Когда креститься, когда кланяться… 1

Эта запись является частью серии записей Когда креститься, когда кланяться…
Когда креститься, когда кланяться…
Или: Внешнее благочестие. Часть 1

Несколько дней назад совершаем Великий вход. У меня в руках Чаша, диакон держит дискос. Хор поет умилительные песнопения, прихожане благоговейно взирают на нашу процессию. Кто-то из прихожан встает на колени. Другие чувствуют себя неловко, потому что не знают, как себя вести. Кто-то тоже опускается на колени, кто-то принимает согбенное положение. Иные просто, растерявшись, поглядывают по сторонам – как вести-то себя правильно?..
Произношу положенные молитвы, вхожу в алтарь и думаю: как же плохо у нас знают прихожане Устав поведения в храме. Лукавый услужливо подбрасывает мысли на эту тему. Стараюсь отогнать их, всецело сосредоточившись на молитве. Но даю себе слово подумать об этом на досуге и написать об этом очерк. Этот очерк – перед вами.

Итак, молитвенные жесты. В какое время прихожанин должен осенять себя крестным знамением (то есть креститься), а в какое время должен кланяться? Об этом – наш сегодняшний разговор.

Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, что и как делают священнослужители. Я имею в виду, что и как делают на службе. Потому что в жизни прихожане как раз очень внимательно следят за батюшками – на какой машине он ездит, как одета его жена и дети и многое другое.
А надо бы быть внимательными к тому, что и как делает священник не в своей мирской жизни – лишь Бог судья всякому человеку, а за богослужением, потому что тут священник представляет собой не обычного человека, а служителя Божьего.
Впрочем, мы отвлеклись.
Поговорим на нашу тему: молитвенное поведение за богослужением.

х1.JPG
Длительное коленопреклонение во время чтения особых молитв за вечерней, в День Святой Троицы.

Поклоны
Существует три вида поклонов:
1. Простое преклонение головы;
2. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола.
3. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли. Потом встаем.

В соответствии с правилами церковного Устава во время богослужения употребляются в соответствующих случаях все три типа поклонов. В какое время – какие, мы сейчас расскажем:

Преклонение головы
Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:

А. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием...; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
Б. На слова церковных песнопений: припадем, поклонимся.
В. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)
Г. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.
Д. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.

х2.JPG
За священнослужителями преклоняют колени и все богомольцы.

Длительное преклонение головы
При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.
Е. Мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.
Ж. Во время чтения Святого Евангелия.

Поясной поклон
Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!
Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:
А. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.
Б. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.
В. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Г. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).
Д. После пения Честнейшую Херувим.
Е. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем.
Ж. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
З. Перед началом пения Символа Веры (на Литургии).
И. Перед началом чтения Апостола (на Литургии).
К. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).
Л. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.
М. В начале пения молитвы Отче наш.
Н. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.

Земные поклоны
Земные поклоны отменяются:
А. От Пасхи до праздника Святой Троицы;
Б. От праздника Рождества Христова до праздника Крещения (в дни Святок);
Г. В дни двунадесятых (двенадцати великих) праздников;
Д. В воскресные дни. Однако здесь важно пояснить следующее: хотя с древности воскресный день пользовался особым уважением, тем не менее, некоторые христиане по причине благоговейного отношения к святыне Тела и Крови Христовых хотели и в эти дни делать перед святыней земные поклоны. Так закрепился обычай допускать даже в воскресный день два земных поклона:
1) после слов священника: Преложив Духом Твоим Святым;
2) и тогда, когда Чашу с Телом и Кровью Христовыми выносят ко всем верующим со словами: Со страхом Божиим и верою приступите.
Вот в эти два момента земные поклоны даже в воскресный день сделать благословляется. В другие моменты – не благословляется (кроме поклонов перед Крестом и Плащаницей, если они находятся посреди храма).
Первый из моментов – окончание освящения Святых Даров – нелегко отследить, если царские врата закрыты и через них не видно, как священнослужители делают земной поклон. В таком случае, можно совершить земной поклон при возгласе священника: Святая святым.
Если день не воскресный, то к этим двум земным поклонам во время Литургии нужно прибавить еще один. Этот поклон делается, когда Чашу последний раз являют верующим. А это происходит после Причастия. Когда все причастились, священник заносит Чашу в алтарь, благоговейно погружает в нее частицы, вынутые из просфор, и тихо читает положенные молитвы (подробнее об этом см. https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=6699). После этого священник поворачивается с Чашей к верующим и возглашает: Всегда, ныне и присно, и во веки веков! В это время тоже положено совершить земной поклон. Если день воскресный, то нужно осенить себя крестным знамением и совершить поясной поклон.

Е. Еще земные поклоны отменяются до вечера для человека, который причастился. Но с началом вечерней службы начинается новый богослужебный день, поэтому начиная с вечера даже причастник может делать земные поклоны.

Мы сказали о том, когда земные поклоны отменяются. Что же сказать про то, когда они, наоборот, положены?
Всех случаев, когда земные поклоны положены, не привести, их много. Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Таких случаев много в Великом посту. Смотрите за священниками – и не ошибетесь.

х3.JPG
Прекрасная древняя традиция: ставить свечи перед иконами. Возжигая свечу, мы мысленно воздаем дань любви Первообразу, то есть тому, кто на иконе изображен.

Стояние на коленях
Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Этого не знают и иные батюшки. Смотришь, иной раз начинается Евхаристический канон – и все в алтаре встают на колени и остаются в таком положении. Друзья: молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:
А. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров – когда во время этой Литургии положено вставать на колени, читайте в фотоальбоме https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/liturgija-prezhdeosvjashhennykh-darov-08079
Б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
В. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
Г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.

Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
А. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается во время утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.
Шестопсалмие состоит из шести псалмов. В середине, после трех псалмов, чтец провозглашает:
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь
.
Шестопсалмие совершается в глубокой тишине и благоговении. Эти шесть избранных псалмов говорят об ожидании человечеством Мессии – Спасителя. Тишина здесь обозначает то состояние, в котором пребывало древнее человечество накануне Пришествия Христова: сосредоточенное ожидание избавления от греха.
Б. При начале пения Символа веры;
Г. В начале чтения Апостола, Евангелия (на Литургии, на Всенощном бдении);
Д. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)
Е. При произнесении священником слов Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).

Окончание следует

х4.jpg
В ночь Святой Пасхи священник кадит верующих и приветствует их возгласом: Христос Воскресе! Верующие отвечают: Воистину Воскресе! Осеняют себя крестным знамением и кланяются в ответ.
  • Like
Реакции: 1 человек

Комментарии

Отец Константин! Ну Вы почти в точку! Сегодня стоял и видел брата-соседа, совершавшего странное крестное знамение (лоб-горло-правая и левая кости ключицы). Стоял и мялся - как бы корректней подсказать, чтобы не отпугнуть и не разозлить. И терзал себя за то, что смелости не хватало помочь. И умения не хватало. А потом, в самом деле, какие-то мысли дурные лезли...
 
Наконец-то! Спасибо! А то одни прихожане в один момент встают на колени, другие в другой, а ты, если остаешься стоять, то как остров какой-то.Я и раньше больше на батюшек ориентировалась, но не всегда видно. Теперь стало понятно.
 
"Так закрепился обычай допускать даже в воскресный день два земных поклона......" Закрепился уже? :confused: Не знала.
 
Последнее редактирование модератором:
Спасибо большое, отче!
Информация - наиценнейшая! :)
К стыду своему поняла, что до сих пор больше ориентировалась на бабушек, нежели на батюшек. Думалось, что у батюшек свои правила, а у прихожан - свои... :) И, действительно, священников, не всегда видно (особенно, при большом скоплении народа, при малом росте и когда стоишь в боковом приделе в очереди на исповедь).

Но, надо сказать, запомнить все случаи и исключения будет не очень просто (если только специально не заучивать). Скажите, пожалуйста, какие из нарушений этих правил являются самыми критичными? Вставание на колени, когда не положено? B еще: как я понимаю, перекреститься в храме можно в любой момент службы? Ведь бывает так, что сам мысленно к Богу обратишься и в конце перекрестишься ("прости меня, Господи, грешную")... Или это нарушение устава? :)
 
Спасибо, отец Константин. Как всегда вовремя. Недели две назад я в воскресный день в благодарственной молитве преклонила колени перед Чудотворным образом. Ну, очень хотелось… и, совершенно справедливо получила замечание от священника. Для себя я считала допустимым в воскресенье и праздники делать три земных поклона: после освящения Святых Даров, после возгласа Святая святым и при выносе Чаши. На вопрос как же быть в этих моментах, получила ответ, что в воскресный день земные поклоны не положены вообще. Вот тут и растерялась…
 
Последнее редактирование модератором:
Отец Константин, большое спасибо Вам за очерк. Полагаю, что многим из нас, далеко отшедших от традиции, понимания и смысла происходящего в церкви, это будет полезно. У меня возник вопрос. Великим постом, во время чтения покаянного канона Андрея Критского, и священники, и основная масса прихожан стояли на коленях. Однако перечисляя возможные случаи Вы об этом не упомянули, хотя и говорите о коленопреклоненных молитвах в День Святой Троицы. Проясните пожалуйста, наверное я что-то не до конца понял.

Ещё правила лучше запоминаются, когда понимаешь смысл действия. Иногда он понятен, иногда нет. Посоветуйте пожалуйста, что можно почитать о смысле молитвенных жестов в церкви.
Спасибо.
 
Батюшка! Спасибо большое за разъяснения! Очень доступно и понятно!
 
Дорогие. Спасибо за вопросы.
Я их буду собирать и сделаю отдельный очерк об этом. Собственно, я так и хотел, просто пишу я об этом во второй части моей статьи. А она будет завтра.
С Богом.
 
Нужно ли ставать на колени во время чтения Евангелия в будние дни, при чтении шестопсалмия и когда священник читает молитву перед исповедью.

Спасибо вам. Очень нужная информация. Особенно повеселилась, когда представила себе сколько раз особо благоговейно склонялась при возгласе - оглашенные изыдите.
Бедные священнослужители. Нужно быть действительно очень корректными, чтобы нормально реагировать на все наши промахи.
 
Интересно, а как быть тем у кого нет рук и ног, как исполнять им все эти предписания , находясь на службе, скажем в инвалидной коляске?
Получается, что вместо того, чтобы молиться Господу в Духе и Смысле, чтобы всем сердцем приносить Ему молитвы, человек на богослужении должен только и думать: какой поклон, какое крестное знамение сейчас полагается, с поклоном али нет, а поклон какой, поясной или достаточно голову преклонить. Надо прежде всего научать людей основам веры, помогать им входить в смысл Священного Писания и Священного Предания, как и Писания и Предания Церкви, научать вере и жизни по вере, так чтобы жизнь человека менялась. Объяснять смысл молитв и действий во время богослужения. На этом фундаменте строится обрядовая сторона, а не наоборот. А если человек запомнил только обряд и только и делает, что тщательно его соблюдает, то для него это всего лишь мистерия, какие были когда-то у язычников. Жизнь человека от этого не меняется, не меняется его сердце от тщательного соблюдения буквы. "Сыне, дай мне твоё сердце..." говорит Господь через пророка. Богу нужно сердце человека, в нем Он хочет пребывать! Об этом и надо заботиться прежде всего, уважаемый отец Константин.
 
Надо прежде всего научать людей основам веры, помогать им входить в смысл Священного Писания и Священного Предания, как и Писания и Предания Церкви, научать вере и жизни по вере
Я, кажется, уже узнаю Вас, Учитель, с первого слова...
Ну разве весь этот блог и вообще весь сайт о. Константина Пархоменко, всё, что Вы читаете у этого батюшки, не учит всему тому, чему хотите здесь учить Вы? перечтите подзаголовок: ВНЕШНЕЕ благочестие. Всё остальное на его сайте - "по умолчанию" в помощь "внутреннему человеку", о становлении любви и благочестия внутреннего, не позволяющего, кстати, то и дело учить вместо батюшки и самого батюшку заодно. Простите, не выдержал!

Интересно, а как быть тем у кого нет рук и ног, как исполнять им все эти предписания , находясь на службе, скажем в инвалидной коляске?
Ну, а это - излюбленный способ доведения до абсурда. Этим Вы сразу отказываете батюшке во вменяемости.

Павел
 
Уважаемый батюшка Константин, с интересом читаю Вашу "Азбуку веры". Очень нравится, ведь некоторые вопросы не всегда удобно задать даже батюшке.
Вопрос. Обязательно ли целовать руку священника после благословения? В чем смысл этого поцелуя? Может ли священник потребовать поцелуя руки после совершенного благословения?
 
Почему к вам не идет молодежь? Потому,что она вам не верит. Понимаете, молодым свойственно горение,энтузиазм и самопожертвование за истину. И если рассказать им о Истине, если показать ДЕЛА веры,тогда,может быть,обряд не станет самоцелью, а органически войдет и полюбится.А когда молодежь увидит батюшек не на ток -шоу, а в больницах и тюрьмах, среди нищих и убогих,пьяниц,наркоманов, а священноначалие не на светских тусовках, а в оппозиции к безбожной власти - вот тогда она пойдет к вам,чтобы отдать себя НАСТОЯЩЕМУ служению. Можно помыть и накормить одного нищего, можно сделать сто поклонов и поставить двести свечек.Где больше Любви?
 
Почему к вам не идет молодежь?
А почему Вы решили, что в Церковь не идет молодежь? Вы зайдите, например, к нам в Троицкий собор (конечно, в воскресный день, когда имеют возможность прийти в храм и работающие, и учащиеся люди), и увидите, что большая часть молящихся - как раз люди 20-45 лет, пожилых не так уж и много. За последние лет десять ситуация изменилась против прежней. А что касается батюшек на тусовках - то ведь ТВ только эти сюжеты и снимает (хотя батюшки вовсе не тусовок ради приходят), и никогда - в больницах, тюрьмах и реабилитационных центрах для наркоманов и пьяниц. У ТВ - совершенно другие задачи и заказчики... Откуда же знать, чем живет Церковь, если основываться лишь на том, что вам ПОКАЖУТ на телеэкране?..
А насчет поклонов - каждый по-настоящему участвующий в Богослужениях Вам скажет, что именно поклоны и крестные знамения помогают не стоять на службе, как статист, а включиться в нее, активно, разумно и радостно в ней участвовать - конечно, если есть желание понять СМЫСЛ этих молитвенных жестов.
 
Последнее редактирование:
Борисов написал(а):
Можно помыть и накормить одного нищего, можно сделать сто поклонов и поставить двести свечек.Где больше Любви?

Дорогой брат, но разве это корректный вопрос? Разве можно сказать однозначно о Любви по одним внешним делам? Ведь можно ставить свечки, и одновременно при этом, не напоказ, навещать больных, кормить голодных... А можно мыть немощного старика, но в сердце никакой любви к нему не иметь (и даже думать иногда с остервенелым нетерпением "когда же черт возьмёт тебя?"). Истину знает один Господь-сердцеведец.

А отец Константин здесь написал о внешней стороне веры вовсе не потому, что отсутствует или не важна внутренняя. Просто о внешнем люди часто стесняются спрашивать, думая как раз, что это не важно, но для какого-нибудь немощного прихожанина (в духовном смысле "немощного") это может быть поводом для соблазна, осуждения... Поэтому надо и то делать, и этого не оставлять. А в остальном Вы, конечно, правы. Молодежи нужны дела веры, и об этом православная церковь много говорит последнее время. Создаются православные молодежные организации в большом количестве, различные службы милосердия. Придите в одну из таких организаций и, возможно, Вы будете приятно удивлены. :)
 
А когда молодежь увидит батюшек не на ток -шоу, а в больницах и тюрьмах, среди нищих и убогих,пьяниц,наркоманов...
Вы лично знаете отца Константина? Приглашаю Вас - приходите в Детскую миссию, или к отцу Константину в Бутырской тюрьме, или в Александровскую больницу - там увидите желаемых священников, а не в телевизор смотрите.
 
Моя семья имеет счастье общаться с рядовым священником. Спаси Господи за это! И мы видим, как этот батюшка целыми днями выполняет миссионерскую и благотворительную работу. Как он помогает совершенно чужим людям найти кров, пропитание в отличие от нас, таких умных и вечно занятых собой мирян. Хотя у батюшки тоже есть семья, дети и живёт он в скромном домишке, в селе. Дома бывает только к ночи, а мы уже спим спокойно, сытно поужинав и не думая о том, что кто-то рядом с нами нуждается во всём этом!!! Главное - нам хорошо! Поэтому, если Вы не знаете, чем живут священники и их семьи, никогда не судите! С уважением, Наталья!
 
Благословите, батюшка. Здравствуйте, отец Константин!
Помогите разобраться в вопросах: 1.На утренней службе мы подаём записки о здравии и упокоении на проскомидию, а батюшка или дьякон ещё читает записки (если есть) во время ектиньи. Какое отличие между записками?
2.Скажите, пожалуйста, если поданы записки на проскомидию, можно ли за этих же людей подавать на ектинью в этот же день?
3.Почему во время утренней службы на ектиньи часть записок о упокоении читает священник, а некоторые дьякон?Простите и спаси Господи!
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
216.140
Комментарии
36
Последнее обновление

Поделиться записью

Сверху