Что, если святыня не подлинная?..

Что, если святыня не подлинная?..

Всякий раз, когда в Россию привозят какую-нибудь христианскую святыню (из последних: Пояс Богородицы, Дары волхвов), читаю в СМИ и Интернете критические статьи, где горе-историки вопиют: люди, вас дурят, это не настоящие святыни!..
И в личных беседах вновь и вновь всплывают эти темы. Надо сказать, что, объяснив мнение Православной Церкви на этот счет таким критикам, я чаще всего встречаю понимание: «А-а… так бы и сказали».

Пора, дорогие, и вам в поддержку дать пару историй на эту тему из фонда Православного Предания.

На днях, читая письма святителя Игнатия (Брянчанинова), нашел на эту тему прекрасный пример.
Святитель Игнатий рассказывает о древней истории, произошедшей в Египетском монастыре. Этот монастырь решили ограбить разбойники. И вот туда, чтобы ночью открыть двери подельникам, отправился главарь, переодетый в монашеское платье. Ничего не ведающая, радушная игуменья своими руками омыла ноги утомленной «гостье», а потом этой водой любви и гостеприимства обрызгала сестер монастыря. Одна из инокинь была слепа. Привели и ее. «Когда вода, – пишет святитель Игнатий, – коею омыты были ноги разбойника, коснулась очей слепой, – то она немедленно прозрела. Вот сила веры! Старшина разбойников покаялся и, приняв пострижение, угодил Богу». (Избранные письма. № 116. /Собр. соч. святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского. Т. 7. М. 2001. С. 147)

Только на минуту подумайте: вода, которой омыли ноги разбойнику, замыслившему преступление! Но отношение самих сестер к этому, сделало для них эти, не побоюсь сказать, помои, водой животворящей и благодатной.

Об этом же – история из жития преп. Симеона Столпника (5-й век). Вспомнилось потому, что в новостях услышал, как исламисты с упоением разрушали древнехристианские сирийские монастыри (руины этого монастыря находятся в 60 км от древнехристианского города Алеппо, ныне оскверненного и разрушенного исламскими боевиками)… Это житие написано было учеником преп. Симеона, Антонием, человеком, который лично знал преп. Симеона, общался с ним и собственноручно закрыл глаза почившему подвижнику. Так что рассказ этот – не благочестивая легенда, но свидетельство очевидца.

Впрочем, приведу фрагмент жития:
Про самого преп. Симеона рассказывать не буду, все, наверное, знают. В его биографии был страшный случай. К нему явился диавол в образе Ангела на огненном коне. Диавол хотел обольстить подвижника и ввергнуть со столпа вниз, на землю, а душу в погибель. Но давайте прочитаем подлинный рассказ жития, рассказ, которому без малого полторы тысячи лет:

И около столпа, где стоял блаженный Симеон, появилась огненная колесница, и явился диавол в блеске и сиянии, словно ангел света. И произнес тут диавол такие ласковые слова: «Послушай же, Симеон, то, что велел передать тебе Господь. Послал Он меня, ангела Своего, в колеснице и на коне огненном, дабы вознес я тебя, как вознес Илию. Ибо пришло время твое. Вознесись же со мной на колеснице, ибо послал ее Повелитель неба и земли. Взойди же со мной на небеса, дабы узрели тебя ангелы и архангелы с Марией, Матерью Божией, с апостолами и мучениками, исповедники и пророки, дабы возрадовались они, видя тебя, молящего Господа, сотворившего тебя по образу Своему. Вот и говорю я тебе, пойдем, не мешкая».
Выслушав речь до конца, Симеон вопросил: «Господи, желаешь ли Ты восхитить меня грешным на небо?» И, подняв правую ногу, чтобы взобраться на повозку, поднял он и правую руку, и сотворил крестное знамение. Как только он осенил себя знаком креста, диавол более не мог оставаться в сем месте, и исчез он вместе со всеми своими уговорами, словно пыль пред лицом ветра. Тогда-то и понял Симеон, что все это – ухищрения диавольские.

Придя же в себя, сказал он ноге своей: «Ты не вернешься назад, но будешь стоять здесь до моей кончины, до тех пор, пока не призовет меня, грешника, Господь». Между тем, диавол в холодное время года нанес ему рану в бедро, и загнила она столь сильно, что из нее начало извергаться множество червей, которые спускались по телу его, с ноги на столп, а оттуда на землю. И целый год стоял он на одной ноге. Рядом с ним стоял некий юноша, по имени Антоний, который видел и слышал все это. Он, по его приказанию, подбирал падавших на землю червей и протягивал их святому наверх. А он снова влагал их себе в рану, словно праведный Иов, говоря: «Питайтесь тем, что дал вам Господь».
Узнал о его славе и царь сарацинов Базилик, и пришел он к нему. Увидел царь, что стоит он наверху и молится, и узрел он, как из тела его выпал червь. Царь же поспешно, с молитвой поймал его и возложил на очи свои. Завидев же царя, святой сказал: «Почему ты так сделал, достойнейший муж, это же червь из тела загнившего моего». Услышав это, царь Базилик открыл ладонь свою и обнаружил в ней драгоценнейшую жемчужину. И сказал он блаженному Симеону: «Это не червь гнилой, но жемчужина бесценная», а тот ему ответствовал: «Человече, по вере твоей дано тебе, и благословенно да будет в руках твоих во все дни жизни твоей». Так и пошел сей человек, преисполнившись веры.
………

Вот такой рассказ. Что тут прибавить? Пожалуй, только то, что для человека искреннего и ищущего благодати и спасения все содействует во благо. Все – сотворил Бог! И все может стать носителем благодати. А подлинная вещица или не подлинная – неважно.
Впрочем, напомню, что не имеет смысла прибегать к святыне, если вы не желаете жить христианской жизнью, если не исповедуетесь, не причащаетесь, не стараетесь вести нравственную жизнь. Но, надеюсь, это и так очевидно.

уукуку.jpg
Руины монастыря преп. Симеона Столпника. В глубине, чуть справа, виднеются остатки колонны и большой камень. Это остатки столпа преп. Симеона. Сам столп был высотой более 20 метров, но постепенно паломники его разобрали на сувениры.

Комментарии

Спасибо, отец Константин. Но как же, как же умножить в себе эту веру? Ведь она не подчиняется разуму. А так хочется иметь веру твердую и непоколебимую...
 
Бог с ней, с подлинностью (если можно так сказать).

Важно, чтобы у человека была чистая информация о «потенциальной реликвии»,
чтобы человек сам не фантазировал до беспредела (есть грань, за которой чистое язычество, идолопоклонничество).

Но ограниченная недосказанность (сказочность) дает человеку силу веры, чувство близости с ’большим и чистым. Женщины обладают природной страстью держаться за что-то такое, а для мужчин это скорее символ общности. Не знаю, как воспринимается золотой телец (для меня как символ праздности).

Если не забывать, что сокровище христианства в Слове, то реликвии полезны (чувства пробуждают), неважно подлинные или нет, поскольку благодать в самом человеке и напрямую от Бога.
 
Если что-то является реликвией, то оно не подлинной не может быть. Очень хорошо высказался по теме Евгений. Полностью с ним согласен. Самая настоящая и подлинная реликвия для христиан, это Слово Божие.
 
Сверху