Кана Галилейская

Эта запись является частью серии записей Прикосновенье к Святой Земле...
Прикосновенье к Святой Земле...
Кана Галилейская
Можете представить, с каким душевным трепетом я ехал к Кане Галилейской, городку, в котором Христос совершил Свое первое чудо...

Так что же произошло в этой Кане, что за первое чудо, описанное во второй главе Евангелия от Иоанна?
Почитаем и прокомментируем.
Только прошу серьезней отнестись к этой истории и моему комментарию. Это не самое легкое из Евангельских чтений для понимания. Нелегкое, но очень важное и очень много дающее нам, если мы внимательно его прочитаем:

"На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак…"
Обратим внимание на начало фразы – на третий день. Это не случайное число, а для иудея – весьма важное. Третий день – это день заключения Завета Израильского народа с Богом на горе Синай. И слова три дня, в 19-й главе книги Исход повторяются несколько раз.

Во времена Христа сказать "в третий день" значило сказать "в день Завета". Именно таков смысл слов Осии (6, 1,2): "пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он … оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить перед лицем Его".
Читаем Евангелие от Иоанна дальше:
"И, как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте".
Час Христа – час проявления Его Мессианства, как говорит Иоанн, час Прославления, и это время еще не наступило. Словами что Мне и Тебе, Жено, еще не пришел час Мой Христос не отказывается сотворить чудо. Просто Он хочет, чтобы мы видели в этом действии нечто большее, чем простое превращение воды в вино.


И Мать Его сказала служителям на пире: что скажет Он вам, то сделайте. И опять мы мысленно вспоминаем событие заключения Завета на горе Синай и слова народа: "…все, что сказал Господь, исполним" (Исх 19, 8 и 24, 7).

ЗЗдесь недостает вина. А вино, "которое веселит сердце человека" (Пс 103, 15), в Священном Писании – это образ Духа Святого (Мф 9, 17). Когда, впоследствии, Дух сойдет на Апостолов, они будут выглядеть, как "напившиеся сладкого вина" (Деян 2, 13).
Отсутствие вина на браке означает отсутствие Духа, отсутствие благодати Божией.
Мария "не говорит, что его больше нет, но что нет вовсе. Это абсолютная нехватка. Она просто констатирует факт, ни о чем не прося: приглашенные на брак нищи Духом. Угодно ли будет Иисусу вернуть им радость брачного пира?" (свящ. П. Дюмулен).


"Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры".

Каждый иудей, приступающий к трапезе, должен был омыть руки, то есть произвести обряд очищения.

Очень знаменательно, что вода для очищения превращена в вино для брачного пира. Эра Духа Святого приходит на смену времени Ветхозаветного Закона. Завет, записанный на каменных скрижалях, уступает место Завету Новому, написанному на скрижалях сердца, ритуальное очищение преображено в радость Духа Святого, исполняющего человека целиком, в меру его способности принимать и даже сверх этой меры:
"Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет женихам и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе."
Дух Святой сбережен Богом до "последних дней" (Евр 1, 2), и вот Он нисходит на мир, приходит к людям!


Так было совершено первое чудо Христово. "Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его", - замечает Евангелист Иоанн.
Слава – это Божественный атрибут. Явить славу значит показать, что Он – от Бога. "После сего пришел [сошел - в греч.] Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, братья Его и ученики Его" (Ин. 2, 12). Как Моисей сошел с Синая, сияя Славой Божией, так и Иисус сходит в Капернаум. Он сияет Славой Своею.

Это первое чудо Христово в православной традиции называется чудом претворения воды в вино. Не превращения, но претворения.
Второе слово больше подчеркивает таинственность, неизреченность происшедшего. Вода стала вином. И то, что произошло, – больше, чем гастрономический факт. Это знак наступления новой эры, эры Духа Святого.
Прежнее изменяется, Дух Святой обильно изливается на верующих, во Христе сияет Слава Божия.

Можно вспомнить, что Иоанн писал свое Евангелие позже всех остальных Евангелистов. Тогда в Церкви появились секты, извращающие первоначальное Благовестие. Некоторые из сектантов (гностики), в соответствии с духом античной философии, учили, что земное, плотское ниже духовного. Брачные отношения, человеческие радости, пиры и праздники – это что-то плохое, греховное…
Иоанн, безусловно, полемизирует с еретиками.
Он вспоминает, как Иисус пришел на брак (!), воду претворил в вино (!), благословил людей продолжать веселье (!)… Разве можно после всего этого считать правыми людей, который обвиняют христианство в умалении радости бытия, в ущерблении полноты жизни?..


Радость человеческая оскудела. Осталась лишь вода Закона Моисеева. Но приходит Иисус – и все меняется. "Закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Ин. 1, 17)! Дух, радость, пир! И ты – не зритель, не слушатель, ты – приглашен на него.

Посмотреть вложение 4897

Современные израильские города вписаны удивительно органично в контекст древнего пейзажа. На фоне современного города – Галилейское озеро.

Посмотреть вложение 4898
Вот такой предстает перед паломником современная Кана Галилейская.
Перейти к следующей записи Иордан
Перейти к предыдущей записи Гора Арбель

Комментарии

Нет комментариев для отображения

Оглавление серии

Яффа Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 1 Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 2 Яффа. Прикосновенье к Святой Земле... Поклонение святой Тавифе 3 Прикосновенье к Святой Земле... Водонос Первое чудо Гора Арбель Кана Галилейская Иордан Иордан Крещение на Иордане Крещение на Иордане Ты еси Христос... 1 Ты еси Христос... 2 Иордан Хеврон Хеврон Хеврон: Как происходило погребение Спасителя... Хеврон Хеврон Хеврон Хеврон: Гробница Авраама 1 Хеврон: Гробница Авраама 2 Хеврон: Земля Обетованная Место Преображения Господня: гора Фавор Храм Преображения... Храм Преображения Господня Нагорная проповедь: 1 Нагорная проповедь: 3 Иерихон: 1 Иерихон: 2 Иерихон: 3 Святая Земля: Полтора столетия назад и сегодня. 1 Святая Земля: Полтора столетия назад и сегодня 2 Прикосновенье к Святой Земле: Дивный восход

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
11.711
Последнее обновление
Сверху