50 заметок о Святой Земле
3: Гроб времен Христа
На склоне Елеонской горы, обращенном к Иерусалиму, расположены древние иудейские могилы. Одна из них, по благочестивому преданию, считается гробницей ветхозаветных пророков Аггея, Захарии и Малахии.
На самом деле, едва ли эта гробница связана с пророками, но в любом случае перед нами – уникальная археологическая достопримечательность. Это могила 1-го века, то есть времен Иисуса Христа. В 4-5-м веках гробница была расширена и использовалась для захоронения христиан, почивших во время паломничеств на Святую Землю.
Многочисленные надписи на стенах на греческом языке, обнаруженные в гробнице, сообщают, что здесь похоронены христиане из Сирии или Месопотамии, бывшие, очевидно, на поклонении в Иерусалиме. На одной из стен центрального помещения сохранилась надпись на греческом языке: «Положись на свою веру в Бога, Дометила: Нет ни одного бессмертного человеческого существа!»
Пещера была известна многие столетия и почиталась евреями со времен средневековья как гробница пророков. В 1882 году архимандрит Антонин (Капустин) приобрел это место для Русской Православной Церкви. Он планировал построить здесь храм, однако это вызвало протесты со стороны евреев, которые посещали пещеру для поклонений. В 1890 году османские суды подтвердили законность сделки, при условии согласия русских не выставлять христианские символы или знаки в пещере, дабы она оставалась доступной для людей всех вероисповеданий.
Пещера представляет собой выбитые в скале 38 погребальных ниш. Одна из них, времен Христа, – центральная.
То, что захоронения группируются вокруг одной, центральной, могилы и как бы, в некотором смысле, ей подчинены; то, что христиане избрали местом погребения именно это место, – все это наталкивает на мысль, что центральная могила могла принадлежать какому-нибудь известному христианину. Может быть, Апостолу? Или какому-нибудь видному первохристианскому святому?
Спустимся в гробницу. Расположена она на глубине примерно 7 метров под землей.
Здесь абсолютная темнота, и выручают только свечи и фонарики.
Концентрическими кругами от главного тоннеля отходят малые тоннели. В них – 38 погребальных ниш.
Некогда здесь упокоились древнехристианские паломники.
Самая главная пещерка – с каменным погребальным ложем. На такое ложе укладывали завернутого в саван и умащенного благовониями покойника. Именно на таком ложе лежал наш Спаситель Господь Иисус Христос.
Собственно, и рассказ этот я в первую очередь сделал, чтобы показать, как на самом деле мог выглядеть гроб Христов.
Помолившись Господу и неизвестным насельникам сей гробницы, мы по стертым от времени ступенькам спешим наверх.
3: Гроб времен Христа
На склоне Елеонской горы, обращенном к Иерусалиму, расположены древние иудейские могилы. Одна из них, по благочестивому преданию, считается гробницей ветхозаветных пророков Аггея, Захарии и Малахии.
На самом деле, едва ли эта гробница связана с пророками, но в любом случае перед нами – уникальная археологическая достопримечательность. Это могила 1-го века, то есть времен Иисуса Христа. В 4-5-м веках гробница была расширена и использовалась для захоронения христиан, почивших во время паломничеств на Святую Землю.
Многочисленные надписи на стенах на греческом языке, обнаруженные в гробнице, сообщают, что здесь похоронены христиане из Сирии или Месопотамии, бывшие, очевидно, на поклонении в Иерусалиме. На одной из стен центрального помещения сохранилась надпись на греческом языке: «Положись на свою веру в Бога, Дометила: Нет ни одного бессмертного человеческого существа!»
Пещера была известна многие столетия и почиталась евреями со времен средневековья как гробница пророков. В 1882 году архимандрит Антонин (Капустин) приобрел это место для Русской Православной Церкви. Он планировал построить здесь храм, однако это вызвало протесты со стороны евреев, которые посещали пещеру для поклонений. В 1890 году османские суды подтвердили законность сделки, при условии согласия русских не выставлять христианские символы или знаки в пещере, дабы она оставалась доступной для людей всех вероисповеданий.
Пещера представляет собой выбитые в скале 38 погребальных ниш. Одна из них, времен Христа, – центральная.
То, что захоронения группируются вокруг одной, центральной, могилы и как бы, в некотором смысле, ей подчинены; то, что христиане избрали местом погребения именно это место, – все это наталкивает на мысль, что центральная могила могла принадлежать какому-нибудь известному христианину. Может быть, Апостолу? Или какому-нибудь видному первохристианскому святому?
Спустимся в гробницу. Расположена она на глубине примерно 7 метров под землей.
Здесь абсолютная темнота, и выручают только свечи и фонарики.
Концентрическими кругами от главного тоннеля отходят малые тоннели. В них – 38 погребальных ниш.
Некогда здесь упокоились древнехристианские паломники.
Самая главная пещерка – с каменным погребальным ложем. На такое ложе укладывали завернутого в саван и умащенного благовониями покойника. Именно на таком ложе лежал наш Спаситель Господь Иисус Христос.
Собственно, и рассказ этот я в первую очередь сделал, чтобы показать, как на самом деле мог выглядеть гроб Христов.
Помолившись Господу и неизвестным насельникам сей гробницы, мы по стертым от времени ступенькам спешим наверх.