Лучше понимать Библию
Очерк 2: Казнь первомученика архидиакона Стефана
Когда я в 16 лет впервые пришел в гости к своему духовнику, он первым делом поставил меня перед иконами. Мы положили поклон, и мой духовник откуда-то из-за икон достал золотую коробочку. «Мощи первомученика архидиакона Стефана». На красной бархатной подкладке лежала косточка, от которой тонко пахло то ли ладаном, то ли духами.
Это были первые мощи, к которым я в своей жизни прикладывался.
Дома я открыл «Словарь атеиста», служивший мне верой и правдой, когда я хотел получить какую-то информацию на религиозную тему (другой-то литературы не существовало)…
Так я узнал о первомученике архидиаконе Стефане. Удивительная жизнь удивительного человека. Он принял христианство на волне всеобщего первохристианского воодушевления. Он был эллинистом, как называет его книга Деяний. (Эллинистами называли иудеев, живших в диаспоре, в противоположность местным иудеям.) Этот молодой еврей, приехавший из другой страны и горячо уверовавший во Христа, настолько отличался своей любовью ко Господу и ревностью в вере, что Апостолы его назначили на особое служение для первохристианской общины. Почитаем книгу Деяний:
В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме… (Деян., гл. 6)
Итак, мы имеем дело с первыми рукоположенными священнослужителями. Возможно, что это не были диаконы, в нашем привычном понимании, то есть помощники священников. Скорее всего, на плечи рукоположенных братьев легли все обязанности по окормлению христианской общины.
Апостолы сосредоточились на проповеди и обращении людей к христианству, а вопросы богослужебной жизни, трапез, устраиваемых до и после службы, социальной помощи и проч. были вверены этим самым первым служителям.
Для этой цели избрали семерых достойнейших.
…Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Итак, Стефана арестовали и повлекли на иудейское судилище, в синедрион.
И далее, вся седьмая глава книги Деяний представляет собой проповедь Стефана, произнесенную им перед обвинителями.
О чем эта проповедь? Это краткий пересказ священной ветхозаветной истории. Мы не будем ее приводить (каждый может прочитать самостоятельно), отметим только два момента:
Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие? Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы…
Обратим внимание на выражение Всевышний не в рукотворенных храмах живет. «Рукотворенными» называли в то время языческих идолов; это было пренебрежительное выражение. Естественно, что применение этого, в общем, справедливого эпитета к Иерусалимскому Храму было высшим оскорблением для иудеев.
Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Итак, архидиакона Стефана судит синедрион. (Выше было сказано, что эту речь он произносит именно перед судом синедриона.) Синедрион выносит ему смертный приговор. А как этот приговор был приведен в исполнение?
Я всегда, когда думаю о Стефане, вспоминаю гравюру Гюстава Доре. Я не мог понять, что за постройка изображена справа. Башня? Часть стены? Но недавно, изучая иудейский свод законов, я узнал, что существовала достаточно определенная процедура приведения в исполнение приговора о казни через побиение камнями. Знал ли об этом Доре и намеренно нарисовал так? В любом случае, теперь эта постройка, изображенная на гравюре, будет для меня означать нечто большее, чем просто элемент художественной композиции прекрасной старинной гравюры.
Г. Доре Побиение камнями архидиакона Стефана
Для того чтобы познакомиться с процедурой казни через побиение камнями, обратимся к Закону о иудейском суде.
Это трактат «Сангедрин», 6-я глава, законы 3 и 4.
Побиение камнями до смерти (по-евр. скила) – самый тяжелый вид иудейской казни. Осужденного раздевали догола, впрочем, на мужчине оставляли набедренную повязку спереди, а на женщине набедренную повязку спереди и сзади.
Затем человека возводили на постройку, которая называлась «дом скилы». Ее высота была в два человеческих роста. Затем один из участников казни толкал осужденного в спину так, чтобы тот упал с башни вниз. Если человек упал на лицо, его переворачивали лицом кверху. Если человек от падения умер, считалось, что ему повезло. Если не умер, его добивали. Человек стоящий на скиле (этой самой башне), брал тяжелый камень, который еле мог поднять, и кидал на грудь лежащего внизу. «Если умер от этого – хорошо, но если нет – забрасывает его камнями весь Израиль».
Когда осужденный умер, его подвешивают за руки на дерево или на столб, лицом к народу, «таким образом, как делают мясники». Так всему народу показывается, что казнь совершилась. Через некоторое время, но до вечера тело снимают и погребают. Оплакивать его публично было запрещено.
Какие казни существовали у иудеев?
Побиение камнями, считалось самой тяжелой из существующих видов казни, а всего их было четыре: побиение камнями, сожжение, убиение мечом и удушение. Распятие было римским способом казни, и оно было страшнее.
Вот как совершалось сожжение:
«Заповедь о сожжении: погружали его в навоз до колен и вдевали жесткий платок в мягкий. И кто-нибудь обматывал ими его шею. Этот тянет к себе, а этот – тянет к себе, пока тот не раскроет рот. И кто-нибудь зажигает огонь и расплавляет свинцовый «фитиль» и бросает ему в рот. И свинец стекает в его нутро и обжигает внутренности» («Сангедрин» 7. 2).
Если казнимый не хотел открывать рот, несмотря на то, что его душили, ему раскрывали рот клещами.
Раби Эльазар спросил мудрецов: «Как же такой случай: случилось, что однажды одна дочь когена (священнослужителя) совершила прелюбодеяние. И окружили ее связками хвороста и сожгли?» Мудрецы ответили: это потому, что суд «был в тот раз не слишком ученым».
Несмотря на жестокость этого вида казни, она считалась… гуманной. Иудейские мудрецы комментировали, что такой вид казни введен во исполнение заповеди Господа: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19, 18). В чем же гуманность этой казни? В том, что во время ее не разрушается тело человека, что позволит ему, как считали иудейские мудрецы, воскреснуть во всей целостности. При такой казни сжигаются только внутренности, само же тело и кости остаются неповрежденными.
Впрочем, достаточно про древние иудейские казни.
Сегодня в государстве Израиль смертная казнь предусматривается только для лиц, виновных в нацистском геноциде, и за предательство во время военных действий; форма смертной казни для гражданских лиц – повешение, для военнослужащих – расстрел. Несмотря на то, что законодательством Израиля смертная казнь предусмотрена, за всю историю нового государства Израиль были приведены в исполнение лишь два смертных приговора (один – по приговору полевого суда с посмертной реабилитацией; другой – нацистского преступника А. Эйхмана).
Очерк 2: Казнь первомученика архидиакона Стефана
Когда я в 16 лет впервые пришел в гости к своему духовнику, он первым делом поставил меня перед иконами. Мы положили поклон, и мой духовник откуда-то из-за икон достал золотую коробочку. «Мощи первомученика архидиакона Стефана». На красной бархатной подкладке лежала косточка, от которой тонко пахло то ли ладаном, то ли духами.
Это были первые мощи, к которым я в своей жизни прикладывался.
Дома я открыл «Словарь атеиста», служивший мне верой и правдой, когда я хотел получить какую-то информацию на религиозную тему (другой-то литературы не существовало)…
Так я узнал о первомученике архидиаконе Стефане. Удивительная жизнь удивительного человека. Он принял христианство на волне всеобщего первохристианского воодушевления. Он был эллинистом, как называет его книга Деяний. (Эллинистами называли иудеев, живших в диаспоре, в противоположность местным иудеям.) Этот молодой еврей, приехавший из другой страны и горячо уверовавший во Христа, настолько отличался своей любовью ко Господу и ревностью в вере, что Апостолы его назначили на особое служение для первохристианской общины. Почитаем книгу Деяний:
В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме… (Деян., гл. 6)
Итак, мы имеем дело с первыми рукоположенными священнослужителями. Возможно, что это не были диаконы, в нашем привычном понимании, то есть помощники священников. Скорее всего, на плечи рукоположенных братьев легли все обязанности по окормлению христианской общины.
Апостолы сосредоточились на проповеди и обращении людей к христианству, а вопросы богослужебной жизни, трапез, устраиваемых до и после службы, социальной помощи и проч. были вверены этим самым первым служителям.
Для этой цели избрали семерых достойнейших.
…Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Итак, Стефана арестовали и повлекли на иудейское судилище, в синедрион.
И далее, вся седьмая глава книги Деяний представляет собой проповедь Стефана, произнесенную им перед обвинителями.
О чем эта проповедь? Это краткий пересказ священной ветхозаветной истории. Мы не будем ее приводить (каждый может прочитать самостоятельно), отметим только два момента:
- Речь Стефана убедительно показывает, что священную ветхозаветную историю христиане воспринимали как свою. Это наши пророки, наш Моисей, наш Исаак и прочее. Новый Завет – органическое продолжение Откровения, которое началось еще в Ветхом Завете.
- В речи Стефана нельзя не заметить некоторой оппозиции храмовому благочестию.
Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие? Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы…
Обратим внимание на выражение Всевышний не в рукотворенных храмах живет. «Рукотворенными» называли в то время языческих идолов; это было пренебрежительное выражение. Естественно, что применение этого, в общем, справедливого эпитета к Иерусалимскому Храму было высшим оскорблением для иудеев.
Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Итак, архидиакона Стефана судит синедрион. (Выше было сказано, что эту речь он произносит именно перед судом синедриона.) Синедрион выносит ему смертный приговор. А как этот приговор был приведен в исполнение?
Я всегда, когда думаю о Стефане, вспоминаю гравюру Гюстава Доре. Я не мог понять, что за постройка изображена справа. Башня? Часть стены? Но недавно, изучая иудейский свод законов, я узнал, что существовала достаточно определенная процедура приведения в исполнение приговора о казни через побиение камнями. Знал ли об этом Доре и намеренно нарисовал так? В любом случае, теперь эта постройка, изображенная на гравюре, будет для меня означать нечто большее, чем просто элемент художественной композиции прекрасной старинной гравюры.
Г. Доре Побиение камнями архидиакона Стефана
Для того чтобы познакомиться с процедурой казни через побиение камнями, обратимся к Закону о иудейском суде.
Это трактат «Сангедрин», 6-я глава, законы 3 и 4.
Побиение камнями до смерти (по-евр. скила) – самый тяжелый вид иудейской казни. Осужденного раздевали догола, впрочем, на мужчине оставляли набедренную повязку спереди, а на женщине набедренную повязку спереди и сзади.
Затем человека возводили на постройку, которая называлась «дом скилы». Ее высота была в два человеческих роста. Затем один из участников казни толкал осужденного в спину так, чтобы тот упал с башни вниз. Если человек упал на лицо, его переворачивали лицом кверху. Если человек от падения умер, считалось, что ему повезло. Если не умер, его добивали. Человек стоящий на скиле (этой самой башне), брал тяжелый камень, который еле мог поднять, и кидал на грудь лежащего внизу. «Если умер от этого – хорошо, но если нет – забрасывает его камнями весь Израиль».
Когда осужденный умер, его подвешивают за руки на дерево или на столб, лицом к народу, «таким образом, как делают мясники». Так всему народу показывается, что казнь совершилась. Через некоторое время, но до вечера тело снимают и погребают. Оплакивать его публично было запрещено.
Какие казни существовали у иудеев?
Побиение камнями, считалось самой тяжелой из существующих видов казни, а всего их было четыре: побиение камнями, сожжение, убиение мечом и удушение. Распятие было римским способом казни, и оно было страшнее.
Вот как совершалось сожжение:
«Заповедь о сожжении: погружали его в навоз до колен и вдевали жесткий платок в мягкий. И кто-нибудь обматывал ими его шею. Этот тянет к себе, а этот – тянет к себе, пока тот не раскроет рот. И кто-нибудь зажигает огонь и расплавляет свинцовый «фитиль» и бросает ему в рот. И свинец стекает в его нутро и обжигает внутренности» («Сангедрин» 7. 2).
Если казнимый не хотел открывать рот, несмотря на то, что его душили, ему раскрывали рот клещами.
Раби Эльазар спросил мудрецов: «Как же такой случай: случилось, что однажды одна дочь когена (священнослужителя) совершила прелюбодеяние. И окружили ее связками хвороста и сожгли?» Мудрецы ответили: это потому, что суд «был в тот раз не слишком ученым».
Несмотря на жестокость этого вида казни, она считалась… гуманной. Иудейские мудрецы комментировали, что такой вид казни введен во исполнение заповеди Господа: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19, 18). В чем же гуманность этой казни? В том, что во время ее не разрушается тело человека, что позволит ему, как считали иудейские мудрецы, воскреснуть во всей целостности. При такой казни сжигаются только внутренности, само же тело и кости остаются неповрежденными.
Впрочем, достаточно про древние иудейские казни.
Сегодня в государстве Израиль смертная казнь предусматривается только для лиц, виновных в нацистском геноциде, и за предательство во время военных действий; форма смертной казни для гражданских лиц – повешение, для военнослужащих – расстрел. Несмотря на то, что законодательством Израиля смертная казнь предусмотрена, за всю историю нового государства Израиль были приведены в исполнение лишь два смертных приговора (один – по приговору полевого суда с посмертной реабилитацией; другой – нацистского преступника А. Эйхмана).