Духовничество на Руси

Духовничество на Руси

Система духовничества пришла на Русь из Греции. Система, уже сложившаяся и проверенная временем. Ее основные особенности:
  • Исповедь совершается тайно – человек исповедуется перед священником, как перед свидетелем и наставником, поставленным на это служение Богом.
  • Духовник следит за нравственным поведением своих чад. Он вразумляет их словом, применяет епитимьи, отлучает, если это необходимо, от Причастия.
  • В деле пастырского окормления духовник руководствуется в первую очередь Уставом Иоанна Постника. Этот Устав четко регламентирует основы нравственной жизни христианина, указывает, какую епитимью давать в том или ином случае.
  • Самым удобным временем для подготовки к Причастию (так называемое говение) считалось время какого-нибудь продолжительного поста. Прежде всего – это, конечно, Великий пост. Благочестивые люди готовились и причащались 3 раза в году: в Великий, Петровский и Рождественский посты (4-й большой пост, приуроченный ко дню Успения Пресвятой Богородицы (август месяц), появляется на Руси в 14-м веке).
  • (Причащаться всего несколько раз в году, я уже не говорю про раз в год, – порочная практика, от которой в 19-м веке греки стали отходить. В России чаще причащаться стали благодаря призывам отца Иоанна Кронштадтского и других пастырей уже 20-го века.)
На Руси появляются и свои исповедальные особенности:
· Если в Греции исповедовали священники, получившие на это особое разрешение – духовническую грамоту от епископа, то на Руси право исповеди и духовничества было дано любому священнику.
· В Греции преимущественным правом совершать исповедь обладали священники, имеющие монашеский чин, – иеромонахи, игумены. У каждого был свой «духовнический округ», включавший несколько приходов. В дни Постов этот духовник объезжал приходы своего округа, чтобы совершить исповедь. Также миряне могли посетить духовника в удобное время в монастыре. На Руси все было иначе. Так как правом исповеди обладал любой рукоположенный священник (все равно – из монахов или из женатого духовенства), то духовные чада в удобное для них время могли посетить духовника, каждый какого хотел.
· Если в Греции право исповеди и духовного окормления имели и монахи, не имеющие священного сана (такая традиция существует до сих пор на Афоне), на Руси исповедовали всегда только рукоположенные священнослужители.

Великим счастьем было найти духовника образованного, духовного, мудрого. Такой человек знает каноны и правила церковные и применяет их к обстоятельствам жизни не механистично, а мудро, «с разумением».
Но таких батюшек и сегодня не много, не больше их было и в прежние времена. («Полон мир попов, – восклицает древнерусский автор, – но на дело Божие мало ся их обретает [мало их обретается. – рус.пер.]»).

Замечательным и очень показательным документом в этом отношении является памятник середины 12-го века «Вопрошание Кирика».
Кирик был новгородским иеромонахом. Человек пытливого ума и искренней веры, он вел беседы о духовной жизни и о духовничестве со своим выдающимся наставником, новгородским епископом Нифонтом (скончался в 1156 году). Эти беседы отец Кирик записал, и таким образом они дошли до нашего времени.
Кирик – грамотный человек (летописец), весьма начитанный в духовной и аскетической литературе (нечастое явление и для сегодняшнего дня), но его представления о духовной жизни основываются на законническом понимании многих вопросов. По его вопросам видно, как он узок во многих отношениях, доверяет разным басням и суевериям. (Отец Кирик активно пользуется книгами, которые, по словам его наставника еп. Нифонта, следует сжигать. Это так называемые «худые номоканунцы». Номоканон, свод законов, или правил, – книга, принятая как авторитетный свод канонических предписаний. Но среди книг, ходивших на Руси, были порченные номоканоны, или, как их называли в древней литературе, – худые. Они пришли на Русь из Греции, Болгарии, имели сомнительную историю происхождения. В этих номоканонах встречались вещи, противоречащие Православному преданию.)
Нифонт – человек исключительных знаний (владеющий еврейским и греческим языками), знающий святоотеческую литературу. К духовным вопросам владыка Нифонт имеет отношение, свободное от законничества и мудрое. Таким образом, эти вопросы и ответы уникальны тем, что показывают нам 2 типа подходов к духовным вопросам: один – законнический и узкий, другой – по-святоотечески свободный и мудрый.

Отечественный историк, профессор Московской Духовной Академии С.Смирнов, в своем замечательном исследовании «Древнерусский духовник» пишет, что в основе размышлений отца Кирика лежит представление о том, что между Богом как абсолютной чистотой и святыней и человеком – существом нечистым, грешным лежит пропасть. Человек может приблизиться к Богу, преодолеть эту пропасть, лишь очищаясь и следя за своей чистотой.
Можно было бы согласиться с подобным представлением, высоко ставящим понятия христианской чистоты, если бы чистота мыслилась в категориях духовной, нравственной чистоты. Но у отца Кирика, как и у многих других его современников, чистота связывается с двумя внешними вещами: половой жизнью человека и пищей. Такая постановка вопроса совершенно не согласуется с христианским пониманием духовной жизни, но именно она стала ведущей в духовничестве Древней Руси. Вопросы Кирика – это казуистическое исследование: что можно (и сколько, и как), а что нельзя. «Кирик неистощим в таких вопросах» (проф. Смирнов), что вызывает у еп. Нифонта иногда даже раздражение.
За сколько дней до Причастия позволительно иметь супружеские отношения и через какое время после Причастия… Какие болезни и немощи делают женщину нечистой… Через сколько дней после рождения ребенка можно входить в тот дом, где он родился…
Эта тема поднимается вновь и вновь, отец Кирик хочет выяснить все ее нюансы…
Вопрос Кирика: Правду говорят, что если священник был близок со своей женой, он не может в тот день входить в алтарь, читать Евангелие, причащаться, целовать мощи?..
Ответ Нифонта: Если был близок со своей женой, может причащаться, читать Евангелие и прикладываться к мощам, пусть только помоется.

«Я спрашивал, – говорит о. Кирик, – можно ли дать причащение тому, кто не воздерживается от жены Великом постом?» На этот вопрос еп. Нифонт разгневался: «Что вы учите воздерживаться от жен в говенье? Грех вам за это». Отец Кирик оправдывается: «Я слышал, написано, владыка, об этом в Уставе Белеческом, что хорошо воздерживаться, потому что это Христов пост. Да и Феодос слышал об этом у митрополита и написал…» Владыка Нифонт отвечает, что этого не писали ни митрополит, ни Феодос. И что воздерживаться нужно не весь пост, но в первую и последнюю недели.

Недоумение вызывает то, что такие естественные и Богом благословленные процессы, как, например родовые, или же вопросы интимных отношений законных, Богом венчанных супругов, объявляются нечистыми и едва ли терпимыми.
«В основе подобных вопросов новгородского духовника, – говорит проф. С.Смирнов, – лежит представление, что супружеские отношения только терпимое зло». Епископу Нифонту приходилось напоминать своим вопрошателям истину, что «в своей жене нетуть греха», что «ни в грех положена своя жена».
Отец Кирик думал, что во избежание греха эти отношения можно регламентировать самым точным образом, и для супругов желательно разработать подробный календарь, в котором бы указывалось, когда можно, а когда нельзя супругам быть вместе. Отцу иеромонаху помогали в этом напряженном исследовании «худые номоканунцы», то есть подложная, еретическая литература, очень распространенная в эти времена. «Из одного, – грустно констатирует проф. Смирнов, – он выписывает статью, которая гласит, что дитя, зачатое в пяток, субботу и воскресенье, будет больным или преступным человеком. Подобные вопросы интересуют Кирика гораздо живее, чем состояние тогдашней русской семьи, о которой он дает лишь краткие упоминания».
Вопросам о телесной стороне супружеских отношений о. Кирик уделяет больше всего внимания…

Вторая его любимая тема – вкушение пищи. Как и в супружеских отношениях, в приеме пищи также нет ничего хорошего. Можно ли вкушать мясо в тот день, когда прикладываешься ко кресту? Мясо каких зверей можно есть, а каких нельзя? Можно ли пить и есть из лохани, в которой мылся?..
Кирика смущает, что грудные дети причащаются, попив материнского молока. Но если в случае с новорожденными с этим как-то приходится мириться, то с года, считает о. Кирик, младенец должен уже поститься и причащаться строго натощак.

Все это показывает направление мысли обычных, благочестивых священников Древней Руси. Другой совопросник архиеп. Нифонта, женатый священник Савва, не лучше своего друга Кирика: «Если случится плат женский вшить в одежду священника (заплатку из ткани, принадлежавшей женщине. – прот. К.П.), можно ли служить в этой одежде?» Грустно то, что именно по этому пути пошло развитие благочестия. Не по пути укорененного в святоотеческом богомыслии Нифонта, но по пути пусть искреннего, но черпающего познание из мутных вод ложных сочинений Кирика.
Читая «Вопрошания» отца Кирика, легко поймать себя на мысли, что многие современные священники мыслят в русле его представлений.

Об этом же с грустью, еще в 1913 году, писал проф. Смирнов: «Кирик – тип. Степень его развития и характер миросозерцания свойственны древнерусскому духовнику всех последующих веков. Всматриваясь в произведения последующих духовников Древней Руси, мы видим то же самое миросозерцание: та же точная регламентация житейского обихода верующего, та же ревнивая охрана христианской святыни от нечистого человека, то же безусловное значение поста и тот же формально-юридический характер христианского подвига. Незаметно, или почти незаметно, здесь прогресса: миросозерцание, пригодное для новообращенного народа, продержалось, к сожалению, слишком долго – целых семь столетий.
У древнерусского духовника были свои руководства, так называемые епитимейники [книги, в которых указывалось, какую епитимью давать за какой грех]. Присматриваясь к этим руководствам, мы замечаем, что их неизвестные авторы и редакторы стояли на степени развития Кирика. Они пользовались теми же самыми сомнительными источниками… которые осуждала церковная власть в лице архиеп. Нифонта, но не успела изъять из употребления.

…Насколько типично миросозерцание Кирика, может свидетельствовать следующий факт. Мы знаем, что его «Вопрошание» представляет несколько вопросов, относительно которых мнение автора совершенно расходилось с воззрениями его епископа. И вот, следя за судьбой этих вопросов в наших епитимейниках и других памятниках, мы видим, что взгляды Кирика переживают воззрения его владыки. «Для примера, – продолжаем мы цитировать проф. С. Смирнова, – возьмем вопрос о половом воздержании в Великий пост. Кирик его проповедовал, думая, что можно допускать к причастию только проведших чисто (в воздержании) все говенье, а Нифонт осуждал такой взгляд. После Нифонта и архиеп. Илия вооружался против этого мнения, распространенного среди новгородского духовенства, обращаясь не без иронии к священникам: «а вы, священники, если захотите служить (Литургию), то на сколько дней отлучаетесь от попадей своих (рус.пер.)?» Между тем исповедные вопросы и другие статьи последующего времени повторяют взгляд Кирика… «И теперь в нашем народе, – отмечает проф. Смирнов, – можно отыскать не мало обычаев и предрассудков, воспитанных и привитых духовными отцами Древней Руси, начиная с самой глубокой древности, можно встретить исполнение правил "худых номоканунцев", ими санкционированных. И в пище, и в половых отношениях народ поступает так, как наставляет Кирик… Грехом считают есть кровь и молозиво. В половой сфере у народа не забыт до сих пор календарь, врученный Кириком и разработанный его последователями. Воздерживаются в посты и святые ночи под праздники из опасения, что зачатое дитя будет вором, разбойником или больным…»

Несколько фотографий Пасхи-2011 из нашего собора, сделанных Дмитрием Заболоцким.
Через Таинство Покаяния наша душа испытывает перерождение и обновление. Поистине покаяние
Пасха нашей души.

Встреча Благодатного Огня из Иерусалима в Троицком соборе. Встречает Огонь настоятель собора прот. Геннадий Бартов.

пасха1.jpg
Все молящиеся в храме гасят свои свечи и зажигают их от Благодатного Огня, сошедшего несколько часов назад на Гроб Господень.


пасха2.jpg

пасха3.jpg

пасха4.jpg
Священнослужители гасят все огни в алтаре и также зажигают их от пламени Благодатного Огня.

Комментарии

Потрясающе! Мне попадалось понятие "номоканунцы" в художественной литературе, но глубины и сути расхождений я не поняла. Мне кажется, что наставления Кирика больше вошли в народную жизнь и в предание, потому как легче и понятнее регламентировать внешнюю часть христианской жизни. Глубинная же, внутренняя не дается. Описать ее кажется невозможным. И как же тогда следовать?
По большому счету, за эти века мало что и изменилось. Но и изменилось!
 
Это не потрясающе, это ПОТРЯСЕНИЕ!
По поводу перекосов, кто-то помнится говорил, что их не существует, ан нет вот они...Но как же батюшка, Вы лично, какого мнения придерживаетесь?...Меня давно кое что коробило (по поводу тех дней когда женщины не могут посещать храм) и Вы дали толковый ответ и я поняла и приняла, что я не изгой как мне казалось, и все стало на свои места.....Но здесь, а как же пост ради усмирения чувств (всех без исключения), зато потом как радостно, как бы обновленными рецепторами, ощутить радость победы над плотью....Может я не о том, но я понимала смысл воздержания, во всем, именно в этом...
 
Незарегистрированный написал(а):
Это не потрясающе, это ПОТРЯСЕНИЕ!
По поводу перекосов, кто-то помнится говорил, что их не существует, ан нет вот они...Но как же батюшка, Вы лично, какого мнения придерживаетесь?...Меня давно кое что коробило (по поводу тех дней когда женщины не могут посещать храм) и Вы дали толковый ответ и я поняла и приняла, что я не изгой как мне казалось, и все стало на свои места.....Но здесь, а как же пост ради усмирения чувств (всех без исключения), зато потом как радостно, как бы обновленными рецепторами, ощутить радость победы над плотью....Может я не о том, но я понимала смысл воздержания, во всем, именно в этом...

Дорогая Н. Такие вопросы, как регламентация супружеской жизни прихожан, - дело сугубо духовническое, это нужно обсуждать со своим духовником, который знает Вас и обстоятельства Вашей семейной жизни. Общие рекомендации здесь едва ли применимы.
Мое мнение Вы можете прочитать здесь: Пост в супружеских отношениях
 
Спасибо большое за ответ!
Я тоже придерживаюсь такого же мнения. И рада в очередной раз что не одинока. Просто иногда после категоричного заявления батюшки " ни в коем случае....!", не знаешь как себя вести с мужем который не понимает , он то не воцерковлен...по отношению к нему это гордыня я думаю и унижает его, "а я вот такая правильная вся, а ты нет".
 
Уже давно прочитана эта запись, а я исподволь все продолжаю думать над ней и все больше и больше вижу в ней ключ к пониманию конкретных коллизий (и даже расколов) и в нашей Церкви как таковой, и, в частности, в моей жизни как отдельно взятого христианина. И все четче вижу, что и сегодня водораздел между разными направлениями благочестия – это водораздел между «кирикианами» и «нифонтианами». Однако одному, при всем при том, необходим именно о. Кирик, другому же – отец Нифонт. Истина, как всегда, лежит посредине – между «гетто лампадного богословия» (как удачно выразился в частном письме один мой знакомый батюшка:)) и между бескрайней свободой христиан-вольнодумцев. Мне Господь послал о. Нифонта, и я счастлива в нем, одной моей ближней Он послал отца Кирика, и она тоже в нем счастлива. И все было бы хорошо… если бы «кирикиане» были не столь требовательны к другим…
Прошу прощения за эти околобогословские "размышлизмы":)
 
Прекрасный глубокий анализ у дорогой Людмилы. Что называется, на пальцах, но именно так конкретно и можно объяснить...Главное - не воевать друг с другом!
 
Здорово, спасибо за разъяснение. Меня смущали подобные "кириковские" установления в церкви, и было интересно узнать , откуда они возникли и надо ли к ним прислушиваться. Как-то в инете наткнулась на ответ священника, который, основываюсь видимо, на "номоканунцах", утверждал, что даже соитие супругов должно быть только в одной позе, ужас.
 
Алёнушка написал(а):
Здорово, спасибо за разъяснение. Меня смущали подобные "кириковские" установления в церкви, и было интересно узнать , откуда они возникли и надо ли к ним прислушиваться. Как-то в инете наткнулась на ответ священника, который, основываюсь видимо, на "номоканунцах", утверждал, что даже соитие супругов должно быть только в одной позе, ужас.

"Священник должен очень осторожно, с духовной, а не с "сексопатологической" стороны подходить к брачным проблемам, а монаху, кроме исключительных случаев особой духовной опытности, вообще не следует заниматься этими проблемами - это не его "сфера". В этом вопросе некоторые церковные писатели прошлого явно выходили за пределы своей компетенции: так, например, в женском исповедальнике начала века можно встретить вопрос "не ложилась ли на мужа?", исходящий из предрассудка, что только положение "муж на жене" дозволяется православной нравственностью. Рискнем в связи с этим коснуться следующего вопроса: какие формы половых отношений и ласк между супругами можно считать нравственно допустимыми, т.к. сейчас вновь получили огромное распространение орально-генитальные и др. виды отношений? Ответ таков: допустимы те формы отношений, которые помогают супругам лучше выразить свою взаимопомощь в интимно-любовной сфере и не оскорбляют обоюдных чувств. На практике это означает, что молодые супруги … "экспериментируют" в половых отношениях, приспосабливаясь друг к другу и узнавая пределы. С возрастом в нормальном браке эксперименты прекращаются, уступая место более глубокому чувству родства".

Протоиерей Лев Шихляров (Зав. Кафедрой вероучительных дисциплин Российского Православного университета св. Иоанна Богослова.)
 
Последнее редактирование модератором:
Батюшка, но в таком случае позвольте спросить: а как на счет контрацепции...Если связь может быть не только ради или для того чтоб появилось дитя значит необходимо предостеречься и в некоторых случаях это действительно не желательно для мамы в следствии перенесенной операции или заболевания, тоже необходимо предостережение. Если в первом случае можно расценить это как то, что мы покривили душой перед Богом, то во втором это крайняя необходимость, но и в том и другом случае средство нужно выбирать аккуратно.
 
Незарегистрированный написал(а):
Батюшка, но в таком случае позвольте спросить: а как на счет контрацепции...Если связь может быть не только ради или для того чтоб появилось дитя значит необходимо предостеречься и в некоторых случаях это действительно не желательно для мамы в следствии перенесенной операции или заболевания, тоже необходимо предостережение. Если в первом случае можно расценить это как то, что мы покривили душой перед Богом, то во втором это крайняя необходимость, но и в том и другом случае средство нужно выбирать аккуратно.

В Православной Церкви не запрещено пользоваться контрацептивами неабортивного характера. Это такие контрацептивы, которые не разрушают зародившуюся жизнь, не уничтожают оплодотворенную яйцеклетку. Об этом говорит документ Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви, принятый в Москве на Соборе в 2000-м году. Но там же указано, что в вопросах предохранения супруги должны также согласовываться со мнением своего духовника.
 
Сверху