Допустимо ли Таинство Соборования для здоровых людей?

Статус
Эта запись является частью серии записей Жизнь в Церкви
Современные пастырско-литургические вопросы совершения Таинства Елеосвящения: опыт истории и современные проблемы.

Содержание:

1) Цель Таинства
2) Вещество Таинства – оливковое масло
3) Общее Елеосвящение
4) Кто подлежит соборованию: тяжело больные или нуждающиеся в телесном укреплении, покаянии или прощении забытых грехов?
5) Прощаются ли в Таинстве грехи и какие?
6) Неоднократное соборование в течение одной и той же болезни
7) Вопрос количества пресвитеров для совершения Таинства
8) Можно ли совершать Елеосвящения над больными, которые находятся в бессознательном состоянии или при смерти?
9) Возможно ли соборование женщин в период месячного очищения?
10) Вопрос взятия участниками таинства остатков масла (или же специально принесенного для освящения масла) после совершения священнодействия домой для помазания им и использования его в пищу.
***​
Из всех Таинств Православной Церкви, Таинство Елеосвящения (Соборования) в наибольшей степени требует богословского осмысления, т.к. в настоящее время ещё нет единства мнений о цели участия в нём, категории участников и некоторым другим аспектам его совершения.
В настоящей статье производится попытка осмысления современных пастырско-литургических проблем Таинства Елеосвящения в разрезе истории формирования его чинопоследования. Рассмотрим их по пунктам.

1) Цель Таинства.

Прообразом для установления Таинства Елеосвящения являются слова из Евангелия по Марку (Мк. 6:13) о том, что ученики Христовы: «многих больных мазали маслом и исцеляли». Основное свидетельство установления Таинства Елеосвящения содержится в Послании Апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

Фраза «пусть призовёт» из вышеприведённой цитаты, указывает на то, что болезнь должна быть достаточно тяжёлая, а слово «восставит», церковносл. – «воздвигнет» (букв. с греч. «поднимет») говорит о том, что болящий лежит. В современном чинопоследовании Таинства мы встречаем такие обращения и выражения «болящий, страждущий, недугующий, струпы телесные, горькие болезни». Такая причина как «сейчас все чем-то больны, здоровых людей практически нет», которой пытаются оправдать коллективное массовое соборование людей, представляется лукавством. Под тяжелой болезнью следует понимать ту, которая приковывает человека к постели (или прикует в ближайшее время, как например, диагностированная онкология) или настолько расслабляет его, что он уже не имеет сил приходить в храм и участвовать в Богослужениях и Таинствах Церкви. Думаю, что Соборование полезно и для страдающих алкоголизмом и наркоманией, ведь это не только страсть, но и психо-физическая зависимость, пленяющая человека.

Иерей Михаил Преображенский, преподаватель «Литургики» на Санкт-Петербургских Епархиальных богословских курсах, где мне посчастливилось учиться, называл Елеосвящение Таинством отпадших от Церкви по болезни. Не участвуя в церковных богослужениях и не причащаясь более трёх седмиц, болящий христианин невольно отпадает от Тела Христова – Церкви. И Церковь, в лице пресвитера и части прихожан (это очень желательно) сама приходит к нему в дом. В храме соборуют лишь лежачих больных, кого могут туда доставить на носилках, чтобы весь приход собрался вместе для молитвы за ближних. По отзывам здоровых прихожан, и они получают большое духовное утешение, молясь об исцелении и прощении грехов своих братьев и сестёр во Христе.

Точку зрения о том, что при совершении Таинства должны принимать участие и молящиеся за больного указывает экзапостиларий современного чинопоследования: «В милости Блаже, призри Твоим оком на моление нас, сшедшихся в храм Твой святый днесь, помазати божественным елеем недугующаго раба Твоего…».

2) Вещество Таинства – оливковое масло.

Не вызывает сомнений факт того, что Таинство изначально совершалось на оливковом масле. В Санкт-Петербурге есть специализированные магазины, которые продают только один товар – оливковое масло. В провинции же найти оливковое масло бывает сложнее, кроме того, играет роль его сравнительная дороговизна. Поэтому некоторые пресвитеры Церкви используют подсолнечное или иное растительное масло для Таинства. Однако, «эта практика, хотя и отчасти оправданная, нарушает библейскую символику елея (ср.: Рим 11) и не соответствует церковной традиции (напр., визант. полемисты упрекали армян, в частности, в замене елея кунжутным маслом)»[1].
Это искажение церковной традиции в настоящее время тесно связано с практикой коллективного соборования всех желающих в дни Великого Поста, которая будет рассмотрена ниже. Однако дерзну заметить, что большое стечение людей на великопостное помазание достаточно пополняет приходскую казну для приобретения пары литров оливкового масла.
Византийская традиция добавлять в елей воду или вино может быть признана приемлемой, т.к. основана на евангельской притче о милосердном самарянине (Лк.10:30-35).

3) Общее Елеосвящение.

В настоящее время в некоторых храмах общее Елеосвящение с семью помазаниями становится великопостной традицией, причём совершается по нескольку раз в Пост. В других храмах такой традиции нет и её категорически избегают.

«Совершение Таинства Елеопомазания над здоровыми людьми засвидетельствовано литургическими памятниками, начиная с X века. В них говорится, что наряду с больным, над которым совершали Маслособорование, помазывались елеем и его домочадцы. Помимо «попутного» помазания здоровых, в Греческой Церкви совершали Таинство и нарочито над ними. Иерусалимский устав предписывал прохождение чина Елеосвящения в равной мере «здоровому и болящему». Кроме того, что Соборование совершалось над отдельными лицами, производилось общее Маслопомазание в определенные дни года…[2]».

Вероятнее всего эта традиция первоначально имела своим источником помазывание родственников болящего (это отражено в древнейших рукописях), над которым совершался чин. Далее под это была подведена богословская база о Елеосвящении как особом покаянном чине, что логически возможно было вывести их послания ап. Иакова(Иак. 5:4-15). Одновременно и соединение чина с Литургией (на проскомидии которой освящался елей, а в конце службы — совершалось помазание больного), предварение его Вечерней и Утреней, в Х–ХVвв., превращало его в некоторой степени в общецерковное богослужение, к молитве которого стали причастны все прихожане. Заключительным этапом явился перенос общего Елеосвящения на Страстную седмицу, органично подходящую для покаяния.

Традиция общего Елеосвящения просуществовала на Руси до середины XVII века, а в крупных соборах до 1917г, в Греческой Церкви оно сохранилось до нашего времени. Следует отметить, что это традиция богослужения только Великого Четверга, она предполагает лишь одно помазание (и без произнесения молитвы таинственного помазания) и понимается догматистами и литургистами как священнодействие не аналогичное Таинству Елеосвящения. Например, протоиерей Михаил Булгаков в Настольной книге священнослужителя, указывает, что Соборование, совершавшееся в Великий Четверг, не нужно понимать как Таинство.

Святейший Патриарх Алексий говорил по этому поводу следующее: «в течение не только Великого, но и всех остальных постов устраиваются еженедельные общие Соборования. Продиктовано это чаще всего отнюдь не духовными потребностями прихожан, а жаждой получения дополнительных доходов, чтобы было больше народу, соборуют не только больных, что предусмотрено чинопоследованием при Таинстве Елеосвящения, а всех подряд, в том числе и маленьких детей»[3].

Вот как об этом пишет протоиерей Владимир Воробъёв: «Сейчас, как мы знаем, Великим постом, а в некоторых местах постоянно, совершается это таинство над множеством людей, которые приходят без разбора, — и больные, и здоровые, и взрослые, и дети. Бывает, собирается 700-900 человек, полный храм. Людей ставят рядами, настоятель обычно начинает быстро читать чинопоследование, а остальные священники ходят по рядам и мажут всех, не останавливаясь и нисколько не согласовывая свои действия с чтением чина таинства. Очень часто из-за большого числа желающих собороваться священники не успевают помазать всех, пока читается чин, и ограничиваются двумя-тремя помазаниями… Такое совершение таинства иногда, к сожалению, производит довольно тяжелое впечатление… Должен быть один больной и семь священников, а не 700 больных и один священник. Нужно, чтобы таинство совершалось в тишине и благоговении, в сосредоточенной молитве над болящим, когда действительно просят об исцелении этого болящего, потому что он тяжко страдает. А не так, что приходят все, кто попало, и неизвестно зачем, просто потому, что сказали: надо пособороваться…. Тут мы видим одну важную проблему. Удивительно серьезное, таинственное совершение соборования на дому над болящим часто дает чудесное исцеление болящему, когда соберется много священников, и они усердно молятся. Все это может потеряться в погоне за деньгами и за «охватом», и часто так получается»[4].

Ещё одной практической сложностью при общем Соборовании является прочтение имён всех участвующих в Таинстве людей. При 50 участвующих, это составит чтение в общей сложности 700 имён.

Возникшая в конце XX в. традиция общего Таинства Елеосвящения (не только для всего прихода, но и всех невоцерковлённых желающих, при которой тяжелобольных может и не быть вовсе) с обычным чинопоследованием, не имеет оснований в истории Церкви и порождает в народе магическое восприятие Церковных Таинств.

Более подробно вопрос общего соборования рассмотрен в статье "Общее соборование - история смещения смысла": http://pravoslavie.ru/108661.html

4) Кто подлежит соборованию: тяжело больные или нуждающиеся в телесном укреплении, покаянии или прощении забытых грехов?

«По свидетельству отцов и учителей Церкви, уже с первых веков христианства это таинство совершалось над кающимися и было одним из средств присоединения к Церкви тех, кто отпал от нее по причине тяжести своих грехов. Как писал еще в III веке Ориген, «существует отпущение грехов... через покаяние, когда грешник омывает слезами ложе свое... В этом исполняется то, что говорит апостол: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя... » (Гомилии на Книгу Левит, II. 4)... Святитель Симеон Солунский свидетельствует, что в его эпоху — начало XV века — в Византии «всякому, впавшему в грехи и исполнившему правило покаяния, готовящемуся к приобщению [Святых Таин] и получившему прощение от [духовного] отца», грехи оставлялись «через священнодействие и помазание Елеосвящения, как пишет [Иаков,] брат Господень» (Вопросоответы Гавриилу Пентапольскому, 72)[5].
Таинство Елеосвящения в прежние века являлось формой примирения с Церковью людей, исполняющих пожизненную епитимью и восстанавливающих церковную правоспособность только перед смертью. В настоящее время эту традицию можно считать лишь литургическим памятником.

«163 правило Номоканона при Большом Требнике запрещает помазывать здоровых людей. Интересно, что об этом говорят дореволюционные грамоты, которые выдавались священникам. В них говорилось о том, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека»[6]. Аналогично и русские догматисты запрещали совершать это Таинство над телесно здоровыми. Таким образом мы видим, что российская практика отличалась в этом вопросе от иерусалимской и греческой.

Запрет на совершением Таинства над явно здоровыми людьми был столь строг, что елеосвящение не совершалось даже над лицами, осуждёнными на смерть, отправляющимися на войну или в опасное путешествие[7].

Приведу мнение священника Александра Глебова: «Весь чин Таинства Соборования ориентирован на человеческий недуг, на человеческую немощь и болезнь, и если у человека нет такой болезни, то совершение Таинства Соборования неправомерно. Если человек здоров, то он должен прийти и на исповедь, а после исповеди причаститься Святых Христовых Таинств, в которых мы получаем, и прощение грехов, и исцеление души и тела, и становимся наследниками вечной жизни с Богом. Вот это позиция и Святейшего Патриарха и нашего священноначалия и многих из моих собратьев по алтарю Господнему. Я хочу, чтобы это позиция была донесена до наших прихожан и Соборование все-таки было осмысленным, потому что это церковное Таинство, а не магическое действие»[8].

Желающие могут ознакомится с молитвословиями Таинства Елеосвящения и обратить внимания на такие прошения: «воздвигни его от одра болезненного и от ложа озлобления (страдания)», «елей сей вчини в цельбу, в пременение недуга, и язи», «уврачуй его язвы неисцельныя, всякий же недуг, и всякую язю, даруй ему душевное исцеление», «подаждь врачевание, и пременение тлетворныя болезни»...

Также прошу обратить внимание на преамбулу к молитве при возложении Евангелия на голову болящего: После же этого больной, принимающий Елеосвящение, если может, сам входит в среду священников и стоит, поддерживаемый родными, или сидит. Если же не может встать, священники сами окружают его, лежащего на постели. В ней недвусмысленно говорится о том, что состояние здоровья участника этого Таинства таково, что он в лучшем случае может стоять, поддерживаемый родными.

Современное развитие медицинской диагностики может ввести в круг соборуемых тех, кто пока ещё передвигается без затруднений, но уже болен тяжёлой болезнью (например, раком), которая вскоре прикуёт его к постели. Также приемлемо соборование перед хирургической операцией. Совершение Таинства Елеосвящения над такими больными представляется вполне уместным.

Таким образом, неверно считать, что только участие в Таинстве Соборования может духовно и телесно исцелить христианина. Его задача – в первую очередь вернуть человеку возможность посещать храм. Главным же церковным Таинством на все времена является Таинство Евхаристии. Оставление грехов подаётся в Таинстве Покаяния.

5) Прощаются ли в Таинстве грехи и какие?

Из понимания того, что причина болезни – грех, существуют два основных мнения: прощаются все грехи, прощаются только забытые грехи. По словам прот. Алексия Уминского, "в Таинство Соборования вкралось понятие индульгенции".

Священник Евгений Горячев: «Если я свой грех осознаю, на какой бы стадии своего духовного развития я не был, я обязан его высказать. Если я что-то забыл, не стоит мне переживать на это счет. Если Богу будет угодно, он напомнит мне об этом грехе. Поэтому человеку в здравом уме и трезвой памяти прибегать к этому Таинству для того, чтобы грехи, которые он не помнит, снялись бы, очень неправомочно. Чтобы не было соблазна видеть в Соборовании некий аналог исповеди, который отпускает человеку грехи, апостол Иаков прибавляет: «исповедуйте друг другу прегрешения». Исповеди в нашем понимании еще нет, но чтобы не было желания прощать получение грехов через вот такое магическое действие елеосвящения, апостол Иаков напоминает эту необходимость личного покаяния. И вот эти тезисы, на мой взгляд, ключевые, несмотря на то, что чинопоследование очень изменилось»[9].

Любая болезнь является следствием первородного греха прародителей, последствия которого мы несём. Что же касается личных грехов, то некорректно ставить жёсткую зависимость, прямую связь между личными грехами и болезнью, иначе все праведники отличались бы отменным здоровьем, а наши храмы были полны людей, которые несомненно бы заметили, что Церковь гарантирует своим членам здоровье. Кроме того, мы не можем исключать промысл Божий: попущение телесных немощей и страданий ради смирения человека. Болезнь – одно из следствий первородного греха, но далеко не всегда греха личного.

Обратим внимание на слова апостола Иакова "и если он соделал грехи". Понятно, что любой человек соделывает грехи. Вероятнее всего здесь имеется в виду случай, когда именно личные грехи стали причиной болезни и человек их осознаёт и раскаивается в них (о покаянии говорит следующий стих Послания Иакова: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак.5:16)).

Молитва при возложении Евангелия на голову болящего ещё раз подтверждает высказанную выше мысль о том, что Соборование является способом воссоединения с Церковью невольно отпавших по болезни. Вот фрагмент этой молитвы: Сам и раба Твоего [или рабу Твою] (имя), кающегося [или кающуюся] в своих собственных согрешениях, прими с обычным Твоим человеколюбием, не взирая на все его [или: её] падения.

Митрополит Макарий (Булгаков) по этому поводу замечает: "Oриген как бы не отделяет здесь елеосвящения от покаяния и говорит об одном непосредственно после другого; но это, без сомнения, потому, что и в древности елеосвящение совершалось, как доныне совершается, после покаяния и вслед за ним как бы нераздельно" (Православно-догматическое Богословие. Том 2).

Прощаются ли больному, участвующему в Таинстве Елеосвящения (Соборования) забытые грехи? Прощаются не только забытые, а вообще все, если после Соборования человек участвовал в Таинстве Покаяния. Митр. Иларион Алфеев:
"Если человек не утаивает грехи сознательно, если исповедь приносится им искренне, чистосердечно, с намерением исправиться, ему прощаются все грехи: и те, которые он назвал, и те, о которых забыл, и те, которые он сам в себе не замечает. Однажды на лекции в Московской духовной семинарии я высказал эту мысль – о том, что грехи на исповеди или все прощаются, или все не прощаются, а третьего (то есть какого-то частичного, неполного прощения) не дано. Один семинарист очень резко возразил мне, сказав, что он “поднимет творения всех Святых Отцов”, чтобы доказать обратное, а именно, что прощаются только названные на исповеди грехи. Он полгода работал в библиотеке, а потом пришел ко мне и сказал: "Вы были правы: прощаются все грехи".

В принципе достаточно внимательно прочитать молитвы священника, читаемые на исповеди. Разрешительная молитва: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имя), вся согрешения твоя. И аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Итак, не стоит верить суевериям, про какое-то магическое прощение забытых грехов при Соборовании. В Церкви есть Таинство Покаяния, но нет "таинства прощения перечисленных грехов".

Справедливости ради следует добавить, что само чинопоследование Елеосвящения и болезнь, приковавшая человека к постели, способствуют его покаянному настрою, помогающему осознать забвенные грехи (на которые человек мог просто не обращать внимания, будучи здоровым) и осознанно раскаяться в них. Автоматическое же, неосознанное покаяние противоречит самой его сути.

6) Неоднократное соборование в течение одной и той же болезни.

Согласно Православной Энциклопедии «соборование в одной и той же болезни, продолжающейся непрерывно, большинство богословов вслед за свт. Петром (Могилой) запрещают. В Требнике Петра Могилы указано, что на протяжении одной болезни соборуются один раз. Если болезнь хроническая и человек не получает в Таинстве Елеосвящения исцеление, то в следующем году с этой болезнью он собороваться не может.

Однако свт. Филарет (Дроздов) писал в письме архимандриту Иоанникию, наместнику Чудова монастыря, что совершение Елеосвящения всегда благотворно и не может ограничиваться случаями тяжёлой болезни и близости смерти и «едва ли когда может быть погрешительным». Считаю, что данная фраза могла иметь в виду не многократное совершение Таинства в одной болезни, а лишь тяжесть болезни.

7) Вопрос количества пресвитеров для совершения Таинства.

Требником предполагается, что Таинство должны совершать семь священников, что символизирует полноту Церкви. В современном Требнике[10] таинство Елеосвящения именуется как: «Таинство святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому».
Вероятнее всего такое установление произошло от обычая посещать клириками болящего в продолжение седмицы.

По словам священника Даниил Ранне: «Если мы будем рассматривать с этого периода, то увидим интересную традицию совершения этого Таинства Константинопольской Церковью в XI веке. Оно свершалось следующим образом. Приглашали семь священников к человеку, который хотел собороваться, и у него дома совершали Божественную Литургию. Следовательно, это не был заурядный человек, это был состоятельный по тем временам человек, потому что не каждый мог себе позволить иметь домовый храм. При совершении Божественной Литургии священники мазали больного маслом, над которым читали молитву. Семь священников подходили к нему, и с молитвами семь раз помазывали, при том молитву они выбирали себе сами. Было около двадцати молитв, которые они использовали. […] И это Таинство совершалось не в один день, оно совершалось на протяжении семи дней, когда священники семь дней подряд приходили, совершали Божественные Литургии, мазали болящего, весь его дом и людей, находящихся в этом доме. Но со временем, уже ближе к 13-14 веку, это Таинство сократилось, и его уже употребляли не семь дней подряд, а один день. Но сохранили число семь, потому что читали семь Евангелий, и было семь помазаний, и семь молитв, которые читали над больным человеком»[11].

В настоящее время совершение Таинства семью священниками возможно лишь в крупных соборах или для членов Церкви, которые близки большому числу священников.

Можно считать данное число лишь библейским символом, но не обязательным элементом чинопоследования. В Новой скрижали об этом сказано так: «В крайней нужде один священник, совершающий таинство елеосвящения, совершает его силою всей Церкви, которой он есть служитель и которой лице в себе представляет: ибо вся власть Церкви содержится во едином священнике»[12].

8) Можно ли совершать Елеосвящения над больными, которые находятся в бессознательном состоянии или при смерти?

Так как нельзя причащать больного без сознания, то есть мнение, что для подобного случая и существует Соборование.

В современной практике далеко не каждый священник пойдёт соборовать неизвестного ему человека в бессознательном состоянии. Как правило, делаются исключения для своих духовных чад и тех (главным образом воцерковлённых христиан), кто засвидетельствовал желание собороваться перед тем, как впал в бессознательное состояние. Такой подход следует в этом вопросе синодальной практике, допускающей совершение Соборования в случае, если «больной прежде выражал желание принять таинство, если не словом, то каким-либо знаком – движением рук или глаз показал своё сердечное сокрушение и раскаяние в грехах»[13].

Таким образом, важна воля самого больного, вполне возможно, что он уже не желает бороться за своё физическое существование, а хотел бы отойти ко Господу. В данном случае, вместо того, чтобы просить Господа восставить человека от болезни и надеяться на прощение его грехов, целесообразно (если он ещё в сознании), исповедать и причастить его, а затем прочесть Канон на разлучение души от тела.

Отношение к Елеосвящению, как посмертному помазанию, характерное для латинского схоластического богословия, благодаря просветительской работе, ныне уже ушло в прошлое.

Последование Елеосвящения над умершими, известное по греческим и славянским рукописям XV-XVI веков, полностью вышло из употребления, будучи объективно подвергнуто запрету в XVII в. (164 правило Номоканона при Большом Требнике).

9) Возможно ли соборование женщин в период месячного очищения?

Протоиерей Максим Козлов: «Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству»[14]. Чуть позже им же сделана оговорка: «я думаю, если речь идет о ситуации, когда храм единственный и в реальной досягаемости других нет, а Соборование совершается только раз в году, нахождение в женской немощи не может быть препятствием к тому, чтобы прибегнуть к Таинству. Впрочем, благоразумнее будет заранее поговорить об этом со священником в храме, где Соборование совершается»[15].

Есть и противоположные мнения. Иерей Олег Анохин: «Что же касается конкретного таинства соборования, то в этом случае мы можем вооружится прямым примером из Святого Евангелия - тем случаем, когда кровоточивая т.е. постоянно находящаяся по иудейским обычаям в нечистоте женщина, дерзнула прикоснуться к самому Спасителю и через это получила исцеления. Я также рекомендую вам взять пример с дерзновения этой женщины и смело приступить к соборованию не взирая на женские циклы и все мысли обращая только к Богу и Его милосердию»[16].

Священник Константин Пархоменко подробно рассмотрел эту проблему применительно к Евхаристии в своей работе «О так называемой женской нечистоте».
Вывод, который он делает, сводится к тому, что соборного мнения по данному вопросу нет, хотя есть и весьма авторитетные мнения святых отцов, но всё же это не каноны Церкви. Его личное мнение, с которым сложно не согласиться, прочитав статью: «не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание - оскверняет человека лишь грех»[17].

10) Вопрос взятия участниками таинства остатков масла (или же специально принесенного для освящения масла) после совершения священнодействия домой для помазания им и использования его в пищу.

Наличие такого обычая в современной Церкви можно объяснить сходством ее с раннехристианской практикой освящения елея для использования в домашних условия. Однако в древней Церкви это был специально освященный для этого елей. Наличие подобной практики, связанной с Таинством Елеосвящения сложно оправдать, т.к. не имеется исторических и догматических тезисов в её защиту. Акцент в данном случае, вольно или невольно смещается на масло, а не на молитву и надежду благодатной помощи от Бога, особенно у людей малоцерковных.

Ещё один аспект затрагивает священник Евгений Горячев: «Имеет ли право человек, участвовавший в Соборовании, отдавать масло, принесенное из церкви, человеку, который в этом Таинстве не участвовал, но который просит его об этом? Для меня это и по сей день вопрос открытый. Потому что поделиться святой водой с кем-то, придя из церкви 19 января, это одно, а другое - поделиться маслом, которое дано именно тебе, поскольку ты назвал себя больным, ты участвовал в этом Таинстве, ты молился. Отдавать человеку, который не молился? Конечно, сила веры велика, но я все-таки предпочитаю говорить прихожанам, что это именно ваше масло, подразумевая отсечение от употребления этих материй теми людьми, которые не хотят духовно трудиться»[18].

***​

В заключении хочу сказать, что исторически происходила определённая эволюция взглядов на Таинство Елеосвящения и наше время позволяет делать взвешенные выводы, основанные на длительном историческом опыте и его последствиях. В частности хотелось бы выразить удовлетворение о том, что неоднозначные пастырско-литургические вопросы совершения Таинства Елеосвящения в последние годы не только обсуждаются на семинарах и конференциях, но и находят соборное решение. 16 октября 2012 года состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, которая утвердила окончательную редакцию документа «О чинопоследовании Елеосвящения»[19], давшего ориентиры по ряду рассмотренных в данной работе вопросам. Несомненной заслугой работы Межсоборного присутствия является также разработка сокращенного чина Елеосвящения для экстренных случаев: Последование святаго елеа, совершаемое поскору.

Рекомендую небольшой фильм, рассказывающий о Таинстве Соборования:

***​

[1] Ткаченко А. А. Вещества таинств // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 99.
[2] «Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви» («Даниловский благовестник», М., 2007)
[3] http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/05/01-05/04.htm
[4] Прот. В. Воробъёв. Конспект лекций. https://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva#n22
[5] http://www.patriarchia.ru/db/text/2674617.html
[6] Соборование. Кому и зачем необходимо Таинство Елеосвящения? беседа на радио "Град Петров". https://azbyka.ru/soborovanie-komu-i-zachem-neobxodimo-tainstvo-eleosvyashheniya
[7] См. статью «О тайне елеосвящения» в Требнике Петра Могилы (киевское издание 1996 года, воспроизводящее издание 1646 года там же. С. 445).
[8] См. сноску 5.
[9] См. сноску 5.
[10] Требник, ООО СПИФ «Библиополис», 2008. ISBN 978-5-7435-0273-8. Стр. 137.
[11] Соборование. Кому и зачем необходимо Таинство Елеосвящения? беседа на радио "Град Петров". https://azbyka.ru/soborovanie-komu-i-zachem-neobxodimo-tainstvo-eleosvyashheniya
[12] Новая Скрижаль: Объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных
[13] Забелин П. П. Права и обязанности пресвитеров по основным законам Христианской Церкви и церковно-гражданским постановлениям Русской Церкви. Часть I… С. 269.
[14] Таинство Соборования в вопросах и ответах, священник Максим Козлов, http://www.taday.ru/text/28672.html
[15] http://www.taday.ru/vopros/20313/179397.html
[16] Иерей Олег Анохин отвечает: http://odigitriya-hram.ru/vopros_svjashhenniku/page/4
[17] https://azbyka.ru/parkhomenko/o-tak-nazyvaemoj-zhenskoj-nechistote.html
[18] См. сноску 5.
[19] http://www.patriarchia.ru/db/text/2549573.html
  • Like
Реакции: 3 человек

Комментарии

Спасибо, Кирилл. Вы затронули очень важную тему. Меня всегда смущало огромное количество народа ( в отличии от Литургии) на соборованиях в храме. Это превратилось в какую-то магию, люди даже не понимают, что происходит, толпа спешит в храм, расхватав рис и масло по окончании таинства "счастливые" уходят до следующего года.
 
Я давно посещаю храм, много раз участвовала в соборовании, хотя особых болезней не было. Но в этом году, вот парадокс, не могу участвовать в соборовании.
Причина - болезнь,очень сильно стали болеть ноги.
Увы, это таинство в нашем храме не для больных. Начинается после литургии, идет очень долго, а сидеть негде,от боли и усталости молиться невозможно.
Поэтому хоть статья ваша и хороша, но в наших храмах далеко не каждый здоровый выдержит это, не то что больной.
 
Хотелось бы дополнить статью:

Цитата из Православной энциклопедии, Т.18, С.329-334, которая приводит мнения различных лиц о Соборовании или Елеосвящении (сокращенно Е.):
"Все православные богословы однозначно говорят о том, что таинство подается болящим, но не только тем, которые находятся при смерти. Отлученные от причастия и еретики к участию в таинстве не допускаются.
Совершать Е. над телесно здоровыми людьми русские догматисты запрещают — или безоговорочно (как, напр., свт. Петр (Могила)), или с исключением одного лишь Великого четверга, когда по традиции в больших соборах и мон-рях совершался чин общего Е. (собороваться здоровым в Великий четверг в память Страстей Христовых дозволял, напр., свт. Димитрий Ростовский; см.: ЦВ. 1896. С. 29). Так, архиеп. Филарет (Гумилевский) указывал, что таинство не совершается над неверующими, здоровыми, младенцами и нераскаянными грешниками, а митр. Макарий (Булгаков) писал, что оно «предназначено для христиан только больных, и больных тяжело...» (Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 471).
Следует отметить, что сам чин общего Е. в Великий четверг понимался догматистами как священнодействие, нетождественное Е. Так, вслед за Ж. Гоаром исследователь чина и богословия Е. прот. Михаил Архангельский и составитель «Настольной книги священно-церковнослужителя» С. В. Булгаков не считали общее Е. таинством.
Прот. М. Архангельский высказывал т. зр., что таинство Е. не может совершаться и над приговоренными к смертной казни, хотя бы они и были тяжело больны, поскольку их смерть неизбежна (Архангельский. 2001. С. 85), а для бесноватых считал необходимым совершать не Е., а Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых и стужаемых (Там же. С. 108-109). Прот. М. Архангельский высказывал сомнение даже в допустимости совершения таинства Е. над стариками, поскольку к смерти им следует готовиться иным образом — молитвой, постом, исповедью и Причащением (Там же. С. 87-90)...

Статья А.Л. Дворкина Прощаются ли в таинстве Соборования забытые грехи?
Мы принимаем как данность, что Соборование дает исцеление и прощение забытых и неосознанных грехов, но стоит над этим подумать: откуда, собственно, это мнение берется, почему мы так думаем. Понятно, что исцеление предполагает исцеление как телесное, так и духовное, но откуда такая фиксация на забытых и нераскаянных грехах?

Очевидно, это связано с формализацией богословия и влиянием Запада. Западное богословие подразумевает, что человек должен дать отчет за каждый грех вне зависимости от того, помнит он его или не помнит. Он должен понести наказание за каждый грех, и тогда будет соблюдена божественная справедливость. Для православного богословия такая формализация никогда не была характерной.

Также очевидно, что соборование — одно из наименее понятых Таинств. Обычно в народе оно воспринимается как Таинство предсмертное, так как в древности соборовали именно тяжкоболящих людей. Знание того, что это Таинство совершается над умирающим, привело к мысли о забытых грехах, и в этом, конечно, чувствуется католическое влияние: человек хочет умереть полностью чистым, чтобы не осталось ни одного «непрощенного» греха. Так же русские князья перед смертью принимали монашеский постриг, чтобы умереть с чистой совестью. Именно отсюда такая фиксация на забытых грехах, неоправданная боязнь человека церковного, который ходил на исповедь и причащался, что вдруг есть грехи, которые он не помнит.

Можно сказать, что в этом проявляется наше недоверие Богу, ведь понятно, что Господь не по счетам считает наши грехи. Люди же молятся, чтобы Господь открыл им их грехи… Если на нас висит какой-то грех, которого мы не помним, и нам важно его вспомнить, то Господь напомнит. Покаяние — это не перечисление грехов, это метаноиа, то есть полная перемена ума, переход от невозможности не грешить, через возможность не грешить, к невозможности грешить. Господне милосердие больше, чем наше формальное воспоминание. Если рассматривать вопрос в этом аспекте, то, наверное, понятие о прощении забытых грехов появилось достаточно поздно и прямого отношения к Таинству Соборования не имеет.
Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ»
№74, март 2009


Выдержки из книги митр. Илариона (Алфеева) "Православие":
Молчание восточно-христианских авторов относительно Таинства елеосвящения некоторые исследователи объясняют, во-первых, тем, что древние отцы «имели мало поводов говорить о Таинстве елеосвящения, которое сообщалось не в церкви при торжественном богослужении, а в частных домах».

Местом совершения Таинства елеосвящения, если следовать указаниям апостола Иакова, должен служить дом больного («болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров»). Однако существуют многочисленные свидетельства о том, что Таинство — по крайней мере, начиная с IV века — совершалось также и в храмах. Возникновению этого обычая способствовало устройство больниц при храмах в VI-VII веках....
С исчезновением в XIII веке обычая строить больницы при храмах разрывается и связь между елеосвящением и богослужением. Евхологии последующего времени указывают храм и частный дом в качестве двух возможных мест совершения Таинства.

Елеосвящение совершалось и на Востоке, и на Западе над тяжелобольными, в том числе и над смертельно больными. На Востоке помазание смертельно больного совершалось с надеждой на исцеление. На Западе же начиная примерно с X века утвердился взгляд на елеопомазание как на последнее напутствие умирающего в жизнь вечную...
Лишь в XX веке Католическая Церковь частично отказалась от средневекового понимания елеопомазания как последнего напутствия. В современном Катехизисе Католической Церкви о елеопомазании говорится, что оно преподается «опасно больным» и что оно «не есть только Таинство умирающих». По словам Катехизиса, «уместно принять Таинство елеопомазания накануне серьезной операции». Однако «время для его принятия несомненно приходит уже тогда, когда верующий начинает находиться в смертельной опасности по болезни или старости». Если оно предназначено для тяжелобольных, «то оно тем более предназначено тем, кто находится на грани ухода из этой жизни».

Некоторые полагают, что в Таинстве елеосвящения прощаются забытые грехи. Однако такое понимание не вытекает ни из чинопоследования Таинства, ни из богословской традиции Восточной Церкви. Что касается забытых грехов, то они, как говорилось выше, прощаются в Таинстве исповеди. Что же касается прощения грехов в Таинстве елеосвящения, то оно обусловлено не необходимостью восполнить исповедь, а скорее сознанием того факта, что исцеление души не менее важно, чем исцеление тела: без первого не может произойти последнее. Именно потому молитва об исцелении от болезни сопряжена с прошением об отпущении грехов.
Возможно ли совершение Таинства елеопомазания над здоровыми людьми? Однозначно на это ответить нельзя. С одной стороны, все чинопоследование Таинства показывает, что оно должно совершаться над тяжело больным человеком, чье здоровье и сама жизнь находятся в серьезной опасности. С другой стороны, в богословской и литургической литературе начиная с X века неоднократно упоминается — в том или ином контексте — возможность помазания здоровых людей, присутствующих при помазании больного. В греческой рукописи 1027 года говорится, что наряду с больным Таинство могут принять его домочадцы.

Несмотря на то что свидетельства о практике совершения Таинства елеосвящения над здоровыми и о практике «общего соборования» встречаются достаточно рано, ни тот, ни другой обычай нельзя признать соответствующим смыслу Таинства. Более того, если священник перед помазанием больного помазывает сам себя, это не значит, что он совершает Таинство елеосвящения одновременно и над самим собой. Такое действие может быть объяснено распространенным в Православной Церкви представлением (отраженным и в словах чинопоследования некоторых Таинств) о том, что совершение Таинства над тем или иным членом Церкви может быть полезно и для самого совершающего. То же следует сказать и о помазании домочадцев больного: они могут быть помазаны освященным елеем один раз перед совершением Таинства над больным или, наоборот, по окончании Таинства. В таком случае помазание будет означать благословение Церкви (подобное тому, которое преподается при помазании елеем на всенощном бдении), а не совершение полного Таинства елеосвящения над каждым из присутствующих.

Цитата из книги "Введение в Литургическое Предание", Малков П.Ю., Изд-во ПСТГУ, 2014 - 347 с.
"... как бы мы не оценивали с точки зрения древнего Церковного Предания идею о прощении Богом в Соборовании забытых прегрешений - Елеосвящение ни при каких условиях не может считаться неким универсальным священнодействием, способным освободить нас от всех без исключения изгладившихся из памяти грехов. Вместе с тем, здесь следует помнить и о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния (равно как и с Таинством Евхаристии), при этом, безусловно, имея явно покаянный характер, ибо оно ведёт человека к исцелению от властвующего над ним рабства греху. Именно в этом смысле Таинство Елеосвящения и приводит человека к отпущению грехов". (Стр. 190).
https://azbyka.ru/vvedenie-v-liturgicheskoe-predanie-tainstva-pravoslavnoj-cerkvi
 
Последнее редактирование:
К сожалению, в понимании некоторых прихожан Таинство Елеосвящения в некотором отношении способно восполнить якобы имеющуюся недостаточность и даже подменить собою такие важнейшие христианские священнодействия, как Таинство Исповеди и Евхаристии. Случается, что в рамках ещё более извращенной интерпретации уже само Таинство Евхаристии воспринимается неким придаточным дополнением к Таинству Соборования. Таким образом, вместо того, чтобы видеть «недейственность» или «нерезультативность» Таинства Тела и Крови в собственном недостоинстве, эти люди созерцают его в Богоустановленном Таинстве. Отсюда и стремление решить данную проблему арифметически или даже магически: один ритуал хорошо, а два — лучше.

Отметим, что Таинство Елеосвящения, как это и отмечено в Священном Писании, действительно способствуют оздоровлению не здорового, а немоществующего. Однако всё же, к вопросу об оценке личного «здоровья-нездоровья» и средствах к исцелению уместнее подходить не самостоятельно, а опираясь на более опытного христианина — духовника...

Спаси Господи, Кирилл, за статью! Вы подняли очень актуальный и важный вопрос. С уважением, Леонов А. М.
 
Последнее редактирование модератором:
Магизм ширится, растет заболевание...
Как-то после очередного масcового соборования подходит ко мне молодая дама и, потупив глаза, смиренно просит:

- Свечные огарки можно взять?

Я поинтересовался с какой целью..

- Мне сказали, что их нужно съесть, чтобы скорее поправиться.... !!!

Так ритуальные "огарки" вытесняют Исповедь и Причастие :(
 
Спасибо большое, Кирилл за статью! Я даже не знала таких подробностей и записалась на соборование на субботу. Теперь и не знаю, идти или нет?
 
Людмила Л написал(а):
Я даже не знала таких подробностей и записалась на соборование на субботу. Теперь и не знаю, идти или нет?
Людмила, увы, советов из духовной области давать не могу. Я просто предлагаю выстроить иерархию Церковных Таинств, гда на первом месте Евхаристия "во оставление грехов и в жизнь вечную: во освящение, и просвещение, крепость, исцеление, и здравие души же и тела"...
 
..."Я даже не знала таких подробностей и записалась на соборование на субботу. Теперь и не знаю, идти или нет?"...

Уже столетия люди ходят на Таинство Елеоосвящения ( по любви к нам Церковь разрешает один раз в год приступить и здоровым людям к нему), а кто-то подвергает сомнению это спасительное средство.
Неужели не благодатно для ОТНОСИТЕЛЬНО здорового человека, для его души (а кто может похвастаться здоровьем своей души?), участие в Богослужении, на котором читается 7 Евангелий, читаются другие молитвы, а батюшки с любовью помазывают нас освященным елеем? Неужели в это время лучше лежать на диване, смотреть сомнительные сериалы или ссориться со второй половиной?
Кирилл, простите меня, но нужно с осторожностью делать какие-то выводы, касающиеся Церковной жизни. Ведь можно повлиять на совсем неокрепшего человека, направить его на неверный путь. И как можно вот так писать о Церкви, что у них одна забота- выкачивание денег за Таинство. И так о Церкви говорят и пишут не весть что, а тут еще мы-"верные", добавляем негатива. Простите меня еще раз. Я не собиралась ничего писать, но вопрос этой женщины меня взволновал.
Валентина.
 
Валентина, я понимаю Ваше волнение, но жаль, что Вы невнимательно прочитали статью... То, что совершалось раз в год - это не Таинство Елеосвящения.
Рекомендация здоровым людям Причащаться - это неверный путь, Валентина? Лучше считать, что телесное здравие подаётся исключительно при Соборовании?
Для души любого человека благодатно участие в любом богослужении, я лишь призываю не профанировать Таинство Елеосвящения, а осознавать для кого оно в первую очередь установлено. Следуя Вашей логике, можно для телесного здравия и панихиды служить, ведь они также благодатны и для здравствующих участников, там и Евангелие читают. А освящённым маслом на молебнах помазуют, чем они "хуже"?

Вы считаете, что Святейший Патриарх Алексий был не прав, когда говорил о мотивах массового совершения Таинства для всех без разбора? Я не дерзаю так утверждать.
 
Кирилл, спасибо за статью.

Меня затронула та часть вашего небольшого исследования, которая говорит о нежелательности соборования более одного раза при несении хронической болезни. Вспомнила письма архимандрита Иоанна (Крестяьянкина), в которых он настоятельно рекомендует таковым тяжело больным "собороваться ежегодно" для получения сил в несении болезни... Так, например, он пишет: "Эпилепсия не лечится. А облегчить болезнь можно ежегодным соборованием и частым причащением" (С) При этом понятно, что Таинство Соборования не заменяет таинство Причащения.

Болезней же, разрушающих тело медленно, так много... Скажем, есть болезнь (не онкология), которая обычно приводит к смерти за 10-15 лет. Как быть в таком случае? Собороваться при ее диагностировании или уже при смерти? Или в середине болезни? Кто определит середину? Или собороваться только молодым, а старикам как вы пишете "выбирать кончину"?

Как быть, если отступает одна болезнь смертельная болезнь и подступает другая? Приступать к таинству с новым диагнозом?

Вопросов статья вызвала больше, чем дала ответов... Хотя, конечно, хорошо, что они появились. Спасибо.

Ну и напоследок. Думаю, что в каждом конкретном случае вопросы эти решаются индивидуально по совету со священником.

Е.А
 
Благодарю за вопрос!

Если Соборование требуется наряду с Причащением для "получения сил в несении болезни", то получается, что Причастие Тела и Крови Господних не даёт сил, или даёт недостаточно и их требуется восполнить Соборованием? Если соборование не ставит своей целью излечение прикованного к постели больного (как у апостола Иакова) с целью его возвращения в церковную общину, то практически любое его объяснение выглядит несколько нелепо.

Собороваться при ее диагностировании или уже при смерти?
Думаю, что при диагностировании, ведь рано или поздно она прикуёт человека к постели.

Приступать к таинству с новым диагнозом?
Если и новая болезнь не позволит посещать храм Божий, то несомненно.

Несомненно, все Таинства Церкви благодатны для человека, через каждое из них изливается на нас Божественная благодать. Любой участвующий в Таинстве Елеосвящения, больной или здоровый, может опытно подтвердить его исцеляющее для души действие. Я не считаю, что возможно искусственно провести демаркационную линию между Таинствами, мол, в Таинстве Покаяния грехи прощаются, а в Таинстве Елеосвящения нет. Ведь и при целовании иконы с покаянным чувством Бог может прощать какие-то наши грехи, и при покаянной келейной молитве. Также и воспринимать благодать Духа Святого мы можем в разных ситуациях. Но всё же каждое из Таинств имеет свою основную цель.
 
Последнее редактирование модератором:
Спасибо, Кирилл, за полезную тему!
И как раз во время, у нас в храме сегодня Соборование, поразмыслив, я не пошла, хотя намерения были.
Да, есть проблемы со здоровьем, но не настолько тяжелые, вполне можно дойти до храма. А самое главное, где же вера наша в Таинство причащения?
 
Последнее редактирование модератором:
Читатели задают вопрос: с какой же целью в некоторых храмах проводится общее массовое Таинство Елеосвящения?
Мне видятся две причины:
1. Традиция. Пастыри просто привыкли и не хотят менять привычный им богослужебный ритм.
2. Миссионерские цели. В этом таинстве обычно участвует много невоцерковлённых людей, пришедших с магическими целями (без труда и раскаяния очиститься от грехов, укрепить здоровье). Проповедь и объяснение необходимости прийти на Исповедь в ближайшие дни, приводят некоторых из них в храм, помогают войти в Церковь.
 
Спасибо просто огромное за статью! Но! Учитывая что статья 2013г., не могли бы Вы продолжить тему? Или переиздать статью дополненную и исправленную? Ведь за это время наверняка что-нибудь новенькое накопали? Ещё раз спасибо, очень нужная работа!
 
Александр, я вносил правки в статью после ее опубликования, кроме того, комментарии можно считать приложением к ней.

1. Ещё ссылка: http://test.trinity-church.ru/inter/obsuzhdenie/soborovanie.html

2. Цитата. Павел Мейендорф — профессор кафедры литургического богословия, автор книги о Таинстве Елеосвящения: Совершать частое соборование для всех — это злоупотребление. Все же елеосвящение — таинство для больных. На приходах было бы очень хорошо совершать соборование каждый месяц, приглашать больных, молиться над ними, и при этом помазывать всех присутствующих. Можно один раз в году совершать такую службу для всех. Но если нет больных — зачем это делать?

3. Ещё цитата из книги прот. А. Уминского:
Однажды мне довелось слушать лекцию о. Иоанна Мейендорфа (1926-1992) о Соборовании. Он основательно изучал этот вопрос как византолог и догматист и рассказывал, что в древности к «болящему, на одре лежащему» человеку, который сам не мог ходить (подобно тому недвижимому человеку, которого четверо принесли в дом к Иисусу на исцеление), каждый день в течение недели приходили священники: в первый день один священник творил над ним молитву, помазывал маслом, читал над ним Евангелие, во второй день приходил другой священник, совершавший также все нужное. Так – до конца недели, а в последний день собирались все семь иереев и читали общую молитву о здравии этого недужного человека. То есть смысл Таинства Соборования не только в особой, усиленной, подвижнической молитве, а еще и в том, что Церковь приходит к немощному, Церковь выходит из здания храма для того, чтобы посетить болящего, как Христос идет за потерянной овцой.

Спаси Бог!
 
Последнее редактирование модератором:

Информация о записи

Автор
Кирилл
Просмотры
84.716
Комментарии
15
Последнее обновление
Сверху