Еще немного о Божественной литургии...

Эта запись является частью серии записей Размышления о Литургии
Еще немного о Божественной литургии...

Всем знаком момент, когда на Божественной литургии, перед пением Символа веры, диакон восклицает: Двери, двери! Премудростию вонмем!
И после этого весь народ поет Верую…

Вот об этом маленьком, в полстроки, диаконском возгласе я бы и хотел вам рассказать. Это интересный возглас, на протяжении истории претерпевший как изменение, так и иное осмысление.

…В древности громогласным Двери, двери! диакон обращался к привратникам, стоявшим у входных дверей храма и затворявшим их в самые священные минуты, чтобы в храм не проник никто посторонний (особенно некрещеный). Диаконское вонмем (слова премудростию в древности здесь не было) было обращено уже к молящимся, чтобы они были внимательны и молились.

Около X века входные двери храма не стали затворять. В это время, чтобы оградить Священное Таинство от неблагоговейных взоров случайно зашедших людей, некоторые благочестивые епископы стали вводить практику задергивания алтаря завесой. Один автор XI века так описывает эту практику, появившуюся примерно в его время: «…Я сам видел, что висящая у божественного алтаря завеса во время совершения Таинства подплывает и покрывает так, чтобы даже сами иереи не были видны со стороны стоящих вне алтаря. Это же ввел блаженнейший среди патриархов господин Евстафий» (Патриарх Константинопольский Евстафий (5648-1025). – прот. К.П.).
(Сегодня, кстати, сказать, обряд стал совсем иным. Двери храма остаются открытыми всю службу, Царские врата затворяются сразу после Херувимской, и тут же задергивается завеса. А при возгласе Двери, двери! завеса как раз открывается. Если служит архиерей или протоиерей, имеющий церковную награду «Отверстие Св. Дверей до Отче наш», то царские врата как были открыты, так и остаются.)

Но возвратимся в Византию… После того как входные двери храма не стали затворять, возглас Двери, двери! стали понимать символически, как призыв затворить двери своего сердца для всего постороннего, суетного и всецело сосредоточиться на предстоящем священном действии. Несомненно, именно поэтому этот возглас и остался в чине Литургии, как бы перейдя из категории технического требования в категорию нравственного.
Как пишет св. Герман Константинопольский: «Двери нашего ума, нашего сердца будем беречь, чтобы ничто дурное не входило в них, вникнем в церкви Божией в премудрость божественного символа…». Преп. Никита Стифат (XI век) знает, что когда-то этот возглас служил призывом закрыть двери в храм. «…Но не только: это, однако, и призыв ко всем верным запереть врата чувств от блуждания вне и не вникать без страха в совершаемое со трепетом иереями в алтаре».

Интересно, что во 2-м тысячелетии христианской эры, во время формирования «символического богословия» Литургии, этот возглас стал пониматься и как указание на… Воскресение Христово. Слова Двери, двери! как бы указывают на то, что двери Гроба Христова – огромный камень – были сокрушены. Двери отверсты, стража бежала, Воскресший Христос, являющий миру Тайну Спасения, готов явиться всему миру.
Вот и Литургия следует этому ходу размышлений о Евангельских событиях. При словах Двери, двери! священники в алтаре снимают с дискоса и Чаши покров, которым они были накрыты после перенесения их на престол. А далее будут молитвы, после которых в Причастии верующим явится Сам Воскресший!

Со словами Двери, двери… разобрались

А теперь – про вторую часть диаконского возгласа: Премудростию вонмем!
Почему Премудростию, что значит это слово? Может быть, правильнее сказать «с премудростию», то есть с благоговением, с мудростью?
Слово это, появившееся в этом месте около X века, было вставлено для того, чтобы усилить вонмем и придать ему большую торжественность. Мы помним, как часто диакон восклицает «Вонмем! Премудрость! Вонмем!» (например, перед чтением Евангелия). Премудрость значит Высшая Мудрость. С одной стороны, этим словом указывается на важнейшие моменты службы, с другой стороны – на Того, Кто невидимо сейчас присутствует: на Иисуса Христа. Именно Он назван в Священном Писании Мудростью – по-греч. Софией.

Древние комментаторы понимали это слово преимущественно во втором смысле. Более того, они говорили, что само познание Тайн веры и уразумение Литургии дается нам не благодаря собственным умственным усилиям, а благодаря милости Христовой. «Премудростию, то есть Сыном и Словом Божиим, вникнем в премудрость божественного символа, изложенного святыми и богоносными отцами, и вонмем, дабы охотно и разумно с умом умиренным приступить к таинственной жертве» (св. Герман Константинопольский).
Интересно то, что в греческой службе этот возглас звучит как Премудрость! Вонмем и перед чтением Евангелия. То есть акцент сделан на то, что сейчас будет совершаться великая Мудрость Таинства. В славянском же переводе акцент был сделан на том, что мы будем внимать Таинству, назидаться, просвещаться благодаря помощи Христовой, Его силой – Премудростию вонмем.
Русские текст Литургии в этом месте, таким образом, даже более глубок, чем греческий.

Для желающих серьезно познакомиться с Божественной литургией предлагаю свой фотоальбом с комментариями: «Божественная литургия». Там, шаг за шагом, дана вся Божественная служба с подробными комментариями.
Для удобства рассматривания фотографий советую их увеличивать. Это легко сделать, просто кликнув по фотографии.
Начало альбома:
https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfotoreport&id=195

Несколько прекрасных фотографий в предчувствии грядущей Пасхи.
Фотограф – Дмитрий Заболоцкий.
литургия1.jpg
Витязь перед началом духовной битвы.


литургия2.jpg
Начало проскомидии.


литургия3.jpg
Вливание в потир виноградного вина.


литургия4.jpg
Поминание на проскомидии сродников в Пасхальную ночь. Какой дивный пасхальный подарок всем живым и ушедшим в мир иной...


литургия5.jpg
Покрытие хлеба и вина пеленами в конце проскомидии.


литургия7.jpg
Прибытие в храм Святого огня из Иерусалима. Лампа открывается, и от пламени Благодатного огня настоятель зажигает пучки свечей.
Блики этого чудесного огня падают на наши лица и преображают их.


литургия8.jpg
Радость людей...


литургия9.jpg
Весь храм наполняется светом.


литургия10.jpg
Осенение верующих Божественным огнем.
Перейти к предыдущей записи Размышления о Литургии

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху