Комментарии к мифам о христианстве (51-60)
Вопросы, возникшие у читателей после статьи Наиболее популярные мифы о Боге, вере, Церкви и духовной жизни, показали необходимость комментариев к опубликованным тезисам. Постарался сделать их максимально краткими, для более подробного изучения дал ссылки. Дабы не утомлять большим количеством комментариев, буду публиковать их по десяткам.
См. первый десяток комментариев
См. второй десяток комментариев
См. третий десяток комментариев
См. четвёртый десяток комментариев
См. пятый десяток комментариев
51) Человек должен молиться главным образом в храме.
Келейная и общественная молитвы имеют свое обоснование в Священном Писании. О келейной молитве сказано: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Об общественной молитве Христос в Евангелии говорит так: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19–20).
Мы видим, что моление дома и в храме не противоречит, а дополняет одно другое. Однако церковная молитва почиталась святыми отцами неизмеримо выше молитвы келейной. Преподобный Евфросин Псковский говорил так: «Если и всю ночь простоишь в своей келье на молитве, это не сравняется одному общему «Господи помилуй». А преподобный Иосиф Волоцкий добавлял: «Помолиться дома можно, но помолиться так, как в церкви, где множество отцов, где единодушно воссылается к Богу пение, где единомыслие, и согласие, и союз любви, — невозможно. В это время… не только люди вопиют трепетным гласом, но и ангелы припадают к Владыке, и архангелы молятся».
Поэтому надо сочетать молитву дома и в храме и ни в коем случае не пренебрегать общественной молитвой. Мы не рассматриваем здесь особые, исключительные подвиги отшельничества.
52) Основное назначение храмов – место установки свечей и совершения частных молитв.
В храмах совершаются соборные молитвы, Церковные Таинства и прочие священнодействия. Главное из них – Таинство Святого Причащения совершается на главном общественном богослужении – Божественной Литургии.
О значении этого Таинства: Таинство Святого Причащения.
В предыдущем тезисе мы уже приводили слова Спасителя о том, что Ему особенно угодна соборная молитва. Также как и для нас одинаково дороги все наши дети, до и и Господу угодно, чтобы Его дети вместе собирались для доброго дела.
53) Для спасения достаточно быть порядочным человеком (не воровать, не убивать).
«Вся праведность ваша как запачканная одежда…», пророчествовал Исаия.
«Делами закона не оправдается <...> никакая плоть» (Рим. 3:20).
Тем не менее, рассматриваемое утверждение вызывает несколько вопросов:
— Что значит быть порядочным, каков незыблемый критерий порядочности?
С момента легализации абортов Лениным, в современной России они стали "обычным" явлением. Мы фактически живём в состоянии войны, где ежедневно погибают тысячи невинных. Для многих это нормально ("порядочно")...
— Если можно спастись добродетельным поведением, то для чего Бог воплощался и шёл на Крест? Вспомним, что десять Заповедей были даны Богом через пророка и боговидца Моисея, т.е. Заповеди сами по себе не требовали Боговоплощения.
Бог дал человечеству, не подверженные времени и нравам общества, ориентиры порядочности – Свои Заповеди.
Причём выдающиеся святые свидетельствуют, что по мере духовного совершенствования подвижник видит в себе всё больше и больше грехов, а не успокаивается своей порядочностью. Преп. Симеон Новый Богослов говорит: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».
См. Можно ли быть хорошим и не спастись? Почему стул не наследует жизнь вечную? и др.
54) Большинство людей спасутся.
Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7:13-14).
И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1Пет. 4:18).
Спасение – это не юридическая процедура, а приобщение человека к Богу. Можно привести пример пляжа. Одно и то же солнце одному доставляет удовольствие, а другого нестерпимо, мучительно палит.
Христос засвидетельствовал, что даже тех, кто считает себя христианином, спасутся не все: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф.7:21).
55) Из 12 Апостолов отступил от Христа один Иуда.
По страху и малодушию от Христа отступили все Апостолы, кроме Иоанна. Иоанн, единственный из всех Апостолов, не убоялся расправы со стороны иудеев, когда Спасителя взяли под стражу, и вместе с Пресвятой Богородицей был при Кресте, на котором распяли Господа. Апостолы разбежались, даже Петр отрекся от Христа, и только Иоанн остался верен своему любимому Учителю. За это Господь, умирая на Кресте страшной, мучительной смертью, проявляет Свою особую любовь и заботу об Иоанне: Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Ин. 19:26–27.)
Следует отметить, что десять оступившихся Апостолов в последствии отдали свои жизни за Христа.
56) Не согрешишь – не покаешься. Живи, как хочешь, только не забывай грехи вовремя смывать на исповеди.
Это тезис из серии: Не запачкаешься – не помоешься
.
Аналогично существует миф о том, что Таинство Покаяния заключается в том, что человек называет грехи вслух или подает бумажку с записанными на ней грехами, а священник их прощает. Это заблуждение обычно вызывает массу недоумений у нехристиан: «вот вам удобно, греши, сколько хочешь, только на исповедь регулярно ходи!».
Важно не путать раскаяние и покаяние. Предатель Христа, Иуда, согласно Евангелию, раскаялся. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам (Мф.27:3).
Покаяние – это изменение жизни, твёрдая решимость не повторять грех, в буквальном переводе с греческого "перемена ума". Раскаяние – это сожаление о совершённой ошибке, грехе. Иуда Искариот раскаялся… но после этого удавился. А Петр, предав Христа, нашёл в себе силы к покаянию и чествуется в числе Первоверховных Апостолов.
57) Ни в одном православном храме невозможно получить всё необходимое для спасения бесплатно.
К счастью, и всегда можно было, и сейчас. Ценники за свечи, записки, требы и Таинства в тех храмах, где они есть, являются лишь рекомендованным размером пожертвований. Не верите? Спросите у свечницы. Если она запямятовала, то напомните ей слова Святейшего Патриарха Алексия II: "Каждый человек по велению своего сердца приходит в храм, его никто не заставляет это делать. Он приходит по своей воле. Если он приобретает свечу, – это его жертва. Но когда над свечным ящиком огромными буквами написана цена на свечи, – нам очень трудно убедить кого-то, что это действительно жертва... Ни в коем случае не следует устанавливать жесткую тарификацию за совершение служб или исполнение Таинств". (Из доклада на ежегодном заседании Епархиального собрания города Москвы, 21 декабря 2005г.).
С другой стороны – в Православной Церкви нет догмата о том, что свечи являются необходимым элементом спасения. Свеча – это жертва на храм и вещественный символ молитвы.
58) Святые – безгрешные люди.
В полном значении этого слова безгрешен лишь Христос, святые – это люди приобщённые ко Христу, уподобившиеся Ему в той степени, что могут служить примером другим членам Церкви. «Канонизация святых – это не пропуск в рай, а пример для нас».
Процесс Богоуподобления бесконечен, чем ближе прозрачный сосуд с водой к источнику света, тем лучше видна находящаяся в воде грязь, чем более святые приближались к Богу, тем яснее видели себя как величайшие грешники.
59) Мощи – это только нетленные тела людей.
Этим широко распространённым заблуждением активно пользовались для антирелигиозной пропаганды большевики. Видя в храме раку (гроб) многие люди действительно себе представляли, что внутри находится нетленное тело, тем более что такие прецеденты встречаются, например, нетленное тело преподобного Александра Свирского, но это исключительные случаи.
«Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые и нетленные тела…»
Подробнее см. Мощи.
60) В Раю и аду будут находиться только души людей, без тел.
Смерть – временное разлучение души и тела. Во Втором Пришествии Христовом все люди будут воскрешены с нетленными телами, т.к. человек без тела – не вполне человек, ведь тело – это часть человеческой личности.
См. Тело.
Вопросы, возникшие у читателей после статьи Наиболее популярные мифы о Боге, вере, Церкви и духовной жизни, показали необходимость комментариев к опубликованным тезисам. Постарался сделать их максимально краткими, для более подробного изучения дал ссылки. Дабы не утомлять большим количеством комментариев, буду публиковать их по десяткам.
См. первый десяток комментариев
См. второй десяток комментариев
См. третий десяток комментариев
См. четвёртый десяток комментариев
См. пятый десяток комментариев
51) Человек должен молиться главным образом в храме.
Келейная и общественная молитвы имеют свое обоснование в Священном Писании. О келейной молитве сказано: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Об общественной молитве Христос в Евангелии говорит так: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19–20).
Мы видим, что моление дома и в храме не противоречит, а дополняет одно другое. Однако церковная молитва почиталась святыми отцами неизмеримо выше молитвы келейной. Преподобный Евфросин Псковский говорил так: «Если и всю ночь простоишь в своей келье на молитве, это не сравняется одному общему «Господи помилуй». А преподобный Иосиф Волоцкий добавлял: «Помолиться дома можно, но помолиться так, как в церкви, где множество отцов, где единодушно воссылается к Богу пение, где единомыслие, и согласие, и союз любви, — невозможно. В это время… не только люди вопиют трепетным гласом, но и ангелы припадают к Владыке, и архангелы молятся».
Поэтому надо сочетать молитву дома и в храме и ни в коем случае не пренебрегать общественной молитвой. Мы не рассматриваем здесь особые, исключительные подвиги отшельничества.
52) Основное назначение храмов – место установки свечей и совершения частных молитв.
В храмах совершаются соборные молитвы, Церковные Таинства и прочие священнодействия. Главное из них – Таинство Святого Причащения совершается на главном общественном богослужении – Божественной Литургии.
О значении этого Таинства: Таинство Святого Причащения.
В предыдущем тезисе мы уже приводили слова Спасителя о том, что Ему особенно угодна соборная молитва. Также как и для нас одинаково дороги все наши дети, до и и Господу угодно, чтобы Его дети вместе собирались для доброго дела.
53) Для спасения достаточно быть порядочным человеком (не воровать, не убивать).
«Вся праведность ваша как запачканная одежда…», пророчествовал Исаия.
«Делами закона не оправдается <...> никакая плоть» (Рим. 3:20).
Тем не менее, рассматриваемое утверждение вызывает несколько вопросов:
— Что значит быть порядочным, каков незыблемый критерий порядочности?
С момента легализации абортов Лениным, в современной России они стали "обычным" явлением. Мы фактически живём в состоянии войны, где ежедневно погибают тысячи невинных. Для многих это нормально ("порядочно")...
— Если можно спастись добродетельным поведением, то для чего Бог воплощался и шёл на Крест? Вспомним, что десять Заповедей были даны Богом через пророка и боговидца Моисея, т.е. Заповеди сами по себе не требовали Боговоплощения.
Бог дал человечеству, не подверженные времени и нравам общества, ориентиры порядочности – Свои Заповеди.
Причём выдающиеся святые свидетельствуют, что по мере духовного совершенствования подвижник видит в себе всё больше и больше грехов, а не успокаивается своей порядочностью. Преп. Симеон Новый Богослов говорит: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».
См. Можно ли быть хорошим и не спастись? Почему стул не наследует жизнь вечную? и др.
54) Большинство людей спасутся.
Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7:13-14).
И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1Пет. 4:18).
Спасение – это не юридическая процедура, а приобщение человека к Богу. Можно привести пример пляжа. Одно и то же солнце одному доставляет удовольствие, а другого нестерпимо, мучительно палит.
Христос засвидетельствовал, что даже тех, кто считает себя христианином, спасутся не все: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф.7:21).
55) Из 12 Апостолов отступил от Христа один Иуда.
По страху и малодушию от Христа отступили все Апостолы, кроме Иоанна. Иоанн, единственный из всех Апостолов, не убоялся расправы со стороны иудеев, когда Спасителя взяли под стражу, и вместе с Пресвятой Богородицей был при Кресте, на котором распяли Господа. Апостолы разбежались, даже Петр отрекся от Христа, и только Иоанн остался верен своему любимому Учителю. За это Господь, умирая на Кресте страшной, мучительной смертью, проявляет Свою особую любовь и заботу об Иоанне: Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Ин. 19:26–27.)
Следует отметить, что десять оступившихся Апостолов в последствии отдали свои жизни за Христа.
56) Не согрешишь – не покаешься. Живи, как хочешь, только не забывай грехи вовремя смывать на исповеди.
Это тезис из серии: Не запачкаешься – не помоешься
Аналогично существует миф о том, что Таинство Покаяния заключается в том, что человек называет грехи вслух или подает бумажку с записанными на ней грехами, а священник их прощает. Это заблуждение обычно вызывает массу недоумений у нехристиан: «вот вам удобно, греши, сколько хочешь, только на исповедь регулярно ходи!».
Важно не путать раскаяние и покаяние. Предатель Христа, Иуда, согласно Евангелию, раскаялся. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам (Мф.27:3).
Покаяние – это изменение жизни, твёрдая решимость не повторять грех, в буквальном переводе с греческого "перемена ума". Раскаяние – это сожаление о совершённой ошибке, грехе. Иуда Искариот раскаялся… но после этого удавился. А Петр, предав Христа, нашёл в себе силы к покаянию и чествуется в числе Первоверховных Апостолов.
57) Ни в одном православном храме невозможно получить всё необходимое для спасения бесплатно.
К счастью, и всегда можно было, и сейчас. Ценники за свечи, записки, требы и Таинства в тех храмах, где они есть, являются лишь рекомендованным размером пожертвований. Не верите? Спросите у свечницы. Если она запямятовала, то напомните ей слова Святейшего Патриарха Алексия II: "Каждый человек по велению своего сердца приходит в храм, его никто не заставляет это делать. Он приходит по своей воле. Если он приобретает свечу, – это его жертва. Но когда над свечным ящиком огромными буквами написана цена на свечи, – нам очень трудно убедить кого-то, что это действительно жертва... Ни в коем случае не следует устанавливать жесткую тарификацию за совершение служб или исполнение Таинств". (Из доклада на ежегодном заседании Епархиального собрания города Москвы, 21 декабря 2005г.).
С другой стороны – в Православной Церкви нет догмата о том, что свечи являются необходимым элементом спасения. Свеча – это жертва на храм и вещественный символ молитвы.
58) Святые – безгрешные люди.
В полном значении этого слова безгрешен лишь Христос, святые – это люди приобщённые ко Христу, уподобившиеся Ему в той степени, что могут служить примером другим членам Церкви. «Канонизация святых – это не пропуск в рай, а пример для нас».
Процесс Богоуподобления бесконечен, чем ближе прозрачный сосуд с водой к источнику света, тем лучше видна находящаяся в воде грязь, чем более святые приближались к Богу, тем яснее видели себя как величайшие грешники.
59) Мощи – это только нетленные тела людей.
Этим широко распространённым заблуждением активно пользовались для антирелигиозной пропаганды большевики. Видя в храме раку (гроб) многие люди действительно себе представляли, что внутри находится нетленное тело, тем более что такие прецеденты встречаются, например, нетленное тело преподобного Александра Свирского, но это исключительные случаи.
«Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые и нетленные тела…»
Подробнее см. Мощи.
60) В Раю и аду будут находиться только души людей, без тел.
Смерть – временное разлучение души и тела. Во Втором Пришествии Христовом все люди будут воскрешены с нетленными телами, т.к. человек без тела – не вполне человек, ведь тело – это часть человеческой личности.
См. Тело.