Что значит обрести вечный покой?

Когда мы слышим слова «во блаженном успении вечный покой», то подчас уже и не помним их точного смысла. Далекие от Православия люди часто понимают их как простой отдых – прекращение скорбей и страданий — некое забытье, летаргический сон… Но и православные часто забывают, что эти слова имеют глубочайший богословский смысл, что в них заключено одно из имен Божьих.
Вся тварь находится в движении и вся стремится к покою. Как говорит великий богослов покоя св. Каллист Катафигиот, «всякое движение какой бы то ни было твари и, конечно, и самого ума имеет в виду и действительно усиленно стремится к неподвижному и спокойному состоянию; переход в такое состояние и покой в себе есть конечная цель и равным образом успокоение для твари».
В то же время ум человеческий, созерцая творения, не может обрести успокоения. Поскольку все созданное, как начавшееся, получает соответственным образом конец, то непрерывно движущийся ум не может навсегда остановиться на каком-либо тварном явлении, обрекается на неудовлетворенность и беспокойство. Будучи объят вещами ограниченными и конечными, он ищет бесконечное и высшее, а потому и лишается покоя. Не в силах остановиться, ибо «это далеко от природы ума, очевидно всегда подвижной», ум не обретает спокойствия среди тварного мира, так что даже «невероятно, чтобы ум обрел спокойствие или остановился тогда, когда он бывает среди тварей».
Так где же ум может обрести покой? Где он может пребывать в спокойствии и мире?
Только если он достигнет несозданного и неограниченного, говорит св. Каллист, только если он соединяется с Богом. «Его единого и неограниченного должен посредством движения достигать ум, как бы нашедший свое естественное спокойствие, разумеется, в мысленном покое. Ибо там стояние духом и гостеприимное отдохновение, бесконечный предел всего, и движение, сосредоточиваясь на Том едином, не прекращается никаким образом ни для какого ума, достигшего беспредельного, бесконечного, неограниченного, безвидного, безoбразного, совершенно простого: ибо таков названный единым, т. е. Бог».
Пребывая в Боге, человеческий ум не утрачивает приснодвижности, не лишается своего движения. Но это движение соединяется с действием Божьим, ведущим человека к большему и большему Богопознанию. Движение ума соединяется с приснодвижным бытием Его Создателя, «с животворящим беспрерывным дыханием Духа». Потому и сам вечный покой становится приснодвижным покоем.
Без Бога, без Его Духа, «приснодвижно дышащего в сердце», человек даже не знал бы, существует ли духовный покой, «существующий только вокруг Бога и обожающий причастника своего среди невыразимого и несказанного отдохновения во Христе». И сам Бог становится для человека Покоем и вводит в покой. «О дивная благодать! — на самое лоно Божие, — в истинный покой и неизреченное отдохновение и духовное и преестественное наслаждение, чтобы не сказать упоение, красотами Божиими, и в божественный восторг — в те преблагословенные недра, заключающие в себе великую глубину божественных таинств и в достаточной степени приближающиеся к ощущению пресущественности Божией».
Православное богословие называет Бога Покоем и Миром. Так Он именован св. Дионисием Ареопагитом. Так Он был именован еще праведным апостолом Иустом, принадлежащим к 70-ти.
«Он есть вечный покой, говорит свт. Димитрий Ростовский. – Мир, тишина и вечный покой в одном только Боге и в благодати Пресвятого Духа. Там — радость, там — веселие, там — безпечалие, безсмертие, безбоязненность. Там мир невозмутимый, покой всегдашний, радость нескончаемая, вечное наслаждение, всегда услаждающее человека. Только возлюби истинно всем сердцем Господа, и — вкусивши — опытно познаешь, яко благ Господь, тогда сам сильно пожелаешь разлучения с телом и всегдашнего пребывания с Господом.
Потому Единого Бога возлюби всем сердцем — да обрящешь вечный покой и тихое пристанище душе своей и сподобишься присносущного наслаждения. Ибо любовь Божия присносущна (вечна), желание Его неисповедимо и утешение Его нескончаемо — всегда веселящее человеческую душу. Любовь Божия ненасытна и превосходит тьмами тем всякую любовь плотскую, всякое желание земное. Желание Божие безгранично и всю душу соделывает светлою, зрящею, просвещенною, радостною, веселою, бесстрастною, беспечальною, неленостною, неусыпною, несокрушимою, нескучающею, неалчущею, нежаждущею, но всегда всех благ преисполняемою и насыщаемою. Устроив так души всем сердцем возлюбивших Его, Господь отрет всякую слезу с очей их и отымет от них всякое воздыхание. О, Божественная любовь! О, Божественное желание! О, Божественная сладость и утешение! Блажен, кто сие примет о Христе Иисусе — Господе нашем!»




См. на сайте раздел: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Комментарии

Как хорошо, что есть на "Азбуке" такая рубрика! Если бы не она, едва ли бы снова вспомнила я эту прекрасную, но уже давнюю (2,5 года ей) запись и еще один (как бы в дополнение к гимну Ап. Павла,только что помянутому о.Константином) "гимн о любви":
"Любовь Божия ненасытна и превосходит тьмами тем всякую любовь плотскую, всякое желание земное. Желание Божие безгранично и всю душу соделывает светлою, зрящею, просвещенною, радостною, веселою, бесстрастною, беспечальною, неленостною, неусыпною, несокрушимою, нескучающею, неалчущею, нежаждущею, но всегда всех благ преисполняемою и насыщаемою" (свт. Димитрий Ростовский).
И как хорошо, что запись эта снова "случайно" появилась именно сегодня, в день памяти св. вмц. Варвары!..
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху