Десять интересных фактов о Символе веры. Часть 1

Эта запись является частью серии записей Символ веры
А знаете ли вы?..
Десять интересных фактов о Символе веры.
Часть 1

Кажется, уж что-что, а наш любимый Символ веры, который мы знаем назубок и поем за каждой Литургией, никаких секретов таить не может. Готов спорить, что десять интересных фактов о Символе веры, о которых я вам расскажу, будут для вас полезным открытием.

Но сначала напомню вам текст Символа веры:

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых
И жизни будущаго века.
Аминь.


1
Мы называем наш Символ Веры Никео-Цареградским (или Никео-Константинопольским).
Вот так спроси рядового прихожанина, почему такое название – и тот без запинки ответит: потому, что наш Символ веры был составлен на 1-м и 2-м Вселенских Соборах: на Никейском (325) и на Константинопольском (381).

(Все наверное знают, что на 1-м Вселенском соборе была принята та часть Символа, в которой говорилось об Отце и Сыне, на 2-м Вселенском соборе та часть в которой говорится о Духе Святом и Церкви.)

Все так, да не совсем так…

Дело в том, что еще до 1-го Вселенского собора существовал крещальный Символ веры. Его торжественно произносили оглашенные перед принятием Таинства Крещения. Если вы его прочитаете, то поразитесь, потому что он практически слово в слово соответствует Никейскому. Дело в том, что, когда отцы 1-го Вселенского Собора решили принять какую-то базовую формулу, в которой бы выражалась Православная вера, они воспользовались этим крещальным Символом веры. Изменили в нем всего несколько слов.

Почти такая же история произошла и со второй частью Символа веры, той частью, где говорится о Святом Духе. Эту часть отцы также не создавали на Соборе, а приняли сложившуюся к их времени формулу. Ученые говорят, что, скорее всего, эта формула взята из того крещального исповедания веры, которое было распространено в Иерусалиме.

Таким образом, некорректно говорить, что Символ веры был составлен на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Скорее следует говорить об узаконении этими Соборами сложившегося к их времени вероучения.

2
Первый Вселенский собор, воспользовавшись крещальным Символом веры, внес существенную поправку. Всего одно слово, предложенное Императором Константином Великим, но какое слово! Это слово – омоусиос, что значит единосущный. Одна из строк Символа веры стала звучать так: ...Единосущна Отцу, Имже вся быша.

В применении к Иисусу Христу это слово означало выход на совершенно иной, по сравнению со всем, что было прежде, уровень богословских размышлений. Иисус – имеет такую же Божественную природу, что и Отец; Сын – единосущен Отцу!
Как замечает русский церковный историк Антон Карташев: «Ни много ни мало, только омоусиос!!! Словечко, о которое, как об адамант, разбивались головы сотен восточных богословов! Против которого восставал почти 70 лет почти весь Восток».

Конечно, не сам Император Константин придумал внести это слово в Символ веры. Ему подсказали это такие защитники Православной веры, как святители Осия Кордубский, Афанасий Александрийский и еще молодой, 27-летний, Афанасий Великий, который в то время был в сане диакона.

Утверждение на Соборе этого «словечка», как выразился А. Карташев, расставило все точки над i. Споры не прекратились, еретики не унялись, но православные люди получили четкое направление, в котором должна развиваться их вера: Иисус имеет абсолютно такую же природу, что и Отец, то есть Божественную природу.

3
Был такой еретик, Маркелл Анкирский. Он жил во времена 1-го Вселенского Собора и даже поддержал православную партию, желавшую ввести в Символ веры слово омоусиос.
А вот потом Маркелла понесло не туда… Он стал размышлять в том ключе, что когда-то был только один Бог. Потом, в один из эонов (греческое понятие эон означает какой-то период времени; у нас традиционно переводят слово эон как век) у Отца родился Сын-Логос. Он и воплотился на земле. Но Его Воплощение, говорит Маркелл, – лишь временное явление. Наступит время, когда период Сына закончится (вспоминается шиллеровское: «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить») и пребывание Сына во плоти на Небесах станет ненужным, Он развоплотится и сольется с Отцом. И опять будет только один Бог!

Сами понимаете, такую откровенную ересь нужно было пресечь на корню. Получается, что и Сын Божий – это никакой не Сын Божий, да и спасение человека – иллюзия, потому что, раз Иисус – не Бог, то как Он мог спасти человека? И исчезновение Воскресшего и Его развоплощение – это тоже как-то все очень странно… Полностью уничтожается учение о Троице, учение о Иисусе Христе и Спасении.

Вот для того, чтобы пресечь даже такое направление в мыслях, на 2-м Вселенском Соборе в первую часть Символа веры, составленную еще на 1-м Вселенском Соборе, были внесены некоторые добавления.
К словам И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго… было добавлено прежде всех век.
В конце той части, где говорится о Сыне Божием, было добавлено: Егоже Царствию не будет конца.

Как вы понимаете, первое добавление показывало, что Сын Божий всегда есть, всегда рождается от Отца, прежде всяких там придуманных эонов. Второе добавление засвидетельствовало нашу веру в то, что Иисус Христос никогда не развоплотится и не исчезнет. Он будет всегда править с Отцом и Духом: Егоже Царствию не будет конца.

4
Похоже, мой дорогой читатель подустал от богословских экскурсов. Давайте возьмем что-нибудь полегче.
Как вы думаете, с какого времени Символ веры стал употребляться в составе Божественной литургии? Приходится слышать разные версии, но на самом деле дело обстоит так:
Чтение Символа веры на Литургии было введено в начале 6-го века. В «Церковной истории» Феодора-чтеца рассказывается о том, что патриарх Константинопольский Тимофей (511–518) приказал, чтобы «Символ 318 отцов» читался за каждым Евхаристическим богослужением. Почему патриарх Тимофей так сделал? О нем ходили сплетни, что он поддерживает еретиков и сам тайный еретик. Вот чтобы всем продемонстрировать свою приверженность Православию, патриарх и ввел такое чтение.
Сначала это было только в Константинополе. Постепенно распространилось и дальше. Во всяком случае, когда спустя какое-то время Символ веры попытались убрать из состава Литургии, народ возмутился. Так, вот уже ровно 1500 лет Символ веры читается за каждой Литургией.

На Востоке обычай читать Символ веры за богослужением распространился очень быстро. А как он попал в богослужение Западной Церкви?
В 589 году его стали читать в Испании, через 200 лет император Карл Великий повелел читать его в церквах подвластных ему земель. Причем Карл внес туда добавление, которое мы знаем под именем филиокве. (Это переводится с латинского как «и от Сына».) Такое добавление было сделано в той части, где сказано, от Кого исходит Святой Дух. В православном варианте: от Отца исходящаго, в католическом: от Отца и Сына исходящаго.)
В Риме Символ веры не читали вплоть до 11-го века, причем Римский Папа как мог противился внесению филиокве в Символ веры.
Так, Лев III (795–816), узнав, что некоторые западные монахи внесли филиокве в Символ веры, запретил им это делать. Он писал императору Карлу, который настаивал на внесении филиокве в Символ веры, что нельзя менять то, что установлено на Соборах всей полнотой Церкви. Тогда же Папа приказал начертать Символ веры без филиокве на серебряных пластинах и разместить их в Соборе св. Петра в Риме.
Следующие Папы также противились внесению самочинного изменения в текст Символа веры.
В конце 10-го века германское влияние в Риме усилилось. Оттон Саксонский принудил Папу короновать его императором. Давление на Папу в отношении изменения Символа веры усилилось.
Наконец, в начале 11-го века Папа сдался. В 1014 году в Рим из Германии прибыл для коронации Генрих II. Он спросил, почему Верую не исполняют за Литургией? Уступив новому императору, Папа Венедикт VIII включил Символ веры в состав мессы. Как вы могли догадаться, это был вариант с филиокве.
Так, самочинно, Римская Церковь исправила вероучительную формулу, принятую на Вселенских соборах.

Согласно сегодняшней практике, католики поют Символ веры не за каждой мессой, а лишь по воскресным и праздничным дням. В Православной Церкви он поется или читается за каждой Литургией.

5
Кстати, как правильно: петь или читать Символ веры за Литургией?..
...Всякий раз, когда мы поем за богослужением Символ веры, глаза прихожан оживают. Совместная молитва, активное участие, подключение к богослужению позволяет человеку пережить особое состояние: он – не зритель, он – участник священного Литургического действия.
Я очень люблю вовлекать прихожан в богослужение и, как только вижу, что в храме набрался «кворум», хотя бы из 25 человек, прошу диакона и наших псаломщиков выйти на солею и спеть эту дивную песнь.
А знаете ли вы, когда стали петь Символ веры за богослужением в Русской Православной Церкви? Пели изначально?
Нет! Более того, православные греки кривятся, когда слышат наше пение – у них Символ веры только читается.
На Руси Символ веры тоже читался вплоть до середины 19-го века.
Обратимся к серьезным трудам по Литургии. Снимаю с полки и раскрываю фолиант Ивана Дмитриевского: «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Божественную Литургию». Эта книга вышла в Москве в 1804 году. Иван Дмитриевский ничего не знает о пении Символа веры. Вновь и вновь он указывает, что Символ нужно читать.
А вот книга архимандрита Гавриила: «Руководство по литургике, или наука о православном богослужении», Тверь, 1886 год. Автор отмечает, что в древности на Руси Символ веры не пели, но читали. Впрочем, практика его времени уже допускала пение, поэтому он указывает: «За словами диакона двери, двери... лик поет или читает выразительно и громко Символ Веры: Верую, во Единаго Бога Отца…»

В 1880-е годы о том, петь или читать Символ веры, много спорили, поэтому церковная власть дала разъяснение. В официальном журнале Русской Православной Церкви («Церковный вестник», 1892, № 22) было разъяснено, что Символ веры следует все же петь.

Самый авторитетный дореволюционный литургист проф. С.Н. Булгаков в своей «Настольной книге священно-церковно-служителя» тоже делает на этом акцент и призывает Символ веры петь (в издании книги 1913 года стр. 906).

В 20-м веке это стало неоспоримой традицией. А сейчас уже на Руси и забыли, что еще 150 лет назад Символ веры не пели, но читали.

...Среди православных икон есть одна очень интересная, назовем ее так: Символ веры в иллюстрациях.
Сама икона небольшая – это легко заметить, но с ювелирной тщательностью на ней выписаны разные сюжеты, которыми поясняется богословие нашего Символа веры.
Давайте познакомимся с этой иконой. Для того чтобы показать вам эти миниатюры, мне пришлось воспользоваться макро-объективом. Он дает возможность увеличить картинку в несколько раз.
Тот размер, который вы видите, не увеличивая картинку, передает ее с увеличением в 1,5–2 раза. Кликнув по изображению, вы сможете его увеличить в 3-4 раза и рассмотреть подробнее.
(Икона из собрания Музея истории религии в Санкт-Петербурге)

Символ1.JPG

Символ2.JPG
Первая картина – комментарий к словам Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Тут и Ангелы, относящиеся к невидимому миру, и люди – мир видимый. Надо всеми – Творец Неба и земли, Господь Бог Вседержитель.

Символ3.JPG
А вот уже не Отец Небесный, а Христос Вседержитель на Троне.
Икона повествует об очень важном богословском моменте: Сын Божий существовал всегда. Он же был и при Сотворении мира, и при начале человеческой истории.

Символ4.JPG
Момент Благовещения, иллюстрация слов: Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята…

Символ5.JPG
И продолжение слов Символа веры: …и Марии Девы, и вочеловечшася.
Нетрудно заметить, что перед нами – миниатюрная икона Рождества Христова. Эта икона здесь подчеркивает земной аспект Вочеловечения Сына Божия.

Символ6.JPG
А здесь – комментарий к словам Символа: Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена.
Еще раз можно подивиться кропотливости работы и тщательности, с которой выписаны микроскопические детали.

Символ7.JPG
И воскресшаго в третий день по Писанием.
Традиционная икона Воскресения Христова – это та икона, на которой Спаситель спускается во ад, чтобы вывести из него души праведников. Их олицетворяют Адам и Ева.

Символ8.JPG
И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
Икона, изображающая событие Вознесения. Христос восходит на Небеса. Божия Матерь и Апостолы, оставшиеся на земле, радуются Его Восхождению в славу Отца и Прославлению.
Обратите внимание на жест Ангелов. Они показывают на Небеса и на Христа.
Такое изображение имеет основание в книге Деяний Апостольских. Там сказано, что, когда Апостолы смотрели на возносящегося Христа, «...вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 10, 11).


Символ10.JPG
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
Нужно помнить: Христос будет судить мир. Праведники уже перешли в Жизнь вечную. А огненная река отделяет тех, о ком Христос еще не вынес определение.
Если присмотреться (прошу прощения за не очень хорошее качество этой части снимка), то можно обратить внимание на людей в шапках. В таких шапках изображали иноплеменников (мусульман, буддистов). Они тоже ждут Суда и определения их вечной участи. Будут они спасены милостью Божией или нет – во власти только Господа.

Десять интересных фактов о Символе веры. Часть 2
  • Like
Реакции: Сергий 1971

Комментарии

Какое неожиданное знание! И икона, никогда не видела такой.
Это Вы правильно говорите, что у людей загораются глаза, когда они участвуют в молитве "Символ веры". Может, грекам и не нравится. Но когда в храме Гроба Господня грянуло русское "Верую", то у всех слезы на глазах выступили, такое воодушевление и так зазвучала молитва, превратившись из чужой и непонятной, даже на греческом языке, в свою родную. И такая мощь разнеслась по храму, даже сами греческие священники воспряли духом!
 
Спасибо Вам, отец Константин, за этот увлекательный очерк. Очень интересна и сама идея разобрать эту икону по частям и ими наглядно иллюстрировать тезисы Символа.
И еще: я тоже имела счастье испытать то чувство, о котором пишет Елена, в Храме Гроба Господня. Всё так и было. Но я помню и то особое чувство, которое я испытала во время пения Символа в нашем Соборе, когда стояла рядом с одной пожилой женщиной, которая впервые в сознательном возрасте пришла в храм, впервые исповедалась и ей предстояло впервые причаститься... Был день воскресный, народу было много, и когда грянул (именно так!) Символ, я не могла подпевать - комок в горле не давал: я всем существом ощущала, какое это потрясение для моей соседки...
И... ложечка дегтя: дорогой отец Константин, когда Вы (в будний день) просите "диакона и наших псаломщиков выйти на солею и спеть эту дивную песнь" - это прекрасно. Но, когда "кворума" нет и хор поет сам по себе - это ужасно:)). То есть, он поет такой скороговоркой, что поспевать за ним невозможно. Если хор хочет пораньше уйти домой, то пусть экономит эту пару минут на чем-то другом, не столь значимом, как этот гимн, предназначенный для народного пения. Простите, давно хотела об этом сказать, вот случай и представился...
Добавлю, прочитав следующий за моим комментарий: в двух храмах (Муринском, св. вмц. Екатерины, и консерваторском, Рождества Пресвятой Богородицы) я с радостью встретилась с пением всем миром вообще всех молитв на Литургии, и даже входящих в Евхаристический канон ("Тебе благодарим..." - мурашки по спине!..) Не знаю, как сейчас, а несколько лет назад так было. Это создает совершенно иную вовлеченность в службу, чем стояние почти статистом: главное-то происходит в алтаре.
 
Последнее редактирование модератором:
Спасибо за очерк, отец Константин.
А я вот не раз думала о том, что хорошо бы и другие молитвы читать/петь хором...ведь для того люди и собираются в храме - ради общей молитвы. А зачастую выходит так, что батюшка молится, а прихожане думают о своем...
Но вот возник вопрос об иконах - как быть с запретом на изображение Бога Отца? Если я верно помню, Православная Церковь отвергает правомерность подобного символизма в отношении Непостижимого... Поясните пожалуйста.
 
Татьяна С. написал(а):
Спасибо за очерк, отец Константин.
А я вот не раз думала о том, что хорошо бы и другие молитвы читать/петь хором...ведь для того люди и собираются в храме - ради общей молитвы. А зачастую выходит так, что батюшка молится, а прихожане думают о своем...
Но вот возник вопрос об иконах - как быть с запретом на изображение Бога Отца? Если я верно помню, Православная Церковь отвергает правомерность подобного символизма в отношении Непостижимого... Поясните пожалуйста.

Да, Татьяна, согласен с идеей общенародного пения. В нашем соборе хотят ввести ранние литургии. Тогда, есть идея, чтобы петь всем прихожанам.
За поздней это не совсем удобно - приходит масса людей, которые кроме "Отче наш" и Символа веры ничего не знают, да и ходят нерегулярно, так что не будут знать мелодии. Если при таком "хоровом составе" начать петь, будет какофония.
А на раннюю, обычно ходит один и тот же костяк, и их несложно будет обучить простой мелодии.

Что касается того, что прихожане думают о своем... Не надо думать о своем, а надо молиться теми словами, которые поет хор, или произносит диакон.

Теперь насчет иконы Бога Отца. Вы совершенно правы, что традиционно мы Его не изображаем. Ну что ж делать, если в последние несколько столетий все-таки стали изображать...
Себе домой я бы икону Бога Отца не взял, но если где-то в храме есть, я не буду делать замечание.

Ваш...
 
"Ну что ж делать, если в последние несколько столетий все-таки стали изображать..."

А такие иконы не могут быть еретическими? Разве Сам Бог не запрещал изображать Себя, кроме Сына, которого люди видели?
Простите, отец Константин... если это возможно, объясните подробнее.

А о своем многие во время службы думают (молятся "о своем" - именно это я имела в виду, что молятся, но не собоно), насколько я понимаю как раз от того, что зачастую не понимают многого (потому что понимать легче, принимая непосредственное участие) или просто не успевают за общим пением... Но это так, дополнение. Здесь я Вас поняла. Спасибо.
 
Я лично очень "За" ранние Литургии!

Так приятно осознавать, что ты сегодня раньше встал; на улице тихо, темно, безлюдно. Подходишь ближе ко храму, и тут потихоньку начинают встречаться прихожане=)

У меня бывают ситуации, когда нужно что-то сделать в воскресный день полезного, а по времени начала Литургии в 9-30 не успеваю. Тогда я еду на раннюю в Храм Смоленской Иконы Божией Матери.

Там по графику начало в 7-00, но даже раньше, чем наступит 6-30, уже читают Часы!
 
Людмила Никеева написал(а):
... в двух храмах (Муринском, св. вмц. Екатерины, и консерваторском, Рождества Пресвятой Богородицы) я с радостью встретилась с пением всем миром вообще всех молитв на Литургии, и даже входящих в Евхаристический канон ("Тебе благодарим..." - мурашки по спине!..) Не знаю, как сейчас, а несколько лет назад так было. Это создает совершенно иную вовлеченность в службу, чем стояние почти статистом: главное-то происходит в алтаре.

Да, дорогая Людмила Александровна – это тот идеал, который был в первохристанской Церкви. Достижим ли он сегодня? В Князь-Владимирском соборе, храме моего "детства" с назначением туда настоятелем о.Владимира Сорокина лиловыми осенними вечерами начались первые спевки "любительского хора" с преподаванием основ музыкальной грамоты. Вначале нововедение было встречено с ропотом, особенно профессиональными наемниками, пекущимися прежде всего о количестве и величине своих ставок. И хотя к урокам пения в школе наши люди всегда относились несерьезно, но русский народ по складу своей души очень любит петь, хотя, скажем прямо - не очень-то умеет.... И когда людей начали методично учить музыкальной культуре - не застольно перекрикивать ближних, всячески подчеркивая свою индивидуальность, а именно слаженно выражать в музыкальных звуках духовную ткань молитвы, начиная с простых акафистов вплоть до сложного евхаристического канона, то храм стал стремительно наполняться - всем было страшно интересно. Через некоторое время акафисты стали петь слаженно, на несколько голосов. Еще через год за ранней литургией начали петь все - вроде незатейливо, но молитвенная гармония церковного пения впечатляла. Случайно зашедшие на раннюю литургию, услышав как поют рядом стоящие, решали окончательно – буду сюда ходить! Когда люди чувствуют себя частью потока, несущего в себе слова молитв отдельных верующих и направленного точно в Небо, тогда Сам Господь входит в их сердца!
 
У нас в одном из храмов по ходу службы регулярно выдают и собирают листы с молитвами и псалмами. Возможно это связано с не очень хорошей акустикой - то, что поет хор слышно плоховато. А если человек не знает текста, то вообще не реально что-то разобрать. А тут раз тебе шпаргалку:). Поют не все, в основном читают молча. Но все равно - "мурашки по коже". Правда у нас это легче организовать - даже в воскресные дни народу у нас маловато.
 
О. Сергий прав: ранние службы в Князь-Владимирском соборе - это потрясение. Там сейчас поют два любительских хора, с двумя регентами и поют замечательно!Например, "Благоразумного разбойника" никто так не исполняет, когда слушаешь, молишься, страдаешь и плачешь...
 
Вот так вот: начали про Символ веры, а я уже захотел открыть для себя Князь-Владимирский Собор! =)
Елена, подскажите - во сколько начало ранней?
 
Последнее редактирование модератором:
В семь утра. Приходите, не пожалеете. Заканчивается в начале десятого. Весь день потом в вашем распоряжении. И это , действительно, удивительное чувство, как Вы писали, когда идешь еще в темноте, и пусто кругом, и вдруг, ближе к собору, появляются люди. И я не побоюсь сказать, с одухотворенными лицами.
 
Здравствуйте,вы говорите поясняя последнюю часть иконы "Символ веры",что иноплеменники(мусульмане и буддисты) ожидают определения своей участи.Но разве без крещения возможно спастись? Разве люди, всю свою жизнь хулившие Духа Святого своим идолослужением и умершие без покаяния могут наследовать вечную жизнь? Из "Мытарств Блаженной Феодоры",мы узнаем что все инославные даже не допускаются до этих мытарств,а сразу отводятся в ад. Вполне допускаю,что я вас просто неправильно понял,хотелось бы услышать разъяснение.Спасибо.
 
Это слово – омоусиос, …
как же хорошо, что Вы рассказали про это!
Сам так долго ломал голову над этим, и никто толком подсказать не мог
(да и неловко было подходить с таким вопросом к некоторым хорошо знакомым),
что уже стал думать, а не чужой ли я в церкви с таким вот символом веры.

Рассматривал тексты на греческом, английском русском и славянском;
на славянском - все укладывалось спокойно; на греческом – не хватало знаний, а электронные переводчики не переводят эту часть толком, варианта с контекстным переводом нигде не нашел; переводы на русском и английском – повергали в отчаяние, потому что говорили мне не «единосущный», а «существо». В «существо» мне не верится, вижу присутствие Бога во всем мире; общаюсь с Ним, но не по-человечески голосом, а переживая (но иногда слова в уме сами возникают) и отслеживаю отклик в событиях, приходится присматриваться, часто дело в том, что не замечаю того что и так на виду и тогда в ответ на обращение, Бог посылает мелкие минутные неприятности, чтобы обратить мое внимание именно на это.
 
Про Маркелла Анкирского. Если Сын был бы лишь "временным" воплощением Отца, то зачем Ему поклонятся? Если Он ниже Отца, всего лишь временная "функция", то в чём смысл поклонения-то? Но Христос сказал "Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца".
А еще, Кто тогда Такой Святой Дух?
Отец послал (силой и волей Всего Бога, ибо она одна) Сына (Логоса-Слова-Мысль) Своего, Он свершил (силой и волей Всего Бога, ибо она одна), а Святой Дух заменил Сына в уходе за Церковью, являя через Себя и Отца и Сына. Именно поэтому мы говорим "Отец, Сын и Святой Дух", а не "Сын, Святой Дух и Отец".
 
Чтение Символа веры на Литургии было введено в начале 6-го века. В «Церковной истории» Феодора-чтеца рассказывается о том, что патриарх Константинопольский Тимофей (511–518) приказал, чтобы «Символ 318 отцов» читался за каждым Евхаристическим богослужением.
Есть и другая версия: "Антиохийский патриарх Петр Гнафей (485-489), противопоставляя себя халкидонатам, ввел чтение Символа веры в чин литургии и пение монофизитского добавления к Трисвятому «Распныйся за ны»". Источник: http://www.pravenc.ru/text/63764.html
 
Думаю уместным будет добавить информацию о Символе веры. На Стоглавом соборе, состоявшегося в Москве в 1551 году, было принято решение Символ веры не читать ,а исполнять певчески.
 
Сверху