Где обитает Бог, или Базовые знания о Священной Истории

Эта запись является частью серии записей 50 заметок о Святой Земле
50 заметок о Святой Земле
16: Где обитает Бог, или Базовые знания о Священной Истории

Где обитает Бог? Естественно, на Небесах, т.е. в мире ином, потустороннем. Но значит ли это, что человек, живущий на земле, лишен возможности общаться с Богом, вступать с Ним в какие-то отношения? Значит ли это, что человек так и будет пребывать в своем грешном и слабом состоянии?
Нет! Для того чтобы человек мог вступать в общение с Богом, освобождаться от грехов и воспринимать Cлаву Божию, Господь создал народ Божий, евреев, и повелел им соорудить Ему Храм.

Главное и важнейшее предназначение Храма — служить местом, где Слава Божия (на др.евр. это называлось Шехина, т.е. Пребывание Божие) сходит на землю и пребывает там, среди народа Израиля. Храм служит своего рода дворцом Небесного Царя, или, попросту, Домом Божиим. Туда из иного мира сходит Господь, и там Он открывается людям.

Впервые Господь повелел соорудить святилище после исхода евреев из Египта:
И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым… Устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте (Исх. 25: 1-9).
Сначала, пока Храма не было, евреи имели палатку – скинию, в которой совершалось богослужение. Меняя место жительства, они возили с собой эту палатку и ее священные принадлежности.
В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. Так было и всегда: облако покрывало ее [днем] и подобие огня ночью (Число 9: 15-16).

Самой важной святыней скинии являлся Ковчег Завета. Внутри Ковчега находились только Скрижали Завета с Десятью заповедями, разбитые и целые.

В книге Исход описаны детальные указания Господа о материалах для Ковчега и его конструкции:
И пусть сделают ковчег из дерева ситтим: два локтя с половиною длина его и полтора локтя ширина, и полтора локтя высота его. И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верху его золотой венец кругом;
И вылей для него четыре кольца золотых, и прикрепи к четырём углам его: два кольца на одной стороне его и два кольца на другой стороне его. И сделай шесты из дерева ситтим, и обложи их золотом. И вложи шесты в кольца по сторонам ковчега, чтобы носить ковчег посредством их. В кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него. И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе;
Сделай также крышку из чистого золота: длина её два локтя с половиною, а ширина её полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях её; и будут херувимы с распростёртыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе (Исх. 25:10-21).

Бог сообщил Моисею, что над Ковчегом между двумя херувимами Он будет открываться ему и давать заповеди народу Израиля:
Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым (Исх. 25: 22).

46...8.jpg
Моисей посвящает своего брата Аарона на священническое служение.

Ковчег хранился в самой священной части скинии – Святая Святых. В Святая святых разрешалось входить только первосвященнику и лишь раз в году, в День Искупления (Йом-Киппур). Это место было овеяно Шехиной – Присутствием Божьим. Никто без опасности для жизни не мог смотреть на Ковчег или прикасаться к нему. Тревожили Ковчег только тогда, когда сыны Израиля снимались со стоянки для переселения в другие земли.
Также в Святая святых скинии хранились сосуд с манной, расцветший жезл Аарона, елей помазания, а впоследствии также и золотые дары филистимлян.

46...9.jpg
Скиния и народ Божий под горой Синай, на которой Моисей получил от Бога Скрижали Завета.

46...9л.jpg
Вот как выглядела скиния.

...............

В эпоху Судей (1445 г. до Р.Х. – 1045 г. до Р.Х.) скиния находилась в Силоме. Если прежде это была только палатка, то теперь стены скинии делают каменными, хотя по-прежнему скиния была покрыта сверху завесами. Этим самым показывают, что это еще не место постоянного обитания ковчега Завета и не настоящий Храм.

46...10.jpg
Святилище в Силоме. Это еще не Храм, но уже не скиния. Стены есть, а потолка нет. Несмотря на это, такое святилище просуществовало 400 лет.

Наконец, в эпоху царя Давида евреи приходят в Иерусалим. Давид, за тысячу лет до Рождества Христова, мечтает построить Богу Храм, но Бог не благословил эту стройку. Так как Давид проливал кровь, в том числе невинную, и по другим причинам, Господь не позволил Давиду построить Храм. Это сделал сын Давида, царь Соломон.

Но место, на котором должен быть построен Храм, указал Господь еще Давиду:
И пришел в тот день Гад к Давиду и сказал: иди, поставь жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина. И пошел Давид по слову Гада, как повелел Господь. И взглянул Орна и увидел царя и слуг его, шедших к нему, и вышел Орна и поклонился царю лицем своим до земли. И сказал Орна: зачем пришел господин мой царь к рабу своему? И сказал Давид: купить у тебя гумно для устроения жертвенника Господу, чтобы прекратилось поражение народа. И сказал Орна Давиду: пусть возьмет и вознесет в жертву господин мой, царь, что ему угодно. Вот волы для всесожжения и повозки и упряжь воловья на дрова. Все это, царь, Орна отдает царю. Еще сказал Орна царю: Господь Бог твой да будет милостив к тебе! Но царь сказал Орне: нет, я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу Господу Богу моему жертвы, взятой даром. И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра. И соорудил там Давид жертвенник Господу и принес всесожжения и мирные жертвы. И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение Израильтян (2 Цар., гл. 24).

Место, которое указал Господь, – гора Мориа (сегодня называется Храмовой горой). С этой скалы началось, по еврейским представлениям, творение мира. Под этой скалой был похоронен Адам. На ней, в свое время, Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака…

В строительстве храма Соломона участвовало 30 тысяч израильтян и 150 тысяч финикиян и хананеев. Руководили работами свыше 3 тысяч надсмотрщиков. Строительство Храма продолжалось 7 лет, с 957 по 950 год до Р.Х. Храм освятили на праздник Кущей. Ковчег Завета торжественно был перенесен в Святая святых.

Празднование освящения Храма продолжалось 14 дней. Все израильтяне отмечали это событие; не было ни одного человека, который не праздновал бы это событие и который не принес бы в жертву вола или овцу.

Храм состоял из трех частей – святилище, притвор, Святая святых. Вокруг храма был большой двор для людей. Внутри Храма размещался умывальник для ритуальных омовений, а возле жертвенника Храма была создана система сосудов – умывальников на подставках и бассейна с водой.

Перед храмом были водружены две большие колонны. Святая святых и святилище были разделены стеной, внутри которой сделали дверь. Стены Храма сделаны были из тесаного камня, а снаружи – из белого мрамора; внутри украшены листовым золотом и резьбой по дереву.

Двери и потолок покрывало золото, пол сделали из кипариса. Стены были украшены изображениями херувимов и орнаментами в виде растений.
В Библии описаны богослужения в Иерусалимском храме, которые отличались невиданным величием и грандиозностью. Когда люди приходили на праздники и заполняли двор Храма, священники и левиты подходили к жертвеннику, хоры пели псалмы, музыканты играли… В эти моменты Слава Господня в виде облака заполняла Храм.

46...11.jpg
Храм Соломона.

46...12.jpg
Примерно так выглядел Храм, построенный Соломоном.

46...13.jpg
Внутреннее убранство Храма Соломона.

Храм Соломона просуществовал три с половиной столетия, до тех пор пока, в 586 г. до Р.Х., царь Вавилона Навуходоносор не сжег и полностью не разрушил Храм. Ковчег Завета был утерян, иудейский народ попал в Вавилонский плен.

В 538 г. до Р.Х. евреям разрешили вернуться на родину. Вернулась первая партия иудейских пленников (42 360 человек – Ездр. 2: 64).
Сразу по возвращении они начинают заново строить Храм, который получает название Второго Храма.
Работы по восстановлению Храма велись под руководством Зоровавеля, известного вождя иудеев и потомка царя Давида. Территория Храма была очищена от мусора и всего постороннего и, прежде всего, был возведён Жертвенник всесожжения. Еще до строительства самого Храма было возобновлено принесение жертв (См.: Ездр. 3: 1-6).

Вскоре, однако, возникли конфликты между иудеями и самарянами, которым не было позволено принять участие в строительстве. Их не допустил Зоровавель, который мотивировал это тем, что самаряне, оставшись на этой земле, пока евреи томились в Вавилонском плену, утеряли чистоту иудейской веры и жизни. Из-за этого возник конфликт между иудеями и самарянами, после которого они стали заклятыми врагами. Самаряне стали строить свой храм на своей священной горе Гризим, а, кроме того, устроили такую массу неприятностей иудеям, что строительство Храма было прервано на 15 лет.

Наконец, под влиянием обличений пророков Аггея и Захарии работы были возобновлены и в 516 г. до Р.Х. окончены. Таким образом, от времени разрушениях Храма до его воссоздания прошло 70 лет. Этот период называется Вавилонским пленением.

Восстановленный храм был похож на Храм Соломонов, но был не столь роскошен.

Когда вслед за завоеваниями Александра Македонского Иудея подпала под власть греков (около 332 г. до Р.Х.), эллинистические цари относились к Храму с уважением и посылали туда богатые дары. Отношение правителей к Храму резко изменилось в правление Антиоха IV Эпифана (175–163 гг. до Р.Х.). В 169 году до Р.Х. на обратном пути из Египта он вторгся на территорию Храма и конфисковал драгоценные храмовые сосуды. Два года спустя (167 г. до Р.Х.) он осквернил его, поставив на Жертвенник всесожжения алтарь Зевса Олимпийского. Храмовая служба была прервана на три года и возобновлена после захвата Иерусалима Иудой Маккавеем (164 г. до Р.Х.) во время восстания Маккавеев.
С этого времени храмовая служба совершалась без перерывов. Кстати, возобновление богослужения в Храме при Иуде Маккавее было отмечено евреями на вечные времена праздником Ханука. Этот праздник и поныне ежегодно празднуют евреи в веселии и радости.

Впоследствии Храм Зоровавеля, или, как его стали называть, Второй Храм, постигли новые удары. Когда, в 63 г. до Р.Х., Помпей после трёхмесячной осады овладел Иерусалимом, римляне взяли штурмом укреплённый Храм в День Искупления (Йом-Киппур), покрыв его двор многочисленными трупами. Помпей со всей свитой вступил в Святая Святых, но не тронул священной утвари и храмовой казны.

Около 20-го года до Р.Х. иудейский царь Ирод предпринял дело всей своей жизни: он решил расширить и перестроить Иерусалимский храм.
Для этого он увеличил вдвое площадь Храмовой горы (144 тыс. кв. м, то есть 20 футбольных полей; периметр стен – 1550 м). Началось возведение мощного и прекрасного сооружения, которое продолжалось до 65 г. по Р.Х., т.е. более 80 лет.

Вот как об этом Храме повествует современник этих событий иудейский историк Иосиф Флавий: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел» («Иудейская Война», V, 5:6).

В этом Храме, по преданию, трехлетнюю Марию, будущую Пресвятую Богородицу ввели в Святая Святых (праздник Введения во Храм Богородицы);
Здесь Ангел благовестил Захарии о рождении сына, Иоанна Предтечи.
Сюда принесли малютку Христа, чтобы представить пред очи Господни, и здесь Его взял на руки старец Симеон Богоприимец (праздник Сретение);
Здесь двенадцатилетний Отрок Иисус беседовал с мудрецами, когда родители потеряли Его в Иерусалиме;
В Храме Иисус постоянно учил народ и произносил яркие речи, собиравшие толпы слушателей;
Здесь Иисус изгнал торгующих и о гибели именно этого Храма говорил много раз…
Впоследствии, после Вознесения Христова, в Иерусалимском храме собирались ученики - и каждый день единодушно пребывали в храме (Деян 2: 46)…

46...20.jpg
Храм Ирода. Именно этот Храм был во времена Христа.

О гордости и величайшей святыне иудеев, о Храме, построенном Иродом: Иерусалимский храм времен Иисуса Христа

Комментарии

Нет комментариев для отображения

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
7.840
Последнее обновление

Поделиться записью

Сверху