Из дневника священника
Порой записываю в блокнот какие-то мысли, впечатления. Если это что-то значительное, превращаю в материал для блоговой записи. Порой когда к зарисовке ничего ни прибавить ни убавить, когда они самостоятельны и закончены сами по себе, оставляю как есть.
Сегодня поделюсь некоторыми. Начну с веселой, такой же и закончу. А между ними будут серьезные, очень серьезные записи…
Звонит сестренка из Перми и рассказывает семейные новости. Потом:
– У нас тут еще была одна неприятность…
Спрашиваю, какая.
– Да нашего попугая покусали хомяки.
– ???
– Да он летал, летал по комнате и перепутал клетки, залетел к хомякам. Ну, они его и покусали…
Думаю: «Вот, а еще говорят, что у о. К. самая насыщенная впечатлениями жизнь. Есть и те, кто живет еще веселее и насыщенней, чем мы…»
Читаю интервью с греческим архимандритом, занимающимся с молодежью (архим. Нектарий Антонопулос). Ему задают вопрос: «Отличаются ли, на Ваш взгляд, русские и греческие дети по степени воспитанности, воцерковленности? Все-таки в Греции, в отличие от России, христианская традиция не прерывалась?»
Отец архимандрит отвечает интересно: «Разница есть. На греков большое впечатление производит благочестие русских детей. Входя в храм, девочки надевают платочки, стараются не разговаривать и т.д. Но при этом иногда это благочестие носит поверхностный, ритуальный характер.
Греческие дети чувствуют себя в храме более свободно и обычно не демонстрируют свое благочестие видимым образом. Но зато у них внутри есть четкий духовный стержень, понимание жизни в христианской традиции…»
Это очень интересные замечания, которые побуждают к целому ряду мыслей. Действительно русские дети воспитаны в культуре благоговейного поведения, в культуре «русского» благочестия. Но я всегда думаю над тем, сколько здесь «игры», стилизации, а сколько подлинного чувства. Внешнее, ритуальное прививается быстро. У нас, в России многие православные школы, гимназии, кружки при храмах делают акцент именно на это. Посмотришь на детей – и сердце радуется. Косыночки, свечки, просфорки… А окажись дети в ситуации, когда нужно сделать нравственный выбор, сделают ли они христианский выбор? Опыт общения с верующими русскими детьми грустно убеждает, что внешнее у нас превалирует над внутренним.
Все это я говорю не для того, чтобы сказать: русские дети плохи, а к тому, чтобы мы, верующие родители, воспитатели, лишний раз вспомнили, что главное-то – это нравственное мировоззрение ребенка. И чтобы на это и обращали в первую очередь внимание.
Моросит дождь, но еще тепло. Служу Литургию. Сегодня (8 сентября) чествуем память священноисповедника Романа. Протоиерей Роман Медведь скончался в 1937 году, перед этим перенеся множество испытаний и мук от советской власти. Но какая личность!
В письме к родным, написанном из концлагеря, отец Роман говорит: «Успокаиваю себя тем, что должны мы жить так, чтобы каждый новый день считать последним в своей жизни (ожидая смерти) или же первым (в движении к совершенству). Напоминаю себе, что мы здесь, в этой жизни, странники, а посему не надо огорчаться временными трудностями пути. Идти все равно надо, а отечество наше – на небесах. Не огорчаюсь и тем, что приходится жить не по своей воле, а так, как здесь приказывают, потому что и по вере моей отречение от своей воли есть первое условие для движения к совершенству…»
Какие прекрасные и нам всем подсказки!..
Из жизни отца Романа вот какой вспоминается замечательный случай:
В 1917 году у отца Романа с его матушкой родилась дочь Ирина. В раннем детстве Ирочка тяжело заболела испанкой и девять суток не приходила в сознание. Матушка с батюшкой попеременно дежурили у ее постели. Вдруг девочка очнулась, села на кровати и серьезно произнесла: «Мама, я не умру, ты можешь спать». – «Откуда ты знаешь, доченька?..» «А мне сказал мой дядя Вася», – ответила девочка. «Какой дядя Вася? У тебя никакого дяди Васи нет». – «Как же нет? Это мальчик в беленькой рубашечке, в черных штанишках с черным пояском. Он мне сказал: "Ты скажи маме, что ты не умрешь, ты долго будешь жить". Я его спросила: "Ты кто?" "Я твой дядя Вася", – ответил он».
Матушка обратилась за разъяснением к мужу. Отец Роман выслушал ее рассказ и сказал, что у него действительно был брат, Василий, который умер в том возрасте, в котором его видела Ира. И похоронен он был в белой рубашке и в черных штанишках с черным пояском.
Дочь отца Романа Ирина дожила до 92 лет и почила в позапрошлом году.
Все слышали поговорку: «И смех, и грех». Все время мои дорогие прихожане и просто захожане рассказывают о таких зигзагах духовной жизни, которым диву даешься. Иначе как этой русской поговоркой их не охарактеризуешь.
Мужчина. Спрашивает: «Я вот не могу, батюшка, разобраться, хорошо я или плохо поступил? Помогите понять».
Я говорю: «Ну, и какая ситуация?»
«Да понимаете, я тут в паломничество съездил. Это, с одной стороны, хорошо. Но вот деньги на паломничество я украл…»
Из письма читательницы моего сайта. Сколько веры, сколько горячности…
«А потом, уже 3 года назад, я покаялась чудным образом, тогда было Рождество Христово. И я ночью стала переключать с канала на канал по ТВ, и попала на трансляцию Богослужения, там еще и комментатор все объяснял и рассказывал, Там показали одну икону, и комментатор стал рассказывать про ту историю как грешная женщина стала омывать своими слезами ноги Господа и вытирать своими волосами, еще про слова из Евангелия про заблудшую овцу и как Господь и Ангелы радуются о одном покаявшемся грешнике, более нежели о 99 праведниках. У меня тогда внутри словно всё перевернулось, я словно со стороны увидела, какой я дурой и злыдней стала, какие безумства творила, мысли, стремления, чувства – все, чего желала, так скверно и ничтожно, и как я раньше этого не видела, даже не заметила как превратилась не знай в кого. Я проплакала до утра, а потом плакала каждый день еще в течение почти года. Произошла переоценка ценностей и взглядов, что ли. Стала читать Новый Завет...»
А вот из другого письма:
«Я ни в чем не нуждаюсь, разве что в более дорогих материальных вещах. И все время чувствую себя не реализованной, не любимой. И чувствую безысходность своего существования. Совсем недавно я поняла, что мне так тяжко из-за грехов моих нераскаянных. Мужа не убоялась, родителей не почитаю… во мне столько гнева и ненависти к близким, к людям. Муж вроде воцерковляется, а я его осуждаю, препятствую в вере. А сама в такой тьме... А самый тяжкий грех мой – это убийство деток своих абортами, шестеро их. Последний был убит мной 15 декабря 2011 года. Мальчик, я во сне видела, он сказал: "Мама, я не хочу туда..." А меня это не остановило, я все равно его убила…»
Некоторое время назад совершал в храме Крещение над одной девушкой. Бедняжка – частая пациентка Психоневрологического диспансера. К ней пришли молодые люди, друзья и подруги. Все собратья по несчастью. Со многими познакомилась в диспансере.
Печать болезни на лице, в манерах. Прихожане с удивлением останавливались и, встав поодаль, рассматривали моих гостей, несколько отличающихся от обычных людей.
Но с какой непосредственностью, искренностью, воодушевлением эти люди воспринимали Таинство.
«Дуньте и плюньте на сатану». Страх в глазах, занервничала, потом взяла себя в руки, надула щеки – и как дунет, и как плюнет, словно извергая из себя все темное.
Сказал что-то смешное, вместо интеллигентной улыбки мои гости грохнули на весь храм здоровым смехом.
Спрашиваю:
– Кто-то Символ веры знает?
– Я!
– И я знаю!
– Батюшка, можно я?..
Да, что такое… знают все присутствующие. Редко, когда хоть один из присутствующих на Крещении знает Символ веры, а эти ребята – все знают. И все умоляют дать им прочитать.
Остановил свой выбор на крестной. Она начала с выражением, а на середине запнулась. Поправил. Дочитала и воскликнула, каясь перед всеми: «Это я сбилась, батюшка, потому, что в последнее время перестала утренние молитвы читать. Простите, пожалуйста, я обещаю, что буду опять их читать».
Совершаю Крещение, а у самого глаза влажные... Да кто тут ненормальный? Не другие ли, которые сейчас гуляют, хохочут, пьют и веселятся, а живут без Бога?.. Вот уж, воистину: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27). И не будет ли для многих мудрых и сильных неприятным фактом, когда в Царство Божие пойдут те, кого и нормальным человеком в нашем ненормальном мире не считали, а многие из именитейших и известнейших туда не попадут?
И в заключение – зарисовка из приходской жизни. Одна моя духовная дочь рассказывает про разговор, который состоялся в очереди на исповедь.
Итак, стоят люди, внушительное количество. Приходит одна многодетная мама. Дети вокруг нее – как горох. Оставив их, молодая симпатичная мама подходит ко мне, чтобы покаяться. Пока мы беседуем, младшая дочь этой женщины (полтора годика) ходит и говорит всем: «Это мой папа, это мой папа!» (Я и на самом деле ее крестный папа.)
Одна пожилая женщина в очереди говорит другой: «Кажется, у отца Константина другая матушка и детки».
Вторая что-то прикинула в уме и тихо ответила: «Не будем лезть в личную жизнь батюшки…»
Порой записываю в блокнот какие-то мысли, впечатления. Если это что-то значительное, превращаю в материал для блоговой записи. Порой когда к зарисовке ничего ни прибавить ни убавить, когда они самостоятельны и закончены сами по себе, оставляю как есть.
Сегодня поделюсь некоторыми. Начну с веселой, такой же и закончу. А между ними будут серьезные, очень серьезные записи…
Звонит сестренка из Перми и рассказывает семейные новости. Потом:
– У нас тут еще была одна неприятность…
Спрашиваю, какая.
– Да нашего попугая покусали хомяки.
– ???
– Да он летал, летал по комнате и перепутал клетки, залетел к хомякам. Ну, они его и покусали…
Думаю: «Вот, а еще говорят, что у о. К. самая насыщенная впечатлениями жизнь. Есть и те, кто живет еще веселее и насыщенней, чем мы…»
+ + +
Читаю интервью с греческим архимандритом, занимающимся с молодежью (архим. Нектарий Антонопулос). Ему задают вопрос: «Отличаются ли, на Ваш взгляд, русские и греческие дети по степени воспитанности, воцерковленности? Все-таки в Греции, в отличие от России, христианская традиция не прерывалась?»
Отец архимандрит отвечает интересно: «Разница есть. На греков большое впечатление производит благочестие русских детей. Входя в храм, девочки надевают платочки, стараются не разговаривать и т.д. Но при этом иногда это благочестие носит поверхностный, ритуальный характер.
Греческие дети чувствуют себя в храме более свободно и обычно не демонстрируют свое благочестие видимым образом. Но зато у них внутри есть четкий духовный стержень, понимание жизни в христианской традиции…»
Это очень интересные замечания, которые побуждают к целому ряду мыслей. Действительно русские дети воспитаны в культуре благоговейного поведения, в культуре «русского» благочестия. Но я всегда думаю над тем, сколько здесь «игры», стилизации, а сколько подлинного чувства. Внешнее, ритуальное прививается быстро. У нас, в России многие православные школы, гимназии, кружки при храмах делают акцент именно на это. Посмотришь на детей – и сердце радуется. Косыночки, свечки, просфорки… А окажись дети в ситуации, когда нужно сделать нравственный выбор, сделают ли они христианский выбор? Опыт общения с верующими русскими детьми грустно убеждает, что внешнее у нас превалирует над внутренним.
Все это я говорю не для того, чтобы сказать: русские дети плохи, а к тому, чтобы мы, верующие родители, воспитатели, лишний раз вспомнили, что главное-то – это нравственное мировоззрение ребенка. И чтобы на это и обращали в первую очередь внимание.
+ + +
Моросит дождь, но еще тепло. Служу Литургию. Сегодня (8 сентября) чествуем память священноисповедника Романа. Протоиерей Роман Медведь скончался в 1937 году, перед этим перенеся множество испытаний и мук от советской власти. Но какая личность!
В письме к родным, написанном из концлагеря, отец Роман говорит: «Успокаиваю себя тем, что должны мы жить так, чтобы каждый новый день считать последним в своей жизни (ожидая смерти) или же первым (в движении к совершенству). Напоминаю себе, что мы здесь, в этой жизни, странники, а посему не надо огорчаться временными трудностями пути. Идти все равно надо, а отечество наше – на небесах. Не огорчаюсь и тем, что приходится жить не по своей воле, а так, как здесь приказывают, потому что и по вере моей отречение от своей воли есть первое условие для движения к совершенству…»
Какие прекрасные и нам всем подсказки!..
Из жизни отца Романа вот какой вспоминается замечательный случай:
В 1917 году у отца Романа с его матушкой родилась дочь Ирина. В раннем детстве Ирочка тяжело заболела испанкой и девять суток не приходила в сознание. Матушка с батюшкой попеременно дежурили у ее постели. Вдруг девочка очнулась, села на кровати и серьезно произнесла: «Мама, я не умру, ты можешь спать». – «Откуда ты знаешь, доченька?..» «А мне сказал мой дядя Вася», – ответила девочка. «Какой дядя Вася? У тебя никакого дяди Васи нет». – «Как же нет? Это мальчик в беленькой рубашечке, в черных штанишках с черным пояском. Он мне сказал: "Ты скажи маме, что ты не умрешь, ты долго будешь жить". Я его спросила: "Ты кто?" "Я твой дядя Вася", – ответил он».
Матушка обратилась за разъяснением к мужу. Отец Роман выслушал ее рассказ и сказал, что у него действительно был брат, Василий, который умер в том возрасте, в котором его видела Ира. И похоронен он был в белой рубашке и в черных штанишках с черным пояском.
Дочь отца Романа Ирина дожила до 92 лет и почила в позапрошлом году.
+ + +
Все слышали поговорку: «И смех, и грех». Все время мои дорогие прихожане и просто захожане рассказывают о таких зигзагах духовной жизни, которым диву даешься. Иначе как этой русской поговоркой их не охарактеризуешь.
Мужчина. Спрашивает: «Я вот не могу, батюшка, разобраться, хорошо я или плохо поступил? Помогите понять».
Я говорю: «Ну, и какая ситуация?»
«Да понимаете, я тут в паломничество съездил. Это, с одной стороны, хорошо. Но вот деньги на паломничество я украл…»
+ + +
Из письма читательницы моего сайта. Сколько веры, сколько горячности…
«А потом, уже 3 года назад, я покаялась чудным образом, тогда было Рождество Христово. И я ночью стала переключать с канала на канал по ТВ, и попала на трансляцию Богослужения, там еще и комментатор все объяснял и рассказывал, Там показали одну икону, и комментатор стал рассказывать про ту историю как грешная женщина стала омывать своими слезами ноги Господа и вытирать своими волосами, еще про слова из Евангелия про заблудшую овцу и как Господь и Ангелы радуются о одном покаявшемся грешнике, более нежели о 99 праведниках. У меня тогда внутри словно всё перевернулось, я словно со стороны увидела, какой я дурой и злыдней стала, какие безумства творила, мысли, стремления, чувства – все, чего желала, так скверно и ничтожно, и как я раньше этого не видела, даже не заметила как превратилась не знай в кого. Я проплакала до утра, а потом плакала каждый день еще в течение почти года. Произошла переоценка ценностей и взглядов, что ли. Стала читать Новый Завет...»
А вот из другого письма:
«Я ни в чем не нуждаюсь, разве что в более дорогих материальных вещах. И все время чувствую себя не реализованной, не любимой. И чувствую безысходность своего существования. Совсем недавно я поняла, что мне так тяжко из-за грехов моих нераскаянных. Мужа не убоялась, родителей не почитаю… во мне столько гнева и ненависти к близким, к людям. Муж вроде воцерковляется, а я его осуждаю, препятствую в вере. А сама в такой тьме... А самый тяжкий грех мой – это убийство деток своих абортами, шестеро их. Последний был убит мной 15 декабря 2011 года. Мальчик, я во сне видела, он сказал: "Мама, я не хочу туда..." А меня это не остановило, я все равно его убила…»
+ + +
Некоторое время назад совершал в храме Крещение над одной девушкой. Бедняжка – частая пациентка Психоневрологического диспансера. К ней пришли молодые люди, друзья и подруги. Все собратья по несчастью. Со многими познакомилась в диспансере.
Печать болезни на лице, в манерах. Прихожане с удивлением останавливались и, встав поодаль, рассматривали моих гостей, несколько отличающихся от обычных людей.
Но с какой непосредственностью, искренностью, воодушевлением эти люди воспринимали Таинство.
«Дуньте и плюньте на сатану». Страх в глазах, занервничала, потом взяла себя в руки, надула щеки – и как дунет, и как плюнет, словно извергая из себя все темное.
Сказал что-то смешное, вместо интеллигентной улыбки мои гости грохнули на весь храм здоровым смехом.
Спрашиваю:
– Кто-то Символ веры знает?
– Я!
– И я знаю!
– Батюшка, можно я?..
Да, что такое… знают все присутствующие. Редко, когда хоть один из присутствующих на Крещении знает Символ веры, а эти ребята – все знают. И все умоляют дать им прочитать.
Остановил свой выбор на крестной. Она начала с выражением, а на середине запнулась. Поправил. Дочитала и воскликнула, каясь перед всеми: «Это я сбилась, батюшка, потому, что в последнее время перестала утренние молитвы читать. Простите, пожалуйста, я обещаю, что буду опять их читать».
Совершаю Крещение, а у самого глаза влажные... Да кто тут ненормальный? Не другие ли, которые сейчас гуляют, хохочут, пьют и веселятся, а живут без Бога?.. Вот уж, воистину: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27). И не будет ли для многих мудрых и сильных неприятным фактом, когда в Царство Божие пойдут те, кого и нормальным человеком в нашем ненормальном мире не считали, а многие из именитейших и известнейших туда не попадут?
+ + +
И в заключение – зарисовка из приходской жизни. Одна моя духовная дочь рассказывает про разговор, который состоялся в очереди на исповедь.
Итак, стоят люди, внушительное количество. Приходит одна многодетная мама. Дети вокруг нее – как горох. Оставив их, молодая симпатичная мама подходит ко мне, чтобы покаяться. Пока мы беседуем, младшая дочь этой женщины (полтора годика) ходит и говорит всем: «Это мой папа, это мой папа!» (Я и на самом деле ее крестный папа.)
Одна пожилая женщина в очереди говорит другой: «Кажется, у отца Константина другая матушка и детки».
Вторая что-то прикинула в уме и тихо ответила: «Не будем лезть в личную жизнь батюшки…»