Книжное обозрение: «Несвятые святые»

Опубликовал Людмила Ильюнина в блоге «Людмила Ильюнина». Просмотры: 3870

За последнее время ни одна книга православной тематики не имела такого невероятно широкого читательского спроса, как книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Причем одинаково сильный интерес проявляют как светские, так и церковные люди. Зададимся вопросом: отчего это происходит?

Самые простые ответы лежат на поверхности – в последнее время народ полюбил произведения на церковную тему, и особенно любят читать о старцах (которым посвящена большая часть повествования); кроме того, читатели издавна любят исповедальный жанр, а тут еще рассказывается о необычном опыте: как московский юноша-интеллигент стал насельником монастыря; современные люди любят занимательность, чтобы о серьезных вещах было рассказано увлекательно и желательно с юмором – все это есть в книге; в последнее время велик интерес ко всему таинственному, запредельному, чудесному – и этого тоже в книге немало.

Однако все эти гарантирующие интерес современного читателя перечисленные особенности книги архимандрита Тихона можно отнести и к некоторым другим книгам православной тематики, которые в изобилии выходят ныне из печати, но таким невероятно широким спросом они не пользуются. Значит, нужно поискать и более существенные причины интереса именно к «Несвятым святым».

На наш взгляд, главной причиной притягательности текстов книги является их парадоксальная особенность: в рассказах нет дурной «литературности», придуманности, все они основаны на личном духовном опыте, но одновременно их отличает высокая художественность. Именно красота слова, продуманность композиции, яркость сюжетов притягивает к себе читателей. Автор, и, одновременно, герой книги, не просто вспоминает о «встречах с замечательными людьми», он силой художественного дара создает их живые образы, а также не просто повествует «о времени и о себе», но создает цельный художественно-духовный мир. Что во все времена отличало настоящее художественно (и духовно) ценное произведение от непроработанных «зарисовок с натуры» или различных «фэнтези», иногда выдаваемых за правду жизни.

Раскроем нашу мысль. Что значит «живые образы», а не сухое констатирование фактов или несуразный вымысел? Автор, рассказывая о встречах с разными людьми на своем жизненном пути, не старается подробно описать биографию этих людей, вообще не отягощает рассказ подробностями; он говорит только о самых ярких проявлениях человека, о том, что наиболее полно выражает его неповторимую личность, он не фиксирует факты, а размышляет об их смысле. Через слово автор как бы воскрешает цельный образ дорогого для него человека, который живет в его душе. Это возможно только при одаренности тем чувством, которое справедливо назвать «родственным вниманием» (увы, в наше время редко распространенным), а, во-вторых, при сохранении чувства благодарения.
Надо сказать, что чувство благодарности – это главный фон всей книги. Благодарности за все, что дал Господь – за встречи, за события (и не только радостные, но и скорбные), за полученные жизненные уроки, за веру, за монашество. А рядом с благодарением стоит еще одно очень несовременное чувство – благоговение. Благоговение перед подвижниками, исповедниками веры Христовой, с которыми Господь сподобил встретиться, и в целом перед духовной традицией прежних времен, благоговение перед Промыслом Божиим (на действие которого автор постоянно обращает внимание читателей), благоговение перед образом Божиим в каждом человеке.

Поэтому книга отца Тихона является по-настоящему миссионерской. Она открывает неверующим «непознанный мир веры» (знаменательно, что книги с таким названием выпускает Сретенский монастырь, настоятелем которого является архимандрит Тихон), а верующим напоминает, что «есть единое на потребу» – самое главное в жизни, и какой она должна быть перед лицом смерти (недаром в книге так много примеров праведной кончины самых разных людей – от старцев печерских до друга автора о. Рафаила и великого режиссера Сергея Бондарчука). При этом книга не носит учительного характера, в ней нигде в лоб не говорится: «Это хорошо, а это плохо», в ней просто открываются неколебимые духовные законы, действующие в жизни каждого человека, Божие присутствие во всем и всегда, даже в трагические моменты.

Повторим то, что о чем сказано в начале: загадка книги состоит в том, что она при всей своей художественности не является литературным произведением, в ней нет подтягивания жизни под представления автора, это чаще всего живой голос, документально записанные разговоры-рассказы тех людей, которым посвящено повествование, а не скорректированный автором пересказ чужого слова. Хотя при комментировании этих «чужих слов» всегда чувствуется очень личностная интонация автора, свой стиль, очень близкий к разговорному, к беседе. Это, пожалуй, так же является одной из причин успеха книги – люди сейчас очень нуждаются, прежде всего, в собеседнике. И особенно в таком, как отец Тихон, – внимательном, сопереживающем и одновременно веселом, неунывающем даже в самые трудные минуты; мудром и одновременно «не забронзовевшем», а ценящем превыше всего чувство дружественности.

Смысл всего написанного в книге наиболее полно выражен на последней ее странице, которой и завершим нашу краткую заметку:
«В часы, когда тягучее уныние подкрадывается и хочет заполнить душу, когда то же происходит с близкими мне людьми, я вспоминаю события, связанные с чудным Промыслом Божиим. Один подвижник как-то сказал, что всякий православный христианин может поведать свое Евангелие, свою Радостную Весть о встрече с Богом. Конечно, никто не сравнивает такие свидетельства с книгами апостолов, своими глазами видевших Сына Божия, жившего на земле. И все же мы, хотя и немощные, грешные, но Его ученики, и нет на свете ничего более прекрасного, чем созерцание поразительных действий Промысла Спасителя о нашем мире». И добавим еще несколько строк, в которых автор говорит вовсе и не о себе, не о своей книге, но их вполне можно отнести к тому миру, который в ней отображен: «Но весь вопрос в том, как попасть в этот удивительный мир. Это невозможно никакими обычными человеческими способами. Никакой земной властью. Ни по какому «блату». Ни за какие деньги. В этот мир нельзя и краешком глаза заглянуть, даже при помощи всех разведок и спецслужб. А еще выясняется, что в него нельзя величественно прошествовать, скажем, просто закончив Духовную академию и даже получив священнический и епископский сан». И дальше те слова, которые автор произносит по отношению к своему другу – иеромонаху Рафаилу (Огородникову), но которые мы, читатели, не колеблясь, можем отнести и к самому отцу Тихону, поменяв прошедшее время на настоящее: «Просто он – гениальный провожатый по этому миру. Бог был и есть для него Тот, для Кого он живет и с Кем он сам жил каждый миг. И к Кому приводит всякого…»[1]

[1] Архимандрит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые» и другие рассказы, М.2011, с. 636, 601
  • Незарегистрированный
  • Елена А.Г.
  • Незарегистрированный
  • Надежда Симоненкова
  • Евгений Ананьев
  • Валерий Корнилов
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии