Когда креститься, когда кланяться... Часть 2

Эта запись является частью серии записей Когда креститься, когда кланяться…
Когда креститься, когда кланяться...
Ответы на вопросы читателей. Часть 2

Дорогой отец Константин, Вы сделали своими статьями «Когда креститься, когда кланяться» очень важное дело, спасибо Вам! Я, например, самонадеянно думала, что знаю и соблюдаю все правила поведения в храме за Богослужением. Ан нет: оказывается, я совершенно зря стояла на коленях (разумеется, в будние дни) почти весь Евхаристический канон, начиная с «Благодарим Господа!» и кончая «…Сущую Богородицу Тя величаем!», крестилась на «И духови твоему!» и т.д., тогда как другие этого не делали, и были, оказывается, правы. Так что, спасибо Вам, батюшка, я хоть теперь буду действовать единодушно с другими прихожанами. А это очень важно – чтобы не было в храме того, что называется «кто в лес, кто по дрова», чтобы никто не смущался сам и не смущал других своим неадекватным:) поведением.
«Святая Церковь, – говорится в Наставлении «Как вести себя в храме» https://azbyka.ru/dictionary/15/nastavlenie_kak_vesti_sebya_v_hrame-all.shtml – требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме». И я не могу согласиться с теми, кто считает «внешнее благообразие» – то есть правильное, по возможности единовременное, уместное, тесно увязанное с внутренним благоговением, отдание поклонов и наложение на себя крестных знамений, – какими-то бессмысленными дерганиями китайских болванчиков.

«Наставление» это, по счастью, встретилось мне в самом начале моей церковной жизни, в то время, когда я, как губка, впитывала в себя все, что касалось духовного чтения, молитвенной жизни и поведения в храме. И очень прочно запоминала, как надо и как не надо делать. Может быть, кому-то пригодится мой конкретный опыт, в дополнение к так просто и вразумительно сказанному Вами, дорогой батюшка.

Как-то раз, еще на первом году после Крещения, на Литургии я неожиданно увидела батюшку, который меня крестил (я тогда не знала, что он и здесь иногда служит). И вот, когда на великом входе священство вышло на амвон с Чашами и я смотрела на это действо, я вдруг встретилась глазами с огненным взглядом священника. И, мгновенно поняв, в чем дело, опустила глаза. С тех пор, как бы мне этого ни хотелось, я никогда не поднимала взор на эту священную процессию. «На Литургии верных, – сказано в Наставлении, – великий вход символизирует исшествие Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира». Вот чем диктуется особое благоговение в этот момент, и почему нам следует стоять на великом входе, благоговейно опустив глаза, вплоть до момента, когда процессия уходит в алтарь.

Я всегда очень внимательно вслушиваюсь в доносящиеся из алтаря слова (если их не забивает хор:(), чтобы не пропустить священническое «Преложив Духом Твоим Святым!» и диаконское: «Аминь! Аминь! Аминь!» Мне особенно врезались в память следующие слова из этого Наставления, нигде больше я подобной силы слов не встречала:
«Во время совершения самого Таинства Святой Евхаристии – преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношения Бескровной Жертвы за живых и усопших – надлежит молиться с особенным вниманием, и по окончании пения Тебе поем при словах: И молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш, надо поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Важность этой минуты так велика, что с ней не сравнится ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключаются все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти».

И еще один момент: после «Отче наш» мы слышим диаконское: «Главы ваша Господеви приклоните!» Об этом Вы, батюшка, конечно, тоже говорите, но я здесь хочу поделиться неким мнемоническим приемом, который помогает запомнить, почему следует стоять, преклонив главу, пока не отзвучит возглас священника «Благодатию, и щедротами, и человеколюбием…», завершающий его алтарную молитву о нас. «При возглашении Главы ваша Господеви приклоните, – объясняет Наставление, – следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы». Или, на церковнославянском, преклоньших. Вот это преклоньших главы мне очень живо запомнилось: то есть что молитва эта, благословение это распространяется именно на склонивших пред Господом («Тебе, Господи…») головы. Я это запомнила раз и навсегда.

А дальше – «Святая – святым!» Вначале я неуклонно соблюдала запрет на земные поклоны в воскресные дни. И первую брешь в этом запрете проделал один юноша, рядом с которым я стояла однажды на воскресной службе в Шуваловском храме. Он стоял, как свечечка, кланялся и крестился, я видела это боковым зрением, очень как-то четко и красиво и не вставал на колени даже тогда, когда вставали все. И вдруг встал. Я потом спросила его, почему он так сделал, ведь в воскресенье земные поклоны не положены. «Кроме этого момента!» – ответил он и наставительно поднял палец. А было это на возгласе «Святая – святым!» «При возгласе священника: Святая – святым, – разъясняет Наставление смысл этого поклона, – земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца пред Его раздроблением». Ну как тут остаться на ногах – когда знаешь?..

Между прочим, совсем недавно я прочла такой довод в пользу снисхождения к желанию людей выразить свое благоговение земными поклонами и в воскресенье. Ведь работающие люди только и могут быть в храме в воскресенье. И, таким образом, они лишены всякой возможности приносить Господу хотя бы эту небольшую жертву…

Я буду рада, дорогой отец Константин, если Вы сочтете эти мои мысли уместным и в чем-то полезным дополнением к Вашему очерку. Раба Божия Л.

Спасибо, дорогая Л., за такое глубокое и серьезное дополнение к моему очерку. И да дарует Господь Вам благодать и милость Свою!

Только один комментарий к Вашему письму. Я бы поспорил с целесообразностью делать земной поклон при словах «Святая святым». Меня не убеждает такой аргумент: «ради возношения Святого Агнца пред Его раздроблением». Это, мне кажется, притянуто за уши. Ну и что, что перед раздроблением, смысл-то какой в этом? Скорее всего, автор Наставления «Как вести себя в храме» просто поделился какой-то частной традицией. Само это наставление было написано в 1970-е годы в Патриархии, к новому изданию Часослова и впервые помещено там в 1980-м году.
Никакие дореволюционные солидные пособия не предлагают делать земной поклон при словах «Святая Святым». Так, например, С. Булгаков в фундаментальном труде «Настольная книга священно-церковно-служителя (Киев, 1913, репринт: М. Изд. Московской Патриархии. 1993. Т. 1. С. 908) предлагает вот какой спектр мнений, существовавших в Русской Православной Церкви до революции насчет земных поклонов на Литургии:
Поклоны советуют совершать в следующих случаях:
1. При освящении Даров;
2 В начале молитвы Отче наш;
3 В конце молитвы Отче наш;
4 При выносе Чаши к причастникам;
5 После причащения;
6 Во время пения И молим Ти ся Боже наш… (фрагмент Милость мира). А делать поклон предписывают потому, что священник в это время читает тайную молитву, в которой есть слова: «и просим и молим и мили ся деем». Мили ся деем (по-греч. икетеумен означает умолять, просить на коленях).

С. Булгаков ссылается на разные источники, которые и так, и этак комбинируют рекомендуемые поклоны. Но все согласны, что разумнее всего оставить как минимум два поклона: при освящении Даров и при выносе Чаши к причастникам. Остальной (или остальные) – по желанию.
Отметим, что нигде не сказано о поклоне при возгласе «Святая Святым».

Здравствуйте, отец Константин!
У меня вот какой вопрос в тему о внешнем благочестии, скорее, похожий на печальный стон: очень мешает и отвлекает от службы, когда стоящий рядом человек начинает подпевать вслух вместе с хором, ладно еще, если дело обходится одним "Господи, помилуй", а когда человек начинает петь вообще ВСЕ, антифоны, тропари и т.д. - беда. Попросить не петь - глупо и странно, вот, думаю, у человека от избытка сердца глаголют уста, а я... и его рассержу, и сама расстроюсь. Если есть возможность, я отхожу в сторону, но как-то не хочется бегать по храму, да и не набегаешься от таких "певунов". Я уж стала воспринимать эти встречи как испытание-научение в терпении, что ли, потому что странным образом очень часто так случается: в храме полно места, а "певцы" все как-то ко мне тянутся:), чтобы рядом, поближе встать и порадовать песнопением. Видно, проблема все же во мне. Я у своего батюшки спрашивала, но как-то ответа ясного не получила. Спасибо. С уважением. Юлия.

Да, не совсем приятно, когда ты стоишь на службе, а кто-то гнусаво подпевает рядом, отвлекая от молитвы.
Попросить человека замолчать – не вариант. Каждый изливает сердечное чувство по-своему, кто-то хочет подпевать. Тут дам несколько рекомендаций:

Приоритет первого. Пусть смиряется тот, кто вторым пришел. Если Вы первая пришли и стояли, а кто-то подошел и встал рядом и стал подпевать, можно попросить человека отойти и не мешать. Вы имеете право, Вы первая. А вот если Вы пришли, а человек уже стоял на своем месте и вдруг начал петь, отойдите Вы.

Целесообразность «борьбы» с «певунами». Если поющий не мешает молиться людям, а Вы готовы смиряться, не надо делать замечания. Если видите, что поющий «напрягает» и окружающих, нужно деликатно попросить замолчать или переместиться в притвор, к выходу и там петь потихоньку.
Я руководствуюсь этим принципом, когда кто-то начинает подпевать мне во время молебнов и панихид. Пусть человек поет плохо, не в тон, я готов смиряться и ничего не скажу, если это никому не мешает. Но если стоит народ и это нарушает благочиние, я попрошу молиться молча и не подпевать.

Священник восстановит порядок. Не бойтесь подходить к священникам после службы и просить навести порядок, если Вы видите бесчиние. Все время пишут, что вот, я обратилась, а священник так зыркнул, да так сказал мне… что я надолго перехотела. Неужели все священники такие? Где вы таких находите? Я таких не встречал. Хотя нет, встречал, но все же таких «страшных» меньшинство. В любом случае, Ваше спокойствие, доброжелательность помогут тому, чтобы священник Вас выслушал и принял меры. Достаточно часто люди подходят и просят как-то навести порядок. Где-то в уголке храма шумит на скамейке старушка, где-то вредничает и гасит только что поставленные свечи свечница, где-то шалят малыши. Подойдите к свободному священнику (может быть, дежурному, тому, кто исповедует) или к служителю храма и попросите навести порядок.
Ведь храм – это наш общий дом, давайте вместе болеть за то, что там происходит.

А что делать, если в храме принято креститься и кланяться (даже не знаю, как это назвать) - на свой лад. Сегодня у нас был большой праздник - день памяти священномученика Иоанна Рижского, вчера на Всенощной во время пения "Честнейшую Херувим" ВСЕ, включая священнослужителей всех рангов, встали на колени. Да я и до этого читала, что не надо становиться на колени, и, может, логика здесь неуместна, но мы ведь "величаем", а не просим, даже поэтому хочется стоять с поднятой головой. Но так принято...
Я часто бывала в храмах и монастырях Москвы, Беларуси, и некоторые моменты служб проходят по-разному, может, я и неправа, но я для себя выбрала норму поведения подавляющего большинства в данном храме. Да, в праздник Пасхи я не встану перед Чашей на колени, а вот за то, что на Светлой седмице не встала перед Чашей (молитва "Верую, Господи, и исповедую...") на колени (не земной поклон, а именно на колени), получила замечание священника. Может, такие традиции. А может, лучше молиться и стараться не замечать, что делают другие. А батюшки у нас замечательные, только их мало. Галина.

Милая Галина. Вы правильно сделали, что выбрали практику поведения подавляющего большинства в данном храме.
Я в своей работе Когда креститься, когда кланяться… 1,
Когда креститься, когда кланяться… 2 рассказал о принятых нормах поведения за богослужением, о наиболее верной практике. Но, кроме этого, есть множество местных традиций.
Самыми главными «законодателями» традиций были всегда Москва, Петербург и Киев. Отсюда традиции расходились по всей стране.
Как Вы думаете, самая чеканная и правильная традиция какая? Нет, не Московская, а Петербургская. (Киевскую, всегда находившуюся под большим влиянием католичества, я вообще в расчет не принимаю.) Почему Петербургская? Потому, что Петербург был императорской столицей. Все официальные церковные мероприятия на самом высоком уровне проводились именно здесь. До революции Петербургский богослужебный стиль считался самым правильным. Московское богослужение до революции не считалось образцовым. Хотя надо заметить, что после революции эти «законодательные системы» (Московская. Петербургская и Киевская) потряслись. Например, патриархи Сергий, Алексий 1-й, Алексий 2-й и Кирилл – это петербуржцы. Естественно, что они привнесли в Москву дух питерского богослужения.
В самом Петербурге во второй половине 20-го века произошло большое вливание украинского духовенства, принесших с собой элементы даже не Киевского, а Западноукраинского благочестия. (Спасо-Преображенский собор – последний форпост так называемого Петербургского богослужебного стиля).

Поэтому найти единообразную форму богослужебного благочестия сегодня невозможно.
В своих двух статьях, ссылку на которые дал выше, я попытался сформулировать самую верную, общую, на мой взгляд, позицию по данному вопросу.

А вообще, пытаться привести все к фиксированному единообразию невозможно, да и не нужно. «Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6). Уже упоминавшийся в этом очерке проф. С. Булгаков, предпринявший сто лет назад титанический труд обработать все уставные пособия и статьи в богословских журналах на тему церковного служения, в главе о поклонах за службой пишет: «Не надо забывать, что, установляя то, или иное общее правило, относительно внешнего богослужебного порядка, Церковь никогда не посягала на нравственную свободу верующих и не стесняла их в выражении чувств, составляющих плод религиозно-нравственного их личного воодушевления и стремления к духовному совершенству, к которому, собственно, и сводится вся дисциплина церковная. Поэтому, по мнению некоторых, христианин и может, без противоречия духу церковных правил, свободно выражать свое молитвенное настроение коленопреклонением во всякое время и при каждом богослужении, если к этому побуждает его внутреннее чувство» (С.Булгаков Настольная книга священно-церковно служителя. Киев 1913, репринт: М. Изд. Московской Патриархии. 1993. Т.1. С. 918.)

Здравствуйте, отец Константин! Я сам часто вижу и удивляюсь, как люди на службе кланяются при возгласе "Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните". Не знаю, может быть, стоит какую-то разъяснительную работу проводить в этом конкретном случае? А хочу Вас спросить о третьей ектении, когда диакон возглашает "Паки и паки миром Господу помолимся" и, не делая паузу продолжает "Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию" и сразу же, не перерываясь: "Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим". Хор одновременно с ним на первые два прошения подряд поет "Господи, помилуй" и, дождавшись окончания возглашения диакона, поет "Господи, помилуй" в третий раз. Не могли бы Вы пояснить - почему именно в таком ритме возглашает диакон (подряд, без перерыва, не дожидаясь возгласа хора), и когда креститься и кланяться в таком случае, когда идут непрерывные прошения? Только в конце ектении? Алексей.

Насчет третьей ектении. Можно осенять себя крестным знамением и кланяться на каждое прошение диакона, вне зависимости от того, что поет хор.
Есть такие хоровые варианты Господи, помилуй, к ектениям, когда хор вообще поет нечто параллельное. То есть распевается какое угодно (какое захотел композитор) число Господи, помилуй, а на фоне этого песнопения диакон произносит ектению.
В любом случае, прошения диаконской ектении – лучший ориентир, чем пение хора.

Дорогой батюшка! Может быть, мой вопрос будет не совсем по теме. Я хотела узнать, как молиться во время богослужения: Литургия, вечернее богослужение. Нужно просто стоять и слушать службу и когда нужно креститься и кланяться, или повторять про себя молитвы читаемые, или что-то другое? Я купила книжку "Как подобает молиться христианину во время Божественной литургии" из серии "Троицкая Народная Беседа Кн.73-я". Ольга

Я не знаю, Оля, что написано в этой книге, поэтому насчет нее ничего сказать не могу.
Как молиться? Слушать песнопения службы и вдумываться в них. И открывать для себя великую любовь и милость Божию.
Для того чтобы молиться осмысленно, нужно знать службу, хотя бы поверхностно. Об этом есть и мой фотоальбом с комментариями, и другие пособия.
Молитвенные жесты помогут Вам не только умом и душою переживать службу, но и всем телесным естеством своим славить Господа.
Постепенно Вам все откроется.
Помощи Божией.

Поясните, пожалуйста, обычай просить благословения у священника. Правильно ли просить благословения до или вместо приветствия? В каких случаях принято просить благословения? Схимонах в Троице-Сергиевой лавре подходящих под благословение целовал в лоб - это такой вид благословения? Екатерина.

Целовал в лоб… Надо взять на заметку:).
Вообще традиционно подходят под благословение во время приветствия. То есть вместо Здравствуйте, батюшка говорят: Батюшка, благословите.
Можно сначала поздороваться, а потом попросить благословения.
После благословения мы целуем десницу священника. Иногда священник может не давать руку для целования, а накладывать на лоб.

Уважаемый отец Константин,
Давно читаю материалы Вашего сайта, но ни разу не писала. В рамках объявленного Вами проекта хотелось бы задать Вам пару вопросов о благочестии в храме (и не только):
1) Как себя вести, если во время богослужения увидел знакомого священника, который не занят службой и проходит мимо тебя (например, идет в сторону алтаря после исповеди)? Просить благословения, улыбнуться, кивнуть головой или вообще не отвлекаться от богослужения? Наталия.

Если идет Евхаристический канон, то можно просто с улыбкой легко поклониться. Отвлекаться от службы в этот момент нельзя. Если идут другие части службы или Литургия не дошла до самой священной своей части, можно подойти и попросить благословения. Но и тут можно просто улыбнуться и кивнуть.

2) Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия (конечно, запив теплотой и вкусив антидор)? Наталия.

По дореволюционной практике руку священника в день Причастия не целовали. Иконы, святыни, – конечно, можно.
Но сегодня все эти традиции забылись. И иные священники об этом не знают и могут обидеться: «Почему вы просите благословения, а руку не целуете?»

3) Как приветствовать священника при встрече с ним в светском месте (на улице, магазине, театре и т. д.), а священник при этом без священнического облачения? Как сделать так, чтобы никого не поставить в неловкое положение? Наталия.

Не думаю, что поставите в неловкое положение, даже если в метро или в троллейбусе скажете: «Батюшка, благословите». Если священник смутится, это его проблема, а не Ваша. Во всяком случае, нередко ко мне с такой просьбой обращаются и никакой неловкости я не испытываю.
Но смотрите, чтобы это было священнику удобно. А то как бывает: тащишь что-то в обеих руках. Подойдет бабушка под благословение. А как ты ее благословлять будешь? Куда сумку возьмешь? Не в зубы ведь.

Порой бывает, что священник хочет свой сан сохранить в тайне. Может быть, у него такая миссионерская задача. Тогда смотрите по ситуации.

Как быть с коллегами, которые имеют священнический сан, но работают в светском учреждении? Я работаю в большом (по количеству человек) учреждении. Двое из коллег - священнослужители, работаем на одном этаже. Я с ними знакома, но не близко, о том, что я "практикующая христианка", они, видимо, не знают (т. к. хожу в другой храм), соответственно, общаюсь с ними, как со всеми коллегами. При этом чувствую некий диссонанс - как будто играешь в игру: в храме обратилась бы к батюшке как к отцу Иоанну, а тут - Иван Михалыч, в храме почему-то просишь у батюшки благословения, а тут - "здрасьте". Наталия.

Чтобы не было у нас такой «шизофрении», то есть раздвоения сознания, лучше всегда относиться к священнику как к священнику. Пусть он Ваш студент, но все равно нужно обращаться к нему: отец Иоанн. И даже, если Вас пригласили вести шоу вместе с о. Иоанном Охлобыстиным, Вы не должны называть его Иван, а отец Иоанн. (Исключение, когда сам человек об этом просит.)
В случае с этими батюшками лучше Вам проявиться, а не таиться. Вы можете не брать благословение, если не совсем удобно, но я бы порекомендовал просить и благословения.
Представьте себе Апостолов. Они тоже занимались и мирскими делами: ловили рыбу, шили палатки и проч. Но разве Вы бы перестали их от этого воспринимать как Апостолов?
Даже если батюшки к этому иначе относятся, их это тоже «подтянет» и как-то мобилизует.

Батюшка. Я нахожусь на полярной станции в Антарктиде. У меня есть грех, и очень хочется облегчить душу. Могу я покаяться батюшке по телефону, если другой возможности нет?..

Конечно, мы можем воспользоваться такой возможностью. Первый зарегистрированный случай исповеди по телефону относится к марту 1917 года: губернатор Твери увидел в окно, что в его резиденцию идет толпа с вероятной целью его убить (он не ошибся). Тогда он позвонил Тверскому архиепископу по телефону и успел исповедаться.
Мы можем высказывать недоумение по поводу появившихся в последнее время так называемых «виртуальных свечей». Но к тому, чтобы подать записку через Интернет, попросить о молитве я никаких препятствий не вижу. Если человек по болезни (лежит дома или в больнице) не может исповедоваться или находится в отдалении от священника (на околоземной космической орбите, в Антарктиде, в джунглях Африки и проч.), можно покаяться по телефону.
…Один человек умирал. Позвали священника. Священник спешил, но застрял в автомобильной пробке. Тогда больной стал исповедоваться по телефону. Когда батюшка вбежал в квартиру, больной уже не мог говорить. Он посмотрел на священника светлыми глазами и предал душу Богу.

Дорогие. Пока ваших вопросов больше не обретаю. А может, были, да потерял я?.. Если есть вопросы, пишите. По этой теме принимаю вопросы до 7 января по эл.адресу: kp@azbyka.ru
Тогда и сделаем последний обзор ваших вопросов.

А уже сегодня я хочу задать новую тему для Откровенного разговора:
«Поминовение живых и усопших в Православной Церкви».
Присылайте вопросы по теме на мою почту: kp@azbyka.ru

Прием вопросов к новой теме до 14 января. Потом будем эту тему обсуждать.

Небольшая фотозарисовка Петербурга.
Снегопад позавчера вечером.
исаак.JPG
Перейти к следующей записи Когда креститься, когда кланяться?..
Перейти к предыдущей записи Когда креститься, когда кланяться… Часть 1

Комментарии

Благословите батюшка, один вопрос, как быть на клиросе с земными поклонами, тесновато а выйдя в зал для поклона не успеваешь пропеть "Бог Господь и явися нам ..." Наш батюшка позволяет не делать поклон но совесть противоречит и мы, теснясь, выполняем на месте. Что вы посоветуете.
 
Спасибо, отец Константин за подробные разъяснения. У нас в храме тоже объясняли, что во время службы подпевать хору и священнику нельзя. И тут же возникла ситуация - после занятия стала преподаватель петь "Достойно есть", а никто не подпевает... Она даже обиделась :)
Так вот, вопрос, подпевать хору не надо только во время службы? А если перед каким-то общим делом молимся, как быть? А мы и детишек учим молитвы петь, слышу, они во время богослужений что-то выводят...
 
Всем Доброго времени суток! Вот читая статью - думал, как привести всех и вся к общему знаменателю? Одни знают устройство служб/праздников/литургий- ведут себя правильно/соответственно, другие как я, не совсем знают, ведут себя не совсем впопад, третьи не знают/мало знают, и каждый ведет, как хочет. Думал, думал и придумал, но вот не знаю правильно или нет. Что если РПЦ специально введет какую нибудь должность служителя, как нибудь назовет ее, главной задачей данного служителя будет стоять возможно впереди, в самом видном месте храма и этот служитель, как и все миряне/прихожане будет ПРАВИЛЬНО/БЛАГОЧЕСТИВО себя вести, а остальные на него буду смотреть и делать как он(будут понимать и знать когда кланяться, когда крестится, когда на коленях стоять). Таким образом один человек будет образцом поведения для всех.

Батюшка прокомментируйте пожалуйста, можно ли так, или нет? Может уже приходила такая мысль кому то?
p.s.
Мне бы лично было приятно и четко ясно, что и когда делать.
 
Интересные наставления по поводу поведения в храме есть в книге " О поведении в храме" издательства Сретенского монастыря :
" Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.
Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб.
Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его
Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.
В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне...» и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, говори: «Простите», и сам не старайся «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители."
Например я очень благодарна одной старушке которая сказала мне что нельзя поворачиваться спиной к алтарю даже в некоторых случаях...
 
Однажды я была свидетельницей такой сцены в нашей церкви. Причащались детки.
Громко и истошно кричала девочка.: «Мамочка, не хочу, уведи меня отсюда, не хочу, не хочу!» Было воскресенье, детей много, очередь из детей к Чаше. Все оборачивались, некоторые стали перешептываться с осуждением. Надо сказать, что и у меня возникло внутреннее раздражение. Почему мама с дочкой не выходит на улицу? Только наши батюшки сохраняли полное, абсолютное спокойствие. Потом я поняла, что они знали ситуацию. И, конечно, мама девочки действовала по их благословению. Держалась она достойно.
Причастить малышку было очень не просто, она кричала, изворачивалась со страшной силой.
И тут я увидела ее глаза, это были глаза больного, одержимого ребенка.
Слава Богу, девочку удалось причастить. Она сразу успокоилась и заулыбалась. Все вздохнули с облегчением и радостью. Стало невыносимо стыдно.
И еще в наш храм привозят деток в инвалидных колясках. Я сама слышала, как одна мама рассказывала, что из одной из церквей нашего района их просто выгнали.
А недавно у нас поставили маленький подсвечник для таких деток, чтобы они сами могли поставить свечу. Надо сказать, делают они это с большим удовольствием.
Крик ребенка-не всегда каприз, иногда-болезнь. Спаси Бог наших батюшек о. Владислава и о. Николая, что они с пониманием относятся к таким ситуациям.
 
Отец Константин, старец Паисий Святогорец наставлял монахинь не брать благословение у священника, который приезжает в монастырь в мирской одежде. Более того, однажды он сам не взял благословения у одного "парня", который был в мирской одежде и представился епископом. Это дело строгого соблюдения правил, насколько я понимаю. Это похоже на то, что женщина в Церковь надевает платок и юбку. А выходя из нее, срывает платок и надевает снова брюки. Почему только на территории управления епархии и в самой Церкви батюшки в облачении ? Миссионерство, по-моему, и состоит в открытом исповедании Христа, повсюду. Дресс-код в учреждении не предусматривает платка, хотя очень хочется его носить. Не могу понять, неужели отмена повседневности подрясника связана с автомобилями и проблемой не выделяться от тех, кто его не носит ?
 
По поводу "не поворачиваться спиной к алтарю", мне один раз тоже сделали замечание, правда довольно грубо, и остался неприятный осадок. Причем в это время сзади проходил диакон с кадилом, все повернулись к нему с поклоном, и я тоже, вот и получилось спиной к алтарю. Я потом специально спрашивала у священников, и они сказали, что такого правила не существует.
Анна
 
Марфа написал(а):
Отец Константин, старец Паисий Святогорец наставлял монахинь не брать благословение у священника, который приезжает в монастырь в мирской одежде. Более того, однажды он сам не взял благословения у одного "парня", который был в мирской одежде и представился епископом. Это дело строгого соблюдения правил, насколько я понимаю. Это похоже на то, что женщина в Церковь надевает платок и юбку. А выходя из нее, срывает платок и надевает снова брюки. Почему только на территории управления епархии и в самой Церкви батюшки в облачении ? Миссионерство, по-моему, и состоит в открытом исповедании Христа, повсюду. Дресс-код в учреждении не предусматривает платка, хотя очень хочется его носить. Не могу понять, неужели отмена повседневности подрясника связана с автомобилями и проблемой не выделяться от тех, кто его не носит ?

Марфа. Не судите, пожалуйста, о том, чего не знаете.
Отец Паисий жил в Греции. Там к священнику всегда почтительное и доброжелательное отношение. Я в Греции и сам все время был в подряснике. А выйдете в подряснике в мусульманской стране… Вас убить могут. Так же и в России. Всякий раз, когда я хожу в России в подряснике (иногда приходится), я ловлю на себе недоброжелательные взгляды, а то и брань. Несколько раз задирались какие-то наркоманы и пьяницы. Ладно, меня побьют или убьют (а то, что священников в России убивают периодически, Вы, наверное, слышали), но разве могу я ставить под удар семью? Я не монах, у меня дети. Мои соседи наркоманы, а ведь все считают, что священник купается в золоте. Думаете, во время наркотической ломки не может у них возникнуть мысль вооружиться ножом и пойти поискать денег к священнику?

Это я беру крайние примеры. Гораздо жизненнее другое: я хожу по магазинам. Нет у меня экономки, прислуги, жена слабая и не может таскать сумки. Представьте ситуацию: священник на рынке, в супермаркете… Обсуждать его покупки будут все, начиная от случайных покупателей до кассирш и охранников и их семей за ужином. Обсуждать и осуждать. Ага, колбаски поп захотел, ага, сметанку пожирнее берет, груши, ананасы… У нас ведь люди сразу делают какие-то ненормальные выводы. Кому объяснять, что у тебя трое детей, или что-то другое. Увидели иномарку, часы священника, его одежду и сразу считают, сравнивают. Нужно это? Зачем вводить в искушение?

Далее: ходить в подряснике по улицам попросту неудобно. Один раз пройдешься в плохую погоду и надо стирать – подол пачкается. Кто будет стирать? Нечего матушке, что ли, делать, как целыми днями стирать подрясники?

Одно дело жить в монастыре или в селе и ходить в сельмаг за продуктами – я тоже в подряснике ходил, когда жил в деревне, другое дело - жить насыщенной жизнью городского жителя. Прессоваться в общественном транспорте, стоять в очередях, ходить по темным подворотням.

Опять же, правил, что священник обязан ходить в духовной одежде, – нет. Для монаха такие правила есть. При постриге его облачают в одежды, которые он может снять только по особому благословению. А мирские священники всегда (и в Византии, и на Руси) ходили в общепринятой одежде.
 
Леонид Александрович написал(а):
Благословите батюшка, один вопрос, как быть на клиросе с земными поклонами, тесновато а выйдя в зал для поклона не успеваешь пропеть "Бог Господь и явися нам ..." Наш батюшка позволяет не делать поклон но совесть противоречит и мы, теснясь, выполняем на месте. Что вы посоветуете.

Зачем это, толкаться и кланяться? Просто сокрушайтесь в сердце, мысленно поклоняйтесь Богу и достаточно.
 
Здравствуйте, отец Константин. Я сам из Киева и меня очень удивила ваша цитата (Киевскую традицию, всегда находившуюся под большим влиянием католичества, я вообще в расчет не принимаю.) Разве Киев находился под влиянием католичества? Наши православные традиции такие же как и у вас. Что касается православных традиций, мы ничем от вас не отличаемся. Спаси вас Господи. Павел.
 
Незарегистрированный написал(а):
Здравствуйте, отец Константин. Я сам из Киева и меня очень удивила ваша цитата (Киевскую традицию, всегда находившуюся под большим влиянием католичества, я вообще в расчет не принимаю.) Разве Киев находился под влиянием католичества? Наши православные традиции такие же как и у вас. Что касается православных традиций, мы ничем от вас не отличаемся. Спаси вас Господи. Павел.

Конечно, находился под влиянием, как и Киево-Могилянская Духовная Семинария, как и митр. Киевский Петр Могила и многие другие иерархи. Дорогой Павел, почитайте труды по литургике, по истории богослужения и развития обрядов на Украине, и Вы в этом убедитесь.
Если Вы не поняли, я говорил про дореволюционную ситуацию. Сегодня все эти моменты практически стерлись и богослужение практически одинаково что на Украине, что Москве, что в Петербурге.
Вместо неоправданных обид лучше почитайте на этот счет что-то, изучите вопрос. Узнаете много нового.
 
Читаю высказывания,по поводу правил поведения в храме,и всегда удивляюсь всем этим разногласиям.У нас в Калининграде нет ничего подобного!Все делается так,как надо,как положено.Вот как объясняет отец Константин,у нас так все и есть.И крестятся и поклоны,и бабушек строгих нет.Даже когда в большие праздники заходят расфуфыренные дамы на высоченных шпильках и без платков,никто не провожает их шипением и не делает замечаний.Все понимают,захочет вернуться,в другой раз придет в платке и без броской косметики.Наверное,это воспитание Патриарха Кирилла,который был нашим митрополитом и сейчас является настоятелем главного храма города.Это его заслуга в том, что у нас есть.Калининград православный его детище!И батюшки у нас все очень хорошие,умные образованные,молодые!В каждом храме сплошные "о.Константины"!Дай Бог всем здоровья и многая лета!Извините,если не в тему.Наталья.
 
Незарегистрированный написал(а):
Читаю высказывания,по поводу правил поведения в храме,и всегда удивляюсь всем этим разногласиям.У нас в Калининграде нет ничего подобного!Все делается так,как надо,как положено.Вот как объясняет отец Константин,у нас так все и есть.И крестятся и поклоны,и бабушек строгих нет.Даже когда в большие праздники заходят расфуфыренные дамы на высоченных шпильках и без платков,никто не провожает их шипением и не делает замечаний.Все понимают,захочет вернуться,в другой раз придет в платке и без броской косметики.Наверное,это воспитание Патриарха Кирилла,который был нашим митрополитом и сейчас является настоятелем главного храма города.Это его заслуга в том, что у нас есть.Калининград православный его детище!И батюшки у нас все очень хорошие,умные образованные,молодые!В каждом храме сплошные "о.Константины"!Дай Бог всем здоровья и многая лета!Извините,если не в тему.Наталья.

Именно, что воспитание митрополита Кирилла (нынешнего Патриарха). В 1985 году архиепископа Кирилла сняли с должности ректора СПб Духовной Академии и направили в ссылку, в Калининград. Слишком опасен был для властей этот человек. Я имею в виду не церковных властей, а советских.
Когда владыка Кирилл приехал в Калининград, там был один приход (кажется, один, но, м.б., два). И началась кропотливая работа по воссозданию церковной жизни. Все, что мы имеем сегодня в отношении церковной жизни, это происходило на глазах, под контролем и по благословению нынешнего патриарха Кирилла.
Я слышал об особом светлом духовном климате в Калининграде.
 
Батюшка, у меня такой вопрос У нас есть игумен среднего возраста и так как у нас летом несносная жара, он после службы переодевается и идет в шортах до колен, в рубашке с коротким рукавом. Я неосуждаю, но он же иеромонах все-таки. Да и я сама все понимаю, что нестерпимо жарко. Что можете по этому вопросу сказать.
 
Незарегистрированный написал(а):
Батюшка, у меня такой вопрос У нас есть игумен среднего возраста и так как у нас летом несносная жара, он после службы переодевается и идет в шортах до колен, в рубашке с коротким рукавом. Я неосуждаю, но он же иеромонах все-таки. Да и я сама все понимаю, что нестерпимо жарко. Что можете по этому вопросу сказать.

Господи, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего...
Бог с ним, как ходит. Главное, чтобы человек хороший был:)
 
Цитата;
"Например, патриархи Сергий, Алексий 1-й, Алексий 2-й и Кирилл – это петербуржцы. Естественно, что они привнесли в Москву дух питерского богослужения."
Факты:
Святейший Патриарх Алексий I родился в Москве 27 октября 1877 г.;
9 февраля 1902 года в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество;
В январе 1921 г. епископ Алексий Патриаршим указом был переведен в Петроград с титулом викарного епископа Ямбургского;
В 1933 назначен на Ленинградскую кафедру;
2 февраля 1945 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви был единодушно избран Патриархом Московским и всея Руси.
Т.е. из 93 лет жизни Святейший Патриарх Алексий I пребывал в Петрограде (Ленинграде) 24 года с перерывами в Новгороде.
Почему Святейший Патриарх Алексий I является Петербуржцем, да еще и привнес в Москву петербургский дух, если в Петроград он приеха в 43 года со сложившимся духом богослужения?
Поясните пожалуйста.
 
Незарегистрированный написал(а):
Цитата;
"Например, патриархи Сергий, Алексий 1-й, Алексий 2-й и Кирилл – это петербуржцы. Естественно, что они привнесли в Москву дух питерского богослужения."
Факты:
Святейший Патриарх Алексий I родился в Москве 27 октября 1877 г.;
9 февраля 1902 года в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество;
В январе 1921 г. епископ Алексий Патриаршим указом был переведен в Петроград с титулом викарного епископа Ямбургского;
В 1933 назначен на Ленинградскую кафедру;
2 февраля 1945 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви был единодушно избран Патриархом Московским и всея Руси.
Т.е. из 93 лет жизни Святейший Патриарх Алексий I пребывал в Петрограде (Ленинграде) 24 года с перерывами в Новгороде.
Почему Святейший Патриарх Алексий I является Петербуржцем, да еще и привнес в Москву петербургский дух, если в Петроград он приеха в 43 года со сложившимся духом богослужения?
Поясните пожалуйста.

Да, Вы правы, нужно было про Патриарха Алексия 1-го выражаться деликатней.
Я имел в виду, что на формирование его церковного вкуса оказало колоссальное влияние именно Петербургская традиция. В конце-концов, с 43 до 67 лет - самые зрелые для мужчины годы, прослужить в Петербурге что-то да значит.
Впоследствии неоднократно читал в воспоминаниях разных церковных деятелей, что в свою бытность Патриархом, в Москве, Алексий вводил питерские традиции.
С уважением.
 
К духовному Израилю(христианам)
И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.
 
Отец Константин! Много писал Вам, но увы,мне...

Не пропускает Твой анчибитский сайт даже с моего, Твего благословления.... Какже пробиться-то до тебя, Батюшко???
 
Незарегистрированный написал(а):
Отец Константин! Много писал Вам, но увы,мне...

Не пропускает Твой анчибитский сайт даже с моего, Твего благословления.... Какже пробиться-то до тебя, Батюшко???

Ау, раб Божий, который даже имени своего не открыл. Всегда есть возможность прислать мне вопрос на личную почту: kp@azbyka.ru
Я лично ничего Вашего не удалял, возможно удаляли другие модераторы. Но удаляем всегда сообщения оскорбительные, хульные и откровенные глупости. Может быть, Ваши письма попадали под какую-то из этих категорий?
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
43.465
Комментарии
23
Последнее обновление
Сверху