Десять интересных фактов о Символе веры. Часть 2

Эта запись является частью серии записей Символ веры
А знаете ли вы?..
Десять интересных фактов о Символе веры.
Часть 2 (Часть 1)

6
Знаете ли вы, что старообрядцы уверены (во всяком случае, прежде были уверены, а что они думают сейчас – не знаю), что Церковь после реформ патриарха Никона утеряла благодать, так как, кроме всего прочего, отверглась Духа Святого.
И дело здесь не в форме сложения пальцев при крестном знамении и не в чем-то другом, а в том, что во время реформы патр. Никона в Символе веры убрали одно очень важное слово. Вместо и в Духа Святаго, Господа Истинного Животворящаго, стали произносить и в Духа Святаго, Господа, Животворящаго. То есть пропало слово Истиннаго.
Старообрядцы говорили, что из-за этой страшной редакции Символа веры произошло отречение от Духа Святого; мы, так сказать, отступили от Истины, поскольку перестали считать Духа – Истинным Богом, а это уже откровенная ересь, и человек, не считающий Духа Святого – истинным третьим Лицом Святой Троицы, не может называться православным.

Все, может быть, так и было бы, если бы не одно но. В греческом оригинале Символа веры в словах о Духе Святом нет слова Истинного. Таким образом, не мы нарушили священные догматы веры, а старообрядцы держатся за неправильный перевод… Как тут не вспомнить замечательные слова священномученика Киприана Карфагенского: «Обычай, если на его стороне не стоит истина, есть только старое заблуждение, которое должно уступить место истине…»

7
Знаете ли вы, что по церковным канонам к Крещению не может быть допущен взрослый человек, который не знает наизусть Символ веры? Так же и крестным (восприемником) не может быть человек, который не знает этой важнейшей формулы Православной веры.
На Руси готовились к принятию Таинства Крещения очень серьезно, обычно 40 дней. Сорок дней как норму упоминает и Требник митрополита Петра Могилы. Такова была и дореволюционная практика в России.
Дореволюционные требования к желающему креститься были следующие:
Этот человек должен быть верующим, должен посещать храм и как минимум знать наизусть: Символ веры, Декалог (Десять Заповедей Божиих), молитву Господню (Отче наш), Богородичную (Богородице Дево, радуйся), а также ответы на те вопросы о вере, которые ему будут предложены.
Постановления об этом: Указ Св. Синода 1740 г. 11 сентября; Указ Св. Синода 1840 г. 20 февр.; Указ Духовной Консистории. Разд. II, ст. 31. СПб. 1841. С. 15.
Даже когда речь идет о человеке, принимающем Православную веру при смерти, сказано: «таковых крестить, если же выздоровеет, преподать им основы веры». (См. Указ Св. Синода от 13 марта 1862 г.) То, что эти постановления церковной властью были приняты 200 лет назад, ничего не значит. До сих пор их никто не отменял.

Когда сегодня ко мне приходят люди и просят крестить их и оказывается, что они вообще ничего, катастрофически ничего не знают о вере, что мне им сказать? Отправляю читать книгу «Закон Божий» или посещать духовные беседы, которые проводятся в нашем соборе – обижаются. Крестить их? – идти против Истины… Вот я каждый день и попадаю в такой «логистический» тупик.

8
Вы никогда не встречали иконы «Спас Вседержитель»? Уверен, встречали. Именно этот образ смотрит на нас со сводов куполов многих храмов. И именно этот образ находится за престолом, в алтаре… Христос восседает на Троне. Он – Царь и Судия вселенной.
А теперь вопрос: кому в Символе веры адресован эпитет Вседержитель? К слову сказать, напомню, что этот титул по-гречески звучит как Пантократор, что значит Владыка всего, или, в нашем славянском переводе, Вседержитель.

хр1.JPG
Христос Вседержитель в куполе храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Санкт-Петербурге.

хр2.JPG
Если присмотреться (особенно, увеличив фотографию), вы увидите за престолом Христа, восседающего на Троне. Это тоже Спас Вседержитель.

хр3.jpg
Спас Вседержитель преп. Андрея Рублева. Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408.

Итак, кто в Символе веры торжественно назван Вседержителем? Бог Отец!
Напомню, как начинается наш символ: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя…
И это совершенно верно. Библия называет Бога Отца – Вседержителем. Вот, хотя бы некоторые выписки из Ветхого Завета:
«Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар. 3, 1);
«Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Макк. 6, 2);
«Во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс. 67, 21).

Тогда почему же Сына мы тоже называем Вседержителем?
Для этого обратимся к книге пророка Даниила. Пророк сподобился уникального откровения. За столетия до Рождества Христова ему было показано, что Бог Отец делегирует власть над нашим миром Сыну:
«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним… Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан., гл. 7).

Иисус Христос и был тем самым Сыном Человеческим, причем этим эпитетом, безусловно намекающим на пророчество Даниила, Христос Сам любил Себя называть.

Апостол Павел вновь и вновь возвращается к той теме, что после Воскресения и Вознесения Христа Ему была дана всякая власть над миром. «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…» (Флп. 2, 9-10). В другой раз Апостол Павел описывает силу и благодать Бога Отца, которой Тот действует в нас. Этой же силою «…Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 20-22).

Апостол Павел еще не дерзает применить к Иисусу Христу титул «Вседержитель», хотя знает и делится с нами тем фактом, что Бог Отец вручил власть над миром Сыну.
Древняя Церковь постепенно осмысляла эту великую Тайну…
В конце 1-го столетия Апостол Иоанн Богослов был восхищен Духом Святым в мир Иной. И там он сподобился видеть Трон и сидящего на Троне Господа Иисуса Христа. Его окружали Ангелы, которые непрестанно взывали: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет» (Откр. 4, 8).
И Иоанн Богослов уже не боится назвать Иисуса Христа «Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1, 8).

Конечно, все эти важные богословские моменты способствовали тому, что с древнейших времен в Церкви стала популярна икона «Спас Вседержитель».

Теперь вы знаете, почему Символ веры называет Бога Отца Вседержителем (Пантократором) и вместе с тем иконы Христа Вседержителя украшают наши храмы.

9
Несколько слов о другой большой и интересной теме, отраженной в Символе веры: теме Зачатия Девой Марией Сына.
Порой в разных аудиториях приходится слышать совершенно вульгарные мнения на этот счет. Вспоминают про партеногенез (однополое размножение) ящериц и иных земноводных, про современные медицинские эксперименты в области репродуктивности матери без участия мужа (некоторые принципиальные феминистки и лесбиянки лоббируют эту тему)… Как будто бы то, что произошло в случае с Пресвятой Богородицей, имеет отношение ко всем этим феноменам. На самом же деле богословие Церкви в этом вопросе учит иначе.

Но сначала, перед тем как мы сформулируем, какова же роль Духа Святого в этом чудесном Зачатии, вспомним, какие функции осуществляет Дух Святой в Библии.

Дух Святой в Библии предстает, прежде всего, как Податель жизни (в православной молитве Святому Духу – Царю Небесный… жизни Подателю).
Животворящая сила Духа была особенно действенна при оживлении первого человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Хотя в этом предложении и нет термина «дух», однако действие дуновения указывает на Его присутствие. Так понимали это в библейские времена. Например, праведный Иов говорит: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33, 4).
То же самое было открыто и Иезекиилю в видении костей сухих. Бог повелевает Иезекиилю изречь пророчество на сухие кости: «Так говорит Господь Бог: вот, я введу дух в вас, и оживете» (Иез. 37, 5). О том же утверждает и древний Псалмопевец: «Пошлешь Дух Твой – созидаются (живые существа. – прот. К. П.)» (Пс. 103, 30).

Именно это Евангелист Лука и имеет в виду, когда описывает историю Благовещения: Дух, действовавший при сотворении первого Адама, действует и при создании Адама Нового.
Дух Святой как Дух-Творец снизошел на Марию, осенил, объял, наполнил Ее и образовал в Ее утробе Богочеловеческую природу Иисуса. В этом акте чудесного Зачатия сплелись могущество Божие и человеческая природа и зажглась жизнь единственного и уникального Сына Божия и Сына Человеческого.

В Символе веры это выражено лаконично и точно: Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Кстати, отметьте, что и Дух Святой в Символе назван Жизнь-творящим: И в Духа Святаго, Господа животворящаго…

10
Исповедую едино крещение во оставление грехов…
Разберем теперь замечательную и глубокую фразу о едином (то есть, единственном) крещении.
В 1-м веке, когда возникла и стала распространяться по миру Церковь Христова, существовала та непреложная мысль, что всякий крещенный в Церкви человек становится членом Церкви. Эту идею озвучил Ап. Павел: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес. 4, 5).
Еретики, появившиеся в конце 1-го века, а это были гностики, не считались христианами, и никакие их Таинства, ввиду абсолютного отличия их веры от веры Церкви, не признавались. Если еретик (гностик) приходил к Церкви, его крестили.
Но в начале 3-го века появляется ересь монтанизма, которая в своей вере имела много похожего с верой Церкви. Как относиться к монтанистам? Перекрещивать их – или признавать крещение, совершенное в их сообществе, и принимать их в Церковь через покаяние? Соборы того времени постановили, что к монтанистам следует относиться так же, как к гностикам, и их перекрещивать.
И опять этот вопрос встал на повестку с возникновением ереси новациан. Но их вера была практически идентична вере Церкви. А как поступать с ними, ведь у них вера почти такая же, что и у всей Церкви?
И вот тут в Древней Церкви возникли споры и разномыслие. Одно мнение
что и их нужно крестить заново отстаивал св. Киприан Карфагенский, великий богослов и защитник Церкви. Противоположное мнение отстаивал св. Стефан, Папа Римский. Это была середина 3-го столетия.
Я не буду углубляться в содержание их дискуссий. Это очень интересная тема, и вы можете познакомиться с ней по статье русского историка и богослова В. Болотова:
https://azbyka.ru/tserkov/istoriya/bolotov_lektsii_po_istorii_tserkvi_30-all.shtml


Скажу лишь, что при жизни эти святые отцы так и не пришли к консенсусу. Киприан и приверженцы его идеи перекрещивали всех, а Стефан и его последователи, принимали еретиков без перекрещивания, то есть, признавали совершенное в их сообществе крещение.
Окончательное решение по этому вопросу состоялось в 314 г. на Арльском соборе (правило 8), который постановил, что еретиков, обращающихся в Церковь, нужно допрашивать, как они веруют во Святую Троицу, и если они веруют православно, то следует принимать их без перекрещивания. В этом смысле состоялось впоследствии и вселенское церковное решение (1-й Вселенский собор: правило I, 8; 2-й Вселенский собор: правило I, 7).
На этих Соборах было установлено, что если у еретиков не искажены основы Православного вероучения, то по снисхождению можно принимать их без перекрещивания. И их крещение дает им благодать и некоторым образом приобщает Церкви Христовой.


Этой же традиции, как вы знаете, придерживается и Русская Православная Церковь. Например, католиков, протестантов мы принимаем без перекрещивания.

О Символе веры написать можно многое. Первоначально проект сложился у меня в голове как «20 интересных фактов о Символе веры». Потом я подумал-подумал и сократил их вдвое. Думаю, и того, что я написал, будет достаточно, чтобы немного глубже понять и узнать эту глубокую формулу исповедания Православной веры (не молитву! Символ веры – не молитва, не забывайте, а вероучительная формула).

У меня вот какое предложение. Может быть, вы поделитесь тем, что вам открылось при чтении Символа веры? Что в вашем сердце отозвалось, что сверкнуло при чтении или пении тех или иных слов Символа.
Пишите в комментарии!

Среди православных икон есть одна очень интересная, назовем ее так: Символ веры в иллюстрациях.
Сама икона небольшая, но с ювелирной тщательностью на ней выписаны разные сюжеты, которыми поясняется богословие нашего Символа веры.
Давайте познакомимся с этой иконой. Для того, чтобы показать вам эти миниатюры, мне пришлось воспользоваться макро-объективом. Он дает возможность увеличить картинку в несколько раз.
Тот размер, который вы видите, не увеличивая картинку, передает увеличенный в 1,5 - 2 раза размер. Кликнув по изображению, вы сможете его увеличить в 3-4 раза и рассмотреть подробнее.
(Икона из собрания Музея истории религии в Санкт-Петербурге)

Символ10а.JPG
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
На иконе мы видим Бога Отца и Бога Сына. А между ними в виде голубя парит Бог Дух Святой.
Обратите внимание на пророков, окружающих Трон Божий. Это те самые, про которых в Символе веры сказано: …глаголавшаго пророки.

Символ11.JPG
Во едину … Церковь.
Иконописец изобразил всех святых, собранных вкупе. Тут и ветхозаветные святые, и новозаветные. Все составляют Единую Церковь. Немного курьезно, что над всеми парит Святитель Николай Чудотворец, любимый русский святой.

Символ12.JPG
Во едину …Апостольскую Церковь.
Интересная трактовка сюжета. Как известно, наша Церковь имеет основанием Иисуса Христа, Который избрал Себе служителей – Апостолов. На иконе мы видим, что в центре всех наиболее авторитетный (по мысли автора иконы) Апостол – Иаков, брат Господень. Как на иконе подписано: Первосвященник.
Почему Иаков изображен как самый главный? Мы знаем, что в кругу Апостолов первенствующим был Ап. Петр. Может быть, потому, что Иаков возглавлял Иерусалимскую общину христиан и из Иерусалима потом христиане отправились по всему миру?

Символ13.JPG
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
На иконе Христос посылает Апостолов проповедовать и крестить.

Символ14.JPG
Чаю воскресения мертвых
Показано, как пробуждаются все находящиеся в земных гробах, а также воскресают утонувшие и съеденные рыбами. Мы сегодня легко относимся к кремации покойников. Это удобно и гораздо дешевле, чем погребение в земле. Древние христиане нас бы не поняли.
Дело в том, что наше тело – не просто ненужная сброшенная оболочка. Во время воскресения из мертвых что-то произойдет с нашими телами (если они остались на земле). Мы помним, что и во время Воскресения Христова Его тело изменилось и исчезло. Так же тела покойных (или останки) нужны и для воскресения других людей.
Конечно, всегда ставился вопрос: а что будет с теми, чьих тел не сохранилось? И Священное Писание и Предание Церкви однозначно отвечают на этот вопрос: Бог силен воскресить любого человека, даже если его тело совсем исчезло. Но в принципе, нужно стараться останки покойного сохранить.

Символ15.JPG
И жизни будущаго века. Аминь.
Воскресшие праведники ликуют!
Обратите внимание на замечательную деталь: иконописец отдельно написал Аминь и под ним указал трех мужей. Каким образом эти три достопочтенные старца иллюстрируют краткое слово Аминь?.. Присылайте свои мнения. Через несколько дней напишу в комментарии верный ответ.

Комментарии

"Нас ради человек... и страдавша, и погребенна..."
При этих словах всегда сжимается сердце. А весь текст вызывает восторг -своей точностью, космичностью, красотой и простотой изложения. Святые отцы гениально сформулировали и нашли точные термины для того, о чем человеку и помыслить трудно...
А ведь и с литературной точки зрения -какая красота!...
 
Мне сложно выделить какую-то фразу, в "Символе Веры" они настолько идеальны, это как бы сказать, такая квинтэссенция православного мировоззрения, ничего лишнего, читаешь, и чувствуешь, что все - правда.
 
Насколько я разглядела, эти старцы - Авраам, Исаак, Иаков. Авраам - родоначальник еврейского народа и отец всех верующих. "Лоно Авраамово"- рай. Жертвоприношение Исаака - прообраз жертвы Христовой. Иаков - от него пошли 12 колен Израилевых. А вот почему они иллюстрируют "аминь" - для меня пока загадка. Символизируют печать, истинность - с них началось, ими же и кончается ?
 
Ответ на вопрос о трех старцах, как мне, кажется, очень близок=) Он есть в относительно недавних блоговых записях отца Константина.

Отец Константин, простите, не удерживаюсь=)
 
Благословите, отец Константин!

Я долго не могла выучить Символ Веры... Особенно его члены, выражающие догматы о Господе нашем Иисусе Христе. "Верую во Единого Бога" - помню, а дальше провал в памяти, доходим "И в Духа Святага" - и память включается в работу.

В это время, в нашем храме расписывались стены, иконописец Роман трудился один, да и убирать почти не кому было. Я подошла к Роману "Хочу Вам помочь, найдется работа для меня?". В ответ "Приходите". Дал мне самое несложное "пустяковое" поручение, которое я выполнила, даже немного расстроившись "И это все?"

На следующий день села "зубрить" Символ Веры. О, чудо! Один раз прочитала и сразу повторила наизусть, без одной запиночки! В тот же момент сразу нашлась причина моей "феноменальной" памяти - свою веру исповедала делом, поэтому смело могу исповедать и словами.

Я не могла дождаться, когда будет совершаться Божественная Литургия... И вот храм, наступает торжественный момент общего пения Символа Веры - "Верую ...", подхватила и я "Верую ..."

На этом мой словарный запас не способен описать то состояние, в котором я находилась - общность и единение со всеми верующими - я член Православной Церкви!
 
Евгений Ананьев написал(а):
Ответ на вопрос о трех старцах, как мне, кажется, очень близок=) Он есть в относительно недавних блоговых записях отца Константина.

Отец Константин, простите, не удерживаюсь=)

Дорогой Евгений. Вы меня и самого заинтриговали. Я не помню, чтобы писал в каких-то блоговых записях об этом. Может подскажете?
 
С Символом веры у меня связано три ярких воспоминания.

Первое - это когда я начала воцерковляться. На тот момент я знала одну единственную молитву "Отче Наш" и по-тихоньку ее подпевала на службах. Мне было приятно - пришла уже вроде как подготовленная :), "бывалая". И вот однажды в храме собралось много народу, наверное, это был какой-то большой праздник, грянуло "Верую". Пели старушки (ну им положено!), мужчины! женщины, дети?! Я была ошеломлена: что происходит? что их связывает? что они знают такого, чего не знаю я? И мне захотелось, очень захотелось выучить слова этого необыкновенного Гимна!

Второе событие - почти откровение. Слова-то выучить - я выучила. И уже смогла влиться в общецерковный хор, ущутила радость единения с поющим народом. Но! произносила я этот текст, как произносит школьник хорошо вызубренное стихотворение - без чувства, толку, расстановки! И вот очередная служба, диакон выходит на амвон, начинает "Верую"..., прихожане подхватывают, а меня мысль буд-то током пробила: а веруешь ли ты в то, о чем сейчас собираешься петь, действительно ли для тебя Бог - Отец? И уже вслушиваясь в звучание хора, вживаясь в слова "Символа" я отчетливо осознала, прочувствовала его глубину, душа отозвалась на каждое слово: да верю! Верую в Бога Отца Вседержителя...И в Господа Иисуса Христа...И в Духа Святаго... и в единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь... И очень хочу и надеюсь на воскресение мертвых! (Сейчас пишу, а у меня мурашки по коже:))

И третий случай связан с Вами, дорогой батюшка отец Константин:)
Как-то раз я пришла в Троицкий Собор - с Вами обсудить некоторые семейные вопросы. После службы подхожу, а Вы говорите: "Сейчас я буду крестить младенца, а Вы, когда скажу, будете петь Символ веры". Я чуть не задохнулась от чувств охвативших меня в тот момент! Радость, что могу послужить моему Господу, благодарность Вам, за доверие, страх - смогу ли донести до присутствующих людей свидетельство веры - всё перемешалось, в ушах звенело, язык не слушался...Петь я не смогла. Читала. В духе Маяковского...:).....Но главное было не это!
Таинство! Тайна! Таинственное присутствие Христа - вот, что по-настоящему вызывало трепет и благоговейный страх! Дух захватывало от прикосновения к Вечности, к тайне Божественного участия в судьбе маленького человека!

Надо ли говорить, что после пережитого потрясения, теперь, когда я пою(читаю, слышу)Символ веры, память настойчиво уносит меня в Троицкий Собор?:)
Одним словом - заякорилась:)
Анжела
 
Каждый раз, когда поем "Верую..." перед глазами встает Страшный Суд, а мы все, здесь стоящие и наши ушедшие, и певшие в других храмах и в другие времена, единой семьей предстоим перед Милосердным Судьей. Вне времени и пространства.
 
Екатерина Трусова написал(а):
Я не могла дождаться, когда будет совершаться Божественная Литургия... И вот храм, наступает торжественный момент общего пения Символа Веры - "Верую ...", подхватила и я "Верую ..."

На этом мой словарный запас не способен описать то состояние, в котором я находилась - общность и единение со всеми верующими - я член Православной Церкви!
У меня были похожие чувства. А самое странное, что услышала я общий хор не сразу, а после нескольких лет своего нахождения в Церкви. И часто когда поем Символ Веры удивляюсь, почему я не слышала этого общего пения несколько лет?
 
"Символ веры – не молитва, не забывайте, а вероучительная формула"

В книге "Как научиться понимать молитвы", которую я сейчас читаю (очень хорошее издание, составленное Еленой Тростниковой), сказано примерно так: "Как молитва Символ веры очень труден. Ведь каждую его фразу нужно глубоко прочувствовать сердцем. Но он для нас - как жизненный компас, без которого мы не можем прожить и дня. Символ веры включён в наше келейное молитвенное правило, а также рекомендован Серафимом Саровским в кратком правиле для мирян."

Батюшка, поясните, пожалуйста. Так всё-таки Символ веры - молитва (если в молитвенное правило входит) или нет? И правда ли, что "не можем прожить и дня"? (т.е. обязательно ли включать его в правило каждый день?)
 
Виктория Голубкова написал(а):
"Символ веры – не молитва, не забывайте, а вероучительная формула"

В книге "Как научиться понимать молитвы", которую я сейчас читаю (очень хорошее издание, составленное Еленой Тростниковой), сказано примерно так: "Как молитва Символ веры очень труден. Ведь каждую его фразу нужно глубоко прочувствовать сердцем. Но он для нас - как жизненный компас, без которого мы не можем прожить и дня. Символ веры включён в наше келейное молитвенное правило, а также рекомендован Серафимом Саровским в кратком правиле для мирян."

Батюшка, поясните, пожалуйста. Так всё-таки Символ веры - молитва (если в молитвенное правило входит) или нет? И правда ли, что "не можем прожить и дня"? (т.е. обязательно ли включать его в правило каждый день?)

Дорогая Виктория. Конечно, Символ веры - это не молитва. Это просто очень лаконичная и емкая формула нашей веры.
В молитвослове она помещена для того, чтобы каждый христианин мог постоянно освежать ее в памяти и напоминать самому себе суть нашей веры. Как Вы хорошо выразились - это компас. Но компас не нужен каждый день. Он нужен в путешествии. Так же и Символ веры нужен нам не каждый день (тут достаточно минимума: любви Бога и ближних и исполняй заповеди), а во время нашего размышления о вере, во время споров о вере и проч.
 
Эти старцы: Авраам, Исаак и Иаков (там подписано). Это точно. Дальше могу ответить весьма нечетко (к сожалению знаний мало). 1. Бог, явившись Моисею в горящем терновом кусте, сказал ему:"Я Бог Авраама, Исаака и Иакова" и Говорит о избавлении народа Своего от рабства. 2. Это совсем откуда-то из глубин сознания выплывает : " Бог же не есть Бог мертвых, но живых." Стыдно, но не помню откуда эта цитата. А там как раз старцы изображены после слов о жизни будущего века.
Дорогой батюшка, спасибо за такие интересные материалы, которыми Вы нас регулярно просвещаете.
 
Признаюсь, что меня смущает сама постановка вопроса, от Кого исходит Св Дух. В этом ощущается какой-то оттенок подчиненности. Но ведь все Лица Троицы равноправны?
 
Татьяна Анатольевна (СПб) написал(а):
Признаюсь, что меня смущает сама постановка вопроса, от Кого исходит Св Дух. В этом ощущается какой-то оттенок подчиненности. Но ведь все Лица Троицы равноправны?

Татьяна Анатольевна, нисколько не смущайтесь потому, что Православная Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Господа Иисуса Христа:
"Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца Дух Истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне" (Ин.15,26).
А Его слова, без сомнения, являются достаточным и совершенным выражением истины.

Духу Святому приличествуют поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28,19).

О восьмом члене Символа веры

Потому, что Православная Церковь рассуждает логически и полагает, что Бог о Себе знает лучше, чем люди знают о Нем. И наш Господь Бог Иисус Христос, объявивший о тайне Божественной сущности, открыл Своим ученикам о Святом Духе, что Дух исходит от Отца, сказав: Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.15:26). свт. Николай Сербский
 
Татьяна-Чернышева написал(а):
... сказал ему:"Я Бог Авраама, Исаака и Иакова" ...

Мне кажется, это самый правильный ответ. Но в добавление к этому я выслушал у отца Константина, что для того, чтобы свидетельствовать в суде, в иудейском понимании нужно было иметь хотя бы три свидетеля. Два - хорошо, но три - минимум, к которым прислушивались и верили. Т.о. они говорили истину, т.е. АМИНЬ
 
Сверху