Что такое Божественная беспредельность и каковы её основные черты?

Опубликовал Леонов Алексей Михайлович в блоге «Леонов Алексей Михайлович». Просмотры: 2752

Что такое Божественная беспредельность и каковы её основные черты?

По свидетельству Откровения, безграничного Бога должно мыслить не иначе как всесовершенным, чуждым каких-либо стеснений и недостатков.

В дохристианскую эру учение о Божественной беспредельности составляло одну из наиболее важных и уникальных особенностей иудейского монотеизма. Этой особенностью вера подзаконного Израиля в корне отличалась от верований язычников, чьи идолы и кумиры олицетворяли собой лишь местных божков, ограниченных по власти и могуществу, переменчивых, страстных, непредсказуемых, далеких от нравственного совершенства.

Впоследствии, с Пришествием Христа и началом распространения Евангельской проповеди, истину о Божественной беспредельности впитала Вселенская Православная Церковь. В первое время её существования на различные стороны этого Божественного свойства обращали внимание христианские апологеты, раскрывая величие Единственного и Единого Небесного Царя и опровергая мифологему о множестве богов.

В виду недостатка ёмких и четких критериев для сопоставления бесконечного естества с ограниченным и вытекающей отсюда сложности осмысления Божественной беспредельности, в философских и богословских кругах с древности и до сегодняшнего дня циркулируют всевозможные идеи, извращающие это понятие до абсурда. Так, одни, полагая, что то, у чего нет границ, не может быть выражено в конкретных формах и проявлениях, сводят смысл «беспредельности» к голой абстракции. Другие, напротив, слишком легко окружают это понятие частоколом нелепых условностей и ограничений.

По своему внутреннему содержанию доктрина о Божественной беспредельности сколь уникальна, столь и сложна. Вольнодумцам от западной теологии и мировой философии не хватает строгих критериев для аналитического сопоставления абсолютно безграничного с ограниченным. Зато такие критерии известны Православной Догматике.

Собственно говоря, развитие учения о беспредельности Отца и Сына и Святого Духа в святоотеческом богословии отчасти было обязано тем насущным вопросам, которые ставило время и на которые необходимо было дать здравый положительный ответ. Вот лишь некоторые из них: как безграничная владычествующая сила может проявляться в ограниченных формах без противоречия себе? каким образом бесконечный Бог сосуществует с творением, ограниченным временем и пространством, и при этом не ограничивается Сам? как Господь, непрестанно заботясь о мире, царствуя в нём и владычествуя, не сковывается через эту опеку привязкой к нему?

Чтобы яснее представить себе комплекс различий между Божественной неограниченной субстанцией и ограниченными тварными сущностями, уместно выделить несколько доминирующих признаков:

Беспредельное Божеское существо имеет начало и основу Своего бытия исключительно в Себе, не происходит ни от кого и ни от чего, существует Само по Себе, не завися ни от кого и ни от чего. Эта сторона Божественной беспредельности обозначается как самобытность.

Не также, а иначе обстоит дело с миром ограниченных существ. Созданный мир не имеет внутренней самопричинности. Все без исключения представители этого мира имеют основание и причину своего существования в Творце, все обязаны Ему своим бытием, все нуждаются в поддержании своего бытия действием Его премудрого Промысла. Кроме того все без исключения творения ограничены какими-либо частными условиями и обстоятельствами.

Поскольку самобытность означает полнейшую независимость Господа от каких бы то ни было внешних условий, постольку ни сам мир, ни забота о мире никак не затрудняет Его. В ограниченном мире, при всей гармоничности взаимодействия его составных элементов и частей, всё обстоит иначе. Всё здесь находится под властью и управлением Божьим, всё состоит в связи со всем.

— Беспредельная Божья субстанция существует не почему-то и не ради чего-то, а в силу самого факта Своего существования. Бог Сам в Себе есть всесовершенная чистейшая Жизнь и небытие для Него невозможно.

Ни вне Бога, ни в Нём Самом нет и не может быть ни малейших причин к тому, чтобы Он не существовал. В этом отношении Божественное бытие признаётся безусловно-необходимым.

Что же касается царства конечных существ, то его существование в целом, равно как существование каждого отдельного творения, обусловлено фактором целесообразности: Бог, будучи благим, щедрым на добро, произвёл мир, желая приобщить все Свои творения к благам. Уместность их бытия главным образом определяется именно Им.

— Беспредельное Божеское существо — просто.

То, что сложено из элементов, имеет границы в самих элементах. Ведь если бы элементы сложения были взаимно тождественны во всех отношениях, то скорее представляли бы не совокупность, а нечто одно. Но коль скоро они различаются между собой, значит каждый имеет то, чего нет у других. Следовательно, для каждого элемента характерен свой особый предел. Кроме того, абсолютно простое бытие подразумевает отсутствие даже и такой сложности, как сложность, обусловленная последовательно сменяющими одно другим внутренними состояниями (как, например, случается с человеческой душой, переходящей от мирного настроения к неконтролируемому гневу, от радости к печали и пр.), которая хотя и проста по природе, однако же не абсолютно проста.

Итак, беспредельная Божественная простота выражается в том, что Бог не состоит из элементов, не имеет и никогда не будет иметь ничего привходящего, свободен от внутренних противоречий, никогда не переходит из одного состояния в другое, имеет едино-простое всесовершенное действие.

— Этот аспект беспредельности Божьей гармонирует с другим Божеским свойством, духовностью, подразумевающим, что Бог не является телом, причём даже тончайшим, а есть по Своей сущности Чистейший Дух. Будь Бог телом, Он включал бы в Себя множество частей, даже если бы они и были неразделимыми. Каждая часть нуждалась бы в пространстве и ограничивалась бы параметрами занимаемого ею пространства.

Итак, одна из сторон свойства «духовность» указывает на то, что Бог Сам в Себе есть всесовершеннейший личностный Дух, абсолютно невещественный и бестелесный.

— Беспредельность Божия, в том числе духовность, выражается также и в том, что Бог не зависит от условий пространства, везде пребывает во всей Своей целостности, беспредельности, полноте, всем Своим содержанием, всеми силами и совершенствами, весь во всём и весь превыше всего. Эти особенности сводятся воедино в таком свойстве как «неизмеримость и вездеприсутствие».

Опираясь на данное заключение, можно сказать, что Бог везде и вместе нигде: везде как нигде не отсутствующий, а нигде — как не ограниченный никаким местом.

Все те условия существования тварей, которые проявляются в условиях пространства, свидетельствуют об их ограниченности (местом, размерами, формой, объёмом, расстоянием, скоростью передвижения и т. д.). Бог же не заключен ни в какой области и ни из какой не исключен; Он всё Собой проницает, а Его не проницает ничто, Он не имеет троякого измерения, Он — неизмерим.

Таким образом, свойство «неизмеримость» указывает на то, что Бог не зависит от условий пространства, не охватывается, не ограничивается, и не стесняется им; Он — вне и выше какой-либо протяжённости, геометрической конфигурации и объёмности.

В границах пространственно-временных реалий неизмеримость Божия проявляется как «вездеприсутствие», то есть: Бог пребывает повсюду всецело, сущностью и энергиями, всё проницая, ни с чем не сливаясь, не смешиваясь, ни на что не расходуясь, не истощаясь, неизменно оставаясь простым.

— Беспредельное существо может мыслиться не иначе как личностное, обладающее высочайшим разумом и волей (ведь в противном случае мы должны были бы признать ограниченность Безграничного Бога неспособностью совершать осознанные планомерные действия). В этом состоит другая сторона Божьего свойства «духовность».

Беспредельный Божеский ум характеризуется такими внутренними свойствами как всеведение и премудрость. Иначе Он был бы ограничен в возможности знать и использовать эти знания в практических целях.

В сжатом догматическом представлении свойство «всеведение» указывает на то, что Бог видит и знает всё возможное и существующее, знает вечное, прошедшее, настоящее, будущее, условное будущее, причём, знает совершеннейшим образом, созерцая всё это в едино-простом вневременном всеобъемлющем акте созерцания. Даже весь ход исторического развития мира, во всех его мельчайших деталях, действительных и потенциально возможных, созерцается Им как бы враз. (Та сторона всеведения, предметом которой является будущее и условное будущее, связанное с действиями разумно-свободных существ, называется предведением).

Такое Божественное свойство как Высочайшая Премудрость выражается в совершеннейшем знании целей и средств достижения целей, в умении избирать наиболее оптимальные средства и использовать их наилучшим образом, обнаруживая это в делах Творения, Промысла и Суда. Можно сказать, что Божественная премудрость — это всеведение по отношению к деятельности.

Что касается ограниченных творений, узость границ бытия наиболее сильно проявляется у бездушных существ, а во вторую очередь — у представителей фауны (которые хотя и наделены по природе способностью производить целесообразные действия, однако не осознанно, а безотчетно, в точном соответствии инстинкту). Ангелы, люди и демоны, будучи в состоянии действовать по собственному разумению, выступают из общего ряда конечных существ. Но и их разум имеет предел.

Высочайшая свобода является одним из непререкаемых свойств Божественной воли, ведь даже и малейшая несвобода указывала бы не её ограниченность.

Свобода Божественной воли состоит в том, что с одной стороны Бог совершенно свободен от каких-либо внутренних нестроений (например, колебаний в связи с неуверенностью или эмоциональной переполненностью), а с другой стороны в том, что в Своих желаниях и решениях Господь совершенно не зависит от внешних воздействий, Сам определяет Себя к деятельности в соответствии с высотой Своих качеств, Сам избирает, что хочет, и реализует желаемое, как хочет.

Свобода же представителей царства творения (у кого она есть) ограничена как внутренними факторами (естественными и индивидуальными), так и внешними. Все неодушевленные твари подчиняются воле Создателя с необходимостью, посредством обусловленности естественными законами мироустройства или посредством особых вмешательств со стороны Промыслителя. Одушевленные бессловесные существа обладают лишь некоторым подобием свободы. Наконец, те творения, что одарены по природе свободой произволения, способны уклоняться от Божественной воли ровно настолько, насколько позволяет Господь.

Будучи бесконечным, Бог беспределен и в проявлении Своих сил.

Это значит, что Божественная Сила превышает любую другую наличествующую силу, причём превосходит безмерно и бесконечно. Никакая тварь не обладает и не может обладать безграничною силой, ибо любое создание помимо внешних ограничений имеет внутреннюю ограниченность в своем естестве.

Всемогущество Божие заключается в том, что Бог обладает безграничною силою, может реализовывать любые Свои замыслы и желания, как хочет, без каких-либо внешних и внутренних затруднений; никакое стороннее бытие неспособно придерживать или стеснять Его деятельность.

— Бесконечное Божеское существо — неизменно. Ведь даже и потенциальная возможность изменения указывает на возможность изменения границ бытия. А где есть границы, там непременно есть и ограниченность.

Неизменяемость Божью нельзя соотносить с окаменелым, застылым покоем. Бог не то что бы был причастен жизни, как состоянию противоположному смерти, Он и есть Жизнь, в самом возвышенном и обширном понимании этого слова. Бытие Божие преисполнено жизненной силы, деятельности, жизненных благ и совершенств. Он, естественным для Себя образом, Сам в Себе есть простая и бесконечная Жизнь, Он же служит Источником жизни для всех её причастников.

Следовательно, неизменяемость, как одна из сторон беспредельности, — это такое Божественное свойство, согласно которому Бог всегда пребывает тождественным Себе Самому (Одним и Тем же) как по природе и совершенствам, так и относительно сформированных Его сознанием предопределений: ни Сам Он, как самобытный, свободный и всемогущий, не принимает перемен, и никто и ничто не может Его изменить. Неизмеяемость Божия — безусловна.

В едином ряду с неизменностью стоит и такое свойство Божьей природы как «истинность и верность». Если точнее, это свойство усматривается в том, что всё, открываемое Богом творению, открывается достоверно и истинно. Бог Сам исполняет все Свои обетования и требует от нравственно свободных тварей не опускаться до лжи.

— Та особенность беспредельности Божьей, которая выражается в неизменяемости, ближайшим образом связана с безотносительностью в отношении ко времени, которое, как известно, служит мерой скорости изменения созданных тварей. Стало быть, в отличие от ограниченных созданий Божеское существо безначально по отношению ко времени и совершенно не зависит от него.

Касательно представителей сотворенного мира время является фактором, выявляющим невозможность выразить разом и вдруг всё то, что заложено в их ограниченных сущностях. В силу этого всем им, без исключения, свойственны последовательные переходы из одного состояния в другое, раскрытие или умаление естественных и индивидуальных особенностей. Все это есть не что иное как изменение границ их бытия.

Если бы мы дерзнули предположить, что хотя Бог и не изменяется Сам в Себе, но всё же зависит от времени в отношении продолжения Своей жизни, мы должны были бы признать, что по крайней мере Он ограничен собственным возрастом, хронологически изменяющимся вместе с течением дней, лет и веков.

Получается, вечность — это такое Божественное свойство, которое указывает, что бытие Пресвятой Троицы не имеет временного начала и никогда не будет иметь временного конца, и что Бог абсолютно не зависит от условий времени, Сам будучи его Основателем и Царем.

В условиях же времени Божественная вечность субъективно воспринимается нами как непрестанность Божеского бытия, непрерывность Его проявлений или в естественном, или в Сверхъестественном Откровении, непрестанность Его личного присутствия в каждом конкретном объекте видимого и невидимого мира и в мире в целом.

— Поскольку бесконечное не может мыслиться как имеющее в чем-то потребность, ибо потребность означает обусловленность нуждой, постольку понимаем, что Беспредельное Божеское существо, как не испытывающее недовольства, как обладающее полнотой совершенств, — самодостаточно и самодовольно.

Ограниченность какой-либо нуждой характерна лишь для конечных существ. В первую очередь все они нуждаются в Божественной поддержке, а во-вторую, — в оптимальных или, по крайней мере, приемлемых для их существования условиях. Бог же, будучи всесовершенным и не имея ни в чём недостатка, всецело удовлетворен Своими бесконечными совершенствами, Своим безграничным бытием.

Резюмируя сказанное, всеблаженство — самоощущение Божье, выражаемое в абсолютном отсутствии какой-либо внутренней неудовлетворенности, в бесконечном, вечном и неизменном наслаждении вечно присущими Ему природными совершенствами.

— Этот аспект беспредельности указывает и на то, что Бог Сам в Себе содержит все возможные, мыслимые и немыслимые блага, сам в Себе является неисчерпаемым Источником благ.

Достойно замечания, что по отношению к тварям воля Божья обнаруживается прежде всего как благая, ибо именно благость послужила главной причиной творения мира из ничего.

Таким образом, благость есть такая особенность беспредельности, такое Божественное свойство, по которому Бог Сам в Себе есть высочайшее Добро, всегда желает Себе и всем Своим произведениям столько добра, готов подавать и действительно подаёт тварям столько благ, сколько каждая может вместить по своей природе и индивидуальному состоянию.

В зависимости от условий и обстоятельств, при которых Божественная благость изливается в мир, она обозначается разными наименованиями: милосердием, щедростью, благословением, прощением, очищением, освящением, оправданием, оживотворением, долготерпением и т. д.

— Беспредельное Божеское естество чуждо даже малейших внутренних противоречий.

Ведь противоречие усматривается там, где сталкиваются различные факторы и реалии (то есть когда одной из них недостаёт того, что характерно для другой). Недостаточность свидетельствует об ограниченности.

— Эта особенность сопряжена с таким Божественным свойством как любовь.

Все Ипостаси Пресвятой Троицы пребывают в вечном общении совершенной любви. Любовь Бога к Самому Себе проявляется в неисчерпаемой полноте внутренней радости и блаженства.

Будучи Самим в Себе бесконечной Любовью, Бог изливает любовь и на твари. Любовь Божья к творениям обнаружилась при самом их создании и с тех пор проявляется в каждом домостроительном действии.

Итак, любовь — это особенность Божьего чувства, согласно которой Он живет Сам в Себе и проявляется вовне. Внутренне названное свойство проявляется в том, что Божественные Лица — Отец, и Сын, и Святой Дух — неизменно пребывают в состоянии всесовершенной любви как к Себе, так и Друг к Другу. Внешне оно обнаруживается в том, что Бог любит все Свои творения, одаряет их благом, способствует воспламенению любви в тех из них, которые наделены способностью любить.

— Ввиду того, что зло есть не что иное как ущерб добра, ущерб совершенства, а Бог, будучи бесконечным, не имеет ущерба ни в чём, исповедуем, что Бог абсолютно чужд какого-либо зла как во внутренней жизни, так и в отношении к тварям. В этом контексте Бог именуется Святым.

Итак, называя Бога Святым, мы признаём, что Он совершенно чист от какого-либо греха, действует исключительно на основании высочайших побуждений к добру, одобряет в тварях то, что в них согласно с Его Божественным нравственным законом, и ненавидит беззаконие, зло.

— Будучи беспредельно совершенным, премудрым, благим и святым, Бог не только одаряет разумные твари всем необходимым, но и желая им наилучшего, и зная, что для них лучше, требует исполнения Своей доброй воли.

Эта сторона Божественного бытия охватывается свойством «Правда». Более точное определение названного свойства звучит так: «Правда Божия» есть свойство, по которому Бог неизменно исполняет законы своей воли и требует от всех созданий, одаренных разумом и свободой, чтобы они неуклонно исполняли данные Им законы и заповеди; не лицеприятно воздаёт каждому по делам, доброго деяния не оставляет без награды, а злого – без наказания.

Подытоживая все перечисленное, можно составить определение и для Божественной бесконечности: именуя Бога беспредельным, мы исповедуем, что Он бесконечен во всех отношениях, независим от каких-либо стеснений, не имеет ограничений, как внутренних, так и извне, не имеет ни в чём недостатка, безмерно обладает полнотой всех возможных совершенств, Сам является Источником и Причиной всех Своих действий, Сам Себя мотивирует, Сам направляет.

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия СПб ПИРиЦИ (фрагмент из пособия: Православное Догматическое Богословие в конспективном изложении).
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии