50 заметок о Святой Земле
13: Гора Нагорной проповеди
Прихожанин говорит: «Я вот сегодня, батюшка, наконец, понял смысл слов Христа: Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно…
За завтраком поругался с женой, настроение испортилось, и я стал на все смотреть темным оком – злыми глазами. И потом, пока ехал в машине, на всех, кто на дороге, злился. И на работе на всех целый день срывался… А вот в другой раз – на душе мир, око светлое, доброе, и это во всем и ко всем».
Говорю: «Вы очень правильно поняли, что нужно хранить мир в душе. Боюсь только, что слова Иисуса Христа – о другом…»
Тогда о чем эти загадочные слова? Сегодня мы об этом поговорим.
…«Нагорная проповедь». Такое название дал Блаженный Августин (354–430) речи Христа, приведенной Евангелистом Матфеем в главах 5–7 своего Евангелия. Поистине, эта речь – может быть, самая лучшая часть этого Евангелия.
Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря… (Мф. 5: 1-2)
Библеисты говорят, что едва ли Христос дал эту речь в таком виде, как ее привел Евангелист Матфей. Что на самом деле это плод творчества самого Матфея, который объединил в этой насыщенной, энергетической, очень интересной речи высказывания Христа, произнесенные в разное время и на разные темы. Это легко понять хотя бы из того, что те же высказывания мы находим и в Евангелии от Луки, но там они разбросаны по всему Евангелию, а здесь сосредоточены в одном месте. Поистине, Матфей создал ожерелье, на которое нанизал и блестящие афоризмы Христа, и глубокие богословские идеи, и живые шутки.
О Нагорной проповеди я рассказывал не раз. Рекомендую перечитать мои очерки на эту тему:
Нагорная проповедь Часть 1: https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=151
Нагорная проповедь Часть 2:https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=156
Кто такие нищие духом? https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=683
Сегодня поговорим только про око, про эти загадочные слова Христа, над которыми, может быть, и вы думали и хотели нащупать путь к правильному их пониманию.
Сначала приведу этот текст, а потом его прокомментирую.
Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6: 22-23)
Текст этот, несмотря на то, что он так краток, до сих пор вызывает споры: как его толковать и понимать? Собственно, и перевод, которым мы пользуемся, Синодальный, также дает нам такую интерпретацию текста, как это понимал в 19-м веке переводчик. А понимал он неверно и своим переводом все запутал.
Вот как следует точно перевести этот текст:
Светильник тела – глаз.
Если твой глаз искренен – все тело светлое будет.
Если же глаз твой злой будет – все тело твое темное будет.
Итак, если свет, который в тебе, –- тьма, то сколь велика тьма!
Для удобства комментирования разделим текст на три части.
А) Светильник тела – глаз.
Христос начинает с того, что приводит данные научных представлений Своего времени. Как мы сегодня воспринимаем зрение? Мы знаем, что глаз состоит из фоторецепторов (миллионы т.наз. палочек и колбочек) в сетчатке, которые воспринимают свет и превращают его в нервный импульс. Далее информация по зрительным нервам передается в зрительные зоны коры головного мозга.
Во времена Христа греки и иудеи считали иначе. Они думали, что тело и голова наши подобны дому. Закройте глаза. Что вы почувствуете? Что тело и голова погрузились в темноту. Так вот, глаз они понимали как своего рода светильник. Он, как лампа, освещает дом нашего тела. Эмпедокл: «Человеческий глаз – вечный огонь, заключенный в коже»; Аристотель: «Глаз содержит огонь» и мн. др.
Так же к глазу как к светильнику (и наоборот, - к светильнику как к глазу) относились иудеи. Никогда не задумывались, что означает семисвечник, который стоит в наших храмах за престолом? Он означает взор Божий, обращенный на нас! В подтверждение этого тезиса приведу цитату из пророка Захарии:
И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем…
И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: Что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: …те семь – это очи Господа, которые объемлют взором всю землю (Зах. 4: 1-10).
Семисвечники, стоявшие в Иерусалимском Храме и стоящие в наших храмах, символизируют Всеведение Господа (семь – символическое число полноты).
Впрочем, мы отвлеклись. Первой фразой Христос говорит то, что и так всем было известно: Светильник для тела есть око.
Читаем дальше:
Б) Если твой глаз искренен – все тело светлое будет.
Если же глаз твой злой будет – все тело твое темное будет.
В Синодальном переводе: если око твое будет чисто… если око твое будет худо…
В оригинале на месте этих выделенных мною слов стоят греческие слова аплис и понирос.
Аплис означает безупречность, целостность, честность и прямоту в послушании Богу[1].
Слово же понирос нам знакомо по последнему прошению Молитвы Господней: Но избави нас от лукавого (пониру). Дословный перевод: злой.
В разбираемом фрагменте Христос уже отходит от физиологической функции глаз – светить, и говорит о том, что нравственное качество наших «глаз», или то, что мы сегодня называем взглядом на жизнь, определяет состояние всего нашего существа. Если мы будем безупречны, искренни, верны Богу – все существо наше будет светлым, чистым. А если будем иметь «злой» глаз, вернее, будем на все смотреть под злым, нечистым, лукавым углом зрения, то все существо наше окажется погруженным во тьму.
В) Итак, если свет, который в тебе, – тьма, то сколь велика тьма.
Эта часть, третья, – самая трудная, ее наши переводчики совершенно не поняли. А смысл ее такой: любому слушателю Христа (как и любому современному человеку, честному к себе, но не находящемуся на пути христианского совершенствования) было нетрудно заметить: наша душа полна нечистоты, злобы, подлости. Христос об этом говорит: если свет, который в тебе, – тьма, то сколь велика тьма! Сколь ужасна и тотальна эта тьма, объявшая все человечество, если даже вы, мои слушатели, тоже живете во тьме…
Значит ли это, что из тьмы нет выхода? Конечно же, не значит! Весь ряд поучений Христовых, приведенных Матфеем в Нагорной проповеди, направлен на то, чтобы вывести человека из тьмы, даровать ему новое отношение к вещам, новый угол зрения на жизнь. Люди потерялись, заблудились, сбились с курса, но Христос покажет путь, осветит жизнь светом.
Посмотрите на контекст, в который помещены разбираемые нами слова:
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться...
Итак, подытожим:
Христос напоминает всем известные вещи. Что глаз – лампа для тела.
Затем Христос переводит разговор в плоскость нравственную, Он говорит о взгляде на жизнь человека: Если будешь верен Богу, искренен, целен – все существо твое будет, образно говоря, во свете. Если ты будешь лукавым, злым, то и все существо твое будет темным.
Все люди, в общем, себя считают нормальными. Но если мы честно заглянем в себя, то увидим, что в душе нашей не свет, а тьма. Что с нами произошло? Почему мы увязли в грязи и плутаем во тьме? О, насколько сильна эта тьма, которая обуяла всех людей, даже, в общем, хороших, добрых!
Эту печальную ситуацию можно изменить, только приняв Иисуса Христа как Спасителя и начав жить по-другому.
В один из вечеров нашего пребывания на Святой Земле мы отправились на Гору Блаженств. Это гора, высота которой чуть более 100 метров и вокруг которой простираются луга. По преданию, именно здесь Христос произнес Нагорную проповедь, во всяком случае, какую-то ее часть.
Мы начали спуск с горы.
Мы были вынуждены пройти мимо прекрасной католической церкви. Было уже поздно, и храм был закрыт. Эта церковь построена в 1930-е годы. При строительстве были обнаружены остатки византийской церкви 4-го века.
По правде говоря, мы не могли налюбоваться той красотой, что простиралась вокруг и так щедро нам давалась.
...
Присев на мощный булыжник, как некогда воссел Христос, автор этих строк прочитал вслух фрагмент Нагорной проповеди. Потом мы помолились и прославили Господа!
...............................
[1] Исследование точного значения этих слов см.: Луц У. Нагорная проповедь. Богословско-экзегетический комментарий. М.: Библейско-богословский институт св. Ап. Андрея Первозванного. 2014. С. 350.
13: Гора Нагорной проповеди
Прихожанин говорит: «Я вот сегодня, батюшка, наконец, понял смысл слов Христа: Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно…
За завтраком поругался с женой, настроение испортилось, и я стал на все смотреть темным оком – злыми глазами. И потом, пока ехал в машине, на всех, кто на дороге, злился. И на работе на всех целый день срывался… А вот в другой раз – на душе мир, око светлое, доброе, и это во всем и ко всем».
Говорю: «Вы очень правильно поняли, что нужно хранить мир в душе. Боюсь только, что слова Иисуса Христа – о другом…»
Тогда о чем эти загадочные слова? Сегодня мы об этом поговорим.
…«Нагорная проповедь». Такое название дал Блаженный Августин (354–430) речи Христа, приведенной Евангелистом Матфеем в главах 5–7 своего Евангелия. Поистине, эта речь – может быть, самая лучшая часть этого Евангелия.
Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря… (Мф. 5: 1-2)
Библеисты говорят, что едва ли Христос дал эту речь в таком виде, как ее привел Евангелист Матфей. Что на самом деле это плод творчества самого Матфея, который объединил в этой насыщенной, энергетической, очень интересной речи высказывания Христа, произнесенные в разное время и на разные темы. Это легко понять хотя бы из того, что те же высказывания мы находим и в Евангелии от Луки, но там они разбросаны по всему Евангелию, а здесь сосредоточены в одном месте. Поистине, Матфей создал ожерелье, на которое нанизал и блестящие афоризмы Христа, и глубокие богословские идеи, и живые шутки.
О Нагорной проповеди я рассказывал не раз. Рекомендую перечитать мои очерки на эту тему:
Нагорная проповедь Часть 1: https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=151
Нагорная проповедь Часть 2:https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=156
Кто такие нищие духом? https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=683
Сегодня поговорим только про око, про эти загадочные слова Христа, над которыми, может быть, и вы думали и хотели нащупать путь к правильному их пониманию.
Сначала приведу этот текст, а потом его прокомментирую.
Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6: 22-23)
Текст этот, несмотря на то, что он так краток, до сих пор вызывает споры: как его толковать и понимать? Собственно, и перевод, которым мы пользуемся, Синодальный, также дает нам такую интерпретацию текста, как это понимал в 19-м веке переводчик. А понимал он неверно и своим переводом все запутал.
Вот как следует точно перевести этот текст:
Светильник тела – глаз.
Если твой глаз искренен – все тело светлое будет.
Если же глаз твой злой будет – все тело твое темное будет.
Итак, если свет, который в тебе, –- тьма, то сколь велика тьма!
Для удобства комментирования разделим текст на три части.
А) Светильник тела – глаз.
Христос начинает с того, что приводит данные научных представлений Своего времени. Как мы сегодня воспринимаем зрение? Мы знаем, что глаз состоит из фоторецепторов (миллионы т.наз. палочек и колбочек) в сетчатке, которые воспринимают свет и превращают его в нервный импульс. Далее информация по зрительным нервам передается в зрительные зоны коры головного мозга.
Во времена Христа греки и иудеи считали иначе. Они думали, что тело и голова наши подобны дому. Закройте глаза. Что вы почувствуете? Что тело и голова погрузились в темноту. Так вот, глаз они понимали как своего рода светильник. Он, как лампа, освещает дом нашего тела. Эмпедокл: «Человеческий глаз – вечный огонь, заключенный в коже»; Аристотель: «Глаз содержит огонь» и мн. др.
Так же к глазу как к светильнику (и наоборот, - к светильнику как к глазу) относились иудеи. Никогда не задумывались, что означает семисвечник, который стоит в наших храмах за престолом? Он означает взор Божий, обращенный на нас! В подтверждение этого тезиса приведу цитату из пророка Захарии:
И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем…
И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: Что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: …те семь – это очи Господа, которые объемлют взором всю землю (Зах. 4: 1-10).
Семисвечники, стоявшие в Иерусалимском Храме и стоящие в наших храмах, символизируют Всеведение Господа (семь – символическое число полноты).
Впрочем, мы отвлеклись. Первой фразой Христос говорит то, что и так всем было известно: Светильник для тела есть око.
Читаем дальше:
Б) Если твой глаз искренен – все тело светлое будет.
Если же глаз твой злой будет – все тело твое темное будет.
В Синодальном переводе: если око твое будет чисто… если око твое будет худо…
В оригинале на месте этих выделенных мною слов стоят греческие слова аплис и понирос.
Аплис означает безупречность, целостность, честность и прямоту в послушании Богу[1].
Слово же понирос нам знакомо по последнему прошению Молитвы Господней: Но избави нас от лукавого (пониру). Дословный перевод: злой.
В разбираемом фрагменте Христос уже отходит от физиологической функции глаз – светить, и говорит о том, что нравственное качество наших «глаз», или то, что мы сегодня называем взглядом на жизнь, определяет состояние всего нашего существа. Если мы будем безупречны, искренни, верны Богу – все существо наше будет светлым, чистым. А если будем иметь «злой» глаз, вернее, будем на все смотреть под злым, нечистым, лукавым углом зрения, то все существо наше окажется погруженным во тьму.
В) Итак, если свет, который в тебе, – тьма, то сколь велика тьма.
Эта часть, третья, – самая трудная, ее наши переводчики совершенно не поняли. А смысл ее такой: любому слушателю Христа (как и любому современному человеку, честному к себе, но не находящемуся на пути христианского совершенствования) было нетрудно заметить: наша душа полна нечистоты, злобы, подлости. Христос об этом говорит: если свет, который в тебе, – тьма, то сколь велика тьма! Сколь ужасна и тотальна эта тьма, объявшая все человечество, если даже вы, мои слушатели, тоже живете во тьме…
Значит ли это, что из тьмы нет выхода? Конечно же, не значит! Весь ряд поучений Христовых, приведенных Матфеем в Нагорной проповеди, направлен на то, чтобы вывести человека из тьмы, даровать ему новое отношение к вещам, новый угол зрения на жизнь. Люди потерялись, заблудились, сбились с курса, но Христос покажет путь, осветит жизнь светом.
Посмотрите на контекст, в который помещены разбираемые нами слова:
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться...
Итак, подытожим:
Христос напоминает всем известные вещи. Что глаз – лампа для тела.
Затем Христос переводит разговор в плоскость нравственную, Он говорит о взгляде на жизнь человека: Если будешь верен Богу, искренен, целен – все существо твое будет, образно говоря, во свете. Если ты будешь лукавым, злым, то и все существо твое будет темным.
Все люди, в общем, себя считают нормальными. Но если мы честно заглянем в себя, то увидим, что в душе нашей не свет, а тьма. Что с нами произошло? Почему мы увязли в грязи и плутаем во тьме? О, насколько сильна эта тьма, которая обуяла всех людей, даже, в общем, хороших, добрых!
Эту печальную ситуацию можно изменить, только приняв Иисуса Христа как Спасителя и начав жить по-другому.
В один из вечеров нашего пребывания на Святой Земле мы отправились на Гору Блаженств. Это гора, высота которой чуть более 100 метров и вокруг которой простираются луга. По преданию, именно здесь Христос произнес Нагорную проповедь, во всяком случае, какую-то ее часть.
Мы начали спуск с горы.
Мы были вынуждены пройти мимо прекрасной католической церкви. Было уже поздно, и храм был закрыт. Эта церковь построена в 1930-е годы. При строительстве были обнаружены остатки византийской церкви 4-го века.
По правде говоря, мы не могли налюбоваться той красотой, что простиралась вокруг и так щедро нам давалась.
...
Присев на мощный булыжник, как некогда воссел Христос, автор этих строк прочитал вслух фрагмент Нагорной проповеди. Потом мы помолились и прославили Господа!
...............................
[1] Исследование точного значения этих слов см.: Луц У. Нагорная проповедь. Богословско-экзегетический комментарий. М.: Библейско-богословский институт св. Ап. Андрея Первозванного. 2014. С. 350.