытается перестроиться, хочет петь молитвенно, а прихожане инертны и не понимают, что есть "молитвенность", ожидают "концертов". Поэтому данный вопрос, как я понимаю, в принципе не может решаться быстро, зависеть только от регента или только от настоятеля. И наш проект (наша идея написать книгу для прихожан) является как раз маленькой "лептой" в деле возрождения молитвенного пения на приходах. Потому что именно из прихожан часто получаются певчие, и именно от прихожан зависит готовность всего прихода к тем или иным переменам на клиросе.

Но... обо всём по порядку. :) Данная статья - только первая глава книги. В настоящий момент мы говорим об истории становления русского церковного пения, и внимательное отношение к этому вопросу поможет нам понять многие другие вещи (в том числе и современные). Ведь история - хороший учитель. А у церковного пения в России - история богатейшая! :)
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
16.486
Комментарии
27
Последнее обновление

Загрузки

  • 17-18 век - Партесный концерт (В. Титов).mp3
    9,1 MB · Просмотры: 1.163
  • 17 век - Знаменный распев.mp3
    9,8 MB · Просмотры: 1.283
  • 19 век - Авторское произведение (П.И. Чайковский).mp3
    7 MB · Просмотры: 826
  • 20 век - Авторское произведение (К. Пендерецкий).mp3
    15 MB · Просмотры: 824
Сверху