50 заметок о Святой Земле
8: И, разбив сосуд, возлила Ему…
Сегодня – маленькая головоломка: В Евангелии мы встречаем пронзительный по своей душевности, теплоте рассказ о том, как некая женщина помазала Иисуса драгоценным маслом. Этот рассказ есть у всех Евангелистов. И у всех он разный. Не поленитесь, прочитайте версии всех четырех Евангелистов, которые я привожу:
Матфей: Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала (Мф. 26: 7-13).
Марк: И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала (Мк. 14: 3-9).
Лука: Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк. 7: 36-49).
Иоанн: За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира (Ин. 12: 1-3).
Возникает вопрос: почему такая разница в описании события? Давайте посмотрим, как передают Евангелисты основные детали: Где случилось? / Кто помазал? / Что помазал?
Матфей: В доме Симона прокаженного/ простая женщина/ голову
Марк: В доме Симона прокаженного/ простая женщина/ голову
Лука: В доме Симона фарисея/ блудница/ ноги
Иоанн: В доме Марфы и Марии/ Мария/ ноги
Разные это случаи или одинаковые? Думаю, что их можно разделить на две группы: на Синоптиков (от синопсис – греч. согласие; так называют Матфея, Марка и Луку, у которых общий материал преданий о Иисусе) и на Иоанна, который приводит уникальный материал.
Несомненно, что у Синоптиков и у Иоанна разные версии. Думаю, они рассказывают о разных событиях, произошедших в одном поселке. Событие происходит в Вифании – небольшом поселке на Елеонской горе. Это такая деревушка, где на одном конце чихнут, а на другом говорят: будьте здоровы. Предположим, сначала Христос был в доме некоего Симона прокаженного и там некая женщина помазала Христу голову или ноги очень дорогим маслом. Естественно, что все в поселке об этом узнали, и не сомневаюсь, что местные жители много судачили об этом.
Через какое-то время Христос был в доме своих друзей: Марфы, Марии и Лазаря. Эти люди очень любили Иисуса, тем более, что совсем недавно Иисус воскресил (!!!) их брата. Могла Мария сказать: «Я люблю Учителя и благодарна ему больше всех!»? Могла она взять семейную заначку и купить кувшинчик масла и потом помазать им ноги Господа?
Думаю, что да. Таким образом, Иоанн сообщает о втором помазании, а Синоптики – о первом.
Что же сказать о расхождениях среди Синоптиков? Вы, наверное, помните, потому что мы об этом часто говорим, что первым из Евангелистов писал Марк. Матфей и Лука опирались на его Евангелие, и в каком-то смысле их рассказы зависимы от Марка. Значит, прежде всего, рассматриваем Марка. Был некий Симон прокаженный. Естественно, что он к тому времени, когда принимал Иисуса, не был прокаженным, может быть, он болел до этого и Иисус его исцелил. А может быть, он потом, спустя годы, заболел. В любом случае, это был всем известный в Вифании человек, которого звали Симон и у которого к моменту написания Евангелий – 80-е годы 1-го века) было прозвище прокаженный.
Он устроил в своем доме обед и принимал там Иисуса. Во время обеда вошла женщина. Это не была какая-то блудница (и как бы нечистую женщину вообще пустили в дом и к столу почтенного Симона?), вероятно, это был кто-то из членов семьи Симона. Женщина отбила крышку у сосудика (чтобы дорогое масло торговцы не разбавляли, их, на стадии производства запаивали наглухо) и возлила на голову Христа. Далее – ропот учеников и трогательные слова Иисуса.
Почему рассказ Луки, который, конечно, знал рассказ Марка, так разительно от него отличается? Может быть, Лука сообщает совсем о другом, третьем случае? А может быть, Лука подвергает первоначальный рассказ (который находим у Марка) своего рода редакторской правке и превращает достаточно простую семейную зарисовку, в драматичную историю о прощении блудницы на пиру у Симона-фарисея (у Луки это уже не прокаженный, а фарисей).
Я не буду об этом много говорить, так как есть интересные исследования на данную тему и каждый может самостоятельно изучить этот вопрос. Кому интересно узнать, что означало это помазание и почему у Евангелистов дается разная интерпретация смыслов этого помазания, отсылаю к моим видеобеседам:
О рассказе Ап. Марка:
О рассказе Ап. Луки:
О рассказе Ап. Иоанна:
А я дам несколько интересных фотографий к этой теме:
На фото 1862 года – развалины древней Вифании. Две возвышающиеся груды камней – по преданию, остатки дома Симона прокаженного. В этом доме он принимал Иисуса и именно здесь произошло помазание, о котором рассказывают Евангелисты.
Современная фотография остатков дома Симона прокаженного. Паломники нашей группы с удовольствием фотографировали автора этих строк, припустившего к дому, чтобы осмотреть все детальней. Там же автор этих строк получил благословение взять камушек от развалин дома. Сейчас, когда я писал этот очерк, я держал в руках этот камень. Кажется, он еще хранил тепло того солнечного дня трех недель тому назад, когда мы там были.
А сейчас перенесемся в Иерусалим. Я стою у католического храма Бичевания. Слева от храма – вход в Археологический музей.
Этот музей устроили францисканцы, которые на Святой Земле находятся без малого тысячу лет. Войдем в него...
Перед нами – алебастровые сосуды времен Христа. В нашем переводе сосуд назван алавастровым, но имеется в виду алебастр, минеральный камень светло-зеленого цвета.
Вот другие алебастровые сосуды. Священник-археолог, сопровождавший нас по музею, сказал, что такие сосуды в раскопках находят исключительно редко. Это очень дорогие сосуды.
Чаще всего для благовоний использовали вот такие маленькие, сосудики Но тех, алебастровых, в этом музее нет.
Впрочем, в Евангелии от Иоанна сказано, что Мария взяла литр (!) драгоценного нардового мира (в Синодальном переводе неверно – фунт). Может быть, она взяла именно такой большой сосуд мира, которые изображены на предыдущих фотографиях?
И сегодня в Израиле, если поискать, можно купить за 50 долларов флакончик нардового мира. Почти такой же, каким помазала некая женщина Господа нашего Иисуса Христа.
8: И, разбив сосуд, возлила Ему…
Сегодня – маленькая головоломка: В Евангелии мы встречаем пронзительный по своей душевности, теплоте рассказ о том, как некая женщина помазала Иисуса драгоценным маслом. Этот рассказ есть у всех Евангелистов. И у всех он разный. Не поленитесь, прочитайте версии всех четырех Евангелистов, которые я привожу:
Матфей: Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала (Мф. 26: 7-13).
Марк: И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала (Мк. 14: 3-9).
Лука: Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк. 7: 36-49).
Иоанн: За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира (Ин. 12: 1-3).
Возникает вопрос: почему такая разница в описании события? Давайте посмотрим, как передают Евангелисты основные детали: Где случилось? / Кто помазал? / Что помазал?
Матфей: В доме Симона прокаженного/ простая женщина/ голову
Марк: В доме Симона прокаженного/ простая женщина/ голову
Лука: В доме Симона фарисея/ блудница/ ноги
Иоанн: В доме Марфы и Марии/ Мария/ ноги
Разные это случаи или одинаковые? Думаю, что их можно разделить на две группы: на Синоптиков (от синопсис – греч. согласие; так называют Матфея, Марка и Луку, у которых общий материал преданий о Иисусе) и на Иоанна, который приводит уникальный материал.
Несомненно, что у Синоптиков и у Иоанна разные версии. Думаю, они рассказывают о разных событиях, произошедших в одном поселке. Событие происходит в Вифании – небольшом поселке на Елеонской горе. Это такая деревушка, где на одном конце чихнут, а на другом говорят: будьте здоровы. Предположим, сначала Христос был в доме некоего Симона прокаженного и там некая женщина помазала Христу голову или ноги очень дорогим маслом. Естественно, что все в поселке об этом узнали, и не сомневаюсь, что местные жители много судачили об этом.
Через какое-то время Христос был в доме своих друзей: Марфы, Марии и Лазаря. Эти люди очень любили Иисуса, тем более, что совсем недавно Иисус воскресил (!!!) их брата. Могла Мария сказать: «Я люблю Учителя и благодарна ему больше всех!»? Могла она взять семейную заначку и купить кувшинчик масла и потом помазать им ноги Господа?
Думаю, что да. Таким образом, Иоанн сообщает о втором помазании, а Синоптики – о первом.
Что же сказать о расхождениях среди Синоптиков? Вы, наверное, помните, потому что мы об этом часто говорим, что первым из Евангелистов писал Марк. Матфей и Лука опирались на его Евангелие, и в каком-то смысле их рассказы зависимы от Марка. Значит, прежде всего, рассматриваем Марка. Был некий Симон прокаженный. Естественно, что он к тому времени, когда принимал Иисуса, не был прокаженным, может быть, он болел до этого и Иисус его исцелил. А может быть, он потом, спустя годы, заболел. В любом случае, это был всем известный в Вифании человек, которого звали Симон и у которого к моменту написания Евангелий – 80-е годы 1-го века) было прозвище прокаженный.
Он устроил в своем доме обед и принимал там Иисуса. Во время обеда вошла женщина. Это не была какая-то блудница (и как бы нечистую женщину вообще пустили в дом и к столу почтенного Симона?), вероятно, это был кто-то из членов семьи Симона. Женщина отбила крышку у сосудика (чтобы дорогое масло торговцы не разбавляли, их, на стадии производства запаивали наглухо) и возлила на голову Христа. Далее – ропот учеников и трогательные слова Иисуса.
Почему рассказ Луки, который, конечно, знал рассказ Марка, так разительно от него отличается? Может быть, Лука сообщает совсем о другом, третьем случае? А может быть, Лука подвергает первоначальный рассказ (который находим у Марка) своего рода редакторской правке и превращает достаточно простую семейную зарисовку, в драматичную историю о прощении блудницы на пиру у Симона-фарисея (у Луки это уже не прокаженный, а фарисей).
Я не буду об этом много говорить, так как есть интересные исследования на данную тему и каждый может самостоятельно изучить этот вопрос. Кому интересно узнать, что означало это помазание и почему у Евангелистов дается разная интерпретация смыслов этого помазания, отсылаю к моим видеобеседам:
О рассказе Ап. Марка:
А я дам несколько интересных фотографий к этой теме:
На фото 1862 года – развалины древней Вифании. Две возвышающиеся груды камней – по преданию, остатки дома Симона прокаженного. В этом доме он принимал Иисуса и именно здесь произошло помазание, о котором рассказывают Евангелисты.
Современная фотография остатков дома Симона прокаженного. Паломники нашей группы с удовольствием фотографировали автора этих строк, припустившего к дому, чтобы осмотреть все детальней. Там же автор этих строк получил благословение взять камушек от развалин дома. Сейчас, когда я писал этот очерк, я держал в руках этот камень. Кажется, он еще хранил тепло того солнечного дня трех недель тому назад, когда мы там были.
А сейчас перенесемся в Иерусалим. Я стою у католического храма Бичевания. Слева от храма – вход в Археологический музей.
Этот музей устроили францисканцы, которые на Святой Земле находятся без малого тысячу лет. Войдем в него...
Перед нами – алебастровые сосуды времен Христа. В нашем переводе сосуд назван алавастровым, но имеется в виду алебастр, минеральный камень светло-зеленого цвета.
Вот другие алебастровые сосуды. Священник-археолог, сопровождавший нас по музею, сказал, что такие сосуды в раскопках находят исключительно редко. Это очень дорогие сосуды.
Чаще всего для благовоний использовали вот такие маленькие, сосудики Но тех, алебастровых, в этом музее нет.
Впрочем, в Евангелии от Иоанна сказано, что Мария взяла литр (!) драгоценного нардового мира (в Синодальном переводе неверно – фунт). Может быть, она взяла именно такой большой сосуд мира, которые изображены на предыдущих фотографиях?
И сегодня в Израиле, если поискать, можно купить за 50 долларов флакончик нардового мира. Почти такой же, каким помазала некая женщина Господа нашего Иисуса Христа.