Дворец Ирода

Эта запись является частью серии записей 50 заметок о Святой Земле
50 заметок о Святой Земле
24: Дворец Ирода

Sic transit gloria mundi – твердил я, как считалку, как заклинание, эти латинские слова, бродя по развалинам дворца Ирода.
«Так проходит слава мира» – если кто не понял.., и в этом месте чувствовалось, что эти слова актуальны как никогда.
Я бродил по развалинам дворца Ирода Великого. Нужно ли было ненавидеть и выслеживать Иисуса? Нужно ли было умножать свои и так многочисленные грехи напрасной кровью Вифлеемских младенцев?.. Суетиться, чтобы удобней устроиться под солнцем, не думая, что солнце будет равнодушно восходить и заливать все ослепительным теплым светом, даже когда от с такой любовью построенного твоего дворца останутся отвратительные развалины.
Впрочем, по порядку…

В 8 км к северо-западу от Сихема (города, вблизи которого Христос повстречал самарянку), недалеко от арабской деревни Себастия, находятся развалины древнего города Самария.
В 887 году до Р.Х. израильский царь Омри (Амврий), купив участок земли на вершине холма, построил там город-крепость и назвал его по имени бывшего владельца земли, некоего Шемера (Шомрона). Город стоял на высоте 443 м над уровнем моря, над обширной плодородной долиной.

Город этот процветал и погрязал в роскоши и разврате. Пророк Исаия так пророчествует об этом городе:
Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином! (Ис. 28: 1).
Самария стала столицей северного Израильского царства (столицей Иудейского царства был Иерусалим).
Царь Ахав под влиянием своей жены-язычницы Иезавели построил в Самарии святилище богу Ваалу и поставил идолов, а место, где было святилище, назвал «городом дома Ваала». И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии (3 Царств 16: 32).
Пророки много раз предсказывали гибель Самарии. Но, хотя город неоднократно подвергался нападениям и осадам, ему все время удавалось устоять.

После смерти царя Ахава сирийцы осадили Самарию. Во время осады, как говорит Библия: Был большой голод в Самарии, когда они осадили ее, так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, и четвертая часть каба голубиного помета – по пяти сиклей серебра.
Однажды Израильский царь проходил по городской стене, и некая женщина с воплем обратилась к нему за помощью: Помоги, господин мой царь. И сказал он: если не поможет тебе Господь, из чего я помогу тебе? с гумна ли, с точила ли?
Плачущая собеседница просила одного – установить справедливость. Вот, говорит, одна женщина предложила мне: "отдай своего сына, съедим его сегодня, а сына моего съедим завтра". И сварили мы моего сына, и съели его. И я сказала ей на другой день: "отдай же твоего сына, и съедим его". Но она спрятала своего сына.
Царь, выслушав слова женщины, разодрал одежды свои; и проходил он по стене, и народ видел, что вретище на самом теле его (4 Цар., гл. 6).

Вот что произошло за грехи города…
Но пророк Илия город спас, о чем, кому интересно, можно почитать в Библии, в 4-й книге Царств.

В 722 году Самария сдалась ассирийцам, и часть жителей была уведена в плен, а на эти места были поселены язычники.
С этого времени народ, населяющий эти места, стали называть самарянами и иудеи прервали с ними всякие связи.

Во время завоеваний Александра Македонского в Самарии произошли волнения, жители города заживо сожгли нового наместника. За это Александр Македонский разорил город, выслал жителей и поселил в нем сирийцев и македонцев. С тех пор Самария стала эллинистическим городом, но непокорный дух жителей остался, о чем упоминается в хрониках.
За непослушание город не раз разрушался, но каждый раз его отстраивали вновь.

В 110 году до Р.Х. иудейский царь Иоанн Гиркан захватил Самарию, и после длительной осады, продолжавшейся целый год, он разрушил город. Вскоре другой иудейский царь, Александр Яннай, восстановил город и заселил его евреями. Римляне в 63 году до Р.Х. включили Самарию в состав сирийской провинции.

Последний раз расцвет Самарии наступил в царствование Ирода Великого. Город был значительно расширен, укреплен, украшен и получил новое название – Себастия (от греч. sebastos – возвышенный) в честь римского императора Августа, подарившего город Ироду.

Иосиф Флавий так описывает город: «Так, в Самарии Ирод обнес построенный им город великолепной стеной длиной в 20 стадиев и поселил в нем 6 тысяч жителей, каждый из которых был щедро наделен землей; посреди города им был воздвигнут огромный храм Цезарю со священным участком вокруг него длиной в полтора стадия. Он дал городу имя Себастия и наделил жителей особыми привилегиями» (Иосиф Флавий. Иудейская война, кн. I, 21,2).

После смерти Ирода Себастия утратила свое прежнее значение.
В 7 веке арабские завоеватели разрушили Себастию, и только с приходом крестоносцев она была отстроена. После изгнания крестоносцев город превратился в деревушку, которая сохранила древнее греческое название Себастия.

Город этот – клондайк для археологов. Тут, где ни копни, что-нибудь выкопаешь. Мне рассказывали местные жители, что, если бы я взял лопату и час поковырялся в земле, мог бы выкопать что-то интересное. Проблема в том, что вывести за границу археологические находки все равно нельзя.
Самое поразительное, что ты можешь обнаружить вещицу, в которой упоминает Библия!

Приведу пример: В Библии отмечается роскошь царского дворца, построенного нечестивым царем Ахавом из слоновой кости. Пророк Амос грозит наказанием Божиим за грехи Самарии и говорит, что исчезнут домы с украшениями из слоновой кости (Ам. 3: 15).

Раскапывая территорию древнего дворца Ахава, археологи обнаружили среди обломков и пепла тысячи фрагментов плиток из слоновой кости и фрагменты барельефов, на которых были изображены лотосы, лилии, папирусы, пальмы, львы, быки, серны, сфинксы, языческие боги. Были обнаружены также многочисленные черепки с надписями, остатки кувшинов, в которых жители Самарии поставляли масло и вино для царского двора. На ручках кувшинов написаны адреса и имена отправителей или получателей, а также даты.

Или, в Библии говорится, что по смерти, Ахав привезен был в Самарию, и похоронили царя в Самарии. И обмыли колесницу на пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек (3 Цар. 22: 37-38).
Во дворе дворца Ахава были обнаружены выложенные камнем берега и дно упомянутого в Библии пруда, в котором вымыли окровавленную колесницу Ахава.

Давайте чуть-чуть пройдемся по развалинам этого древнего города, древней столицы самарян.

41...1.JPG
Я стою на вершине холма. Здесь был центр города. Внизу были окраины города. Но сегодня ничто не напоминает о том, что в долине кипела жизнь.

41...2.JPG
Там, где был царский дворец, сегодня пасутся овцы...

41...3.JPG
Эти столбы были установлены во времена Ирода Великого. Столбы стояли с двух сторон вдоль дороги, и сверху был сделан навес. Это была главная улица города.
Представьте себе, что эти столбы стоят со времен Ирода, того самого, что хотел убить Христа и уничтожил Вифлеемских младенцев...

41...4.JPG
Развалины храма, построенного Иродом в честь Императора Августа, своего покровителя.

41...5.JPG
Впереди – остатки христианского храма. Я не знаю, что на этом месте было во времена Ирода, но в христианский период здесь был построен христианский храм. Войдем туда.

41...6.JPG
Мы на руинах храма. Молодой мужчина стоит там где был алтарь. За его спиной легко узнать полукруглые очертания алтарной апсиды. Обратите внимание на группу людей слева. Это наши паломники, и они спускаются в клетушку, которая, по преданию, была темницей Иоанна Крестителя.

41...7.JPG
Мы в темнице Иоанна Крестителя. Возможно, здесь он провел последние дни. Отсюда его вывели под звездное небо, чтобы отрубить голову.

41...7о.JPG
На улице местные жители продают сувениры ручной работы. Обратите внимание на интересную глиняную лампаду с множеством отверстий. Это для фитильков. Такие лампадки на шесть и более «свечей» на самом деле существовали; я видел их в Израильских музеях.
Одна такая необычная лампада с крестом, а вот другая, совсем эксклюзивная, с барельефом царя Ирода и его именем. Как это я не додумался приобрести ее?.. Показывал бы потом студентам и прихожанам...

41...8.JPG
Поднимаемся на вершину холма, туда, где находился дворец царя Ирода...

41...9.JPG
Перед нами – остатки обширных залов. Возможно, это были пиршественные залы. И, возможно, именно в одной из этих зал Иродиада танцевала так, что распалила Ирода Антипу (сына Ирода Великого), который пообещал выполнить любое ее желание. Мы помним, что, подученная матерью, девочка Саломия попросила голову Иоанна Предтечи на блюде...

41...21.JPG
Мы уходим отсюда. Над головой солнце, цветочный луг ласкает взор. Земная красота – лишь бледное отражение той красоты, что откроется в вечности для любящих Господа. Зачем, зачем мы промениваем на пустую славу, на глупые богатства Вечность?.. Ирод, что ты наделал! Ты не Иоанна Крестителя убил, ты себя убил...

Комментарии

Очень познавательно. Спасибо за интересный рассказ, отец Константин. Читаю и по-хорошему завидую археологам, которые исследуют артефакты былой роскоши.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
4.159
Комментарии
1
Последнее обновление

Поделиться записью

Сверху