Голубые одуванчики
Сгусток веры
«Откуда у всех этих людей такое благочестие? – спросила я м. К., когда мы возвращались от источника в Скит. – Я еще в Рождественские дни обратила внимание на удивительно благоговейное поведение местных жителей в храме...» И она в ответ рассказала мне, благо путь был длинный, немало удивительного, в прибавок к тому, чем я поделилась в очерках В Знаменском скиту: Часть 1, Часть 2.
Коротко – самое главное из рассказа м. К.:
«Здешнее благочестие имеет старинные корни. Дворяне Чаадаевы, владельцы имения, строго следили за поведением жителей Хрипунова, центральной усадьбы. И неблагочестивых крестьян выселяли в окрестные деревни, помельче. Поэтому село Хрипуново давало и поныне дает Дивеевской обители насельниц. Есть поверье, что Скит в этом селе возник по молитвам хрипуновских матушек, обитающих на Небесах…
...Еще находясь в утробе, дети здесь начинают ходить в храм вместе с мамой, причащаются вместе с мамой. Такие дети – просто сгусток веры! Совсем маленький, двухлетний ребеночек идет к иконе – и понимает, что он делает!.. Надо видеть, с каким умилением подходит он к иконе Матери Божьей, крестится, делает земной поклончик – и ждет, пока кто-нибудь поднимет его и даст поцеловать икону.
...В храм здесь ходят целыми династиями: прабабушки, бабушки, дети, внуки и правнуки. Работают в монастыре целыми семьями, можно сказать, семейный подряд! И интересно, что в этих семьях очень много детей. В одной семье семеро детей, и все ходят в Воскресную школу, у нас там три группы: старшая, средняя и младшая».
«Да, и крестные ходы, конечно, тоже делают свое дело... Помню, два года назад была засуха, и Патриарх призвал во всех храмах молиться о ниспослании дождя. И у нас тоже был крестный ход. Тогда, кстати, у нас гостили два иеромонаха из Питера, Кирилл и Мефодий...» «Господи, как же тесен Твой мир!..– поразилась я. – Близнецы-братья из Богословского храма нашей Духовной академии?..» – «Да, они самые, они иногда у нас гостят. У меня даже фотографии того крестного хода есть, могу прислать!»
И прислала...
Когда я стала их смотреть, в памяти сразу всплыл рассказ В. Короленко о крестном ходе с Оранской иконой Божией Матери (За иконой). Только здесь, в селе Хрипуново, ходили с чудотворной иконой «Знамение». Почти день в день, кстати, два года назад: 7 июля 2010-го... Глядя на эти лица, перестаешь понимать, «какое ныне тысячелетье на дворе» (Б. Пастернак)... Вспомнился почему-то, от противного, поэт Евгений Баратынский, восхищавшийся «лица необщим выраженьем» своей Музы. От противного – потому, что эти лица притягивали как раз «общим выраженьем» идущей из глубины веры, которую старшие поколения сумели пронести для них через безбожные годы...
В те дни всё и вся изнывало от жары, до 35 градусов. Даже по этой поверхности пруда, испещренной какими-то нездоровыми, тревожными блестками, можно судить о том, какой стоял зной...
Было всего лишь 7 июля, когда зелень обычно еще хранит свежесть, а тут трава была пожухшая и пожелтевшая, как бывает только уже к концу августа...
Иконой предстояло обнести всю деревню, немалым кругом...
На четырех сторонах света служились молебны...
...
...
Несли икону четыре брата (все они работают в монастыре, и не один год). Время от времени они останавливались, чтобы могли подойти те, кто ходить за иконой был не в силах...
...
...
...
...
Исстари считается особо благодатным пройти под иконой, и братья желающим не отказывали, поднимали ее...
...
Вот женщина вывела под благословение и окропление святой водой своего мужа, перенесшего инсульт...
И вот крестный ход, длившийся несколько часов, завершен.
Я не знаю, может быть, таких деревень уже (или еще?) много по России. Но лично я встретилась с такой впервые… И благодарю Бога за эту встречу.
P.S. Под конец этой записи я хотела рассказать о последнем вечере, последнем утре и, наконец, о голубых одуванчиках. Но, когда я закончила свой (хотя, конечно, не мой, а м. К.) рассказ об этом крестном ходе, он показался мне таким цельным, что разбавлять его чем-то другим не захотелось. Так что пока еще... не прощаюсь.
(См. продолжение: Голубые одуванчики (5): Закат прощальный. Об одуванчиках, и не только)
Сгусток веры
«Откуда у всех этих людей такое благочестие? – спросила я м. К., когда мы возвращались от источника в Скит. – Я еще в Рождественские дни обратила внимание на удивительно благоговейное поведение местных жителей в храме...» И она в ответ рассказала мне, благо путь был длинный, немало удивительного, в прибавок к тому, чем я поделилась в очерках В Знаменском скиту: Часть 1, Часть 2.
Коротко – самое главное из рассказа м. К.:
«Здешнее благочестие имеет старинные корни. Дворяне Чаадаевы, владельцы имения, строго следили за поведением жителей Хрипунова, центральной усадьбы. И неблагочестивых крестьян выселяли в окрестные деревни, помельче. Поэтому село Хрипуново давало и поныне дает Дивеевской обители насельниц. Есть поверье, что Скит в этом селе возник по молитвам хрипуновских матушек, обитающих на Небесах…
...Еще находясь в утробе, дети здесь начинают ходить в храм вместе с мамой, причащаются вместе с мамой. Такие дети – просто сгусток веры! Совсем маленький, двухлетний ребеночек идет к иконе – и понимает, что он делает!.. Надо видеть, с каким умилением подходит он к иконе Матери Божьей, крестится, делает земной поклончик – и ждет, пока кто-нибудь поднимет его и даст поцеловать икону.
...В храм здесь ходят целыми династиями: прабабушки, бабушки, дети, внуки и правнуки. Работают в монастыре целыми семьями, можно сказать, семейный подряд! И интересно, что в этих семьях очень много детей. В одной семье семеро детей, и все ходят в Воскресную школу, у нас там три группы: старшая, средняя и младшая».
«Да, и крестные ходы, конечно, тоже делают свое дело... Помню, два года назад была засуха, и Патриарх призвал во всех храмах молиться о ниспослании дождя. И у нас тоже был крестный ход. Тогда, кстати, у нас гостили два иеромонаха из Питера, Кирилл и Мефодий...» «Господи, как же тесен Твой мир!..– поразилась я. – Близнецы-братья из Богословского храма нашей Духовной академии?..» – «Да, они самые, они иногда у нас гостят. У меня даже фотографии того крестного хода есть, могу прислать!»
И прислала...
Когда я стала их смотреть, в памяти сразу всплыл рассказ В. Короленко о крестном ходе с Оранской иконой Божией Матери (За иконой). Только здесь, в селе Хрипуново, ходили с чудотворной иконой «Знамение». Почти день в день, кстати, два года назад: 7 июля 2010-го... Глядя на эти лица, перестаешь понимать, «какое ныне тысячелетье на дворе» (Б. Пастернак)... Вспомнился почему-то, от противного, поэт Евгений Баратынский, восхищавшийся «лица необщим выраженьем» своей Музы. От противного – потому, что эти лица притягивали как раз «общим выраженьем» идущей из глубины веры, которую старшие поколения сумели пронести для них через безбожные годы...
В те дни всё и вся изнывало от жары, до 35 градусов. Даже по этой поверхности пруда, испещренной какими-то нездоровыми, тревожными блестками, можно судить о том, какой стоял зной...
Было всего лишь 7 июля, когда зелень обычно еще хранит свежесть, а тут трава была пожухшая и пожелтевшая, как бывает только уже к концу августа...
Иконой предстояло обнести всю деревню, немалым кругом...
На четырех сторонах света служились молебны...
...
...
Несли икону четыре брата (все они работают в монастыре, и не один год). Время от времени они останавливались, чтобы могли подойти те, кто ходить за иконой был не в силах...
...
...
...
...
Исстари считается особо благодатным пройти под иконой, и братья желающим не отказывали, поднимали ее...
...
Вот женщина вывела под благословение и окропление святой водой своего мужа, перенесшего инсульт...
И вот крестный ход, длившийся несколько часов, завершен.
Я не знаю, может быть, таких деревень уже (или еще?) много по России. Но лично я встретилась с такой впервые… И благодарю Бога за эту встречу.
P.S. Под конец этой записи я хотела рассказать о последнем вечере, последнем утре и, наконец, о голубых одуванчиках. Но, когда я закончила свой (хотя, конечно, не мой, а м. К.) рассказ об этом крестном ходе, он показался мне таким цельным, что разбавлять его чем-то другим не захотелось. Так что пока еще... не прощаюсь.
(См. продолжение: Голубые одуванчики (5): Закат прощальный. Об одуванчиках, и не только)