Комментарии к мифам о христианстве (21-30)

Эта запись является частью серии записей 90 наиболее популярных мифов о Боге, вере, Церкви и духовной жизни
Комментарии к мифам о христианстве (21-30)

Вопросы, возникшие у читателей после статьи Наиболее популярные мифы о Боге, вере, Церкви и духовной жизни, показали необходимость комментариев к опубликованным тезисам. Постарался сделать их максимально краткими, для более подробного изучения дал ссылки. Дабы не утомлять большим количеством комментариев, буду публиковать их по десяткам.
См. первый десяток комментариев.
См. третий десяток комментариев.
См. четвёртый десяток комментариев.

21) Православие – религия русского народа. Николай Угодник – один из главных русских святых.
Когда мы употребляем термин «восточные религии», то зачастую забываем, что к ним можно условно отнести и христианство (по месту воплощения и земной жизни его основателя – Богочеловека Иисуса Христа). Однако, христианство – транснациональная и транстерриториальная религия. В Россию благая весть о Спасителе была привнесена из Византии более через IX веков после Вознесения Христова. Фактически Православие и способствовало образованию Руси как самостоятельного единого государства, но пытаться монополизировать спасение рамками одной нации – грубейшее искажение Божественного замысла. Разве Христос желает спасения только русским?

Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, почитается всею Вселенскою Церковью. Родился свт. Николай (по-гречески его имя звучало как «Николаос» (Νικόλαος)) в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия (совр. Анталия, Турция). Он служил епископом в г. Мира (совр. Демре).

22) Христианство заключается в соблюдении постов, участии в церковных богослужениях, молитве.

В данном тезисе смешаны цель и средства её достижения.
Хорошие мужья дарят жёнам цветы, общаются с ними, вместе гуляют, ходят в кино, театр, участвуют в воспитании детей, помогают им в домашнем хозяйстве. Но это всё не цель, а внешнее выражение любви, глубокого внутреннего чувства. Мы же не можем сказать, что цель брака – взаимные подарки и взаимопомощь, педагогика, цель брака – реализация любви, общения, единения с любимым человеком.

Цель жизни христианина – любовь ко Христу, стремление уподобиться Ему, пребывать в Его благодати, общаться с Ним. Средствами достижения этого и являются богослужения, пост и молитва.
Православие – это образ жизни. Не только учение, не только богослужения и молитвы, нравственные нормы и традиции Богопочитания, но вся жизнь целиком.

В заключение приведу слова прп. Серафима Саровского:
«Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее».

23) Христиане – это те, кто крещён.
Желающий управлять автомобилем, проходит курс обучения, затем получает водительские права. Получив их, он может стать профессиональным автогонщиком, а может спрятать права и забыть о желании управлять автомашиной. Права дают возможность, но не делают водителем автоматически.

Крещение – это важнейший этап воцерковления, которому предшествуют вера и покаяние и последует церковная жизнь. Крещение является духовным рождением, актом приобщения к Церкви. Для того, чтобы достойно прожить жизнь, реализовать себя, недостаточно просто родиться. Святые отцы сравнивают крещение с семенем, которое может вырасти и дать плод, а может засохнуть и умереть.
Благодать Крещения – это дар, который должен быть свободно усвоен (принят). Крещены были и Ленин, и Сталин, и Гитлер, и Берия, 70% россиян крещены, кто же тогда ворует, пьёт, изменяет? Крещение – начало пути преображения, перерождения, обожения, оно не происходит механически, это не индульгенция и не магический ритуал. Без духовной жизни крещение тщетно.
Таинство Крещения – залог вечной жизни, в нём человек омывается от скверны первородного греха и ему прощаются все предыдущие личные грехи, человеку даётся благодать для последующего духовного роста и Ангел-Хранитель, помогающий ему в духовной борьбе. Образно говоря, человек как бы выходит из тюрьмы на свободу. Однако зачастую люди стремятся обратно в темницу греха, отвергая дар вечной жизни. Во время Таинства новокрещёный (или восприемник (младенца)) отрицается от сатаны и всех дел его, если же человек не реализует это обещание своей жизнью, то это будет лишь пустая декларация…

24) Христианство лишает человека свободы, но зато и избавляет от ответственности, гарантируя райские блага.

Человек создан Творцом по Своему образу и подобию. Образ – то, что изначально вложено в нас Творцом, Его черты. Бог – Личность и мы личности, свободен – и мы обладаем свободой, разумен – и мы обладаем разумом, вечен – дал нам бессмертную душу и т.д. Подобие – возможность уподобиться Богу, обретать святость.

Одной из черт образа Божьего в человеке является свобода. Богу ничего не стоило создать людей в виде рабов, машин, марионеток, которые были бы лишены свободы выбора. Но Господь создал нас по любви и для любви, а любовь невозможна без свободы.
Духовную жизнь можно уподобить шествию по канату, даже в конце пути канатоходец не застрахован от падения, требуется непрестанное внимание и духовное трезвение.
Духовная жизнь человека строится при посредстве Божественной благодати и свободных человеческих усилий. От человека требуются желание и усердие воли в борьбе с грехом и стяжании добродетелей. От благодатной помощи Бога приходит сама победа над грехом и сами добродетели. Духовная жизнь осуществляется в соработничестве Бога и человека. Духовная жизнь созидается в Церкви, поскольку в ней (в ее Таинствах и Богослужениях) пребывает и обильно изливается сама Божественная благодать.

В качестве примера приведём эпизод из жития преподобного Макария Великого:
Когда святая душа Макария была взята херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили:
– О, какой славы сподобился ты, Макарий!
Святой отвечал бесам:
– Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал.
Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили:
– Действительно избежал ты наших рук, Макарий!
Но он сказал:
– Нет, но надобно и еще избежать.
И когда преподобный был уже во вратах рая, бесы, с сильным воплем, кричали:
– Избежал нас, избежал.
Тогда Макарий громким голосом ответил бесам:
– Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней.

См. Свобода.

25) Цель церковных постов – неядение определённых продуктов.
Пищевые ограничения – это лишь гастрономическая составляющая поста. По словам прп. Иоанна Дамаскина: «Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы».
См. подробнее:Посты.

26) Цель христианской жизни – борьба с грехами.

В аскетическом плане духовная жизнь христианина подразумевает два взаимосопряжённых аспекта:
– борьбы с грехами и
– возрастание в добродетелях.
Целью же христианской жизни является богоуподобление, богопознание и богообщение.
По словам игумена Петра (Мещеринова): «Христианство имеет определенную иерархию ценностей, и главное в нем – Сам Христос, Его божественная Личность. Он есть «Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1:8); Он есть «Путь, Истина, Жизнь и Воскресение» (Ин. 14:6), (Ин.11:25); для верующего Христос – это всё (прп. Марк Подвижник). Цель жизни христианина — соединиться со Христом, жить Им и с Ним, и в Нем обрести спасение и мир, счастье и бессмертие. Именно для этой — ни для какой иной – цели Бог основал на земле Церковь, в которой через Таинства Духом Святым и происходит приобщение верующей души Христу Господу».
Целью церковной жизни в целом является приобщение к спасению, обретение Царства Божия (Лк. 17:21) и святости Христовой (Мф. 5:48), (1 Пет. 1:15-16).

27) Христиане поклоняются иконам.

Догмат иконопочитания гласит: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». Т.е. мы поклоняемся личности, изображённой на иконе, а не доске и краскам. Так же как, рассматривая фотографии близких людей, мы используем саму фотографию как средство, а не как объект поклонения.
Чудотворные иконы – иконы, через которые Господь, по ведомым Ему причинам, особо преподаёт благодать.
См. Иконопочитание.

28) Святые – это только официально канонизированные Церковью люди.

По словам протодиакона Андрея Кураева, «канонизация – это не пропуск в рай (Господь туда сам зовет), а урок для нас». Кроме того, к канонизированным Церковью святым мы можем обращаться с просьбой о ходатайстве за нас перед Богом. Что, несомненно, не исключает возможность прямого молитвенного обращения ко Творцу.
Всех Своих святых знает только Бог, а Церковь свидетельствует о блаженной участи лишь некоторых из них.
См. Святые и святость.

29) Решение человеческих проблем распределено по определённым святым.

Всем известно, что, например, о благополучном морском путешествии молятся свт. Николаю Чудотворцу, о нахождении потерянной вещи – мученику Иоанну Воину, об успехах в учёбе – преподобному Сергию Радонежскому. Не нужно воспринимать это грубо-буквально, любому святому можно молиться в любых нуждах. Однако мы не можем исключить того, что Господь может даровать некоторым святым благодать помощи в особых случаях.

30) Среди людей, достигших святости, ближе всех к Богу мужчина.
Из всего сонма святых угодников Божиих только Пресвятую Богородицу мы именуем как «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», то есть несравненно высшую даже двух ближайших к Богу ангельских чинов.
См. Богородица.

Благодарю за помощь преподавателя Догматического Богословия Леонова Алексея Михайловича.

Комментарии

Спаси Вас Господи, Кирилл за такой полезный труд. Даже те, кто уже достаточно давно ходят в Церковь, не всегда четко осознают цели христианской жизни и средства к ее достижению.
 
Дорогой Кирилл, к сожалению, я не нашёл в пункте 24 ответа на миф об отсутствии ответственности и поэтому дерзну дополнить от себя:
Если бы мы были лишены свободы (детерминация, железная предопределённость будущего), то мы бы не несли ответственности, ведь если изначально всё уже предрешено, то как же мы можем свободно выбирать? А если бы мы не могли выбирать, то и не было бы за нами никакой ответственности. Мы всегда можем выбирать, даже если нашем выбором окажется смерть или отказ от права выбора (плыть по течению).

Со свободой, кстати, связано некое ограничение "всеведения Божьего". Ведь если бы Бог детально точно знал будущее, то всё было бы заранее предопределено и у нас бы не было реальной свободы выбора, а лишь мнимая...

Так же как Бог сам ограничил свою свободу, дабы у человека была реальная свобода, так же Он, по моему мнению, ограничил и Своё всеведение, поскольку будущее творится лишь тогда, когда человек делает свой выбор.
 
...если бы Бог детально точно знал будущее...
Геннадий, благодарю за дополнение! Только один нюанс, Бог обладает всеведением, Он детально точно знал и всегда знает будущее. Он вне времени, а вне времени нет прошлого и будущего.
См. Предвидение и предопределение: http://azbyka.ru/dictionary/15/predvidenie_i_predopredelenie.shtml
 
Кирилл, что же Вы ссылаетесь на отцов церкви.
Такая манера - это фундамент фарисейских заблуждений.

Отцы Вам подсказывают, а там Вы уже на Святое Писание смотрите и ссылайтесь.
Все мысли что Бог хотел дать нам, Он дал в Завете.
 
Кирилл, что же Вы ссылаетесь на отцов церкви.
Я ссылаюсь на тех, кто ближе меня к Богу, кто лучше меня знает Его, кому Он даёт откровение о Себе.
а там Вы уже на Святое Писание смотрите...
Смотрю, как видите, и ссылаюсь. Но и Отцы не противоречат Священному Писанию.
Все мысли что Бог хотел дать нам, Он дал в Завете...
А Священное Писание кто написал? А Церковь Кто основал? А разве Святой Дух не продолжает жить в Церкви? Разве Бог оставил нам лишь книгу? Разве не Он сказал: Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20)?
 
Последнее редактирование:

Информация о записи

Автор
Кирилл
Просмотры
5.410
Комментарии
5
Последнее обновление

Поделиться записью

Сверху