Чудо исцеления Христом слепорожденного

Чудо исцеления Христом слепорожденного

С праздником вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем!
Христос Воскресе!

Каждая из Недель от Пасхи и до Пятидесятницы посвящена какому-то Евангельскому событию. Некогда что-то произошло, случилось, Христос сотворил чудо, и это могло бы остаться каким-то частным событием, частным чудом, адресованным каким-то конкретным людям, жившим в Палестине, но Церковь сочла иначе. Церковь устами своих богомудрых составителей богослужений еще в глубокой древности некоторые из ярчайших, величайших событий, чудес, совершенных Христом, заповедала вспоминать в дни Пасхи. Не просто, чтобы мы еще раз пережили радость этого чуда, но чтобы мы подумали, не говорит ли это чудо что-нибудь и нам с вами лично.
Ну, вот, например, Неделя Жен-Мироносиц. О чем она, несомненно, говорит? О храбрости женщин, которые не побоялись осуждения, позора, сплетен за своей спиной. Вряд ли им грозила темница, их просто могли вытолкать солдаты древками копий подальше, прогнать от Гроба. Ну, за их спиной, уж наверное, сплетни бы какие-нибудь ходили. Что вот, мол, безумные какие-то, и т.д. Но они превозмогли этот страх, они направились ко Гробу Христа, чтобы воздать почести почившему. Казненному преступнику почести не воздавали. Тем, что женщины пошли ко Гробу, они продемонстрировали, что они несогласны с этой казнью. Что они не считают действительным это осуждение Христа. Он для них как был любимый, родной, таким и остается. Поэтому День Жен-Мироносиц – это всегда день победы смелости, мудрости человеческой над компромиссностью, над тем, чтобы быть одним из толпы, чтобы кричать вместе с этой толпой: «Распни, распни его!»

Как мы можем этот пример женщин к себе применить? – Ну, конечно же, самым непосредственным образом, и нам заповедуется такая вот смелость в исповедании Христа.

Или чудо исцеления расслабленного, другая тема Пасхальных Недель. Был некий паралитик. И Христос его исцеляет – укрепляет, делает сильным.
Мы в каком-то смысле – тоже парализованные грехом, мы связаны грехом. Церковь потому и напоминает нам это событие, что этим она говорит: Господь может нас с вами избавить от этого паралича и слабости воли! Знаете, когда приходится общаться с неверующими людьми, они говорят: мы не можем победить какие-то страсти, какие-то грехи. Люди, наверное, думают, что особые чинопоследования, какие-то молебны, которые написаны в старинных церковных книгах и которые может прочитать над ними священник, могут им помочь справиться с параличом воли. А на самом деле просто нужно начинать церковную жизнь. Когда человек начинает перестраивать на христианских принципах свою жизнь, вот тут-то приходит в его жизнь Господь, и уже не он живет, а живет в нем, действует в нем, его немощные силы укрепляет Сам Господь. И всякий христианин может справиться с любым недугом. Имеется в виду, конечно, не физический недуг, потому что физика, природа от нас не зависит, а вот от нравственного недуга, от какого-то порока души мы можем избавиться. Когда христиане говорят, например, что они не могут справиться с чем-то, то это уже неверно. Христиане как раз таки могут. И вот эта Неделя воспоминания исцеления расслабленного, она нам и говорит о том, что Бог исцеляет нас от паралича нашей воли, нашей души.

Или, одно из послепасхальных воскресений посвящено воспоминанию встречи Христа с самарянкой. Это рассказ о том, что некая женщина, которая делала ставку на все земное, пришла к земному колодцу. Женщина, которая пыталась свою жизнь устроить, постоянно меняя мужей. И Господь ее встречает и говорит, глядя ей прямо в душу, что, во-первых, Он все знает, что в ее жизни происходило, и, второе, Он говорит ей, что физическая вода – а в более широком смысле тут имеется в виду земное – никогда не утолит жажды человеческой души, потому что человек – больше, чем животное. Вот животное может утолить жажду свою, огонь, который горит в душе, может утолить у водопоя, а человек – никогда, потому что в нем есть измерение, превышающее земное. В нем есть божественное измерение, небесная искра. Помните этот образ из псалмов: Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! (Пс. 41, 2). Обратите внимание на противопоставление: лань желает воды, а человеческая душа стремится к Господу! Только Бог может насытить душу, запросы человеческого существа, даровать подлинную радость и смысл! Мне приходится часто встречаться с людьми, которые в жизни перепробовали все удовольствия. Думали, что они в этом мире найдут полную радость для своей души. Тело на какое-то время забывалось в удовольствиях, казалось, что и душа радуется, а когда этот угар наслаждений проходил, человек оставался вдруг в какой-то пустоте, во тьме. Казалось, что какая-то душная, липкая пустота его обступает. Человек всегда пытался из нее вырваться. Кстати сказать, и самые большие язвы нашего времени: алкоголизм и наркомания – это тоже поиск человеческий, поиск смысла, бегство из этого обыденного реального мира. Человеку хочется раздвинуть этот мир, что-то другое увидеть еще, на грани этого и другого миров. Но, конечно, алкоголь и наркотики – сами понимаете, это не выход. Это бесовская уловка, капкан, в который лукавый уловляет души человеческие. По-настоящему можно обрести смысл жизни, лишь испив из чистого божественного источника благодати Христовой. Поняв, что никакие деньги, удовольствия не насытят душу, люди приходят, а часто, духовно израненные, приползают в храм.

И вот очередное пасхальное воскресенье. И тоже читается Евангелие о замечательном чуде. Оно и по-человечески замечательно, но, конечно, при этом несет еще огромный духовный смысл. Это чудо исцеления слепорожденного!
Был некий человек, от рождения слепой. И он сидел много лет и просил подаяние. Он был очень простым человеком: если сегодня незрячий человек еще может получить какое-то образование, то тогда, в древности, слепые люди были изгоями общества, никто, естественно, их не учил, не было никакой азбуки, никакого чтения по Брайлю... Почему мы можем знать, что этот человек был очень простым? Вы перечитайте Евангельское чтение сегодняшнее. Его обвиняют интеллектуалы, фарисеи. Они говорят умно, напористо, они аргументируют! Они говорят: «Ты не мог видеть, ты то, ты это…» А слепой не может даже нормально оправдаться. Он только говорит: «Я ничего не знаю, вы – умные люди, а я – глупый. Я только знаю одно: что я ничего не видел, а теперь вижу».
И оказывается, что об утес такого простого аргумента: «Не видел, а теперь вижу!» – разбиваются все аргументы фарисеев. Фарисеи лукаво обвиняют: «Ты грешный человек, ты – обманщик!» Они ему внушают, что он все эти годы, оказывается, просто обманывал людей. «Ты прикидывался слепым, а на самом деле ты прекрасно всё видел. Ты рассчитал; может быть, тебе заплатили ученики Христовы». Но интересно, что этот человек даже не может логично, нормально, аргументированно доказать, что его Господь исцелил. Он просто говорит: «Да, я, может быть, человек и грешный, я, может быть, и плохой человек, может быть, и обманщик», естественно, все бродяги и все попрошайки спекулируют своими какими-то физическими недугами. Наверное, и в его жизни такое было. Он говорит: «Я грешный человек, я не сомневаюсь в этом, но я все равно хочу вам сказать вот что: я не видел, а теперь вижу!» И его слова оказываются сильнее всех этих фарисейских аргументов.

А теперь задумаемся: какое отношение имеет к нам этот рассказ? Да то, самое непосредственное, – что все мы в какой-то мере слепцы, а Господь нас из этой нашей слепоты, из мрака выводит к свету, к знанию, к мудрости.
Интересно, что жизнь слепого радикально не изменилась после того, как Господь его исцелил. Он не стал умнее, он не стал богаче, а, скорее всего, он будет более бедным. Потому что одно дело, когда ты сидишь, застолбил за собой одно место, сидишь там сорок лет, все знают, что если они проходят по этой дороге, можно для спокойствия совести монетку кинуть этому слепцу. Во всяком случае, иметь гарантированный доход лучше, чем ничего. А когда человек прозрел, ведь нужно учиться жить заново. А это так страшно, так сложно, друзья! И посмотрите, этот слепой человек получил от Господа только одно: зрячесть. И он благодарен, и он готов вступить в эту новую для него жизнь.
Смотрите, в жизни каждого из нас произошло что-то подобное. Христианство в какой-то мере, согласитесь, осложнило нам с вами жизнь. Я не говорю о тех, кто с младенчества принял христианство. Это счастливые люди. А те, кто пришел от греха, от прежней греховной жизни к богопознанию, знают, что жить без Бога – легче! В чем-то легче, в чем-то уютней, потому что ты знаешь, что всё тебе позволено, бери от жизни всё! Но, когда в твою душу вносится Евангельский свет, ты понимаешь, что ты уже прежним быть не можешь. Как говорил Василий Розанов: «Мир для меня прогорк во Христе». Потому что, если ты уже вкусил этой сладости, если ты уже приобщился к этому свету, если ты прикоснулся к Истине, то – понятно, тебя прежняя жизнь будет тянуть к себе, тебе захочется иногда жить по-прежнему, но у тебя всегда будет внутренний протест, потому что ты такое увидел, такое пережил, что показывает: Бог есть! И Бог активный, Он в твоей жизни действует.

Жизнь этого слепца очень напоминает жизнь каждого из нас. Мы тоже пережили прозрение. Мы тоже встретили Господа, увидели Его. Мы, как и слепец, можем сказать: мы грешные люди, мы далеко не совершенны, но мы знаем одно: что мы были слепы, а теперь прозрели. И уж теперь, братья и сестры, остается только одно: просить, чтобы наша зрячесть не была нам во осуждение. Чтобы, видя, зная Божественное, мы старались жить в соответствии с этими Евангельскими требованиями. Нелегко, но надо учиться жить по-новому.

Второй аспект, даже более интересный. – Посмотрите, как реагируют фарисеи. Они злобно, в прямом смысле злобно, спорят с исцеленным слепцом. Что они хотят этому простому человеку доказать? Он был слепой, теперь он видит. Что они хотят ему доказать? я это никогда не понимаю, когда читаю эти слова. Они, кажется, бегут от самих себя, они самим себе доказывают, что Христос – это не Христос, что Он никакой не посланник Божий, что Он не исцеляет, а что делает? Непонятно. И от этой непонятности они приходят в еще большее озлобление… Получается, что эти люди себя самих убеждают в том, что Бога нет. Что Христос – это не Бог. Вот сейчас мы с вами, десять минут назад, были на крестном ходу. Наш собор находится в центре города, рядом рынок, и мы проходим по самой обычной улице, наполненной людьми, проходим мимо остановок общественно транспорта, мимо ларьков… Я часто обращаю внимание на лица людей, которых мы встречаем, когда проходим крестным ходом. Много лиц зажигаются, как свечи, как лампочки, когда крестный ход проходит мимо. Люди понимают, что – да, вот их какая-то суета закрутила, они не могут прийти в храм. Кто-то ест мороженое, кто-то курит. Во всяком случае, лица многих загораются радостью. И – обратите внимание – лица многих других людей тускнеют, их глаза загораются какой-то злостью, какой-то агрессией, их лица становятся сухими, зажатыми. Люди недовольны, что им напомнили о Боге, что мимо них идет крестный ход, который болото их душ немножко волнует, колеблет. В их душу как бы брошен камень, и теперь пойдут круги по воде. Душа начнет думать, беспокоиться. Им этого не хочется, и они бегут от этого. Вот, дорогие братья и сестры, какова позиция фарисеев, и согласитесь, что у каждого из нас тоже окружают такие люди. На работе, в семьях наших – не дай Бог, конечно, но бывает и такое. В квартирах, в которых мы живем. Петербург – это город коммунальных квартир, с нами живут соседи. Эти люди часто бегут от Евангелия, да не просто бегут, но борются. Как сказал кто-то из эмигрантских мыслителей: «Ленин так борется с Богом, как будто бы уверен, что Он есть, что это реальный противник…» Ведь Ленин говорил, что Бога нет, но зачем же тогда так бороться? Ведь со Змеем Горынычем не будешь так бороться, его нет – и нет. Но почему же такая ненависть к Богу? Личная ненависть, какое-то личное сведение счетов? Да потому, что эти люди самих себя хотят убедить, что Бога нет. А раз Бога нет, все позволено! Можно жить как угодно, греховно. Можно не принимать Свет, который может воссиять в твоей душе.
Христос, кстати, об этом же говорил: Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин. 3, 20). В их душе – тьма, вот почему они не идут к свету.

Вот, дорогие, о чем говорит сегодняшнее Евангелие:
Первое – о том, чтобы нам с вами загореться, как загорелся слепец, который увидел, познал и, наверное, твердо решил стать на путь новой жизни.
И второе: не искушаться, не соблазняться: вокруг нас всегда будут люди, которые будут нас убеждать, что мы слепы, что мы на самом деле либо обманщики, либо глупцы, безумцы или что угодно подобное. Потому что эти люди будут себя – не нас, себя – убеждать, что Бога нет. Дай нам Бог не обращать внимания на возню и аргументы людей, подобных этим фарисеям.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху