Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Десять заповедей составляют основу христианской морали. При этом их понимание расширено за счёт новозаветного учения (прежде всего, Нагорной проповеди Спасителя и посланий апостола Павла). Как могли толковаться обязанности каждой из этих заповедей в контексте Ветхого Завета с учётом того, что мы знаем о раннем иудаизме?
1-я заповедь утверждает истину единобожия и запрещает служение иным богам, которое нарушает завет с Яхве (Господом).
2-я заповедь запрещает создание материальных идолов языческих богов и поклонение им. Заповедь направлена против египетских и ханаанских культов (например, египетский Апис изображался в виде быка; филистимский Дагон - в виде рыбы). В религиозных культах Древнего Востока изображения божеств использовались для того, чтобы войти в мистический контакт с божествами и даже воздействовать на них. Господь даёт понять, что Им манипулировать невозможно.
3-я заповедь запрещает напрасное употребление имени Яхве (священное четырехбуквенное имя) вне богословского или богослужебного контекста. Также она направлена против использования имени Бога в магических целях и ложной клятвы. Буквальная интерпретация 3-й заповеди привела к полному запрету произносить священное имя Божие (за исключением ежегодного праздника Йом Киппур).
4-я заповедь предписывает работу в течение шести дней и отдых (прекращение трудов) в субботу. У других народов Древнего Востока не было еженедельного выходного. Высший авторитет заповеди о субботнем покое обосновывается напоминанием о покое Божием после сотворения Им мира (Исх. 20:11), а в версии Второзакония - необходимостью воспоминания о египетском рабстве и об исходе народа Израиля (Втор.5:15).
5-я заповедь предписывает не только уважение детьми родителей, но и материальную помощь им. Заповедь адресована совершеннолетним членам общества Израилева, которые обязаны были материально поддерживать престарелых и заботиться о них.
6-я заповедь запрещает незаконное убийство невиновных (см.: Исх.23:7). Как видно из других текстов Пятикнижия, она не препятствовала справедливой казни преступников и не накладывала запрета на убийство врагов на войне.
7-я заповедь запрещает прелюбодеяние, под которым понималась связь с замужней женщиной. Акцент здесь не столько на половой этике, сколько на сохранении прав мужа и отца.
8-я заповедь запрещает незаконное присвоение чужого имущества, а также похищение людей с целью продажи в рабство.
9-я заповедь запрещает лжесвидетельство. Имела важное значение для справедливого судопроизводства.
10-я заповедь представляет собой обобщение и предпосылку для соблюдения двух предыдущих заповедей: только тогда можно избежать злых слов и дел по отношению к ближнему, когда злые помыслы пресекаются.
1-я заповедь утверждает истину единобожия и запрещает служение иным богам, которое нарушает завет с Яхве (Господом).
2-я заповедь запрещает создание материальных идолов языческих богов и поклонение им. Заповедь направлена против египетских и ханаанских культов (например, египетский Апис изображался в виде быка; филистимский Дагон - в виде рыбы). В религиозных культах Древнего Востока изображения божеств использовались для того, чтобы войти в мистический контакт с божествами и даже воздействовать на них. Господь даёт понять, что Им манипулировать невозможно.
3-я заповедь запрещает напрасное употребление имени Яхве (священное четырехбуквенное имя) вне богословского или богослужебного контекста. Также она направлена против использования имени Бога в магических целях и ложной клятвы. Буквальная интерпретация 3-й заповеди привела к полному запрету произносить священное имя Божие (за исключением ежегодного праздника Йом Киппур).
4-я заповедь предписывает работу в течение шести дней и отдых (прекращение трудов) в субботу. У других народов Древнего Востока не было еженедельного выходного. Высший авторитет заповеди о субботнем покое обосновывается напоминанием о покое Божием после сотворения Им мира (Исх. 20:11), а в версии Второзакония - необходимостью воспоминания о египетском рабстве и об исходе народа Израиля (Втор.5:15).
5-я заповедь предписывает не только уважение детьми родителей, но и материальную помощь им. Заповедь адресована совершеннолетним членам общества Израилева, которые обязаны были материально поддерживать престарелых и заботиться о них.
6-я заповедь запрещает незаконное убийство невиновных (см.: Исх.23:7). Как видно из других текстов Пятикнижия, она не препятствовала справедливой казни преступников и не накладывала запрета на убийство врагов на войне.
7-я заповедь запрещает прелюбодеяние, под которым понималась связь с замужней женщиной. Акцент здесь не столько на половой этике, сколько на сохранении прав мужа и отца.
8-я заповедь запрещает незаконное присвоение чужого имущества, а также похищение людей с целью продажи в рабство.
9-я заповедь запрещает лжесвидетельство. Имела важное значение для справедливого судопроизводства.
10-я заповедь представляет собой обобщение и предпосылку для соблюдения двух предыдущих заповедей: только тогда можно избежать злых слов и дел по отношению к ближнему, когда злые помыслы пресекаются.