Комментарии к 90 мифам о христианстве (61-90)

Эта запись является частью серии записей 90 наиболее популярных мифов о Боге, вере, Церкви и духовной жизни
Комментарии к мифам о христианстве (61-90)

Вопросы, возникшие у читателей после статьи Наиболее популярные мифы о Боге, вере, Церкви и духовной жизни, показали необходимость комментариев к опубликованным тезисам. Постарался сделать их максимально краткими, для более подробного изучения дал ссылки.
См. первый десяток комментариев
См. второй десяток комментариев
См. третий десяток комментариев
См. четвёртый десяток комментариев
См. пятый десяток комментариев
См. шестой десяток комментариев

61) Отпевание – это практически пропуск в Рай.
Отпевание – это молитва за усопшего члена Церкви (священник именует его «чадом духовным»). Никакого волшебного превращения любого усопшего в святого этот молебный чин не производит, ведь любая молитва – это обращение к Богу, а не магический ритуал.

62) В аду черти будут мучить грешников (в котлах, на сковородках).
Ад – это не место торжества падших духов (бесов), это место их мучения, он предназначен в первую очередь именно для них, см. (Мф.25:41).
Что касается сковородок, то это лишь средневековое символическое, художественное описание мук совести. Подробнее: Ад.

63) В Раю люди будут бездельничать.
В нынешнем состоянии мы не способны явственно постичь райскую жизнь. По словам Апостола, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).

Пролог в поучениях: «Преподобный Серафим Саровский говорил: "Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение. Вот я был восхищен в эти обители, только не знаю, с телом или кроме тела. Бог знает – это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно". После продолжительного молчания, вздохнув от глубины души, преподобный Серафим сказал своему ученику еще: "Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением... Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания... Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце. Но если такой небесной славы не мог изъяснить и сам апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в котором водворяются праведные души"».
См. Рай.

64) Все люди ответственны за грех Адама и Евы, все виновны в первородном грехе.
Адам и Ева ныне уже в Раю, они искупили свой грех и почитаются Церковью в чине святых Праотцев.
Мы не отвечаем за совершённый ими первородный грех, мы несём его последствия, наследственную порчу, говоря современным языком, наследственный генетический дефект – у всех людей.
Тем не менее, хотя больной не виноват, что родился больным, но это совсем не значит, что ему не нужно лечиться.

65) Человек, который не совершает тяжких (смертных) грехов, достоин блаженства Рая.
Дождь может заполнить водой большую бочку, а ведь каждая капля в отдельности кажется невесомой. Так же и незначительные грехи постепенно парализуют совесть и незаметно губят душу.
Смертным является любой грех, который поработил волю человека, поэтому смертный грех рассматривается как качественное понятие, и «законодательного» списка смертных грехов в Православии нет.
По поводу «незначительных» грехов есть замечательная книга архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского) «Апокалипсис мелкого греха».

66) Этого не написано в Библии, значит, это не от Бога!
Даже то, что написано в Библии, можно трактовать так, что к Божественному Откровению это не будет иметь никакого отношения. Самый первый протестант Мартин Лютер поговаривал: «Сам дьявол может цитировать Библию с большой пользой для себя». Вспомним, чем искушал сатана Христа в Пустыне, – цитатами из Священного Писания.
Правильное понимание этого Богодухновенного текста в полной мере доступно его автору и тем, кому он открывает его. Церковь, основанная Христом, является единственным хранителем и, в лице своих святых, верным истолкователем своих священных текстов. Вне Церкви, основанной и утверждаемой Богом, могут существовать лишь фрагменты истины, но не её полнота.
Библия – часть Священного Предания Церкви. Не всё Предание Церкви вошло в Писание. Церковь создала Писание, а не наоборот. Канон Нового Завета формировался не один день и даже не одно десятилетие. Именно Церковь собрала и объединила Богодухновенные тексты в единый канон.

67) Для распавшихся браков в Православии существует «церковный развод».
Понятия «церковный развод» в Православии не существует. Стороне, не являвшейся виновником развода в распавшемся браке, возможно получить у епархиального архиерея благословение на повторный брак, но не на развод. На грех благословения не дают.

68) Обязанность жены – рабское повиновение мужу, так как в Библии написано: «да убоится жена мужа своего» (Еф. 5:33).
Действительно, вышеприведённая цитата находится в послании Апостола Павла к Ефесянам. Встречно, в том же Послании, приводится целых три образа, показывающих как муж-христианин должен любить свою жену. Итак:
– как своё тело
– как самого себя
– как Христос возлюбил Церковь и отдал Себя за неё.
Становится понятно, что при такой любви со стороны мужа под боязнью можно понимать опасение чем-либо омрачить, опорочить такую любовь, но не страх рабы перед хозяином.

69) Креститься нужно для того, чтобы меньше болеть, защититься от проблем, стать настоящим русским.
Кому понравится, когда с ним общаются исключительно с корыстными целями, для того, чтобы что-то получить, выпросить? Поэтому и нам лучше установить с Богом личные, искренние, доверительные отношения, а не выступать в роли эгоистичных попрошаек...
Главный церковный принцип – христоцентричность, Бог, отношения с Ним являются стержнем, сердцевиной духовной жизни. В христианстве следует искать прежде всего Бога, а не личных выгод или соприкосновения с традицией.

70) Крещение – это церковный обряд.
Следует различать Таинства и обряды.
Обряд – лишь внешнее выражение внутреннего содержания богослужения. При помощи обряда человек старается облечь невидимое в видимое, но за формой всегда стоит нечто большее. Внешняя форма совершения может случайно измениться, но суть, которая именуется Таинством, останется той же.

71) Крещение даёт защиту в «энергетическом плане», любой крещёный уже защищён на всю жизнь.
В поликлиниках и моргах крещёных ничуть не меньше, чем атеистов, а даже больше, учитывая численное превосходство крещёных в нашей стране.
Крещением Господь избавляет человека от безусловной власти первородного греха, даёт человеку благодать для духовного роста. Всё, что требуется человеку для спасения от греха и вечной смерти, Бог уже совершил, воплотившись, умерев и воскреснув, основав Свою Церковь. Далее от нас требуются усилия в том, чтобы усвоить плоды искупительного подвига Богочеловека Иисуса Христа. Бог спасает нас, но не без нас. Святые отцы уподобляли Крещение семени. Оно может взрасти и многократно умножиться, а может засохнуть и погибнуть.
Крещение – это духовное рождение, а рождением жизнь лишь начинается, а не считается совершившейся.

72) Подготовка ко Крещению взрослого человека состоит в покупке необходимых принадлежностей и согласовании времени его совершения.
Это лишь внешняя подготовка, значительно важнее подготовка внутренняя.
Взрослый человек должен пройти огласительные занятия по подготовке ко Крещению, осознать важность этого Таинства и свои дальнейшие шаги на пути духовного развития, богоуподобления.

73) Крёстным может быть любой знакомый. Роль крёстного подобна почётному гостю на празднике.
Всё значительно серьёзнее. Крёстный даёт обет Богу воспитывать крестника в христианской вере и ответит за исполнение этого обещания на Страшном Суде.
Задача родителей младенца состоит в том, чтобы найти в помощь себе такого крестного, который является воцерковлённым, глубоко верующим христианином.
Можно сказать, что выбирать крёстного следует значительно внимательнее, чем педагога или врача, ведь он готовит дитя к вечности, а не просто заботится о его временных здоровье или карьере.

74) Именины – это день Ангела.
День Ангела – это день Крещения, когда Богом человеку придаётся Ангел-Хранитель. Именины – это день памяти святого, именем которого назван человек. Чаще всего – это день преставления святого, долгожданный день его встречи с Богом.

75) Ангелы имеют тело с крыльями.
Ангелы – бесплотные духи. Иконописные изображения символически отражают их свойства, например крылья – быстроту перемещения в пространстве.

76) Заповедей всего десять.
Даже если подходить формально, то Заповедей Божиих «всего» девятнадцать: 10 Ветхозаветных и 9 Заповедей Блаженства. Практически же каждое духовно-нравственное поучение Спасителя можно считать заповедью.

77) Существуют неверующие люди, но настолько хорошие, что соблюдают все 10 заповедей.
Обычно люди вспоминают о десяти Ветхозаветных Заповедях. Но эти заповеди были даны, можно сказать, диким племенам. Исполнение этих заповедей в буквальном понимании должно предшествовать Крещению. Для христиан же Христом даны Заповеди Блаженств. Это уже более высокий духовный уровень.
Неверующие не соблюдают минимум три заповеди – первую (главную из всех), вторую и четвертую.

78) Заповеди ограничивают свободу человека.
Да, ограничивают... Иллюзорную свободу грешить. Именно иллюзорную, ибо в Библии про таких сказано «Всякий делающий грех есть раб греха» (Ин.8:34).
По словам святителя Игнатия (Брянчанинова): Духовная свобода есть достояние совершенных христиан. О ней сказал апостол: "Где Дух Господень, там свобода" (2Кор. 3:17).
Свобода – дарованная Богом способность человеческой воли к непринужденному избранию добра.
См. Свобода

79) Если какой-то христианин, а тем более монах или священнослужитель, словом или поступком смутил кого-либо, то нужно избегать Церкви, считая, что делать там нечего.
Иногда приходится слышать от внешних упрёки в адрес церковных людей. Часть из них основана на непонимании миссии Церкви в мире, часть справедлива.
Но на Страшном Суде с нас не спросится за грехи других людей, а только за свои.
Церковь иногда уподобляют больнице, ведь туда приходят только те, кто считает, что вне Бога их жизнь неполноценна, ущербна, бессмысленна, что их природа буквально искалечена – склонна ко злу и смертна. Все люди разные, мы имеем право безапелляционно требовать святости только от одного человека – от себя, к другим мы должны быть снисходительны, ведь мы не знаем обстоятельств их жизни и их духовного возраста.
Любая обида стопроцентно основана на гордыне, это всегда сравнение: как он (она) мог так поступить со МНОЙ! Если бы в храме в конце службы всем вручали по конверту с пачкой денег, то много ли бы было ушедших ранее по причине обиды на поведение рядом стоящих или служащих?

80) Всё телесное, как и само тело, – греховно. Цель христианина – умертвить плоть.
Подобное недоумение может случиться, если не знать, что слово плоть может пониматься двояко. С одной стороны, под плотью христианские подвижники понимают человеческое тело, участвующее вместе с душой в подвигах. С другой же стороны, под плотью ими понимается совокупность страстей, гнездящихся в человеке. Так что умерщвление относится ко грехам, но не к телу, являющемуся частью человеческой личности. В аскетическом плане христианин должен восстановить правильную иерархию – главенство души над телом, а не заниматься членовредительством.
См. Плоть.

81) Главное в праздник Крещения Господня – набрать святой воды.
Вода освящается в храмах круглогодично, хотя и менее торжественно, чем в праздник Богоявления. Главное же в любой из двунадесятых праздников – соединиться с Господом, причаститься Его Пречистых Тела и Крови.

82) На Пасху и Троицу нужно постараться посетить кладбище, помянуть покойных.
Посещения кладбищ в Праздники Светлого Христова Воскресения и Дня рождения Церкви Христовой (Дня Святой Троицы), дни великой Радости для христиан, неуместны.
Церковью установлены особые дни поминовения усопших: Радоница, на десятый день после Праздника Пасхи, и Троицкая родительская суббота, то есть суббота перед Праздником Святой Троицы.

83) Православный обязательно должен в праздник Крещения купаться в проруби, на Масленицу – печь блины, а на Пасху красить яйца и печь куличи.
Всё перечисленное – благочестивые народные традиции, замечательные, но для Спасения в вечности значения не имеющие.

84) В церковном календаре есть праздники: Масленица, Яблочный (Медовый, Ореховый) Спас…
Таких «праздников» в церковном календаре не существует, это отголоски язычества.
Это простонародные, крестьянские названия Праздников: Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня («Медовый Спас»), Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа («Яблочный Спас») и Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа («Ореховый Спас»).

Игумен Петр (Мещеринов): «Все церковное, к чему прикасается язычество, профанируется и опошляется, так что многие люди под Церковью понимают не Христа и христианскую жизнь, а Масленицу, Красную горку, яблочные и прочие «Спасы», «народные приметы» и тому подобные вещи. Вдумайтесь, дорогие читатели: может ли наше спасение быть «медовым»? Можно ли Господа нашего Иисуса Христа назвать «яблочным»? Вот это и есть самый настоящий лубок — когда вместо серьезного разговора о самых значимых и важных для всех людей вещах — о счастье, о смерти — мы говорим о куличах и пасхах...».

85) Экстрасенсы, знахари и белые маги, имеющие на стенах иконы, лечащие молитвами и посылающие в церковь, – делают угодное Богу.
Православный антураж – это элемент рекламы для людей, лечащих с помощью падших духов. Если они будут вешать изображение своего патрона – дьявола, то много у них будет клиентов? Вот и ответ.
До воцерковления автор имел грех обращения к колдунам и целителям, к сожалению, не единичный. Явственно помню, как меня неприятно поразила икона с затёртым ликом (как бы обветшавшим) в комнате у бабки-ворожеи. И второй случай: придя домой, я решил проверить, что за молитву читала экстрасенс, оказалось, что исковерканную молитву Честному Кресту...
Не секрет, что некоторые оккультные целители специально отправляют своих пациентов креститься, причащаться, брать церковные свечи. Таким образом, через них, бесы пытаются глумиться над Святынями (что не мешает Богу потом наставлять обманутых на путь истинный). На мой вопрос о том, стоит ли причащаться, экстрасенс холодно ответила, что не видит в этом смысла, так как и священники к ней якобы на приём приходят, значит им «не помогает». Понятно, что это была явная ложь.

86) Если по неведению отпеть живого человека или поставить за него свечу за упокой, то его ждут неприятности.
Бог не является безликой машиной, механизмом, Бог – Личность, Отец Наш Небесный, Он Свят, то есть абсолютно чужд всякого зла и Премудр, то есть поступает всегда наилучшим образом. Наивно считать, что Бог действует механически, ведь Он видит сердце человека, знает наши мысли и намерения и желает нам спасения.

87) Святая вода приобретает необычные свойства из-за ионов серебра, исходящих от ёмкости или креста.
По этому поводу есть такой анекдот:
«Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду на Волге (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина – десяти метров, скорость течения – 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, – деревянный?»
Освящение воды в Таинстве Крещения вообще совершается просто рукой священника: он крестообразно дует на воду и, погружая в нее персты, трижды осеняет воду знаком креста. И, тем не менее, эта вода имеет все свойства, которые должна иметь святая вода.
См. Вода святая

88) Антихрист – воплощённый сатана.
Антихрист – это человек, еврей из рода Данова. Время его мирового правления будет составлять 3,5 года.

89) В монастырь уходят от житейских проблем и несчастий.
По словам Патриарха Алексия II, «в монастырь не уходят, а приходят». Монашество – не место, а призвание, призвание Божие для любящих молитву и стремящихся к полной самоотдаче на пути к спасению.
А искушений у монахов ничуть не меньше, чем в миру. Духовная борьба в монастыре (если это, конечно, не просто трудовая артель, а настоящий монастырь...) несравненно напряжённее, чем в миру.

90) Еретики – это меньшинство, которое было подавлено большинством.
Меньшинство признавало сторонников святителя Афанасия Великого во время арианской смуты, Максима Исповедника времен монофелиства, Феодора Студита, открыто выступавшего против императора и патриарха.
Очень яркий пример – флорентийская уния. Марк Эфесский оставался единственным истинным епископом в Византии. Но большинство православных его не поддерживали, потому что были в общении с еретиками.

Комментарии

У меня комментарий к 66 пункту, о том, что Церковь создала Писание. Правильнее было бы сказать, что Церковь собрала свод Нового завета. Книги Ветхого Завета существовали задолго до Рождества Христова и образования Церкви. На них (закон и пророки) не раз ссылался Иисус Христос.
 
И еще о заповедях... Деление заповедей Божьих на ветхозаветные и новозаветные привело к тому, что многие христиане сегодня думают, что десять заповедей в ветхом завете с приходом Христа утратили свою силу, или же они были даны исключительно для израильского народа. Вот и вы пишите, что 10 заповедей даны для диких племен ветхого завета... Можно подумать, что мы, христиане нового завета, стали более духовнее...))) Десять заповедей, данные на горе Синай и заповеди, произнесенные Иисусом Христом - это одни и те же заповеди. Просто Христос напомнил израильскому народу, что мотивацией для их исполнения должно быть не желание обрести спасение, а любовь к Богу и ближнему.
 
многие христиане сегодня думают, что десять заповедей в ветхом завете с приходом Христа утратили свою силу
Христиане так не могут думать, христиане знают свою веру...
 

Информация о записи

Автор
Кирилл
Просмотры
5.366
Комментарии
7
Последнее обновление

Поделиться записью

Сверху