Чудо исцеления десяти прокаженных

Чудо исцеления десяти прокаженных

Сегодня, дорогие, мне хотелось бы вспомнить с вами эпизод из жизни Христа, который всем вам хорошо известен. Однажды ко Христу подошли десять прокаженных. Проказа – это страшная болезнь. Считалось, что люди, наказанные Богом проказой, заслужили проказу в результате каких-то своих грехов. Сегодня ученые говорят, что это достаточно мало изученная и не совсем понятная инфекция, которая воздушно-капельным путем не передается, но которой человек может заболеть и болеть и гнить, многие годы. (По-еврейски проказа звучит как «нэга», по-гречески «лепра», отсюда «лепрозорий») «Нэга» в переводе с древнееврейского значит «удар», «наказание».

Особенно страшно было то, что человек, обреченный на мучительное умирание от проказы, оказывался лишенным общения, выпадал из социума, ему нельзя было даже переступать черту населенного пункта.
И в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали историю о том, как ко Христу приходят десять таких прокаженных. Прокаженные селились группами, как могли, поддерживали друг друга. Евангелие донесло до нас трогательную подробность: девять из прокаженных были евреи, а один был самарянин, то есть сектант. В обычной ситуации евреи с самарянами даже не общались, тем более не стали бы жить вместе, но больные проказой – это другие люди. У них другие представления о дружбе, о национальности, о том, что Богу приятно, что Богу неприятно. Несомненно, что сплотиться этим совершенно разным людям помогла болезнь.

Но обратимся к Евангельскому рассказу. Эти десять приближаются ко Христу и просят исцелить их. Христос говорит: Пойдите, покажитесь священникам. И вот они уходят, и пока они идут, они очищаются. И евреи пропадают. Может быть, они просто порадовались и пошли по своим домам, может быть, поспешили в храм. В любом случае, ко Христу не вернулись, то есть не соотнесли произошедшее чудо со своей встречей с Христом.
Ко Христу возвращается, чтобы возблагодарить Его, лишь один исцеленный – самарянин.
Известно, что в Евангельских рассказах есть несколько уровней смысла. На самом поверхностном уровне эта притча говорит о том, что евреи, окружавшие Христа, часто были равнодушны к Нему, а самаряне – люди, которые считались сектантами, изгоями, – оказывались ближе к Господу. Потому что их сердца были добрей, были открыты Истине, не закостенели, не застыли в самоупоении своим богоизбраничеством.

Это самый поверхностный уровень, но, мне кажется, надо сразу через него перейти к более глубокому смыслу.
К тому смыслу, что, когда произошло чудо, люди могут заметить в этом чуде Руку Божию, а могут и не заметить. А разве в жизни каждого из нас так не бывает: что-то в жизни совершается, даже, бывает, то, о чем мы молимся и просим. И вот это совершилось, и как-то мы думаем, что это само собой произошло. И не думаем, что это некая любящая, Отцовская, Небесная Рука направляла события в нужное нам русло. Что все то, что произошло, произошло благодаря огромной любви Божией, благодаря Его неравнодушию к нашим нуждам, скорбям, просьбам. И Христос, и Апостолы, и святые отцы говорят, что мы все, христиане, должны быть зрячими людьми. Недаром Христос говорил, это Его постоянная поговорка: «Имеющий очи да видит, имеющий уши да слышит». Имеющий глаза – будь внимателен, смотри, что происходит рядом с тобой, вслушивайся в то, что совершается. Потому что мы, как, к сожалению, эти древние люди, часто в суете дней видим что-то и не разумеем, не понимаем, что стоит за какими-то явлениями жизни нашей, слышим ушами – и не слышим на самом деле.
Мне кажется, когда я думаю над этой историей, что эта история учит нас прежде всего зрячести, внимательности к тому, что происходит в нашей с вами жизни. И благодарности к Богу, за то, что в нашей жизни так много чудес и так много Его милостей. Ведь, смотрите, Христос не сразу исцелил этих людей, Он дал им возможность сделать свободный, сознательный выбор. Выбор в том – воспримут ли они то, что произошло с ними как чудо, или не воспримут… Христос не сказал: «Будьте чисты!», и они очистились. Это было бы слишком очевидно, прямолинейно, тут никакого подвига с их стороны, в их вере не было бы. Он сказал: Идите, покажитесь. Они идут. Мы не знаем, сколько дней проходит, но в любом случае путь от Христа до Иерусалимского храма был не близким. Может быть, пять дней, а может быть, и все десять прошли, пока они шли. Естественно, они могли по пути молиться, они могли роптать и говорить: «Ну, Иисус ничего не может вылечить, Он может только отослать, как и все другие: "Иди, покажись священникам, священники могут вылечить проказу"». Надо пояснить, что в то время евреи считали, что именно священникам Бог дал такое право – лечить такие страшные болезни, как проказа.
Христос дает им возможность – да, вылечиться, они по пути вылечились, – и дает им возможность самим решить, кому нести благодарение, и вообще, благодарить ли кого-то или вообще приписать это воле случая. Интересно, что евреи, люди вроде благочестивые, никак не связали это событие со Христом. А самарянин связал, сделал верные выводы! Отметьте: евреи, по определению дети Божии и хранители истинной веры, не связали произошедшее с Иисусом, а еретик, отщепенец – связал.

И вот, общаясь с людьми, часто с грустью приходится признать: мы, верующие люди, оказываемся слепыми и невнимательными к тем чудесам, которые происходят рядом с нами. Мы не видим их или видим, но не понимаем, что это Бог в нашей жизни действует. А бывает, что неверующие люди какое-то маленькое, незначительное событие всю жизнь бережно хранят в памяти. Они говорят: «Мы не знаем, почему это произошло, мы еще пока не готовы поверить в Бога, но мы чувствуем, что что-то стоит за этим событием нашей жизни.
Эта история должна нас с вами научить зрячести, внимательности и благодарности Богу за те Его милости, которые Он в нашей жизни совершает! Наша жизнь вообще полна чудес. Если мы оглянемся, то увидим, что все наполнено, напоено тайной.

Сегодня я хочу привести строки стихотворений, которые мне попались несколько лет назад в один день. Одно принадлежит перу великого богослова и мыслителя архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского). Он умер в 1989 году. Владыка Иоанн, будучи архиепископом, был известным поэтом и духовным мыслителем. А другое стихотворение принадлежит перу писателя Феликса Кривина. И мне это стихотворение попалось случайно, когда я читал детям книжку, рваную, старенькую детскую книжку начала шестидесятых годов. Книга вышла в Ужгороде в 1963 году. Но одно из этих стихотворений Ф. Кривина, которое я читал детям, меня просто поразило своим христианским видением происходящего в мире.

Начну со стихотворения архиепископа Иоанна (Шаховского):

Жизни сладостные тайны
Обнимают все творенье,
Этот мир – стихотворенье
Об одной любви бескрайней.

«Этот мир – стихотворенье об одной любви бескрайней!» Если будем внимательными, мы увидим, что все в этом мире создано разумно, гармонично, а грешный человек вносит в этот Божий мир диссонанс. Террористы, злодеи, подлецы, обманщики – это те, кто нарушает Божий мир. Божий мир – прекрасен. Разве мы не восхищались созерцанием природы, общением с детьми, внуками? Разве не было в нашей жизни каких-то посещений Божьих, через этот окружающий мир воздействующих на нас? Недаром в «Символе веры»– а мы его поем за каждой Литургией – мы читаем такие слова: «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».
Слово «Творец» – в греческом стоит «Поэтос». Творец – он поэт, Он мир создал, как стихотворение о Его бескрайней любви.

А теперь посмотрите, как автор детской книги Феликс Кривин написал:

Отвертки крутят головы винтам,
На кухне все от примуса в угаре,
Будильнику не спится по ночам,
Он все мечтает о хорошей паре.

Дрова в печи поют, как соловьи,
Они сгореть нисколько не боятся,
И все пылинки только по любви
На этажерки и шкафы садятся.

Этот советский писатель увидел связь любви, красоты, гармонии, мудрости Божией, то, мимо чего часто мы, верующие люди, проходим. Посмотрите, какое чувствование энергии любви, гармонии, симпатии между вещами, как говорил св. Василий Великий, тут изображено. Разве это не христианский взгляд?..

Итак, как я уже сказал, первый аспект сегодняшнего рассказа о исцелении прокаженных – это благодарность Богу даже за маленькие, мимоходящие, мимолетные радости, которые Бог чудесным образом вокруг нас создает. Потому что этот мир есть любимое деяние Бога, Его любимое чадо.
Второй момент – более требовательный к нам с вами. Мы должны быть зрячими. Мы должны внимательно относиться к нашей жизни и подмечать Божие присутствие в ней.

И самое последнее, о благодарности. Самарянин приходит и благодарит Бога. Очень часто мы подразумеваем под словом «благодарность» необходимость заказать молебен. Некоторые люди приходят и говорят: «Бог в нашей жизни великое чудо сотворил, мы хотим заказать благодарственный молебен». Платят, к примеру, пятнадцать рублей, заказывают молебен. И все. Благодарность совершена. Мне кажется, что это смешно, Богу ведь все эти молитвы и песнопения не нужны. Само слово «благодарность» означает «благой дар», который мы даем Богу в ответ за ту любовь и милость, которую Он на нас излил. Что может быть нашим благим, то есть добрым, даром Богу? Наверное, не пятнадцать рублей…
Мы помним, что Христос много раз совершал чудеса: исцелял, воскрешал, просто ободрял человека, совершенно отчаявшегося и находящегося в грехе, как, помните, женщину-блудницу. И что Он этим людям говорил? О какой благодарности, если можно так выразиться, просил? Он говорил: «Измени свою душу. Иди и впредь не греши».

Стать лучше – вот подлинная, истинная благодарность! Подлинная благодарность – это позитивное изменение нашей жизни. Если мы благодарны Богу, если мы видим, что Он заботится о нас, любит нас, давайте жить, как настоящие христиане. Верю, что исцеленный самарянин, который возвратился, чтобы поблагодарить Христа за совершенное чудо, изменил свою жизнь в лучшую сторону. Дай Бог, чтобы и в нашей с вами жизни наша благодарность была подлинным изменением, преложением на лучшее нашей с вами жизни, которой мы живем каждый день.

Милость Божия да пребудет со всеми нами. Аминь.
  • Like
Реакции: 1 человек

Комментарии

Сверху