Цветник духовный: 5

Эта запись является частью серии записей Цветник духовный
Цветник духовный
Часть 5

О тайне ада
Существуют ли муки для грешной души после смерти? Может ли наша молитва хоть как-то облегчить судьбу тех, кто находится в мире ином?
Об этом читаем в древней истории из Патерика:

Об авве Макарии Великом рассказывают: Как-то раз, проходя пустыней, увидел он на земле старый человеческий череп. Старец ударил череп пальмовой палкой и сказал:
– Кто ты такой? Отвечай мне.
Череп отвечал:
– Я был главным жрецом язычников, живших на этом месте. Когда ты, авва Макарий, оказывая милосердие к страждущим в мучении, молишься о них, они чувствуют некоторую отраду.
Авва Макарий спросил: какая это отрада и какое это мучение?
Череп продолжал:
– Насколько небо отстоит от земли, настолько велик огонь внизу под ногами нашими, и он достает до нашей головы. И когда мы стоим посреди этого огня, мы не можем видеть лица друг друга, потому что связаны спинами. Когда же ты помолишься о нас, то на какое-то время один видит лицо другого…
Авва Макарий заплакал и сказал:
– Несчастен тот день, в который родился человек тот… Неужели только это и есть утешение в наказании?.. Нет ли еще другого, более тяжкого мучения?
Череп ответил:
– Мы, не знавшие Бога, еще несколько помилованы. Но познавшие Бога, а потом отвергшиеся Его и не творившие волю Его находятся под нами.

После этого череп замолчал. Старец похоронил его и пошел своей дорогой. (Патерик. 3, 18)

н5.JPG

…Вот такая история. Было бы непохвальным дерзновением пытаться вычитать в этой истории то, о чем здесь не говорится. Например, делать умозаключения о посмертной судьбе всех язычников. Язычники не знают Закона Божьего (как, например, его знали иудеи). Значит ли это, что все они без исключения духовно погибли? Но ведь это не их вина, что они родились в другой культуре, в другое время и не могли узнать о Истине. Апостол Павел говорит, что Закон Божий написан в сердце каждого человека. И если язычник, не по своей вине лишенный возможности познать Истину, следует этому внутреннему нравственному закону, этого достаточно для его спасения.

Итак, не будем пытаться увидеть то, чего в истории, случившейся со святым Макарием, нет, но не пропустим того, что в этой истории есть.
А есть важное указание на то, что и грешные язычники, и грешные христиане в мире ином страдают. Но страдание христиан, отвергшихся веры и Истины, больше, чем страдание тех, кто обетов Христу не давал.

Обратим внимание и вот на какую интересную деталь. В аду грешники не видят лиц друг друга. Что это, как не поразительное указание на то, что грех – это путь к самоизоляции, к отъединению от Бога и ближних. Любой грешник – эгоист. Блудник ли, скряга, лжец, подлец… он всегда ищет своего. Вместо того, чтобы идти в жизни по пути раскрытия объятий другому, грешник любит только себя и свое. Собственно, и муки потусторонние, в которые он попадет после смерти, – всего лишь продолжение того состояния, в котором грешник пребывал во время земной жизни.
Разница в том, что во время нашей жизни, имея тело, можно удовлетворять практически все свои эгоистичные грехолюбивые запросы. А вот когда тела не будет, а желания и страсти останутся?.. Не окажутся ли они тем самым огнем, который мучит душу в мире ином?
Поразительно, но именно это говорит Священное Писание. У пророка Исаии читаем вот какие слова Божии: «Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше огонь, который пожрет вас» (Ис. 33, 11). Или в той же книге: «Вот все вы, которые возжигаете огонь…– изыдите в пламень огня вашего и огонь стрел, разжженных вами» (Ис. 50, 11).
У другого пророка, у Иезекииля приводятся вот какие слова Божии: «И я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя» (Иез. 28, 18).

А теперь обратите внимание на то, что происходит, когда за грешника, мучающегося в аду, молятся. Душа языческого жреца отвечает авве Макарию: – Когда же ты помолишься о нас, то на какое-то время один видит лицо другого…
Молитва – это жест любви, это выход навстречу другому, это протянутая рука поддержки и участия в его судьбе. Молитва о находящихся в самоизоляции грешниках действует не подобно протянутой милостыне: это не билет на краткий сеанс ослабления мучений. Молитва наша о покойных подобна лекарству, возливаемому ему в душу. Она лечит душу (может ли она полностью вылечить душу и из места мучения переселить ее в рай – тема отдельная и дискуссионная). Значит, душа грешника, замкнутого в изоляции и в огне мучающих его страстей, благодаря целительной нашей молитве может хоть на какое-то время, в той или иной степени, преодолеть самозамкнутость, открыть для себя другого.
Впрочем, мы уже выходим за рамки краткого комментария к рассказу Патерика и касаемся другой огромной темы…

Теме о жизни после смерти посвящена моя книга: https://azbyka.ru/parkhomenko/knigi/gizn_za_porogom_smerti-all.shtml

+++

н6.JPG

Вечно юная тема…
Как-то святитель Афанасий Великий просил авву Памво прийти из пустыни в Александрию, чтобы нуждающиеся могли получить от него доброе наставление.
Авва исполнил благословение епископа и направился в столицу. По пути они повстречали красивую женщину в нарядах – актрису театра. Увидев ее, авва вдруг заплакал.
Спутники старца стали спрашивать:
– Почему авва проливает слезы, увидев эту женщину?
Старец отвечал:
– Две вещи тронули меня. Во-первых, погибель этой женщины и, во-вторых, то, что я не имею столько старания, чтобы угождать Богу моему, сколько имеет эта женщина, чтобы угождать развратным людям (Патерик 3, 31).

Античный театр можно сравнить с современным стриптиз-клубом. Постановки были рассчитаны на низменные чувства зрителей, актеры декламировали пошлости, обнажались, совершали развратные действия на потеху толпе. Актрисы и актеры покупались состоятельными зрителями для приватных спектаклей и оргий. Именно поэтому каноны Церкви запрещают христианину быть актером и вообще посещать подобные представления.
Этим и объясняется скорбь старца, который увидел актрису – женщину, очевидно, красивую и нарядную, которая свою жизнь и душу в прямом смысле губит…
Важен и второй мотив слез старца: эта женщина для угождения развратным людям употребила столько энергии, старания, сколько мы, христиане, не имеем…

С той истории, со старцем Памво, прошло 1650 лет. Не узнать той Александрии, изменилась одежда, театры, транспорт, кумиры… Впрочем, с кумирами я поспешил. Кумиры те же; у нас любят тех, кто пошловато веселит публику. Те же – и люди.
И нам, христианам, также впору учиться у тех, кто для достижения популярности, богатства, скоропреходящих удовольствий затрачивает огромные усилия, преодолевает преграды и терпит лишения. Мы, чада Божии, для спасения часто и половины того не делаем, сколько делают люди века сего. Поистине сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (Лк. 16, 8)…

+++

н7.JPG

О спасении монахов и мирян…
Авва Силуан, сидя однажды с братиею, был восхищен Духом Святым в мир иной, и ему было нечто открыто. Спустя долгое время он пришел в себя, встал и заплакал. Братья, видевшие, что душа старца восхищена в мир Небесный, бросились к нему с вопросами:
– Что с тобою, отче?
Старец молчал и плакал.
Но братия долго понуждала авву рассказать о причине его слез.
Тогда старец сказал:
– Я восхищен был на Небеса и видел Суд. И вот, я видел, что многие из нашего звания (имеется в виду монашеского. – прот. К.П.) шли на муку, а многие из мирян шли в Царство Небесное.
Старец продолжал плакать и затворился в своей келье. Когда впоследствии он был вынужден выходить из кельи, он всегда закрывал лицо куколем (капюшон, или монашеская шапка) и говорил: «Зачем мне смотреть на этот временный свет, от которого мне нет никакой пользы?» (Патерик. 3, 32)

Монашеский путь – особый путь. Здесь есть свои привлекательные черты и свои тяготы.
В отношении первых: ты не связан ни с какими людьми семейными обязанностями. Твое свободное время предоставлено тебе самому, ты, можно сказать, свой в любых обителях и храмах, желанный гость любой келии, и тебе открыт практически безграничный кредит доверия и любви народной. Ты можешь безраздельно, не отвлекаясь на семейные проблемы, посвятить себя любимому делу: молитве, духовному творчеству, исследованиям…
О, сколькие прельстились этими привлекательными чертами монашеского пути… Однако эти «преференции» уравновешиваются и тяготами, о которых нельзя забывать: одиночество, причем безальтернативное, навсегда… Ты никогда не обнимешь жены, тебя не поцелует в бороду и тебе никогда не скажет маленькая дочь, как мне вчера: «Папа, у тебя жутко милая борода». Но главное в том, что теперь единственным вектором твоей жизни должно быть духовное делание и молитва. Это твой выбор, и ты будешь отвечать перед Богом, насколько преуспел в этом.
Мирской человек не давал обетов постоянно молиться, воздерживаться от развлечений и приятных вещей. Мирской человек может позволить себе с удовольствием пользоваться благами мира сего, если, конечно, это не связано с грехом. Может пользоваться этим и монах, но он должен понимать, что это может послужить к его осуждению. Любое, даже самое невинное, мирское занятие и удовольствие, если оно затормозило монаха в его пути духовного восхождения, может быть ему во осуждение.

Монах и мирянин имеют равные шансы Спасения, просто перед тем и другим ставятся разные задачи. Мирянин будет отвечать перед Богом о том, как воспитал детей, смог ли помочь своей второй супружеской половинке раскрыть в себе доброе и победить злое. Мирянин ответит о том, помогал ли ближнему, любил ли окружающих, как реализовал данные ему Богом таланты, научился ли смиренно принимать судьбу и достойно ли нес свой крест.
Монах будет отвечать о другом: насколько он сумел безраздельно, всего себя предать Богу. Насколько преуспел в молитве и духовных подвигах.

История, с которой мы начали рассказ, весьма поучительна в отношении того, что такое монашество. Уверен, что все поняли первую часть рассказа, и лишь немногие поняли вторую половину, ту, где сказано, что авва Силуан впоследствии всю жизнь закрывал лицо и говорил: «Зачем мне смотреть на этот временный свет, от которого мне нет никакой пользы?»
А эта вторая часть на самом деле является законным эпилогом первой части. Без этой второй части, и первая была бы неполной. А смысл ее вот в чем: авва Силуан понял, что ему как монаху смотреть на мир не полезно, это его отвлекает от того пути, который он избрал.
Каждому монаху и каждому мирянину следует внимательно смотреть на вещи и явления, которые нас окружают, и задавать себе вопрос: будет ли это способствовать нашему духовному росту, приближению к нашей цели, или это послужит нашему осуждению?

(В последней заметке я говорю о мирянах и монахах. Может возникнуть вопрос: а к какой категории относятся священнослужители? Женатые и безбрачные (целибатные) к мирскому обществу, а монашествующее духовенство конечно, к монахам.)
Перейти к следующей записи Цветник духовный: 6
Перейти к предыдущей записи Цветник духовный: 4

Комментарии

священник Константин Пархоменко написал(а):
Был бы рад получать более содержательные отклики, вовсе не обязательно с комплиментами, но которые бы шли на пользу нашему общему делу.
Монашеский путь – одиночество, причем безальтернативное, навсегда…
Ура!!! Я и БОГ.
НО это Хула. У монаховлюдеймужиков есть Дух Святой (не то что у некоторых - думают, что что-то имеют, а на самом деле...).
Ты никогда не обнимешь жены
Аллилуйя (где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Матф. 6)), сами поклоняйтесь своим богаммамонам, обвешивайте их драгоценностями (неужто если у нее будет 5 одетых золотых кольца она будет привлекательнее, если бы ни одного?) и покупайте им дорогостоящий фемиам (можно еще много здесь перечислять ваших аморальных поступков, но вы за истину меня возненавидите). Кто кому служит, тот от того награду и получит. Назовите хоть одну заповдь которую совершают мирские люди? Они не имеют "полноценной" благодати (дающей силу угождать Богу), так тягу к Церкви ходить 1 раз в неделю и практически ничего не чувствуют, что в цирке, что в Церкви и вынужденны играть в "вечный пасьянс" со свечками, чтоб хоть как-то убить время... А у монаховлюдей есть такое!!!!! - ... и ходишь каждый день и ... стоишь "как на небе" (в праздничные и воскресные дни "двойная благодать")....и есть дар молитвы, не то что вы разговариваете "сами с собой" - за минут 7 вычитав буквы (да еще и лжете - со смирениемслезами молю Тя, ПОЛунощную ПЕСНЬ приношу Ти...- и "благодать" не свидетельствует вам об этом)..... Конечно вы можете написать, что вы тоже...чувствуетеполучаете... , но на самом деле... хороший актер - это тот, который верит в то, во что он играет - женщина счастлива что она женщина, а мужчина что он "мужик" (хотя...подобное тянется к подобному , поэтому он ...), ..священник что священник..., а монах, что он человек...
Может пользоваться этим и монах, но он должен понимать, что это может послужить к его осуждению. Любое, даже самое невинное, мирское занятие и удовольствие, если оно затормозило монаха в его пути духовного восхождения, может быть ему во осуждение.
Им дано сердце не каменное, а плотяное и они "ненавидят" все земное, вкусив небесных благ, "навоза" не захочешь.
Монах и мирянин имеют равные шансы Спасения, просто перед тем и другим ставятся разные задачи.
Думаю нееееееееет. Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор.), с избранными будешь избран, а с развращенными развратишься (Пс. 17).
Задача - одна .... к Богу!!!.... (см цель бракавенчания) и не забывайте, что ... цель не сделать, как можно больше "добрых" дел, а стяжание Святого Духа - на сколько очистишь сердце свое (от греховстрастей), на столько увидишь славу Божию (или у тебя в Царствии Небесном будет "зрение минус 100" или "минус 1")...
...надо прийти к Богу, достичь Царствия Небесног - монах "идет один", а вы не способны этого и поэтому вам дается помошница (а то не "дойдете")...так?
 
Владимир М.В. написал(а):
Ура!!! Я и БОГ.
НО это Хула. У монаховлюдеймужиков есть Дух Святой (не то что у некоторых - думают, что что-то имеют, а на самом деле...).

Аллилуйя, сами поклоняйтесь своим богаммамонам, обвешивайте их драгоценностями (неужто если у нее будет 5 одетых золотых кольца она будет привлекательнее, если бы ни одного?) и покупайте им дорогостоящий фемиам (можно еще много здесь перечислять ваших аморальных поступков, но вы за истину меня возненавидите). Кто кому служит, тот от того награду и получит. Назовите хоть одну заповдь которую совершают мирские люди? Они не имеют "полноценной" благодати (дающей силу угождать Богу), так тягу к Церкви ходить 1 раз в неделю и практически ничего не чувствуют, что в цирке, что в Церкви и вынужденны играть в "вечный пасьянс" со свечками, чтоб хоть как-то убить время... А у монаховлюдей есть такое!!!!! - ... и ходишь каждый день и ... стоишь "как на небе" (в праздничные и воскресные дни "двойная благодать")....и есть дар молитвы, не то что вы разговариваете "сами с собой" - за минут 7 вычитав буквы (да еще и лжете - со смирениемслезами молю Тя, ПОЛунощную ПЕСНЬ приношу Ти...- и "благодать" не свидетельствует вам об этом)..... Конечно вы можете написать, что вы тоже...чувствуетеполучаете... , но на самом деле... хороший актер - это тот, который верит в то, во что он играет - женщина счастлива что она женщина, а мужчина что он "мужик" (хотя...подобное тянется к подобному , поэтому он ...), ..священник что священник..., а монах, что он человек...

Им дано сердце не каменное, а плотяное и они "ненавидят" все земное, вкусив небесных благ, "навоза" не захочешь.

Думаю нееееееееет. Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор.), с избранными будешь избран, а с развращенными развратишься (Пс. 17).
Задача - одна .... к Богу!!!.... (см цель бракавенчания) и не забывайте, что ... цель не сделать, как можно больше "добрых" дел, а стяжание Святого Духа - на сколько очистишь сердце свое (от греховстрастей), на столько увидишь славу Божию (или у тебя в Царствии Небесном будет "зрение минус 100" или "минус 1")...
...надо прийти к Богу, достичь Царствия Небесног - монах "идет один", а вы не способны этого и поэтому вам дается помошница (а то не "дойдете")...так?
Храни Вас Господь Владимир! Мне однако кажется, что Вы очень юны и как следствие - максималист... Такие вопросы нужно очень тщательно обдумывать, и принимать решение ТОЛЬКО с благословения своего духовника. Спаси Господь.
 
Владимир М.В. написал(а):
Ура!!! Я и БОГ.
НО это Хула. У монаховлюдеймужиков есть Дух Святой (не то что у некоторых - думают, что что-то имеют, а на самом деле...).и т. д.
Глубокоуважаемый Владимир, почитайте побольше святых отцов и найдете, что некоторых Господь направлял именно к мирским людям для их научения смирению, мудрости, кротости.
Помоги Вам Бог поскорей отойти от излишней критики и разобраться в себе :).
 
Огромная благодарность Вам за статью, батюшка Константин. Очень тронута была словами многими словами. Иногда в семейной жизни люди переживают такие испытания, которые не могут сравниться с монашеской жизнью....Это абсолютно два разных пути: и на том, и на другом люди могут споткнуться...Молодой человек, читайте больше, не выражайте свою внутреннюю агрессию так. Вот Вы сейчас осуждаете автора, тем самым считая, что Ваша версия верна...и только она...
Я работаю, по милости Господа, с детьми-инвалидами...это очень тяжелые дети...Детский церебральный паралич с наложенной эпилепсией, с припадками до 50 повторений в сутки, это аутисты и слепые, с умственной отсталостью и прочими диагнозами...а теперь на чекунду представьте....что такой ребенок рождается у Вас...на секунду....Вам этого мгновения не захочется....а теперь представьте: Вы-монах и Господь посылает Вам такого ребенка...не требует молитв и обязательств посещений храма, служб, молебнов....даже послушаний других, кроме как воспитания этого чада...Многие бы выдержали???Наверное....Но это не их путь...хотя многие монастыри содержат приюты с детьми-инвалидами(фильм "Форпост", например)...Я о другом...Женщина и мужчина в такой ситуации тоже во многих случаях разводятся....Муж бежит из такой семьи, он не хочет нести бремя инвалидности ребенка...а я вижу теперь столько семей, которые настолько сильны духом, любят своего немощного ребенка...ребенка, который и в пять лет не ходит, и может в 18 не пойдет...Вы представьте хоть на минуту папой такого ребенка....как бы Вы поступили- а ведь это сложнее,чем просто уйти в монастырь....у этих родителей даже на молитву в храме нет времени, нет возможности прийти, а если придут, то многие на них косятся...(Мамочка одной из моих девчоночек рассказала, что их бабушки в церквь не пускали на коляске- ребенок не ходит). Так вот, ЭТО ОГРОМНОЕ ИСПЫТАНИЕ!!!!НЕ СУДИТЕ НИКОГО, ДАБЫ ВАМ НЕ ОКАЗАТЬСЯ В СИТАУЦИЯХ ОСУЖДАЕМЫХ!!!!Надежда Ерешко, Подольск.
 
Надежда! Поддерживаю Ваш комментарий на все 100%! Храни Вас Господь! Вы совершаете тяжелую, часто неблагодарную в глазах людей, но такую нужную работу! Сама знакома с семьей, где воспитывается ребенок-инвалид, поэтому знаю, что Ваши слова абсолютно справедливы. Жизнь мирянина наполнена многими испытаниями и искушениями. Именно преодолевая их, миряне и находят путь к Богу. Главным испытанием для мирянина является семейная жизнь. Мы стремимся найти в ней радость и счастье, а находим печаль и скорби. Ведь не всегда удается носить тяготы друг друга и любить своих близких жертвенной, христианской любовью.
А сравнивать путь мирской и монашеский не хочу. Батюшка достаточно сказал по этому поводу. Тем более в Священном Писании нигде четко не написано, что одни спасутся, а другие нет. Независимо от того, где мы живем, с кем мы живем, Господь направляет нашу судьбу так, чтобы через события и окружающих людей мы МОГЛИ найти спасение.
 
Прп. Макарий Великий и жёны - примеры смирения

Однажды во время молитвы блаженный Макарий услышал голос: "Макарий, ты не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе". Смиренный подвижник, взяв свой посох, пошел в город, нашел дом, где жили женщины, и постучал. Женщины приняли его с радостью, а преподобный сказал: "Ради вас я пришел из дальней пустыни и хочу знать о ваших добрых делах, расскажите о них, ничего не скрывая". Женщины с удивлением ответили: "Мы живем со своими мужьями, у нас нет никаких добродетелей". Однако святой продолжал настаивать, и тогда женщины рассказали ему: "Мы вышли замуж за родных братьев. За всё время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не ссорились между собой. Мы просили своих мужей отпустить нас в женский монастырь, но они не соглашаются, и мы дали обет не произносить ни одного мирского слова до смерти". Святой подвижник прославил Бога и сказал: "Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись".
 
Да, спастись можно только смирением...Здесь на сайте в святоотеческой библиотеке есть произведение старца Паисия Святогорца о жизни Афонских старцев, наверное не канонизированных. Очень советую почитать. Я просто плакала от умиления и восторга, читая. Спаси вас всех Господи , а Батюшке Константину терпения на нас и молитв о нас, грешных.

Валентина, г. Челябинск
 
По старости все перепутала. Паисий Святогорец не в святоочтеческой библиотеке, а в разделе "Монашество- путь к совершенству". Простите меня.
Валентина.
 
В двух словах, монашество – это сораспятие Христу. Когда человека постригают, он ползет, раскинув руки крестом, сораспинаясь. Любые другие кресты (которые несут многие в этой жизни) даны или, если даже взяты самостоятельно, могут быть оставлены безо всяких последствий для судьбы в Вечности. Монах же берет на себя крест добровольно и не сходит с него до конца жизни. Сходящие же – обречены на гибель души. Недаром этот образ можно увидеть в монастыре прп. Александра Свирского, во Введено-Оятском монастыре.
Это просто «информация к размышлению». Я ни с кем не полемизирую: полемика – не монашеское дело.
Инокиня Х.
ecf5922375383f80fd09e7bf80158baa.jpg
 
Дорогие мои! Сраспинаться Христу можно и в миру. Если по-настоящему отвергнешься себя. Вот я хожу в храм, участвую в Таинствах, молюсь дома, прошу"Духа Святаго"...
Но вот такой случай на работе. Моя младшая сотрудница, немного не поняв смысл мною сказанного (по работе), начала укорять меня, что я столько лет отработала, а этого сделать не могу. Я так вспыхнула! И залпом выговорила ей все, что я о ней думаю, т.е. сказала, что она пытается меня унизить, а это некрасиво, т.к. я старше. Через пять минут до меня дошло, что это было... Я не выдержала испытания, которое послал Господь для моего усовершенствования. Мне нужно было смолчать и помолиться внутри за нее и за себя, что бы и тени недоброжелательства к ней в душе не осталось. И так на каждом шагу. Вот какое сораспятие мы должны нести в миру. Простите меня, я так думаю.
Валентина.
 
"Монашеский путь – особый путь. ... Ты можешь безраздельно, не отвлекаясь на семейные проблемы, посвятить себя любимому делу: молитве, духовному творчеству, исследованиям…
О, сколькие прельстились этими привлекательными чертами монашеского пути… Однако эти «преференции» уравновешиваются и тяготами, о которых нельзя забывать: одиночество, причем безальтернативное, навсегда…"
Раньше, рассматривая возможность монашества для себя, в отпуске работала в женском монастыре. В комнате, куда меня поселили, помимо еще одной женщины, жили девочки-подростки из трудной семьи. Подумать, почитать, помолиться не было возможности, кроме как молитвы Иисусовой про себя... На службе в монастырском Храме до пяти - семи человек ( монашек три-четыре ), ... и еще многое другое...
... ушли мысли о монашестве в небытие.
 
Вчера встретила на Форуме ссылку на замечательную, на мой взгляд, статью иером. Сергия (Рыбко): http://www.pravmir.ru/uxod-v-monasty...ij-li-eto-put/. Высказывание ин. Х. сильно (как тут не вспомнить: "с креста не сходят - с него снимают"...), но слишком кратко, статья же о. Сергия дает развернутый ответ на вопрос о сути современного монашества, и тоже, так сказать, из первых рук. Игум. Александр (Пахомов) там же, на Форуме, не во всем соглашается с о. Сергием, но меня очень подкупила его мысль: «Довольно часто люди отвечают на вопросы исходя из своего опыта. При этом точки зрения на один и тот же предмет могут быть противоположными, но при этом согласовываться с духом Евангелия. Мне в этом видится огромная внутренняя свобода Церкви Христовой». (Курсив, как говорится, мой.)
 
"Монашеский путь – особый путь. ... Ты можешь безраздельно, не отвлекаясь на семейные проблемы, посвятить себя любимому делу: молитве, духовному творчеству, исследованиям…
О, сколькие прельстились этими привлекательными чертами монашеского пути… Однако эти «преференции» уравновешиваются и тяготами, о которых нельзя забывать: одиночество, причем безальтернативное, навсегда…"
Монашество-это не получение духовных удовольствий, о которых мечтают новоначальные, представляя монашество как какую-то райскую жизнь, где тишь и гладь и т.д. А там ведь те же несовершенные люди, что и в миру. Только наверное с более обостренными проблемами. Наверное, только тот может стать монахом, кто реально представляет трудности, которые его ждут и готов ради Христа преодолевать их, "сораспинаться Христу", о чем написала инокиня Х.
 
Незарегистрированный написал(а):
В двух словах, монашество – это сораспятие Христу. Когда человека постригают, он ползет, раскинув руки крестом, сораспинаясь. Любые другие кресты (которые несут многие в этой жизни) даны или, если даже взяты самостоятельно, могут быть оставлены безо всяких последствий для судьбы в Вечности. Монах же берет на себя крест добровольно и не сходит с него до конца жизни. Сходящие же – обречены на гибель души. Недаром этот образ можно увидеть в монастыре прп. Александра Свирского, во Введено-Оятском монастыре.
Это просто «информация к размышлению». Я ни с кем не полемизирую: полемика – не монашеское дело.
Инокиня Х.
ecf5922375383f80fd09e7bf80158baa.jpg

Дорогая сестра Х.
Спасибо за комментарий. Однако замечу, что приведенные Вами примеры совсем не иллюстрируют ту мысль, которую Вы хотите выразить.
Дело в том, что «ползти» перед постригом вообще не надо. Если у вас в обители практикуется подобный обычай, это местная традиция. По Уставу, постригаемый должен делать троекратный земной поклон: войдя в храм, в середине храма и перед царскими вратами, то есть перед алтарем.
Так что никакой темы сораспятия тут нет.

И уж если говорить о сораспятии, то тема эта присутствует в чине крещения, которое совершается над всеми людьми. Помните, Апостольское чтение, которое читается во время совершения Таинства Крещения? «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его…» и т.д. Заканчивается чтение так: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».
Не только монахам, а абсолютно ко всем адресовал Спаситель и слова о взятии нами и о несении собственного креста: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Сразу после совершения Крещения на новокрещенного возлагается нательный крест, как символ того, что он сораспялся Христу.

Поэтому если и уместно уподоблять монашество сораспятию, то в не меньшей степени всякое Таинство Крещения, а следовательно и жизнь всякого христианина, есть сораспятие Христу.

Когда святые отцы говорили о монашестве, они подчеркивали, что монашество дарует человеку возможность нерассеянной житейской суетой духовной жизни, совершенной молитвы, постнического подвига и проч. Но о идее сораспятия монаха у святых отцов я не слышал. В этом отношении приведенная Вами икона все-таки неканоничный «новодел» (хотя очень и интересный и не лишенный глубокого смысла). А вот каноническая древняя икона монашеского пути это икона изображающая Лествицу монашеского подвига: http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=7600

Храни Вас Бог! Ваш прот. К.
 
Сколько раз в год можно подавать записки о усопших на литургию? Ведь причащатются,насколько я знаю, не чаще 1 раза в две недели.А сколько поминать усопших, кроме родительских субботт? С уважением,Елена.
 
Незарегистрированный написал(а):
Сколько раз в год можно подавать записки о усопших на литургию? Ведь причащатются,насколько я знаю, не чаще 1 раза в две недели.А сколько поминать усопших, кроме родительских субботт? С уважением,Елена.
такого я не знаю, но знаю точно что причащаться два раза в день нельзя! имеется ввиду на ранней и поздней литургии
 
Незарегистрированный написал(а):
Сколько раз в год можно подавать записки о усопших на литургию? Ведь причащатются,насколько я знаю, не чаще 1 раза в две недели.А сколько поминать усопших, кроме родительских субботт? С уважением,Елена.

Вы можете подать поминание на год, и тогда на каждой Литургии усопшие будут поминаться во время проскомидии. А бывает вечное поминание.
Поминовение усопших
 
Сверху