Когда креститься, когда кланяться… 2

Эта запись является частью серии записей Когда креститься, когда кланяться…
Когда креститься, когда кланяться…
Или: Внешнее благочестие.
Часть 2

Мы продолжаем наш интересный и полезный разговор о том, какие молитвенные жесты предписано совершать во время богослужения.

Дорога в храм
Идя в храм, лучше всего мысленно молиться, например, читать 50-й и 90-й псалмы, другие молитвы. Есть особая молитва на этот счет:
Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.
Эту молитву читают священнослужители, когда входят в алтарь. Для всякого верующего хорошо эту молитву прочитать перед входом в храм.
Перед входом в храм следует благоговейно перекреститься и поклониться (можно трижды). По старинной практике, можно положить земные поклоны, то есть встать на колени и коснуться лбом земли. Но сейчас чаще всего употребляются поясные поклоны, земные можно встретить только кое-где в монастырях.
Войдя в храм, нужно также совершить поклон (или три), потом пройти к иконе, лежащей на середине храма (праздничной), и поцеловать ее.
Даже если в храме есть чудотворная икона или мощи, мы сначала прикладываемся к иконе праздника, лежащей на аналое, в середине храма, а потом идем к другим иконам.
Когда мы совершаем поклон при входе в храм, хорошо (хотя это и не обязательно) произнести:
Боже, очисти мя, грешнаго.
Боже, милостив буди мне, грешному.
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя.

Так же мы и выходим из храма после окончания богослужения.

Поведение во время богослужения
Во время богослужения мы должны стоять благоговейно на одном месте и молиться. Ходить по храму, разговаривать, тем более говорить на посторонние темы, смеяться – не принято. Мобильные телефоны нужно отключать или ставить на вибросигнал. Разговаривать по мобильному телефону в храме не принято, кроме крайних случаев.

х5.jpg
Великий вход. Во время процессии священнослужителей не принято становиться на колени. Мы можем лишь благоговейно склонить голову.

Как правильно прикладываться к святыне
Самая верная практика – перед тем, как приложиться к святыне, дважды перекреститься и сделать поясной поклон. Затем поцеловать (благоговейно) святыню и еще раз перекреститься и сделать поясной поклон.
Так прикладываться к святыне предписывает Устав. Так всегда, например, делают священнослужители.
Прикладываясь к святыне, если за нами стоит очередь, никогда не следует застывать перед ней. Приложившись, отходим и уступаем место другим. Молимся мы о своих нуждах, пока стоим в очереди.

Особые случаи
В Великом посту читается молитва св. Ефрема Сирина. Сегодня положено совершать 3 земных поклона на протяжении молитвы, потом 12 поясных поклонов, произнося: «Боже очисти мя, грешнаго», потом, после того, как молитву прочтут еще раз, уже целиком, еще один земной поклон. До 17-го века все поклоны были земные.

Самые распространенные ошибки
Одна из самых распространенных ошибок это когда люди крестятся и кланяются во время ектении об Оглашенных (во время Литургии). Эти прошения созданы для людей, готовящихся к Таинству Крещения. Поскольку крещеные люди не являются оглашенными, то эти слова адресованы не им, и потому креститься и кланяться во время этой ектении не положено. Также не нужно преклонять голову при словах: Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните.

Благословение священника
По древней традиции, мы получаем благословение епископа или священника, складывая ладони крестообразно (правая сверху левой). После этого мы целуем благословляющую десницу. Перед принятием благословения мы не крестимся.
Если мы почитаем какого-то монаха, диакона или даже старца-мирянина, мы можем воздать ему уважение, поцеловав его руку.
Принимая частицу антидора, икону, какую-то святыню от священника (или епископа), мы также складываем ладони крестообразно и целуем руку, которая дает нам святыню.

х7а.JPG
Земные поклоны перед Плащаницей. Прихожане всегда могут иметь представление о том, когда следует креститься, когда и как кланяться, если будут наблюдать за священнослужителями.

Прикладываемся к иконам
Уже говорилось, что, прикладываясь к святыне, мы должны сделать два поклона, потом приложиться к святому образу или мощам угодника Божьего, а потом еще раз перекреститься и сделать поклон.
Когда мы целуем икону, нельзя целовать ее в лик. Это фамильярно и неблагоговейно. Младенца Христа (если Он на Руках у Богоматери) мы целуем в ножку, если перед нами поясное изображение Христа, мы целуем Руку или край одеяния.
Божию Матерь целуем в Руку или в плечо; святых - в руку.
Изображение главы Иоанна Крестителя мы целуем во власы, но, опять же, не в лик.
Даже, если на иконе изображено несколько святых лиц, мы должны целовать икону всегда один раз.

Проверьте свои знания
А теперь ввиду того, что мы с вами узнали, рассмотрим типичные вопросы. Попробуйте сначала ответить на них самостоятельно, а потом сверьте свой ответ с моим:

В нашем храме благочестивые прихожане встают на колени во время пения Херувимской Песни. Нужно ли так делать?
Я говорил, что мы встаем на колени, когда выносят святыню. На Литургии Преждеосвященных Даров это Святые Тело и Кровь Христовы, в другие моменты это могут быть икона или мощи. На обычной Литургии во время Великого входа, совершающегося уже под конец пения Херувимской, переносятся обычные хлеб и вино, которые лишь только потом станут святыней. Значит, становиться на колени не положено.

У нас в храме во время Великого входа священник осеняет Чашей молящихся. Вы сказали, что в Чаше в это время простое вино. Нужно ли наклонять голову?
Мы говорили, что всякий раз, когда нас осеняют Чашей, мы должны совершать крестное знамение и поясной поклон. Так – правильно.
На практике в этот момент верующие не осеняют себя крестным знамением, а просто поклоняются. Это очень распространенная традиция, которая стала практически нормой. Так можно делать. Но все-таки правильнее поклониться перед Чашей, сначала осенив себя крестным знамением.

Нужно ли вставать на колени во время пения «Честнейшую Херувим...» на всенощном бдении?
Мы встаем на колени во время чтения или пения молитв, когда к этому нас призвал возглас диакона: «Преклоньше колена, помолимся». В случае с песнопением «Честнейшую Херувим»такого возгласа не было. Значит, вставать на колени не положено.

Я как-то видел, что, когда священник произносил «Мир всем!», некоторые прихожане складывали ладони лодочкой, как бы принимая в них благословение. Так можно делать?
Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем еще и целуют их. Мы говорили, что при благословении священника (или епископа) нужно просто поклониться.

О поведении во время богослужения см еще: http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=1600

…Когда я написал этот очерк, я подумал: чем не новая тема к нашему проекту «Откровенный разговор»? Чем не тема, которая тоже может вызвать ваши вопросы, мнения, комментарии?

Итак, мы уже говорили на тему «Почему священник так поступил?», мы обсудили Таинство Исповеди. А сейчас давайте откроем третью тему и назовем ее так: Когда креститься, когда кланяться?..
Мы будем говорить о внешнем благочестии, то есть о внешней стороне поведения человека во время богослужения.

Присылайте интересующие вас вопросы на мою почту, и, собрав их, я сделаю материал на эту тему.
И еще: если я что-то упустил в своем очерке, дополните меня или поделитесь своими мнениями. Если где-то я был не совсем точен, укажите мне.

Ваш прот. К.

х7б.JPG
А напоследок, чтобы чуть-чуть поднять всем настроение, размещу предпасхальную фотографию. Предчувствие праздника разлито в воздухе, в храме пахнет куличами, настроение приподнятое...
Перейти к следующей записи Когда креститься, когда кланяться… Часть 1
Перейти к предыдущей записи Когда креститься, когда кланяться… 1

Комментарии

Спасибо за поднятую тему! Мне, начинающей свой путь к храму, сложно разобраться в этом вопросе.Такой информации мало. Интуитивно смотрю на священнослужителей, но их не всегда видно. А всё знающие и подсказывающие бабушки сами не всегда правы.
 
Отец Константин, спасибо за четкое и конструктивное изложение вопроса. Но у меня возникло сомнение в пояснении "Самые распространенные ошибки" в вопросе ектении об Оглашенных : "...креститься и кланяться во время этой ектении не положено". На слова "Помолитеся, оглашеннии Господеви" и "Оглашеннии , главы ваша Господеви приклоните"- да,крещеным не положено. Но на прошения "Вернии, о оглашенных помолимся..."и т.д. разве тоже не положено?. Нина.
 
Дорогой батюшка!
Насчёт "не совсем точности"... Отвечая на вопрос о коленопреклонении во время херувимской, Вы пишите: "Я говорил, что мы встаем на колени, когда выносят святыню."

Думаю, для лучшего нашего запоминания, было бы полезнее огласить здесь все случаи необходимости коленопреклонения. Например: "Я говорил, что мы встаем на колени, когда выносят святыню, после возгласа дьякона "Преклоньше колена, помолимся" и...<здесь могут быть и другие случаи>".

Согласна с теми Вашими читателями, кто подметил, что скорее запоминаются общие принципы, а не множество исключений. :) И еще очень хорошо запоминаются ответы на конкретные вопросы или тесты с ключами (когда можно себя проверить!). Так что эта часть материала (по сравнению с первой) кажется мне более удобной для нашего, мирского :), восприятия.
Спасибо!
 
Батюшка отец Константин, Вы всегда так хорошо, и понятно все умеете разъяснить по текстам и на фото (замечательными!!!). Спасибо за Вашу любовь к людям и труд. С большим уважением к Вам. Ольга
 
Смотришь на фотографию Великого входа и понимаешь,как же отца Павла не хватает...(
взник вопрос: должен ли священник перекреститься перед тем как войти в алтарь?Вышеупомянутый батюшка делал так всегда, остальные-от случая к случаю.
 
Незарегистрированный написал(а):
Смотришь на фотографию Великого входа и понимаешь,как же отца Павла не хватает...(
взник вопрос: должен ли священник перекреститься перед тем как войти в алтарь?Вышеупомянутый батюшка делал так всегда, остальные-от случая к случаю.

Да, дорогой Незарегистрированный. Особенно, если учесть, что отец Павел стоит вторым после Настоятеля, с Крестом в руке:) Просто за Крестом лицо скрыто.
А что касается - каждый раз креститься перед входом в алтарь, таких правил нет. Порой священник раз сто за день войдет и выйдет из алтаря, поэтому, чтобы не превращать крестное знамение в механическое махание рукой, такого правила нет. Тем более, учтем, что в 50% руки священника заняты разными предметами. Те же подсвечники, книги, облачения, в зубы брать, чтобы перекреститься?
 
Благодарю Вас, о.Константин, за огромный труд в деле нашего просвещения! У меня вот остались некоторые сомнения... Понятно, что молодой здоровый человек способен легко сделать полагающиеся поклоны на чтении Великим постом молитвы Е.Сирина. А вот пожилому, страдающему некоторой скованностью коленных суставов и особенно гипертонией, выдержать такой ритм вместе со всеми в храме очень непросто и даже немного физически опасно... У меня, например, сразу резко поднимается давление и кружится голова, не хотелось бы получит инсульт... Как Вы посоветуете делать поклоны, чтобы не смущать молящихся рядом?
Божией помощи Вам!
 
Я постоянно ответ нахожу на свои вопросы в интернете. Но недавно я познакомилась с монахиней и она мне сказала , что к компьютеру нельзя даже прикасаться.!!!!! Я расстроилась. Меня инет выручает , я много читаю, смотрю и слушаю в ютубе утренние и вечерние молитвы. Очень удобно. Батюшка читает очень красиво, правильно делает ударение на слово и т.д. И сразу еще вопрос - можно ли молитвы слушать? Считается ли моё участие в молитве ? Или надо САМОЙ читать? .... в обязательном порядке ??
 
Я постоянно ответ нахожу на свои вопросы в интернете. Но недавно я познакомилась с монахиней и она мне сказала , что к компьютеру нельзя даже прикасаться.!!!!!
Дорогая сестра Галина! Хочется ответить на ваши восклицательные знаки, на сколько это возможно, с помощью Божией.Замечательно сказал о монашестве игумен Иларион:
"Монашество имеет разные внешние формы. Есть монахи, живущие в монастырях, есть живущие в миру. Есть монахи, выполняющие церковное послушание, например, преподающие в духовных школах, есть монахи, которые занимаются благотворительностью или социальным служением, заботятся о бедных. Есть монахи - священнослужители на приходах. Одним словом, внешняя картина монашеской жизни может быть самой разной. Но внутренняя суть от этого не меняется. А она заключается, как мне кажется, в двух вещах - в одиночестве и в непрестанном предстоянии Богу."
Игумен Иларион (Алфеев) "ВЫ - СВЕТ МИРА"

Если эту мысль продолжить и приложить к данной конкретной ситуации,то можно сказать, что монашеству не мешает ничто внешнее,окружающее, ибо непрестанное предстояние Богу есть делание внутреннее, а не внешнее.Следовательно, ничто внешнее, в том числе и компьютер,не может помешать внутреннему предстоянию,внутреннему деланию,памяти Божией,без нашего на то соизволения. Монах на послушании, выполняя любую работу, в том числе и на компьютере, покрывается невидимо благодатию Божией и никакие инеты ему не страшны.В монастыре много послушаний, на которых используются комп., и трудно представить сейчас мир без эл.ламп,холодильников,эл.пылесосов,телефонов и т.д. Все это суть внешние предметы, данные нам Богом по Его Милости для облегчения мирского быта.Заметим, что все они даны нам Господом во благо,и только сам человек по своей извращенной природе применяет их во зло своей душе и окружающим.Значит, зло не в конкретных предметах кроется, а внутри нас, и бороться надо не с комп.,инетом,телефоном и т.д., а с самим собой.

Хочется закончить молитвой (она есть в Полном православном молитвослове), кот. можно читать перед началом работы на комп.:
"Господи Боже наш,Творче неба и земли,
создавый человека и даровавый ему ведение сокровенной премудрости,
во еже прославляти имя Твое, горе и долу Ты еси, Твое есть ночь и
Твое есть день, не утаятся пред Тобою даже мимолетные движения мысли.
И ныне молю Тя, от всякого греха сохрани мя, приступающего к работе
с хитроумным творением рук человеческих, проникающим во вся концы земли.
Огради очи мои и ум мой от всяких нечистых и блудных образов, от пустых
и негодных словес. Укрепи волю,сердце очисти, не даждь ми вотще расточати
время жизни моея, и от всякого расслабления и уныния избави.
ДА БУДУТ ДЕЛА НАШИ ВО СЛАВУ ТВОЮ!"

инокиня Х.
 
Галине.
Дорогая Галина! Как только монах или монашка начинает что-то категорически запрещать, стоит включать защитный механизм. Люди в черном вместе с постригом не получают заведомого права учительствовать. Старцы, которым внимают люди, с кем стараются советоваться, на то и старцы. Они всей своей жизнью во Христе заслужили это право. Причем, они об этом не просили, так им Бог дал, чтобы они несли свет людям. А обычные монахи - это люди, которые учатся сами всю свою жизнь ходить пред Богом каждую секунду, им некогда поучать других, они учат собою, своим примером. Инокиня Х. все разложила по полочкам, все понятно, если и были какие-то вопросы. А человек, пришедший в монастырь, даже и с намерением там остаться, еще долго будет просто на послушании. И хоть и ходит в черном, но нет на нем еще монашеской благодати. Он еще только учится смирению и послушанию. А мы , мирские, иногда послушание понимаем слишком буквально.Послушание батюшке: пойти зуб лечить, если он благословил, или не пойти, если не дал благословения. А ведь главное послушание в жизни, на мой взгляд, это послушание Богу. Тогда появится и христианское смирение, а не лицемерно опущенные глаза долу и серый платок. Это внешнее. А Богу нужно внутреннее, искреннее, настоящее.
И прекрасная, прекрасная молитва! Всем так надо молиться перед работой с современной техникой, особенно , интеллектуальной.
 
БлагоДарю Вас за ответ! Я очень рада, что нашла этот сайт. Ссылка, которую Вы дали - очень познавательна. Я там нашла много ответов.Читала до 3 часов ночи. Спасибо!.
 
Спасибо за поднятую тему! Но меня всё время мучает вопрос как подсказать тем кто не знает ,того или другого, не обидев и не оттолкнув от веры. Видел как иной раз воспринимаются поучения. Не всегда на ура.:)
 
Благословите, о. Константин!
Мне непонятен один момент: почему не рекомендуется кланяться и креститься во время ектеньи об оглашенных (т.е., как я понимаю, на её прошениях)? Ведь во время этой ектеньи дьякон призывает всех помолиться об оглашенных, чтобы Господь просветил их Словом Истины, открыл им Евангелие правды и т.д. Получается, верным не нужно об этом молиться?
с уважением,
Константин.
 
Ю
сам не так давно узнал, оказывается когда приносили еду на освящение ее , еду эту оставляли в церкви на ее нужды, а не забирали домой , скорей окропить , забрать и слопать дома , это уже выдумки советского времени.. а за то что пожертвовал еду в церковь и все твои дела и еда в доме благословляются , .. не нужно таким образом "мучить" священников особенно на Пасху, метаться с утра до вечера окропляя разные снести.. принесли = и успокойтесь уже , Господь наш и так видит все
 
добрый день,
вот выдержки из очерка отца Константина:
1. Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!
Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:
Ж. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
З. Перед началом пения Символа Веры (на Литургии).
И. Перед началом чтения Апостола (на Литургии).
и 2. Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
Б. При начале пения Символа веры;
Г. В начале чтения Апостола, Евангелия (на Литургии, на Всенощном бдении);
Это разное об одном или я запуталась, надеюсь на помощь. спасибо
 
Не могу согласиться насчет Ектении об оглашенных. Да, там есть момента, когда идет обращение непосредственно к оглашенным: в начале ектении и в конце, когда "Оглашенные, главы ваши Господу приклоним" - тогда да, креститься и кланяться нечего, это не к нам. А вот посередине четко идет прошение "Верные, об оглашенных помолимся...", и тут уже это явно к нам, тут, я думаю, вполне уместно и креститься и кланяться.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
99.171
Комментарии
18
Последнее обновление
Сверху