Чистое и нечистое

Чистое и нечистое...

Очень важная тема: отношение к чистоте и нечистоте.
Иудейское деление на чистое-нечистое было камнем, о который спотыкались многие великие христианские мыслители. И в самом деле, если ты по происхождению иудей, как преодолеть эту привычку, которая в тебя заложена с детства, привита тебе, воспитана в тебе… Привычку следить: не делаешь ли ты чего нечистого в очах Божиих. Прикосновение к крови, к мертвому, к чему-то языческому, к некоторым животным, запрещенным Самим Богом… Но христианство приносит совершенно новый взгляд на мир. Все чисто, все едины перед лицом Божиим. Разделение людей, разделение в творении – уничтожено.
Об этом преодолении раздробленности много пишет Ап. Павел. Вот, например, что говорит Апостол о преодолении разделений с язычниками: «Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными… что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф. 2, 11-16).

Как в отношении людей, так и в отношении пищи запреты упразднены. Апостол Павел, сам вчерашний иудей очень глубоко это прочувствовал, если иронизирует над иудейским кашрутом (предписанием о нечистоте) и увещевает христиан жить: «не внимая иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 14-15).

В Иоппии (ныне Яффа) и произошло знаковое событие: Господь показал Апостолу Петру, который все-таки придерживался иудейских предписаний о чистоте, что настало новое время.

"В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и рассказав им все, послал их в Иоппию.
На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, - вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот, и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их. Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих. Тогда Петр, пригласив их, угостил.
А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым". (Деян. 10 глава)

Почему Господь отменил эти предписания, это деление на чистое/нечистое? Вспомним, когда Бог дал заповедь о кашруте? Когда формировался иудейский народ. Окруженный языческими племенами, испытывающий соблазн уклониться в языческие верования, подпасть под обаяние языческих культур, народ нуждался в неких «ограничителях» его свободы. Вот таким ограничением и стали предписания Божии. Прежде всего, это запрет на общение с иноплеменниками. Цель запрета на общение с иноплеменниками – помочь иудеям не потерять свою религиозную идентичность.
Другие запреты преследовали иные цели. Например, пищевые запреты преследовали ту цель, чтобы заповеди Божии всегда были перед глазами человека! Еда – это то, с чем мы соприкасаемся постоянно, по нескольку раз в день. Как система определенных упражнений (например, дыхательная), которую нужно совершать каждый день, а то и каждый час, всегда с человеком, так и система пищевых ограничений накладывает определенную дисциплину на душу человека. Он всегда памятует о Боге и Его заповедях.
Пусть примитивно, да, но человек и сегодня не очень-то развит. И сегодня мы молитву утром и вечером называем «правилом». Потому что если этот термин убрать, если позволить людям молиться, как им подсказывает сердце, то многие и молиться перестанут.

Но Пришествие Христово открывает новые духовные перспективы. Человечество стало взрослее, сознательнее, ответственнее. Для взрослого человечества – совершенные заповеди и вся правда о Боге, мире и человеке!

Посмотреть вложение 4860
Храмовая икона, на которой изображено, как через крышу дома Симона Кожевника опускается плат с нечистыми животными.

Посмотреть вложение 4861
Храм внутри... На этом месте, по преданию, и произошло видение Апостолу Петру об упразднении деления на чистое и нечистое.

Посмотреть вложение 4862
Храм, построенный на месте дома Симона Кожевника.

Посмотреть вложение 4863
Дома старого квартала.

Посмотреть вложение 4864
Этот древний квартал, созданный в древности и перестроенный в Средние века для паломников, стоит на месте древнехристианского поселения. В этом районе останавливался у братьев и сестер по вере Ап. Петр.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху