Голубые одуванчики
Первый раз я побывала в Знаменском Дивеевском скиту Божией Матери в Рождественские дни (см. В Знаменском скиту: Часть 1, Часть 2). На этот раз я провела там 17 Пасхальных дней, с 13-го по 29 мая. Рассказать о том, что в эти 17 дней вместилось, сколько-нибудь связно и адекватно, неожиданно оказалось для меня... непростой задачей. В силу разных причин, и главная из них – та, что на этот раз я была в обители не паломницей, а, в меру сил своих, трудницей. Это как когда ты приезжаешь к кому-то не очень знакомому в дом. Если дня на два-три, ты можешь обойтись чисто внешним общением, ни во что не вникая. Но если пребывание там выливается в две-три недели, месяц, ты начинаешь либо любить этих почти незнакомых людей, либо тяготиться ими и думать о том, как бы поскорее уехать. Я этих людей полюбила, полюбила этот их Скит, это Хрипуново, с его прудами и грачами. Но монашеская жизнь – дело сокровенное, я ни у кого не брала «интервью», никого не фотографировала, и потому просто делюсь с вами несколькими небольшими фотоочерками под таинственным (до времени) общим названием «Голубые одуванчики». И первый из них:
Крестный ход
Поезд пришел в Арзамас в восьмом часу утра, и с Божьей помощью я даже успела на конец службы. День был воскресный, и Литургия плавно перетекла в крестный ход.
Длинные слеги (так, кажется, это называется), которые стали видны, когда процессия завернула на другую сторону храма, говорили о том, что идет ремонт. Глядя уже сейчас на согбенную старушку с клюкой, поспешающую вместе со всеми (увеличьте снимок, посмотрите, какое у нее светлое лицо!), я вспоминаю рассказ м. К. о том, с чего в 1993-м, когда жители села Хрипуново добились разрешения от властей, началось восстановление храма. В материалах прессы, которые я привожу в очерке В Знаменском скиту: Часть 2, не сказано о том, что началось оно... с уборки голубиного помета, толстым слоем за долгие годы устлавшего пол: кровля-то тоже была разорена. На пол настлали доски и ходили по ним, сгребая помет в ведра. «И вот у меня до сих пор перед глазами одна бабуля: идет по досочке, в одной руке у нее ведро, в другой – клюка...» Не та ли это согбенная старушка, что мы видим на снимке в этот праздничный день?.. Хотя навряд ли: той бабули, наверное, уж нет с нами...
Вот так выглядел Знаменский храм, когда в 93-м сюда прибыла горстка дивеевских сестер, послушниц и трудниц с благословением от епископа открыть здесь скит. Это отдельная история, которая когда-нибудь тоже будет написана... (Фото из архива м. К.)
Видите березки, выросшие на храме?.. (Фото из архива м. К.)
Восстанавливали храм всем миром. Пол-деревни с утра приходило сюда, как на работу. Тех из них, кто еще жив, сразу можно узнать в храме: они ведут себя скромно, но с достоинством; молча, но по-хозяйски ухаживают за свечами; степенно приветствуют друг друга, приходя на службы... А мужчины, которые еще в силе, до сих пор принимают участие в работах: сейчас готовится к открытию летний храм.
(Фото из архива м. К.)
Снимок сделан мною 13 мая сего года. Как говорится, почувствуйте разницу...
Буквально через три дня после моего отъезда с барабана, наконец, было снято безобразившее его укрытие и миру предстал нарядный купол... (Фото м. К.)
Фасад тоже проходит очень серьезный ремонт. (Фото м. К.)
Но вернемся в день 13 мая...
Чтение Евангелия едва ли не перекрывали громкие, сварливые по-стариковски крики грачей, обитающих на окрестных деревьях в великом множестве. Никогда не думала (дитя асфальта!..), что эта птица, о которой так поэтично поется в детской песенке: «Грачи прилетели, грачи прилетели, на крыльях весну принесли!», может так непоэтично каркать. И в то же время слышалась в этих криках какая-то самодостаточность, безотчетное утверждение права на свою, отдельную от человека жизнь...
Нажмите на изображение для увеличения!
Окроплению святой водой радуются все, от мала до велика, всегда и везде...
«Рай, открытый детям, из них сияющий...» (протопр. Александр Шмеман).
Автор фотографий крестного хода – раб Божий Владимир из Ульяновска, ненадолго приезжавший с семьей погостить.
Первый раз я побывала в Знаменском Дивеевском скиту Божией Матери в Рождественские дни (см. В Знаменском скиту: Часть 1, Часть 2). На этот раз я провела там 17 Пасхальных дней, с 13-го по 29 мая. Рассказать о том, что в эти 17 дней вместилось, сколько-нибудь связно и адекватно, неожиданно оказалось для меня... непростой задачей. В силу разных причин, и главная из них – та, что на этот раз я была в обители не паломницей, а, в меру сил своих, трудницей. Это как когда ты приезжаешь к кому-то не очень знакомому в дом. Если дня на два-три, ты можешь обойтись чисто внешним общением, ни во что не вникая. Но если пребывание там выливается в две-три недели, месяц, ты начинаешь либо любить этих почти незнакомых людей, либо тяготиться ими и думать о том, как бы поскорее уехать. Я этих людей полюбила, полюбила этот их Скит, это Хрипуново, с его прудами и грачами. Но монашеская жизнь – дело сокровенное, я ни у кого не брала «интервью», никого не фотографировала, и потому просто делюсь с вами несколькими небольшими фотоочерками под таинственным (до времени) общим названием «Голубые одуванчики». И первый из них:
Крестный ход
Поезд пришел в Арзамас в восьмом часу утра, и с Божьей помощью я даже успела на конец службы. День был воскресный, и Литургия плавно перетекла в крестный ход.
Длинные слеги (так, кажется, это называется), которые стали видны, когда процессия завернула на другую сторону храма, говорили о том, что идет ремонт. Глядя уже сейчас на согбенную старушку с клюкой, поспешающую вместе со всеми (увеличьте снимок, посмотрите, какое у нее светлое лицо!), я вспоминаю рассказ м. К. о том, с чего в 1993-м, когда жители села Хрипуново добились разрешения от властей, началось восстановление храма. В материалах прессы, которые я привожу в очерке В Знаменском скиту: Часть 2, не сказано о том, что началось оно... с уборки голубиного помета, толстым слоем за долгие годы устлавшего пол: кровля-то тоже была разорена. На пол настлали доски и ходили по ним, сгребая помет в ведра. «И вот у меня до сих пор перед глазами одна бабуля: идет по досочке, в одной руке у нее ведро, в другой – клюка...» Не та ли это согбенная старушка, что мы видим на снимке в этот праздничный день?.. Хотя навряд ли: той бабули, наверное, уж нет с нами...
Вот так выглядел Знаменский храм, когда в 93-м сюда прибыла горстка дивеевских сестер, послушниц и трудниц с благословением от епископа открыть здесь скит. Это отдельная история, которая когда-нибудь тоже будет написана... (Фото из архива м. К.)
Видите березки, выросшие на храме?.. (Фото из архива м. К.)
Восстанавливали храм всем миром. Пол-деревни с утра приходило сюда, как на работу. Тех из них, кто еще жив, сразу можно узнать в храме: они ведут себя скромно, но с достоинством; молча, но по-хозяйски ухаживают за свечами; степенно приветствуют друг друга, приходя на службы... А мужчины, которые еще в силе, до сих пор принимают участие в работах: сейчас готовится к открытию летний храм.
(Фото из архива м. К.)
Снимок сделан мною 13 мая сего года. Как говорится, почувствуйте разницу...
Буквально через три дня после моего отъезда с барабана, наконец, было снято безобразившее его укрытие и миру предстал нарядный купол... (Фото м. К.)
Фасад тоже проходит очень серьезный ремонт. (Фото м. К.)
Но вернемся в день 13 мая...
Чтение Евангелия едва ли не перекрывали громкие, сварливые по-стариковски крики грачей, обитающих на окрестных деревьях в великом множестве. Никогда не думала (дитя асфальта!..), что эта птица, о которой так поэтично поется в детской песенке: «Грачи прилетели, грачи прилетели, на крыльях весну принесли!», может так непоэтично каркать. И в то же время слышалась в этих криках какая-то самодостаточность, безотчетное утверждение права на свою, отдельную от человека жизнь...
Нажмите на изображение для увеличения!
Окроплению святой водой радуются все, от мала до велика, всегда и везде...
«Рай, открытый детям, из них сияющий...» (протопр. Александр Шмеман).
Автор фотографий крестного хода – раб Божий Владимир из Ульяновска, ненадолго приезжавший с семьей погостить.
(См. продолжение: Голубые одуванчики (2): Канавка. Краешек ризы...)