Цветник духовный: 4

Эта запись является частью серии записей Цветник духовный
Цветник духовный
Часть 4

О том, чтоб убегать суеты и шума житейского…
Авва Арсений Великий в молодости находился при царском дворе. Погруженный в суету двора, в интриги, заботы, Арсений томился от осознания того, что спастись в этом месте крайне трудно. Тогда он стал молиться Богу с просьбой: «Господи! Научи меня, как спастись». И через какое-то время был ему голос: «Арсений! Бегай от людей – и спасешься».
Так Арсений понял, что ему нужно оставить царский двор.

н3.JPG

Он удалился в пустынную обитель, где подвизалось несколько монахов. Проводя жизнь в духовном подвиге, но стремясь к высшему совершенству, Арсений не оставлял своей старой молитвы. Он продолжал молиться: «Господи! Научи меня, как спастись», чтобы получить от Бога подтверждение: правильно ли он понял Его слова?
Через какое-то время святому подвижнику было открыто: «Арсений! Бегай, молчи, пребывай в уединении. Ибо в этом корни безгрешности».
Так Господь повторил Свои слова и этим показал подвижнику путь совершенства. Арсений уединился от всех, даже от братьев монастыря, и стал пребывать в безмолвии и постоянной молитве.

Один Старец спросил авву Арсения: «Почему ты бегаешь от нас?» Старец отвечал: «Бог видит, что я люблю вас, но не могу быть вместе с Богом и людьми. На небе тысячи и мириады имеют одну волю, а у людей – воли различны. Поэтому я не могу оставить Бога и быть с людьми».

Воля, по учению святых отцов, – желательная часть души, собственно наши желания. Что имел в виду святой Арсений, так необычно ответив на вопрос старца? Он имел в виду, что у людей множество желаний, стремлений. Хаос в головах и сердцах приводит к тому, что люди мечутся по жизни. Не видя цели, они бросаются то к одной, то к другой «игрушке» и забаве. Бросаются, но не находят в этих «взрослых ценностях» счастья, удовлетворения глубинной тоски, ответа о смысле бытия нашего…
Чтобы хоть как-то удовлетворить запросы о смысле и цели жизни, человечество придумало множество суррогатов. Это и спорт, и политика, и богатство, и слава… Но все это имеет лишь относительное, а не вечное и непреходящее значение. Ни спорт, ни достижения наши, все наши регалии, звания и даже скопленные миллиарды, имеющие значение в глазах многих людей и часто в наших собственных глазах, на самом деле не являются онтологической ценностью, сущностным оправданием нашей жизни. Потому что жизнь наша для того нам дана, чтобы подготовить себя к вечной жизни! Земная жизнь – это как подготовка спортсмена к важному соревнованию. Ценность всей многолетней подготовки, всех этих упражнений, усилий – в удачном выступлении. Было бы странно, если бы спортсмен, вместо тренировок стал заводить себе знакомства в среде других спортсменов, начал бы собирать коллекцию спортивных плакатов, или спорт-реквизита… Все это, бесспорно, нужно – и знакомства, и реквизит, но как побочная деятельность, не отвлекающая его от главного – от подготовки к выступлению.
Вот так же и все то, что мы имеем в нашей жизни, должно лишь служить цели: подготовить нас к старту в иную жизнь. Но само по себе все земное не может быть целью, приоритетом, смыслом нашей земной жизни.

Или приведу другой пример об этом же:
Краткая земная жизнь, полная нравоучений, посылаемых нам и от Бога и от ближних, жизнь, воспитывающая, формирующая нас, является своего рода школой для подготовки к Вечной жизни. И школьнику кажется, что его учеба никогда не закончится, но проходит время – и взрослый человек уже даже забывает о школьных годах. Оказывается, что есть жизнь более интересная, яркая, чем школьная.
А теперь представьте человека, который во время учебы не занимался, собственно, тем, чему должна научить школа. Да, он провел эти годы в классе. Он собрал выдающуюся коллекцию фантиков – выиграл на переменках и в этом отношении был кумиром для всех школьников. Он был остроумен на капустниках, весел на школьных дискотеках, слыл звездой всей школы... Он делал школьную карьеру и от звеньевого в первом классе вырос к шестому классу в председателя совета пионерской дружины, а к девятому – в комсорга. То есть, карьера его была головокружительной. Но все это имело значение для школьной системы, для замкнутой системы школьного мира. Когда человек выходит из школы, все, что казалось важным в том мире, для настоящего мира не имеет никакого значения. Многие ребята, между прочим, сталкивались с такой ситуацией. Будучи в умственном и личностном плане ничтожествами, они, выходя из школы или института, не могли вписаться во взрослую жизнь. Единственный шанс – заняться какой-то общественно полезной работой, чтобы хоть как-то пригодиться. В советское время можно было продолжать лезть по комсомольской, а потом партийной линии и проч.

Но вы и так поняли, о чем я: о том, что такой человек, очень даже выдающийся в рамках школы, – абсолютный неудачник в настоящей, взрослой жизни.
Вот то же самое применимо и к разговору о вечности. Человек, заполнивший всю свою жизнь иллюзорными смыслами жизни, но не подготовивший душу ко встрече с Богом, окажется в сложном положении. О многом печется современный человек, а ведь есть единое на потребу…
Вот это, как мне кажется, авва Арсений и имеет в виду.
Желая совершенно и нерассеянно соединить жизнь свою с Богом, старец избегает всего того, что может встать между ним и Богом, что может даже не сбить его с пути, а хотя бы затормозить в этом движении.

Однажды блаженный архиепископ Феофил вместе с каким-то высокопоставленным человеком пришел к авве Арсению, желая услышать от него наставление о духовной жизни. Старец, немного помолчав, говорит им: «Исполните ли то, что я скажу вам?» Они обещали исполнить. Тогда старец сказал им: «Если где услышите об Арсении, не ходите к нему…»

В другой раз, архиепископ, желая прийти к старцу, послал наперед узнать: отворит ли старец ему дверь? Старец отвечал посланному так: «Скажи владыке мое слово: если придешь – отворю. Но, если для тебя отворю, то и для всех отворю и… тогда мне уже не остаться здесь». Архиепископ, услышав это, сказал так: «Если я своим приходом прогоню старца, то лучше мне не ходить к святому».

Чтобы понять максимализм аввы Арсения, надо отметить, конечно, и вот какие три пункта:

А) Авва Арсений – монах. У него нет семьи, людей, перед которыми были бы какие-то обязательства. Поэтому он имеет право на этот выбор – бегство от людей.

Б) Благодаря своему подвижничеству авва Арсений обогатил сокровищницу Православного Предания, дав нам многие замечательные наставления о молитве, подвигах и иных предметах, имеющих отношение к духовной жизни. Десятки тысяч монахов и сотни тысяч мирян применили эти советы, и они очень помогли им продвинуться на путях духовной жизни. Как никто, находясь в здравом уме, не будет критиковать ученого, что тот затворился в лаборатории, чтобы обогатить науку уникальными открытиями, вместо того чтобы идти преподавать физику в школу или в институт, так и с отшельниками и затворниками. Кроме еще одной важной вещи – молитвы за весь мир, – эти медоносные пчелы Горних полей собирают нектар Истины и благодати для нас с вами в сокровищницу Православного Предания и духовного опыта.

В) Наконец, вот еще что: Святой Арсений, достигнув величайшего уровня духовности и прозорливости и желая и дальше продолжать это восхождение, тем не менее, не был духовным эгоистом. Он не отказывал никому, кому это было жизненно необходимо. Просто к старцу чаще всего идут люди с совершенно пустыми вопросами, которые легко решить с любым приходским священником или даже, помолившись и подумав тщательно, – самому.

Авва Арсений пришел однажды в монастырь, рядом с которым рос тростник. При порывах ветра, тростник начинал колыхаться и шелестеть. Старец спросил монахов: «Что это за шум?» Братья сказали: «Это шумит тростник». Тогда старец сказал им: «Подлинно, если кто пребывает в безмолвии (так называлось состояние нерассеянной погруженности в молитву. – прот. К.П.) и услышит даже чириканье воробья, то сердце его не сможет сохранить прежнего состояния. Тем более трудно его сохранить, слыша шум этого тростника».

Такой он был, великий старец учивший нас бегать от людей, сохранять молчание и нерассеянность в нашей обращенности на Бога. Но ведь его советы даны монахам?.. Нам, даже при большом желании не сохранить такого молчания. Да и так много людей, которым нужно наше слово, наша деятельность…
Все это так. И подвиг мирянина отличается от подвига монаха. Но, согласитесь, сократить количество шума в нашей жизни мы в силах! Это не только не навредит нам и нашим ближним, а пойдет всем на пользу. В этом отношении авва Арсений – не молчальник, а Иерихонская труба, которая велиим гласом напоминает нам: сократите количество шума в вашей жизни, избавьтесь от пустословия, от суеты и рассеянности.

…Однажды я пришел к одной прихожанке, и та сразу включила телевизор.
– Зачем? – спросил я.
– Не могу оставаться в тишине.

Мы окружены шумовым мусором. Фон нашей жизни: шум автострады за окном, телевизор, радио… Вместе с этой шумовой пылью, оседающей на зеркале нашей души и засоряющей подсознание, мы не имеем возможности сосредоточиться. Нас постоянно отвлекают телефонные звонки, пустые разговоры, заботы.
Нужно сокращать и первое (шумовой и информационный мусор), и второе (стремиться к большей сосредоточенности, а не рассеянности).

Я приведу только несколько моментов, над которыми каждый может подумать:
+ Музыка в автомобиле. Порой она помогает скрасить дорогу, но всегда ли она настолько необходима, чтобы включаться одновременно с автомобильным зажиганием? Не может ли эту музыку заменить мудрая лекция, молитвенное правило или какие-нибудь акафисты, записанные на МР3;
+ Музыка, радио, или телевизор, звучащие фоном в нашем доме или офисе;
+ Есть такой шуточный вопрос: Знаете, что нужно сделать, чтобы горячий чай быстро остыл? Когда его нальете, на минутку зайдите в Интернет. Не заметите, как чай станет холодным.
Мало что так отнимает время у современных людей, как Интернет. Может быть, кому-то нужно сократить пустую болтовню в социальных сетях или посещение страничек, которые на самом деле нам и не нужны?
+ Чтение рекламы на стенах вагона метро (автобуса, троллейбуса, маршрутного такси и проч.) и рассматривание людей. А не лучше ли это время направить на чтение молитвенного правила? Хотя бы молитвы Иисусовой?
+ Со всеми ли людьми мы должны поддерживать телефонную беседу? Есть люди, которые любят просто поболтать. Мы, поддерживая разговор, помогаем грешить другому и сами лишаемся внутренней сосредоточенности. Из этой же серии – общение в социальных сетях, о котором я уже упомянул. Со всеми ли нужно его поддерживать? О чем? Зачем?.. Переписка-однодневка просто сжигает время и рассеивает душу.

Авва Диадох говорил: «Как в бане часто отворяемые двери выпускают жар, так и душа, если она желает часто говорить, то хотя бы говорила и доброе, теряет собственную теплоту через дверь языка. Хорошо уметь молчать: такое молчание есть мать мудрых мыслей».

(Примеры из 2-й главы Патерика)

н4.JPG
Перейти к следующей записи Цветник духовный: 5
Перейти к предыдущей записи Цветник духовный 3

Комментарии

Конечно, мирянину невозможно убежать от людей. Но вот авва Арсений сказал: «На небе тысячи и мириады имеют одну волю, а у людей – воли различны». Может нам и нужно в первую очередь научиться отделять волю Божью от воли людской, строго распределять приоритеты? В этом смысле быть мирянином, наверное, тяжелее, чем отшельником. Нам и в самом деле не хватает тишины и покоя. Когда я приехала в большой город, то меня угнетала суета, шум, многолюдие. Окружающий мир стал для меня большим-большим муравейником. Потом как-то стала привыкать. Но после осознанного знакомства с молитвой стала вновь замечать, что мне не хватает тишины. Ведь чтобы заглянуть вглубь себя, проанализировать свои поступки, понять, в чем же воля Божья, нужно оставаться один на один с собой. Мне кажется, люди сейчас избегают одиночества и тишины всеми силами, потому что не могут остаться один на один с собой – начинает говорить наша совесть, но не все хотят слышать ее голос.
 
Спаси, Господи! Так и я думаю что с годами становиться всё "жарче", ну вроде ускоренных курсов к прадедам
 
Точно, точно!
Великим постом я стараюсь устраивать себе такой "информационный пост" (как его назвали в какой-то статье), и всегда очень чувствую, как в сердце поселяется покой и мир, желание размышлять и прислушиваться к совести, чуткость к слову Божьему. Но уже несколько лет подряд после окончания Великого поста я словно "с цепи срываюсь". Наконец-то! Пост кончился, и можно посмотреть какой-нибудь хороший фильм, а то и два, три (а зайдёшь в Интернет, так скачаешь все 20 - и все хочется скорее отсмотреть, чтобы очистить винчестер)... встретиться с друзьями (да что там! вообще поездить в гости к людям - весной самое время!)... почитать книги, не относящиеся к духовной жизни... И так фильмик за фильмиком, подружка за подружкой, книжечка за книжечкой, и глядишь - уже и вовсе не думается о Боге... А потом наступает лето, пора отпусков, поездок, впечатлений... В итоге чувствую себя к сентябрю совершенно выпустившей "жар" из души, разорённой... :( Не хочу больше так! Поеду в этом году на дачу, уединюсь там и возьму поизучать что-нибудь духовное. Заметила уже, что самый лучший отпуск - это отпуск с Богом.
 
Уважаемый отец Константин,
Вы писали:
" Музыка в автомобиле. Порой она помогает скрасить дорогу, но всегда ли она настолько необходима, чтобы включаться одновременно с автомобильным зажиганием? Не может ли эту музыку заменить мудрая лекция, молитвенное правило или какие-нибудь акафисты, записанные на МР3;"

Как водитель скажу - думаю, что не может. Бездумно, как внешний фон, слушать молитву, лекцию или акафисты явно не стоит. А вдумываться в них, находясь при этом за рулем, нежелательно - водитель отвлекается от дорожной обстановки, что опасно.
Лучше уж вообще все выключить, если дорога недлинная. Или оставить музыку которая бодрит, но не заставляет думать (например, когда дорога длинная, однообразная, а водитель устает и его клонит в сон).
 
Один Старец спросил авву Арсения: «Почему ты бегаешь от нас?» Старец отвечал: «Бог видит, что я люблю вас, но не могу быть вместе с Богом и людьми. На небе тысячи и мириады имеют одну волю, а у людей – воли различны. Поэтому я не могу оставить Бога и быть с людьми»
Что имел в виду святой Арсений, так необычно ответив на вопрос старца?
Он имел ввиду, что нельзя в синергии соединять волю Божью, которой живёт всё Царствие Небесное, с волей человеческой.

Человек, заполнивший всю свою жизнь иллюзорными смыслами жизни, но не подготовивший душу ко встрече с Богом, окажется в сложном положении.
Можно всю жизнь готовить душу к встрече с Богом, да без Бога эта подготовка никчемна и пуста.

Мы окружены шумовым мусором. Фон нашей жизни: шум автострады за окном, телевизор, радио…

Города, города, городишки
Раскинулись долом в Руси.
Спешат делами людишки,
В плену городской суеты.
А я выйду широкое поле,
Укроюсь в зелёной тайге.
Мне так надоела погоня,
Останусь один в тишине.

Тишина, тишина, тишина.
Послушай, как мудра она.
Когда мы молчим тишиной,
Бог говорит в нас душой.

Не находим себя, а теряем,
Взамен на удобства телес.
В себе тишину не познаем,
Любви не находим чудес.
Бросить дела и на волю
Уйти, где не надобно лжи.
Тогда обрету и построю
На правде руины свои.

Тишина, тишина, тишина.
Послушай, как мудра она.
Когда мы молчим тишиной,
Бог говорит в нас душой.

Всё дела и дела и делишки,
Уйти всё никак не досуг.
Шумят и шумят городишки,
Пленники хлопотных слуг.
В оковы заботы сцепили.
Порву заколдованный ад!
Бывало в тиши мы любили,
Хочу по простому я так.

Тишина, тишина, тишина.
Послушай, как мудра она.
Когда мы молчим тишиной,
Бог говорит в нас душой.
 
Здравствуйте, дорогой батюшка. Очень понравилось про сокращение шума, сама так делаю, то ли осознанно как-то пришло, толи не осознанно. Спаси Господь.
 
Да, все актуально про хранение ума и сокращение шума. Это то, что относится к духовной жизни. Но если говорить о приходской, храмовой, человеческой жизни - тут что-то другое. Не потому, что аскетический идеал далек от нас. Но потому, что даже принимающие этот аскетический идеал епископы и другие святые хотели видеть святого Арсения!! Даже им нужно было чисто человеческое общение.

На древних мозаиках святые часто изображаются в объятиях. Обнимая за плечо, ведут апостолы ко Христу святых Косьму и Дамиана, святых Прасседе и Пуденциану... Как будто еще в 6 веке любовь Христова доходила до них.

"Просил диавол, чтоб сеять вас..." Разобщенные, рассеянные, мы часто не знаем, куда прибежать. И так хочется, чтоб приход храма был семьей и средоточием любви. Ограждая мирской шум, отсекая лишнюю мирскую суету, создавать оазис любви в храме...

Спасибо Вам большое!
 
Сверху