Гора Арбель

Эта запись является частью серии записей Прикосновенье к Святой Земле...
Прикосновенье к Святой Земле...
Гора Арбель: 2

Арбель, гора, имеющая славное для иудеев прошлое. В пещерах (их найдено около 120), находящихся на отвесных стенах горы, укрывались иудеи-мятежники, не соглашавшиеся на оккупацию, бунтовавшие против новой политической власти. В 40-м году до Рождества Христова здесь укрылись иудеи, не желающие подчиниться ставленнику Рима царю Ироду (тому самому, который убил Вифлеемских младенцев и пытался погубить Христа). Эти мученики идеи готовы были погубить своих близких и себя, лишь бы ни на иоту не отступить от чистоты жизни и веры, над которыми нависла угроза.

Историк 1-го века Иосиф Флавий так описывал один из эпизодов этой страшной драмы: «Эти пещеры, находясь в отлогих горах, были неприступны ни с какой стороны; только очень узкие, извилистые тропинки вели вверх к ним, а скалы, на которых находились их отверстия, отвесно ниспадали вниз в зияющие пропасти. Эта недоступная местность делала царя долгое время беспомощным. Но, наконец, он придумал чрезвычайно действенное средство. Он приказал сильнейших своих воинов опускать вниз в ящиках на канатах для того, чтобы они могли проникать в отверстия, здесь они рубили разбойников вместе с их семействами и бросали пылающие головни в тех, которые сопротивлялись. Охотно Ирод захватил бы в свои руки некоторых из них живыми, он с этой целью предложил им через герольда самим выйти к нему, но никто не сдавался добровольно и даже из побежденных многие предпочитали смерть плену. Один старик, отец семерых детей, следующим образом убил последних вместе с их матерью за то, что они, доверяясь царским обещаниям, упрашивали его выйти из пещеры. Он стал у входа пещеры, приказал им выходить по одиночке и заколол каждого отдельно появлявшегося сына. Ирод, потрясенный этой сценой, за которой он издали наблюдал, простирал свою правую руку к старику и умолял его пощадить своих собственных детей. Но старик и слышать его не хотел: резкой бранью он напомнил Ироду о его низком происхождении, умертвил еще свою жену над трупами детей и, швырнув их вниз по отвесной стене, сам вслед за ними бросился в бездну».

Особенно кровопролитные сражения были здесь в 70-м году 1-го века, после падения Иерусалима и разрушения всей этой страны римлянами.

В дальнейшем, во 2-м веке, на горе Арбель строится синагога, в которой молятся семьи священников и левитов, эмигрировавших в Галилею после разрушения Иерусалима.
Арбель как форпост национального сопротивления становится местом, где, по мнению некоторых авторитетных иудейских мыслителей, явится Мессия. (Напомню тем, кто не совсем понимает, о чем идет речь: иудеи не верят, что Христос был Мессией. Они ждут другого мессию.) Указание на эту традицию мы находим в Иерусалимском Талмуде: «Однажды крестьянин пахал землю в долине Арбель. Вдруг замычал бык. Проходящий мимо араб услышал рев быка и сказал: "Иудей! Иудей! Распряги своего быка, распряги свой плуг, ибо Храм разрушен!" Спустя некоторое время бык снова заревел. И сказал тот араб: "Иудей! Иудей! Впряги своего быка в свой плуг, ибо родился царь-Мессия!" Спросили: "Как Мессию зовут?" Сказал: "Менахем... Из царской столицы - еврейского Бейт-Лехема (Вифлеема)"».

Для нас эта гора важна прежде всего тем, что на ней проповедовал Христос. Указаний на это в Новом Завете мы не находим. Но и вообще, конкретных названий гор мы находим мало, при том, что в Евангелиях много раз сказано, что для молитвы, для проповеди Христос уходил на гору.
Почему же Евангелия не сохранили для нас имени гор, на которых были произнесены глаголы Божии?.. Да все дело в том, что письменные Евангелия составлялись на основе устных сборников. Эти сборники рассказов объединяла тема: Чудеса Христовы, Притчи Христовы, Высказывания (в науке они называются логии) Христовы. И потом Евангелисты компоновали материал в соответствии со своими богословскими представлениями и предпочтениями. Не с точки зрения подлинной исторической хронологии (Евангелия составлялись через 30-40 лет после Евангельских событий), а именно с точки зрения авторского видения истории. Поэтому наивными выглядят попытки некоторых современных авторов выстроить в единую историческую линию историю жизни Христа. У каждого Евангелиста она своя. Один известное чудо Христа помещает в начало Его проповеди, другой – в конец. Каждый преследует свои богословские задачи, подлинная история их не очень интересует, тем более, что ее было и не установить. Марк видит Христа львом (отсюда символ Евангелиста Марка – лев) и властелином; Матфей подчеркивает мысль о исполнении во Христе иудейских ожиданий и пророчеств, Лука делает акцент на жертвенности Христа, на Его всеобъемлющей любви, обращенной ко всем слоям непростого общества.

Но мы отвлеклись. Итак, Христос постоянно проповедовал на горах. Гора – это древний библейский символ приближения к Небу, приближения к Богу (вспомните Моисея, который встречался с Богом именно на горе Синай). В богословии особенность пророков и Самого Христа проповедовать о наиболее важных вещах именно на горе получила именование священной топографии».
Но установить точно, где была произнесена та или иная часть проповеди, – невозможно. Именно потому, что Евангелисты монтировали эпизоды из жизни Христа в свою канву истории. В этой истории не искажались слова – упаси Бог. Сегодня ученые доказали, что в первом веке было исключительно бережное отношение к словам Христа, даже если что-то Апостолы не понимали, если что-то их обличало, шло вразрез с их собственными представлениями, они все равно не дерзали эти слова править и приводили так, как это было произнесено.
Спаситель любил проповедовать с гор, тем более Он не мог не посетить Арбель, гору, выдающуюся тем, что с нее открывается самый живописный вид на Галилею, и гору, особо значимую для евреев в контексте их истории.
Предание местных христиан также связывает эту гору с проповедью Христовой. Нагорная ли проповедь, а может, ее часть, молитва «Отче наш», что-то иное… По этой горе ступал Спаситель. С этой горы Он обозревал Галилейские дали. Что думал Он, о чем волновалось Его сердце?..

О, Господи. Мы стоим на том же самом месте, на котором стоял и Ты. Мы не знаем сокровенных дум Твоей души, и раз нам это не открыто, нам это и не нужно. А нужно нам то, что открыто Церковью. Это духовная работа над собой, это ежедневная молитва и исправление.

Посмотреть вложение 4877
Я стою на горе Арбель. Внизу, на 400-метровой глубине, – израильские поселки.

Посмотреть вложение 4878
Дивные виды на берега Галилейского озера.

Посмотреть вложение 4879
В руинах и под землей лежат воспетые Евангелиями города Капернаум, Магдала...

Посмотреть вложение 4880
Лодки рыбаков и туристов, бороздящие воды Галилейского озера.


Посмотреть вложение 4881
На гору Арбель приводят молодых людей, набранных в армию, для знакомства с этим священным местом боевой и национальной славы.
Next entry in series Кана Галилейская
Previous entry in series Первое чудо

Комментарии

Нет комментариев для отображения

Оглавление серии

Яффа Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 1 Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 2 Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 3 Прикосновенье к Святой Земле... Водонос Первое чудо Гора Арбель Кана Галилейская Иордан Иордан Крещение на Иордане Крещение на Иордане Ты еси Христос... 1 Ты еси Христос... 2 Иордан Хеврон Хеврон Хеврон: Как происходило погребение Спасителя... Хеврон Хеврон Хеврон Хеврон: Гробница Авраама 1 Хеврон: Гробница Авраама 2 Хеврон: Земля Обетованная Место Преображения Господня: гора Фавор Храм Преображения... Храм Преображения Господня Нагорная проповедь: 1 Нагорная проповедь: 3 Иерихон: 1 Иерихон: 2 Иерихон: 3 Святая Земля: Полтора столетия назад и сегодня. 1 Святая Земля: Полтора столетия назад и сегодня 2 Прикосновенье к Святой Земле: Дивный восход

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
5.946
Последнее обновление

Поделиться записью

Сверху