иподиакон Георгий Рубан 2 май 2017
Друзья!
Пишу в качестве постскриптума для лучшего уяснения смысла публикации в историческом контексте. Необходимо учитывать следующее.

Очерк является вариантом статьи «Великий Архиерей и его время», заказанной мне нашим епархиальным журналом «Вода живая» к 80-летнему юбилею со дня рождения митрополита Никодима (15.10.2009). (Смотрите выше библиографическое описание; а также: http://vn-eparhia.ru/novosti-eparkhii/4131-chelovek-tserkvi; http://nikodim-rotov.blogspot.ru/). После панихиды, совершённой Святейшим Патриархом Кириллом на могиле своего Учителя 12 октября 2009 года (смотрите последний снимок), в Синем зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры Святейший открыл научно-богословскую конференцию «Богословское наследие митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима». По окончании конференции её участники получили памятные подарки, в том числе и журнал с моей юбилейной статьёй. Позволю себе процитировать её окончание.
«В 1988 году, во время юбилейных торжеств, между двумя известными иерархами состоялся знаменательный разговор. Один с грустью посетовал: «Сейчас, когда мы получили свободу, нам так не хватает митрополита Никодима! Сколь многое он сделал бы!» Другой подумал и сказал: «Нет, Вы не правы. По промыслу Божию, митрополит послужил Церкви именно тогда, когда только он один и мог сделать то, что сделал. А сейчас наступило другое время, и мы с Вами можем продолжить его служение».
Однажды, вернувшись с напряженных переговоров с советскими властями, владыка Никодим с силой ударил посохом в пол и воскликнул: "Нет, я всё-таки уверен, что был прав! И ни о чём не жалею!" Он оказался прав. Богоборческий строй не выдержал удара его архиерейского посоха и рухнул. А недавно на Патриарший Престол взошёл его любимый ученик, сохранивший верность главному принципу своего учителя: "Я служу одному Богу и тружусь для Его Церкви, поэтому судить меня будут Бог и история!" Время митрополита Никодима продолжается, потому что это – время Церкви».

В силу обстоятельств публикации, эту статью можно в некотором смысле считать программным документом, отражающим точку зрения Священноначалия и Богословской комиссии на роль митрополита Никодима в истории Русской Православной Церкви. Это – не частный панегирик, и авторство не имеет решающего значения.
Деяния великих людей всегда вызывают споры, и единая точка зрения вряд ли возможна в силу несходства базовых позиций. Историки это хорошо понимают. С увеличением временно́й отстранённости что-то забывается, а что-то, напротив, становится очевидным: История (с большой буквы) – нелицеприятный Судия. Владыка Никодим это хорошо понимал и доказал всей жизнью и даже смертью. Устраиваются конференции, появляются всё новые книги. Новое поколение, для которого эпоха Великого Архиерея – время «до новой эры», заново обращается к прошлому, чтобы понять настоящее. Так будет всегда: «Современность непонятна сама из себя…» (Рудольф Зом). Вполне закономерны и споры, пусть острые, но деликатные… Неприемлемы лишь безграмотные оценки на уровне «кухонного богословия» и нарочито хамские высказывания в адрес приснопамятного Святителя. Его, стоящего у Престола Божия и молящегося за неразумных, они обидеть не могут (вспомним хулы и поношения в адрес Христа и всех Его верных до сего дня), но явно оскорбляют Священноначалие и всех разумных православных христиан. Впрочем, допускающие такие безответственные высказывания, сами себя анафематствуют, то есть "отделяют" (таков буквальный смысл термина) от Церкви и превращают в раскольников. К сожалению, маргиналы, пренебрегающие заповедью Спасителя (Мф. 23:12) и тщетно пытающиеся «возвыситься» через унижение других, были и будут. На личностном уровне умный церковный человек относится к ним спокойно ("хвалу и клевету приемли равнодушно...», «ай, Моська! Знать, она сильна…»), но их словесные стрелы могут ранить неокрепшие умы неофитов, наивно пытающихся «опровергнуть», «объяснить» и «просветить». На определённом уровне нравственного падения человека это бесполезно и даже небезопасно (Мф. 7:6; 2 Петр. 2:22). Уважающий себя сайт не должен предоставлять трибуну хулителям Церкви под видом мнимой «толерантности». Это может навлечь на него серьёзные неприятности. Легко представить, что скажет Святейший Патриарх (знаю характер своего бывшего Ректора!) и другие ученики митрополита Никодима, если прочтут на форуме "Азбуки" хулы в адрес их Учителя. Мы должны ценить возможность свободного и интеллигентного интернет-общения и сами защищать его от провокаторов. Апостол Павел недаром предупреждал: «Извергните дурного из вашей среды»! (1 Кор. 5:13).
Ю. Р.