КАК СЛОВО НАШЕ ОТЗОВЁТСЯ

КАК СЛОВО НАШЕ ОТЗОВЁТСЯ

Фрагмент моей беседы с журналистом газеты «Православный Санкт-Петербург» Ириной Рубцовой

Батюшка, послушайте: В редакцию пришло очень тягостное письмо, которое невозможно было оставить без внимания: «Нередко случается так, что мы проклинаем своих маленьких детей, когда они не слушаются, безобразничают. Помню, сынишке было два года, когда он сбросил с балкона мои новые очень дорогие босоножки. — «Ах, чтоб тебе пусто было, — воскликнула я в сердцах. — Зачем ты это сделал?» — «Хотел попасть в лужу», — всхлипнул малыш. Я выглянула с балкона: в лужу мой маленький снайпер попал. Я посмеялась, забрала босоножки и забыла об этом случае. Но когда сын подрос, я стала замечать, что, как бы он ни старался, все его усилия сходят на нет. Начнёт какое-то дело, всё идёт прекрасно, а потом — хлоп, сбой, и дело оканчивается ничем. И на работе так же. Нет, ничего страшного не происходит, но старания сослуживцев бывают замечены руководством и приносят плоды, а он... работает, старается, но всё пропадает втуне, будто воду решетом носит. И в личной жизни — пустота, семью до сих пор не завёл, а ведь ему уже 30 лет. И я подумала, что пусто в его жизни, возможно, из-за тех моих слов — «чтоб тебе пусто было»? Ведь говорят, материнское проклятие очень сильное. Но я не хотела проклинать, да и сын был маленьким, не со зла тогда босоножки выбросил. Что делать? С уважением, р.Б. Валентина».

— Удивительно, странно, но проклятие матери — штука весьма распространённая. Люди даже не задумываются над тем, что говорят, и как их, походя брошенное слово, отзовётся. Будь ты проклят — не всегда произносят именно эти слова, чаще говорят: ни дна тебе, ни покрышки; чтоб тебе пусто было; что тебя чёрт взял; чтоб тебя черти съели... Но суть от этого не меняется.

Так что же такое — проклятие? Раньше бытовал такой предрассудок, которого придерживался даже священник Павел Флоренский, что слово имеет магическую силу, мол, словом можно убить, словом можно оживить. Каждый человек знает, что доброе слово может дать человеку возможность воспрянуть духом, а злое — сильно унизить, растоптать. Действительно, слово имеет силу. Например, священник может подбодрить прихожанина: «Брат, Христос терпел, и ты потерпи». И человек ощущает прилив сил. А другому скажет: «Да ты бесноватый», или «твои дети бесноватые». Такие слова ввергнут человека в расстройство на долгие годы. Но мы сейчас говорим о семье, а там действуют другие механизмы, о чём стало известно благодаря успешному развитию в последние годы детской психологии. Я сам в последнее время занимаюсь семейной психологией и могу подтвердить, что это правда.

На становление личности ребёнка влияет не единожды сказанное в сердцах слово, а методы воспитания и общий уклад данной семьи. Если ребёнок желанный, если греется в лучах разумной родительской любви — никакое злое слово не причинит ему вреда.

А вот другая ситуация: сидит дитя на горшке, а мать, идя мимо, бросает ему в сердцах: «Ты мне жизнь испортил, постылый! Чтоб ты пропал». И это уже не просто брошенные мимоходом слова, а отношение матери к своему ребёнку — её истинное отношение. Да, она не сделала аборт, но у нелюбимого ребёнка, который «мешал» собственной маме, бывают в жизни проблемы. Потому что в подсознании запечатлеваются недобрые слова и фразы, даже если сам малыш их не помнит.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ:

Притча: «Жил-был очень вспыльчивый человек. Его отец дал ему мешочек гвоздей и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать в столб забора гвоздь. В первый день в столбе оказалось два десятка гвоздей. Но парень учился сдерживать себя, и число забиваемых гвоздей уменьшалось. Наконец настал день, когда он ни разу не потерял самообладания. Тогда отец подвёл его к столбу. «Ты справился, но видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет прежним. Когда говоришь человеку злые слова, у него в душе остаются такие же шрамы».

Грубое слово, незаслуженное наказание, за которое не попросили прощения, — сидит занозой в нашей душе и памяти. Поэтому добрый совет — не бросайтесь словами!

— А не зациклит ли парня, наоборот, на этом эпизоде? Он не помнит о проклятии. Узнав, будет думать, что никогда ничего у него не получится, коли мать пожелала, чтобы ему было пусто.

— Честный разговор — лучший выход из положения. Я, например, только в этом году сказал своей маме об её обидных словах, сказанных ею, когда мне было семь лет. Я её давно простил, но помнил, как она смеялась надо мной, когда я получил единицу (кстати, незаслуженно). Мама расплакалась и попросила прощения. На душе стало легко.

И у того парня наверняка есть к маме вопросы, упрёки. И лучше им душевно обо всём поговорить. Желательно под контролем мудрого священника, в крайнем случае, хорошего семейного психолога. Самой маме необходимо сходить на исповедь и покаяться. Но главное — покаяться перед своим сыном, попросить прощения.

Вот недавно мой четырёхлетний сынишка нашалил, я на него накричал. Малыш заплакал. Жена говорит: «Что ж ты делаешь? Ведь он даже не понимает, что ты ругаешь его, любя. Он видит только гнев и будет тебя бояться». Я изменил своё поведение, теперь, даже если сержусь, — обниму его и спокойно объясняю, что он сделал не так, и почему так делать нельзя. И всегда прошу прощение у своих детей, если был неправ и груб: «Прости, солнышко, вырвалось сглупа. Я люблю тебя». Слова, сказанные сгоряча, не несут яда ненависти и проклятия. Но запоминаются.

Я вот помню, как моя бабушка, если сердилась на нас, детей, всегда говорила: «Что вы тут натворили? Зла на вас не хватает». Она говорила так просто, даже по-доброму. Но я в детстве этого не понимал, меня это ранило. Думалось, что же я натворил, что у бабушки даже зла на меня не хватает?! Или бабушка такая злая? А ведь это были просто слова, в которые не вкладывался никакой зловещий смысл. Понимаете, насколько должны быть ответственны родители, которым Господь доверил пестовать детей. Воспитание детей, как и воспитание духовных чад, тяжкий труд, сложнее самой искусной ювелирной работы. Там алмаз обтачивают, ограняют, а здесь — трепетная душа человека. Я постоянно этому учусь. И с каждым ребёнком, а у нас с женой их пятеро, у меня получается всё лучше.

— Жаль, что мы поздно это понимаем. Старшие-то дети уже получили своё...

— Значит, со старшими нужно серьёзно поговорить и попросить прощения за все несправедливости. Если ваш взрослый ребёнок расплачется — дайте ему выплакаться, если со злостью начнёт что-то высказывать — пусть выскажется. Пусть вся горечь, накопившаяся за долгие годы, вытечет из его сердца, пусть выпадет заноза обид, застрявшая в душе.

— А как действует проклятие на взрослых людей?

— Допустим, кого-то обсчитали в магазине и человек в сердцах говорит продавщице: «Чтоб ты сдохла!», «чёрт тебя побери». Оказывают ли такие слова влияние на судьбу человека? Я считаю, что нет. И Церковь так считает. Но! Я не могу не согласиться с древними отцами и просто с народным опытом, которому известно такое явление, которое в народе зовется "сглазом". Почему-то от человеческой ненависти или злых слов кто-то может заболеть, или что-то другое неприятное может произойти. Каков механизм этого? Психологическое внушение, то что называется "программированием" человека? Или здесь мы прикасаемся к некоторым темным духовным сферам? Иначе, чем бесовской атакой, это не объяснить.

— Но, батюшка, это ведь несправедливо. Бесы должны терзать того, кто проклинает, а не доброго человека, которого прокляли

— Зачем бесам вредить дурному человеку? Он и так уже их, и так является игрушкой в их лапах. Они его будут лелеять. До поры. Вот и «благоденствуют» лиходеи, вызывая недоумение у добрых людей.

— В таком случае, создаётся впечатление, что бесы сильнее, чем Бог. Почему Отец наш Небесный не защищает людей Своих?

— Творец всего сущего сильнее. Но Бог не может защищать и спасать того, кто не хочет этого. Бог уважает свободную волю человека, поэтому не может насильно, схватив за шиворот, привести к Себе того, кто бежит от Него. Но человек, выбравший жизнь без Бога, должен понимать, что кроме Бога есть ещё и тёмные силы. Как сказал Христос: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк.11.23). Если ты не с Богом, ты под властью диавола. Если же человек — верующий, воцерковлённый, исповедуется и причащается — он защищён благодатью Божией, и никто не сможет причинить ему вред. Даже если все колдуны мира начнут колдовать против него и все бесы ополчатся — человека, живущего с Богом, это не коснётся.

— Слышала, проклятие можно снять, если ребёнка, или взрослого человека второй раз крестить, умолчав, что уже был крещён. Мол, снимаются все накопленные грехи и любое проклятие.

— Рождение у нас одно, и Крещение — одно. Поэтому мнение, что если всё в жизни плохо, надо поменять имя или второй раз креститься, — это не только кощунство, но и глупость. Не помогут второе крещение и новое имя, только в грех введут. А чтобы грехи накопленные были прощены, в них каяться надо.

— Бытует суеверие, что если мать, проклявшая дитя, пойдёт в церковь молиться и каяться, то с ребёнка проклятие полностью всё равно не снимется, но часть проклятия перейдёт на неё.

— Это именно суеверие. Да и, как мы уже выяснили, нет такого понятия, как проклятие. Мало ли что там человек по злобе, пьянке или в бреду ляпнет. Важно не слово, а отношение человека к другому человеку. Сказано, что у нас: «и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь» (Лк. 12:7), даже волос с головы не упадёт без воли на то Божией.


Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА

Комментарии

Батюшка, спасибо!
Как всегда, во время. А то я что-то зачастила раздражаться, злиться. В словах стала не сдержана. Машину не так поставили, а я уже- что б ты провалился! Теперь мне стыдно. Но и легко, потому что Вы так конкретно и подробно в этом интервью разобрали и мою проблему.
 
Отец Константин! Возможно Вы и правы, а возможно это только желание успокоить, или официальная позиция Церкви на отношения между людьми и тем более близкими. Мне кажется, что притча о гвоздях в столбе более точно определяет последствия наших отношений. Прощение затягивает раны, но шрамы остаются на всю жизнь и отношения уже никогда не будут прежними. Ваши слова могут только успокоить вопрошающего, но не могут ничего изменить в его отношениях с близкими. Можно сожалеть и уповать на Бога но изменить уже никто и ничего не может, даже Господь.
 
Последнее редактирование:
С
Это с какой же силой надо было сказать такие слова двухлетнему малышу, что помнить их через тридцать лет?!
Либо мама таких слов в принципе не говорит, и говорила только однажды, поэтому они так ей запомнились. Либо сказаны они были с силой, от сердца.
В любом случае, раз маму совесть мучает, надо и исповедоваться, и у сына прощения просить.
 
Отец Константин! А что делать взрослому человеку, которого родитель и проклинал, и ненавидел, но не только не раскаялся в этом, а упорствовал до самой своей смерти, завещав ребенка даже на свои похороны не пускать? В смысле, что может помочь этому уже взрослому ребенку избавиться от данной негативной программы?
 
Сверху